Хубулова Анжела
Консультация «Здоровый ребенок — талантливый ребенок»
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ №2 «Дюймовочка»
Воспитатель: Хубулова Анжела Нугзаровна
Консультация на тему : "Здоровый ребенок - талантливый ребенок"
На сегодняшний день нет однозначной формулировки такого понятия, как «одарённость». Каждый исследователь находит свой подход к этой проблеме. Тем не менее, если проанализировать психолого-педагогическую литературу, то можно определить «одарённость» как качество психики человека, развивающееся на протяжении всей жизни и влияющее на способность личности достигать результатов, отличных от стандартных. Также психологи отмечают, что такое явление является результатом взаимодействия врождённых данных человека, окружающего социума и психологических механизмов саморазвития.
Публикация «Консультация „Здоровый ребенок — талантливый ребенок“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Одарённый ребёнок характеризуется устойчивым интересом к отдельным областям науки и творчества, активным типом поведения, способностью к самоорганизации и новаторству. Своевременное выявление данных параметров позволяет выявить потенциал ребёнка на самых ранних этапах без использования специальных методик.
Одарённый ребёнок – это ребёнок (с 2 лет до 18, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Следовательно, это опережающее интеллектуальное, психоэмоциональное развитие, яркие способности к творческому труду, неординарное мышление и суждение, а также поведение, свойственное взрослому человеку.
Как правило, одарёнными детьми считают учащихся с высокой степенью раннего умственного, творческого и психомоторного развития относительно своих сверстников, а также с признаками формулирования новых идей, новаторства. Учитывая ранний возраст, речь, как правило, идёт о потенциальной одарённости, которая зависит от одновременно сочетания различных факторов, включая психологическую обстановку в семье, своевременное выявление способностей, наличие благоприятных педагогических условий развития научного или творческого потенциала ребенка. Многие ученые выделяют три типа одарё нности: академическую (отличники в школе); творческую (способности к искусствам – маленькие поэты, танцоры, художники); интеллектуальную – чрезвычайно раннее развитие: освоение письма, чтения, счёта в 2–3 года).
Кто такой одарённый ребенок? Это вопрос, на который нет однозначного ответа. Итак, на сегодняшний день существуют такие прямо противоположные мнения, как:
- одарённые дети — редкость, нестандартные способности развиваются в процессе обучения;
- все дети рождаются одарёнными, дальнейшее проявление их способностей зависит от условий общества.
Так или иначе, одарённый ребёнок — это индивид, проявляющий какие-либо способности выше среднего установленного уровня. Как должны проявляться эти способности — в той или иной области знаний или в нескольких, как их диагностировать в раннем возрасте, что является «эталоном», а что «экстраординарным» — все эти вопросы продолжают искать психологи всего мира.
Тем не менее в специальной литературе отмечалась определённая структурированность, систематизация полученных данных из различных наблюдений, исследований, экспериментов. Мы поделимся этой информацией ниже.
Что же нужно растущему организму для сохранения и укрепления
его здоровья? Назовем эти потребности.
1. Двигательная активность.
2. Питание.
Главная его функция, как всем известно, обеспечение организма
энергией. Энергия нужна детскому организму ля поддержания
температуры тела, выполнения физической работы, обмена веществ,
работы мозга, роста. Питаться надо рационально, правильно
распределяя общее количество пищи в течение дня.
3. Благоприятная внешняя среда.
Характерные признаки одарённости
Одарённый ребёнок (портрет) — это ребёнок, который явно выделяется нестандартными, неожиданными, иногда очень значимыми достижениями (или прослеживается внутренний потенциал для осуществления таких действий) в различных или определённых видах деятельности.
На что стоит обратить внимание, чтобы говорить о необыкновенных способностях ребёнка?
Можно выделить два аспекта поведения ребё нка: инструментальный (каким способом выполняется действие) и мотивационный (прямое отношение ребёнка к деятельности). Соответственно, существуют понятные критерии, согласно которым можно определить уровень «одарённости». Следовательно, инструментальный аспект характеризуется по:
быстроте (когда ребёнок развивается «не по своему возрасту»);
изобретению новых способов решения текущей проблемной ситуации;
формированию творческих идей, открытий (инноваций).
