Приложение МААМ

Консультация для педагогов «Психолого-педагогическое сопровождение учащихся — залог успешной реализации ФГОС»

Наталья Алыкова
Консультация для педагогов «Психолого-педагогическое сопровождение учащихся — залог успешной реализации ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы

«Психолого-педагогическое сопровождение учащихся –

залог успешной реализации ФГОС»

С введением новых стандартов происходит процесс слияния школьной психологической работы с учебно-воспитательной системой, превращение их в единую систему сопровождения школьников, что существенно повышает значимость педагога-психолога и вносит конкретику в его деятельность.

Публикация «Консультация для педагогов „Психолого-педагогическое сопровождение учащихся — залог успешной реализации ФГОС“» размещена в разделах

Целью психолого-педагогического сопровождения является создание социально-педагогических условий для максимального личностного развития и успешного обучения ребёнка в соответствии с требованиями ФГОС.

В ходе психолого-педагогического сопровождения решаются следующие задачи:

- систематическое отслеживание уровня развития и обучения каждого школьника (диагностические срезы, периоды их проведения с учетом возрастных особенностей и ситуаций обучения);

- создание социально-педагогических условий для формирования и развития УУД у учащегося с учётом его индивидуальных особенностей;

- построение системы работы психолого-педагогического сопровождения, участниками которой станут учителя, психолог и родители, включающую просвещение, консультирование, коррекцию, профилактику с учетом полученных данных.

Виды деятельности, то это конечно в первую очередь:

Психолого-педагогическая диагностика сформированности универсальных учебных действий, участие в мониторинге реализации ФГОС;

Развивающая работа со всем ученическим коллективом;

Психологическое обучение и просвещение школьников;

Коррекционно-развивающая и консультативная работа с отдельными учащимися.

Сопровождение детей младшего школьного возраста имеет ряд специфических особенностей, и это в первую очередь это связано, с особенностями данного возраста.

Главная цель - объединение усилий участников образовательного процесса для снижения признаков дезадаптации у школьников, повышения их эмоционального благополучия, сохранения здоровья учащихся и, как следствие, - повышение уровня качества образования.

Ежегодно я набираю группу детей, как правило, это все желающие, и провожу серию занятий в октябре-ноябре и марте-апреле, которые объединены одной общей тематикой. Данные занятия проходят один раз в неделю, в классе, где дети будут учиться. На занятиях обязательно присутствуют учитель начальных классов и родители.

Во-первых, в своей работе с детьми особое внимание я уделяю ближайшему социальному окружению ребенка, в частности, его родителям. Для меня очень важно снять чувство тревоги у близких ребенка, опасений за него и одновременно углубить понимание его трудностей, усилить чувствительность к потребностям ребенка. Индивидуальные консультации, проводимые в этот период, помогают в достижении возможно более глубокого, разностороннего и объективного понимания проблем ребенка, его личности в целом.

Одним из показателей эффективности работы с родителями является большая посещаемость занятий, повышение уровня активности и открытости. Кроме того, анализ результатов оценочного анкетирования, позволяет сделать вывод о высокой оценке проводимых занятий.

Следует также отметить, что учитель на основе занятий тоже делает для себя определенные выводы, по организации учебно-воспитательного процесса.

Вся работа, проводимая в этот период более подробно прописана в «Программе преемственности формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию». Надо отметить, что вопросы преемственности широко рассматривались на совместных методических объединениях учителей начальной школы и педагогов ДОУ.

Исходя из цели психолого-педагогической диагностики, мы видим ее значимость для построения всей системы работы с учеником в рамках школьного сопровождения.

Мониторинг оценки личностных и метапредметных результатов является главной составляющей системы работы психолога в условиях реализации ФГОС. На основе диагностического материала нами проводится глубокий анализ каждого параметра универсальных учебных действий, составляются справки о результатах уровня их развития. В них отражаются:

- количественный анализ: обобщенные не персонализированные данные по классам и по параллели в табличной форме;

- табличные данные для большей наглядности представляются на диаграммах;

- качественный анализ;

- выводы;

- рекомендации для учителей.

На каждого учащегося заполняется и ведется в течение всего времени обучения психолого-педагогическая карта, в которой фиксируются психолого-педагогические особенности развития личности учащегося; результаты педагогической и психологической диагностики; рекомендации по сопровождающей работе.

Сопровождение младших школьников реализуется через внеурочную деятельность, кружковую деятельность, занятия.

В первой четверти учебного года для первоклассников проводятся адаптационные занятия «Здравствуй, школа».

Цель курса: создание социально-психологических условий в ситуации школьного обучения, которые позволяют ребенку успешно развиваться и функционировать в новой среде.

Данная программа содержит подробную разработку занятий. На занятиях используются различные формы работы с учащимися : игровые задания и упражнения психологического характера, творческие задания (например, в задании «Подарок классу» детям предлагается вначале прослушать красивую мелодию, а затем нарисовать в кружочках то, что каждый из них хочет нарисовать под эту мелодию. Затем рисунки нанизываются на нить, и получается гирлянда, которая вывешивается в классе. Дети, как правило, любят, когда их рисунки, поделки демонстрируются окружающим.)

В эту программу я включила сказки «Лесная школа».

Дети очень их любят, сопереживают сказочным героям. Первоклассникам легче оценивать свои поступки, осознавать причины своих волнений через образы лесных школьников. Типичное описание школьных атрибутов, класса, правил и др. позволяет снизить школьную тревогу у детей, они учатся использовать позитивные модели поведения в реальной жизни.

