Наталья Алыкова
Консультация для педагогов «Психолого-педагогическое сопровождение учащихся — залог успешной реализации ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
«Психолого-педагогическое сопровождение учащихся –
залог успешной реализации ФГОС»
С введением новых стандартов происходит процесс слияния школьной психологической работы с учебно-воспитательной системой, превращение их в единую систему сопровождения школьников, что существенно повышает значимость педагога-психолога и вносит конкретику в его деятельность.
Публикация «Консультация для педагогов „Психолого-педагогическое сопровождение учащихся — залог успешной реализации ФГОС“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Психология школьников
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
Целью психолого-педагогического сопровождения является создание социально-педагогических условий для максимального личностного развития и успешного обучения ребёнка в соответствии с требованиями ФГОС.
В ходе психолого-педагогического сопровождения решаются следующие задачи:
- систематическое отслеживание уровня развития и обучения каждого школьника (диагностические срезы, периоды их проведения с учетом возрастных особенностей и ситуаций обучения);
- создание социально-педагогических условий для формирования и развития УУД у учащегося с учётом его индивидуальных особенностей;
- построение системы работы психолого-педагогического сопровождения, участниками которой станут учителя, психолог и родители, включающую просвещение, консультирование, коррекцию, профилактику с учетом полученных данных.
Виды деятельности, то это конечно в первую очередь:
Психолого-педагогическая диагностика сформированности универсальных учебных действий, участие в мониторинге реализации ФГОС;
Развивающая работа со всем ученическим коллективом;
Психологическое обучение и просвещение школьников;
Коррекционно-развивающая и консультативная работа с отдельными учащимися.
Сопровождение детей младшего школьного возраста имеет ряд специфических особенностей, и это в первую очередь это связано, с особенностями данного возраста.
Главная цель - объединение усилий участников образовательного процесса для снижения признаков дезадаптации у школьников, повышения их эмоционального благополучия, сохранения здоровья учащихся и, как следствие, - повышение уровня качества образования.
Ежегодно я набираю группу детей, как правило, это все желающие, и провожу серию занятий в октябре-ноябре и марте-апреле, которые объединены одной общей тематикой. Данные занятия проходят один раз в неделю, в классе, где дети будут учиться. На занятиях обязательно присутствуют учитель начальных классов и родители.
Во-первых, в своей работе с детьми особое внимание я уделяю ближайшему социальному окружению ребенка, в частности, его родителям. Для меня очень важно снять чувство тревоги у близких ребенка, опасений за него и одновременно углубить понимание его трудностей, усилить чувствительность к потребностям ребенка. Индивидуальные консультации, проводимые в этот период, помогают в достижении возможно более глубокого, разностороннего и объективного понимания проблем ребенка, его личности в целом.
Одним из показателей эффективности работы с родителями является большая посещаемость занятий, повышение уровня активности и открытости. Кроме того, анализ результатов оценочного анкетирования, позволяет сделать вывод о высокой оценке проводимых занятий.
Следует также отметить, что учитель на основе занятий тоже делает для себя определенные выводы, по организации учебно-воспитательного процесса.
Вся работа, проводимая в этот период более подробно прописана в «Программе преемственности формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию». Надо отметить, что вопросы преемственности широко рассматривались на совместных методических объединениях учителей начальной школы и педагогов ДОУ.
Исходя из цели психолого-педагогической диагностики, мы видим ее значимость для построения всей системы работы с учеником в рамках школьного сопровождения.
Мониторинг оценки личностных и метапредметных результатов является главной составляющей системы работы психолога в условиях реализации ФГОС. На основе диагностического материала нами проводится глубокий анализ каждого параметра универсальных учебных действий, составляются справки о результатах уровня их развития. В них отражаются:
- количественный анализ: обобщенные не персонализированные данные по классам и по параллели в табличной форме;
- табличные данные для большей наглядности представляются на диаграммах;
- качественный анализ;
- выводы;
- рекомендации для учителей.
На каждого учащегося заполняется и ведется в течение всего времени обучения психолого-педагогическая карта, в которой фиксируются психолого-педагогические особенности развития личности учащегося; результаты педагогической и психологической диагностики; рекомендации по сопровождающей работе.
Сопровождение младших школьников реализуется через внеурочную деятельность, кружковую деятельность, занятия.
В первой четверти учебного года для первоклассников проводятся адаптационные занятия «Здравствуй, школа».