Зачастую ребёнок со сверхспособностями создаёт собственный стиль выполнения какой-либо деятельности, сам определяет последовательность и создаёт структуру, анализирует, объединяет задачи, а также имеет особый, индивидуальный тип обучаемости. Такая особенность ставит дополнительную задачу перед преподавателем.
Мотивационный аспект проявляется в следующем:
возрастает интерес к любому виду деятельности;
ребёнок пытается вникнуть в суть, понять причинно-следственные связи, обладает познавательной активностью, а также склонностью к исследованию;
стремление к самосовершенствованию, отказ от готовых стандартных ответов на поставленные задачи;
повышенная избирательность, поиск своего отношения к происходящему.
В дошкольном возрасте часто педагогами выявляются одарённые дети на основании именно мотивационного аспекта. Таких детей отличает особое стремление изучить окружающий мир, готовность к новым действиям, способность решения проблемной ситуации с помощью нестандартных способов.
Но это не значит, что нужно делать преждевременные выводы, заметив в поведении ребёнка описанные признаки.
Основные виды одарё нности:
Явная, когда ребёнок проявляет свои уникальные способности моментально, ярко и нет других предположений, что он в числе одарённых детей. Мировая практика говорит, что всего 1-3% от общего числа детей относятся к явно одарённым;
Возрастная одарённость, когда на протяжении определённого возрастного периода у ребёнка проявляются способности, но позже одарённость пропадает, стремительным способом.
Скрытая или непроявленная, когда дети просто перестают проявлять себя в учебной или какой-то другой деятельности. Это период часто связан со школьным этапом. По словам специалистов, речь идёт о 20-25% от общего числа учащихся, что является явным большинством.
В зависимости от возраста ребёнка выделяют три категории одарё нности:
Дети, выделяющиеся необычно быстрым темпом умственного развития, высоким уровнем интеллекта в целом (такие дети относительно чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрастах).
Дети с обычным интеллектом, но резко выделяющиеся в определённых видах занятий (например, в математике или какой-нибудь другой области науки). Такие дети могут обнаруживаться в подростковом возрасте.
Дети, которые пока не достигают успехов в каких-либо видах учения или творческих занятий, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью суждений, незаурядными умственными резервами. Это случаи, когда можно говорить о потенциальной, или «скрытой», одарённости. Умственные возможности таких учащихся нередко раскрываются уже в старшем школьном возрасте.
Типы одарё нности:
Интеллектуальный. К данному типу одарённости относятся дети, склонные к философскому осмыслению, которые пытаются досконально анализировать изучаемый материал. Усвоение различных предметов происходит благодаря высокому интеллекту и развитому уму. Для расширения кругозора и качественного изучения темы проявляется собственное желание, применяется дополнительная литература.
Академический. У детей данного типа также наблюдается высокий интеллект, но основным является высокий уровень обучаемости. Дети этого типа одарённости, прежде всего, умеют блестяще учиться. Медалисты являются группой, явно отображающей данный тип.
Художественный. Соответственно, данный тип проявляется в высоких показателях в художественной деятельности, а именно: творчестве, музыке, танце, живописи, скульптуре, актерском мастерстве. «И танцует и поет, и конфеты продаёт…» Зачастую мы видим, что у ребёнка может проявляться сразу несколько талантов.
Креативный. Характеризуется нестандартностью мышления, отличающимся от других взгляде на мир. Нежелание быть похожими на остальных является основой их одарённости, благодаря которой и формируется их нестандартное видение мира. Для того, чтобы увидеть подлинные творческие способности этих учеников, им нужно предлагать нестандартные задания, особые творческие или исследовательские проекты.
Лидерская или социальная одарённость характерна для детей, обладающих способностью понимать других людей, качественно взаимодействовать, строить с ними отношения, руководить ими. Лидерская одаренность основывается на высоком уровне интеллекта, хорошо развитой интуиции, умении распознавать чувства и определять потребности других людей, сопереживать, тонком чувстве юмора, харизме и умении комфортно чувствовать себя на публике. Всё это помогает им нравиться окружающим.