Тридцать «лесных сказок» раскрывают пять основных тем:

Адаптация к школе

Отношение к вещам

Отношение к урокам

Школьные конфликты

Отношение к здоровью.

использование тетрадей «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения» Языкановой».

Модель выпускника начальной ступени обучения – творчески развитая личность, которая обладает жизненной и нравственной культурой, осознает ценности образования, проявляет инициативу и творчество.

Более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения, то есть «то, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно» (Л. Выготский).

Организация проектно-исследовательской деятельности позволяет решить эту задачу. В прошлом году работа с неуспевающим учеником 8 класса Вензель Николаем дал положительный результат, стал участником в РНПК «Шаг в будущее» с темой «Значение моего имени» награжден сертификатом участия. В этом учебном году два моих ученика тоже приняли участие в РНПК «Шаг в будущее». Скрыбыкин Герман награжден сертификатом участия, Герман ученик 10 класса, проходит профориентационный курс «Школа самопознания», а ученица 6 класса Иванова Ксения заняла 2 место. Ксюша успешно проходит адаптацию. Со второго полугодия с учащимися 1-2 класса, работаем над групповым познавательным проектом «Мультфильм в жизни детей». Ядреева Регина ученица 2 класса заняла 2 место в РНПК «Шаг в будущее» с темой «Мультфильмы – вредно или полезно?».

Эффективны и «большие» психологические игры, которые являются частью программы по оптимизации внутригрупповых взаимоотношений, имеют широкие возможности, и всегда в наибольшей степени запоминаются и детям, и педагогам.

Рекомендую использовать игры, разработанные М. Битяновой. Они имеют широкий спектр решаемых задач. Так игра «Ням-ням и его друзья» (автор Марина Битянова) для первоклассников, позволяет существенно дополнить данные, полученные путем тестирования и беседы с ребенком.

Игра «Заколдованное сердце» (для учащихся 2 класса) - позволяет проанализировать ситуацию в коллективе, состав детей, отношения с классным руководителем.

Часто в основе психологических игр лежат арт-терапевтические методы. Они интересны и эффективны. Каждый человек раскрывает себя сам с помощью своего Внутреннего Ребёнка, с помощью созерцания, карандашей, красок и определенного количества свободного времени. (Игры «Зимние узоры Деда Мороза», «Путешествие к далеким планетам», «В гостях у Масленицы», «Елка желаний» и др.).

На игре «Родной край», дети рисовали свой поселок с помощью пластилина. Им было дано такое задание: «В нашем поселке много красивых мест. Нарисуйте любимый уголок нашего поселка, но не совсем обычным способом, а с помощью пластилина».

В течение трех лет в школе проходят Недели Психологии, которые очень нравятся детям. В течение короткого промежутка времени они играют, расслабляются, решают много задач, проводят акции.

В ходе акций, занятий, игр улучшается психологический микроклимат в школе, происходит сплочение детского коллектива.

Таким образом, можно отметить, что постепенно выстраивается новая система работы педагога-психолога по обеспечению образовательного процесса в условиях реализации ФГОС.

Список литературы

Битянова М. Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками, 2011г.

Битянова М. Р. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников, 2009г.

Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе, 1997г.

Выготский Л. С. Избранное. М. : Издательский дом Ш. Амонашвили, 1996г.

Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками, 2006г.

Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании.

Ясюкова Л. А. Методика определения готовности к школе.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Технология успешной социализации дошкольников «Клубный час»Консультация для педагогов «Технология успешной социализации дошкольников «Клубный час» Когда в нашем дошкольном образовательном учреждении встал вопрос о выборе технологий эффективной социализации дошкольников, мы заинтересовались.

Групповое психолого-педагогическое мероприятие с детьми с ОВЗ и их родителями Цель: формирование и развитие социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ; Задачи: - развитие умения действовать по инструкции педагога.

Игра-тренинг для педагогов «Здоровый педагог — залог успешной работы с детьми»Игра-тренинг для педагогов «Здоровый педагог — залог успешной работы с детьми» Цели: Профилактика и сохранение психологического здоровья педагогов в образовательной среде. Ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.

Консультация «Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода» Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода в ДОО компенсирующего вида. Проблема.

Методическое сопровождение перехода ДОУ на работу по ФГОС до 1. Написана и утверждена образовательная программа МБДОУ №43 «Аленький цветочек» на 2015г. -2020г. в соответствие с ФГОС ДО, 2. Рабочие программы.

Оригами как технология успешной реализации требований ФГОС дошкольного образования Оригами сегодня – и детская забава, и элемент дизайна, и неотъемлемый атрибут народных праздников во многих странах мира. Существуют театры,.

Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Взаимодействие с семьей по проектной деятельности. Тема: Экологическое воспитание в старшем дошкольном возрасте. Муниципальное комбинированное.

Психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях ФГОС до Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. А это в свою очередь преобразование.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Роль психолого-педагогической службы в развитии физиологической и психологической стрессоустойчивости учащихся и педагогов Узденская районная гимназия, педагог-психолог В. В. Пиликевич В современном обществе, в том числе и в системе образования, достаточно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Психолого-педагогическое сопровождение учащихся — залог успешной реализации ФГОС»
Опубликовано: 30 мая 2020 в 19:55
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Психолого-педагогическое сопровождение учащихся — залог успешной реализации ФГОС»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Алыкова (УИ 1138439) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД