Папки-передвижки

Консультационный центр для родителей и детей, не охваченных дошкольным образованием

Куткина Дарья
Консультационный центр для родителей и детей, не охваченных дошкольным образованием

«Оказание психологической помощи в режиме консультирования, как одна из форм работы центра».

Работая в дошкольной образовательной организации, часто сталкиваешься с такой проблемой, что достаточно большое количество детей раннего возраста не имеет возможности в силу определенных обстоятельств посещать детский сад. Такие дети не могут, в полном объеме, общаться, играть, взаимодействовать со сверстниками, тем самым, они лишены возможности успешной социализации в обществе. Да и сами родители, воспитывающие таких детей, нуждаются в консультативной, методической, организующей помощи со стороны различных специалистов, и в первую очередь, со стороны педагога-психолога, в особенности по вопросам воспитания, обучения и развития ребенка раннего дошкольного возраста.

Публикация «Консультационный центр для родителей и детей, не охваченных дошкольным образованием» размещена в разделах

Как можно организовать работу по оказанию ранней психолого-педагогической помощи семьям, где дети не посещают ДОУ. Исходя из того, что одним из приоритетов социальной политики в области образования является расширение доступности качественного дошкольного образования, Важным шагом в обеспечении этого приоритета является наибольший охват детей дошкольным образованием.

Одной из вариативных форм дошкольного образования является консультативный пункт (далее по тексту КП, особенность которого заключается в оказании ранней психолого-педагогической помощи и возможности получения ребенком образования опосредованно через родителей.

Цель психолого-педагогической помощи – это проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей от 1 года до 7 лет, обеспечение максимального сокращения социальной изоляции семей, воспитывающих детей, не посещающих детский сад.

Задачи работы педагога-психолога КП:

• оказание консультационной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка;

• содействие повышению психологической компетентности родителей в закономерностях развитии ребенка;

• диагностика индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления.

Основные направления деятельности педагога-психолога:

• психологическое просвещение;

• психологическое консультирование;

• развивающая психокоррекционная деятельность;

• психодиагностика.

Таким образом, формируется особый подход к оказанию психолого-педагогической помощи семьям, имеющим детей, не посещающих детский сад, а особенно детей первых 3 лет жизни, позволяющий выстроить комплексную систему работы по обеспечению психолого-педагогической и медико-социальной помощи всем семьям, имеющим детей раннего и дошкольного возраста. Также на Консультативном пункте оказывается помощь родителям детей в возрасте от 3 до 7 лет, не посещающих детский сад, в зависимости от актуальных для них воспитательных потребностей.

Для работы педагога-психолога необходимо оборудовать кабинет, в котором, может быть представлен такой материал, как подушки радости и грусти, мягкие игрушки. Для снятия эмоционального напряжения и умения выразить такую негативную эмоцию, как гнев, боксерская груша и перчатки, мягкие подушки, ведерко для крика, «Коврик примирения» - цель которого научить разнообразным способам примирения детей после ссоры, картотека «мирилок».

Основы психолого-педагогической работы с детьми в Консультативном пункте, педагог-психолог:

• проводит диагностику развития детей, что позволяет своевременно выявить трудности и проблемы в развитии ребенка раннего дошкольного возраста и вовремя оказать квалифицированную помощь семье. В диагностике по выявлению уровня развития ребенка раннего возраста, психолог использует следующий инструментарий: «Психологическая диагностика и коррекция в раннем возрасте» Н. Н. Павлова., Л. Г. Руденко, с помощью которого можно обследовать все необходимые психологические области развития ребенка. ;

• определяет индивидуальные особенности и склонности личности, ее потенциальные возможности;

• выявляет причины и механизмы нарушений в развитии, социальной адаптации;

• осуществляет коррекционно-развивающую работу, основываясь на полученных результатах диагностики, с помощью этого же диагностического инструментария;

• проводит занятия по сенсорному восприятию и психомоторному развитию детей раннего возраста. Коррекционно-развивающие занятия проводятся на основе индивидуальных особенностей развития ребенка раннего дошкольного возраста, направленных на обучение родителей организации воспитательного процесса в условиях семьи;

• проводит развивающие индивидуальные (групповые) занятия в присутствии родителей;

• публично консультирует родителей, посредством размещения материала на официальном web-сайте ДОУ;

• проводит детское консультирование. В рамках консультирования, с детьми проводятся игры-занятия, дидактические игры, а в совместной деятельности с педагогом и родителем дети действуют с дидактическим материалом и игрушками, предметами-орудиями, строительным материалом.

На основании всех полученных результатов, психолог КП дает рекомендации по дальнейшему развитию и воспитанию ребенка, затем разрабатывает (моделирует из нескольких) индивидуально-ориентированную программу развития ребенка в соответствии с заключениями; план и график работы с данным ребенком; рассматривается вопрос о возможности участия ребенка в групповых игровых сеансах. Это отражается в плане работы педагога-психолога.