Психомоторная или спортивная одарённость. К этому типу относятся дети с ярко выраженной активностью, энергичностью, стремлением к участию во всевозможных соревнованиях. Для них характерна быстрота реакции, лёгкость в движениях, хорошая координация и физическая выносливость.
Психологические особенности одарённого ребё нка:
Часто проходит через последовательные этапы своего развития.
Абстрактное мышление, ранняя речь и хорошая память.
Рано начинает классифицировать поступающую информацию и собственный опыт, с удовольствием отдаётся коллекционированию.
Значительный словарный запас, сформированный чтением научной литературы, словарей и энциклопедий.
Способность выполнять рад задач одновременно.
Любопытство к окружающему миру помогает преодолевать препятствия и ограничения на пути.
Определяет причинно-следственную связь на ранних этапах.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод о том, что одарённый ребёнок характеризуется устойчивым интересом к отдельным областям науки и творчества, активным типом поведения, способностью к самоорганизации и новаторству. Своевременное выявление данных параметров позволяет выявить потенциал ребёнка на самых ранних этапах без использования специальных методик.
Ряд вопросов, связанных с определением понятия «одарённых детей», их выявлением и развитием заложенных природой способностей в рамках учебных заведений, требует более детального изучения.
Психологи пришли к выводу, что именно в детстве следует уделять особое внимание диагностике и развитию способностей. Дело в том, что именно в период созревания происходит формирование различных индивидуально — психологических качеств. Воспитание одарённых детей является важной составляющей последующего развития способностей. Поэтому учителя должны уделять особое внимание таким ученикам. Детский возраст характеризуется повышенной активностью различных психических процессов, формированием личности. Такая почва благодатна для развития врождённых задатков ребёнка.
О потенциале говорят, когда у малыша появляются природные задатки и способности, которые на данный момент остаются нераскрытыми. В диагностике данного типа способностей ребёнка должны принимать участие не только воспитатели, но и родители одарённых детей, так как близкие родственники имеют возможность длительное время наблюдать за поведением ребёнка, выявлять закономерности. Узнайте больше о том, как развить внимание и эмоционально-волевую сферу у своего ребёнка.
В современных реалиях мира, когда особая индивидуальность может повлиять на реализацию в обществе, вопрос с одарённостью особо актуален. Родители прилагают немало усилий, чтоб распознать и увлечь собственное чадо подходящим направлением. Порой это происходит даже вразрез с желаниями ребёнка, нанося глубокие раны его несформировавшейся психике. Поэтому хочется пожелать родителям, в первую очередь, воспитать порядочного человека. А вот станет ли он чемпионом или нет, покажет время.
Источники:
1. Магафурова Д. Н. Анализ общих методов выявления одаренных детей / Д. Н. Магафурова, В. И. Тесленко // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. – 2014 – №1 (27)
2. Добровольская С. О. Принципы и методы выявления одаренных детей
3. Лучинин А. Психодиагностика / А. Лучинин. – М. : Эксмо, 2008
4. Акимова М. К. Психологическая диагностика / под ред. М. К. Акимовой. – СПб. : Питер, 2005 – 303 с.
6. Одаренные дети / общ. ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого; предисл. В. М. Слуцкого. – М. : Прогресс, 1991 – 376 с.
7. Лалетин Н. В. Ключевые факторы развития олимпиадного движения школьников в Красноярском крае / Н. В. Лалетин // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. – 2010 – №2.
8. Психология одаренности: от теории к практике / под ред. Д. В. Ушакова. – М. : Изд-во Института психологии РАН, 1999
9. Гуревич К. М. Психологическая диагностика: учебное пособие / К. М. Гуревич, Е. М. Борисова. – М. : Изд-во УРАО, 2000
10. Чайко О. А. «Одарённый ребёнок — какой он?» методическая разработка МАОУ «Средняя школа №33», 2020 г.
11. Новак Е. В. «Методы диагностики по выявлению одарённых детей», Методкопилка, 2014