Цель курса: создание социально-психологических условий в ситуации школьного обучения, которые позволяют ребенку успешно развиваться и функционировать в новой среде.
Данная программа содержит подробную разработку занятий. На занятиях используются различные формы работы с учащимися : игровые задания и упражнения психологического характера, творческие задания (например, в задании «Подарок классу» детям предлагается вначале прослушать красивую мелодию, а затем нарисовать в кружочках то, что каждый из них хочет нарисовать под эту мелодию. Затем рисунки нанизываются на нить, и получается гирлянда, которая вывешивается в классе. Дети, как правило, любят, когда их рисунки, поделки демонстрируются окружающим.)
В эту программу я включила сказки «Лесная школа».
Дети очень их любят, сопереживают сказочным героям. Первоклассникам легче оценивать свои поступки, осознавать причины своих волнений через образы лесных школьников. Типичное описание школьных атрибутов, класса, правил и др. позволяет снизить школьную тревогу у детей, они учатся использовать позитивные модели поведения в реальной жизни.
Тридцать «лесных сказок» раскрывают пять основных тем:
Адаптация к школе
Отношение к вещам
Отношение к урокам
Школьные конфликты
Отношение к здоровью.
использование тетрадей «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения» Языкановой».
Модель выпускника начальной ступени обучения – творчески развитая личность, которая обладает жизненной и нравственной культурой, осознает ценности образования, проявляет инициативу и творчество.
Более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения, то есть «то, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно» (Л. Выготский).
Организация проектно-исследовательской деятельности позволяет решить эту задачу. В прошлом году работа с неуспевающим учеником 8 класса Вензель Николаем дал положительный результат, стал участником в РНПК «Шаг в будущее» с темой «Значение моего имени» награжден сертификатом участия. В этом учебном году два моих ученика тоже приняли участие в РНПК «Шаг в будущее». Скрыбыкин Герман награжден сертификатом участия, Герман ученик 10 класса, проходит профориентационный курс «Школа самопознания», а ученица 6 класса Иванова Ксения заняла 2 место. Ксюша успешно проходит адаптацию. Со второго полугодия с учащимися 1-2 класса, работаем над групповым познавательным проектом «Мультфильм в жизни детей». Ядреева Регина ученица 2 класса заняла 2 место в РНПК «Шаг в будущее» с темой «Мультфильмы – вредно или полезно?».
Эффективны и «большие» психологические игры, которые являются частью программы по оптимизации внутригрупповых взаимоотношений, имеют широкие возможности, и всегда в наибольшей степени запоминаются и детям, и педагогам.
Рекомендую использовать игры, разработанные М. Битяновой. Они имеют широкий спектр решаемых задач. Так игра «Ням-ням и его друзья» (автор Марина Битянова) для первоклассников, позволяет существенно дополнить данные, полученные путем тестирования и беседы с ребенком.
Игра «Заколдованное сердце» (для учащихся 2 класса) - позволяет проанализировать ситуацию в коллективе, состав детей, отношения с классным руководителем.
Часто в основе психологических игр лежат арт-терапевтические методы. Они интересны и эффективны. Каждый человек раскрывает себя сам с помощью своего Внутреннего Ребёнка, с помощью созерцания, карандашей, красок и определенного количества свободного времени. (Игры «Зимние узоры Деда Мороза», «Путешествие к далеким планетам», «В гостях у Масленицы», «Елка желаний» и др.).
На игре «Родной край», дети рисовали свой поселок с помощью пластилина. Им было дано такое задание: «В нашем поселке много красивых мест. Нарисуйте любимый уголок нашего поселка, но не совсем обычным способом, а с помощью пластилина».
В течение трех лет в школе проходят Недели Психологии, которые очень нравятся детям. В течение короткого промежутка времени они играют, расслабляются, решают много задач, проводят акции.
В ходе акций, занятий, игр улучшается психологический микроклимат в школе, происходит сплочение детского коллектива.
Таким образом, можно отметить, что постепенно выстраивается новая система работы педагога-психолога по обеспечению образовательного процесса в условиях реализации ФГОС.
Список литературы
Битянова М. Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками, 2011г.
Битянова М. Р. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников, 2009г.
Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе, 1997г.
Выготский Л. С. Избранное. М. : Издательский дом Ш. Амонашвили, 1996г.
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками, 2006г.
Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании.
Ясюкова Л. А. Методика определения готовности к школе.