Основы психолого-педагогической работы с родителями в КП :

• на первичной консультации проводится анкетирование родителей или лиц, их заменяющих с целью выявления проблемы;

• знакомство родителей с современными видами игровых средств и оборудования, с принципами создания предметно-развивающей среды в домашних условиях;

консультации родителей по вопросам воспитания и развития детей (педагогическое просвещение). Содержание консультаций составляется с учетом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения: родители получают информацию о физиологических и психологических особенностях развития ребенка дошкольного возраста, основных направлениях воспитательных воздействий, преодолении кризисных ситуаций;

• организация и проведение консультаций для родителей и групповых игровых сеансов вместе с детьми;

• обучение родителей современным методам и приемам воспитания и обучения детей на основе развивающих игр, а также игрового взаимодействия с детьми;

• проводятся семинары-практикумы, тренинги по заявленным проблемам;

• оформляется выставка методической литературы, выпускаются и раздаются буклеты, памятки. Родители могут взять нужную литературу и принести ее на следующую встречу;

• проводятся экскурсии по детскому саду с целью знакомства и подготовки к детскому саду и дальнейшей безболезненной адаптации.

Помимо анкетирования родителей и психологической диагностики детей, проводится и диагностика с родителями с целью выявления риска возникновения нарушений или задержек в развитии ребенка, и непосредственно выявление риска возникновения расстройств аутистического спектра на ранних этапах развития ребенка. Для этого используется опросник М-Чат, (Модифицированный Скрининговый Тест на Аутизм для Детей). Данный опросник можно использовать в рамках профилактического осмотра ребёнка, также им могут пользоваться другие специалисты или профессионалы для оценки риска возникновения Расстройства Аутистического Спектра (РАС) и риска иных нарушений или задержек развития. По результатам первичной консультации и диагностик при необходимости назначается дополнительная консультация педагога-психолога.

Периодически педагог-психолог беседует с родителями для обмена информацией о ребенке раннего и дошкольного возраста, его проблемах и достижениях. Проводит по необходимости дополнительные индивидуальные или подгрупповые консультации для родителей. Родители имеют наглядное представление о работе КП, достижениях своих детей. Родители и психолог полностью согласуют свои действия в отношении детей, посещающих КП.

Таким образом, консультирование как одна из форм взаимодействия с родителями всегда была актуальна в системе образования. В связи с изменившимися запросами социума, консультативный пункт (центр) является одной из эффективных вариативных форм дошкольного образования, наиболее доступной в реализации и внедрении, имеющий гибкий график посещений, не требующих больших дополнительных финансовых вложений.

В дошкольных учреждениях существует проблема адаптации ребенка к детскому саду, главная роль в проведении адаптации принадлежит родителям и педагогам, взаимодействующим с детьми раннего возраста. Поэтому необходимо раннее включение родителей и детей, не посещающих детский сад в воспитательно-образовательный процесс, тогда процесс адаптации будет проходить легче.

Проблема оказания ранней психолого-педагогической помощи детям с ограничениями жизнедеятельности, не посещающим ДОУ, просвещения родителей об индивидуальных особенностях их ребенка и основных направлениях его развития, также должна быть выведена в рамки работы консультационного пункта с родителями детей раннего дошкольного возраста. Приоритетным направлением этой деятельности является максимально раннее выявление недостатков в развитии детей и организация коррекционной работы с детьми, с ограничениями жизнедеятельности.

Своевременное оказание необходимой психолого-педагогической помощи в раннем и дошкольном возрасте позволит обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала его обучения на ступени начального общего образования и таким образом подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики совместно с дополнительным образованием Следствием слабого развития мелкой моторики руки является общая неготовность большинства детей к письму или проблема с речевым развитием.

Будущее за инклюзивным образованием Будущее за инклюзивным образованием С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому.

Центр речевой активности для детей младшей группыЦентр речевой активности для детей младшей группы В дошкольном учреждении речи воспитанников уделяется пристальное внимание. Целенаправленная работа по формированию речевых умений начинается.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Знакомство с образованием числа и цифрой 6» Конспект непосредственно образовательной деятельности «Знакомство с образованием числа и цифрой 6» Прогр. сод. Познакомить детей с числом.

Консультационный пункт «Пес Барбос приглашает малышей в гости!»Консультационный пункт «Пес Барбос приглашает малышей в гости!» Цель: поддержка и всестороннее развитие личности детей не посещающих ДОУ. Задачи: - знакомство родителей (законных представителей) с основным.

Консультационный пункт «В детский сад без слёз» Консультационный пункт «В детский сад без слёз!» Цель: поддержка и всестороннее развитие личности детей не посещающих ДОУ. Задачи: - знакомство.

Образовательная ситуация «В гости к Маше. Ознакомление с образованием числа 5 и цифрой 5» Образовательная область: познавательное развитие (ФЭМП) Возрастная группа: старшая (логопедическая) группа (5-6 лет) Тема: «Ознакомление.

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками 3–4 лет «Знакомство с образованием числа 5» Образовательная область: «Познавательное развитие» (ФЭМП) Возрастная группа: 3-4 года, вторая младшая группа Тема: «Знакомство с образованием.

Система работы по осуществлению преемственности между дошкольным и школьным звеном общего образования Преемственность между дошкольным и начальным звеньями рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования.

Тактильный центр раннего развития детейТактильный центр раннего развития детей «Разноцветный воробей» Добрый день, я Зырянова Надежа. Воспитатель прекрасного детского сада «Алёнка» республика Хакасия. Работаю в дошкольном.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультационный центр для родителей и детей, не охваченных дошкольным образованием
Опубликовано: 26 августа 2019 в 15:51
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД