Папки-передвижки

Контроль воспитатель-образовательного процесса в ДОУ

Ольга Головина
Контроль воспитатель-образовательного процесса в ДОУ

Контроль воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Слайд 2. Организация и проведение контроля - важнейшая функция методической службы дошкольного учреждения. Контроль позволяет собрать данные о результатах педагогического процесса, скорректировать отклонения в реализации поставленных перед учреждением задач, выявить и систематизировать передовой педагогический опыт, способствует максимальному раскрытию творческого потенциала каждого педагога.

Публикация «Контроль воспитатель-образовательного процесса в ДОУ» размещена в разделах

Слайд 3. При реализации контроля от руководителя требуются следующие умения: собирать, обрабатывать и систематизировать поступающую информацию, затем анализировать и оценивать ее. Эти умения помогают применить наиболее правильные, наиболее обоснованные и оптимальные решения.

(на слайде -- Направление деятельности старшего воспитателя при осуществлении контроля :

Разрабатывать систему контроля за воспитательно-образовательной работой с детьми, диагностические материалы, вопросы для осуществления тематического и фронтального контроля в разных возрастных группах;

Наблюдать за деятельностью воспитателя в процессе работы с детьми, за деятельностью и взаимоотношениями детей;

Фиксировать результаты наблюдений; анализировать результаты воспитательно-образовательной работы, детского творчества, планы и документацию педагогов;

Делать выводы и заключения о состоянии воспитательно- образовательной работы с детьми;

Осуществлять диагностику профессиональной компетентности педагогов, развития детей;

Разрабатывать мероприятия по устранению выявленных недостатков в работе педагогов;

Обсуждать результаты контроля с педагогами, использовать эти результаты при подготовке решений педсоветов, планировании работы коллектива).

Слайд 4. В каждом дошкольном образовательном учреждении следует создать единую систему контроля, цели и задачи которого вытекают из целей и задач воспитательно- образовательного процесса детского сада, следовательно, он планируется в годовом плане. Контроль будет эффективен в том случае, если он осуществляется своевременно и мероприятия, намеченные в результате его проведения, выполняются. В процессе контроля важна не констатация факта, а выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер по их устранению. Итоги любой проверки должны знать все члены педагогического коллектива. Таким образом, контроль должен быть регулярным, систематическим, действенным и гласным.

Слайд 5. Существуют четыре самые распространенные формы контроля : оперативный, тематический, фронтальный и итоговый.

При проведении любого вида контроля необходимо соблюдать определенную последовательность, или алгоритм контроля :

1. Определение цели и объекта контроля.

2. Разработка плана контроля.

3. Сбор информации.

4. Анализ собранного материала.

5. Выработка рекомендаций и путей исправления недостатков.

6. Проверка исполнения рекомендаций.

Все виды контроля отражены в годовом плане, в соответствии с положением о внутреннем контроле в ДОУ. Форма представления может быть разной – рекомендации, справка.

Слайд 6. Рассмотрим каждый вид контроля.

Оперативный контроль - это текущий, ежедневный контроль. Он направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах педагогического процесса, выявление причин, нарушающих его. Вопросы оперативного контроля условно делятся на две категории:

1. Требующие постоянного, ежемесячного контроля :

• выполнение инструкций по охране жизни и здоровья детей;

• соблюдение режима дня;

• соблюдение правил внутреннего распорядка;

• организация совместной деятельности с детьми (гимнастика, НОД, игровая деятельность);

• выполнение трудовой дисциплины;

• сформированность культурно-гигиенических навыков;

• культура поведения

Слайд 7. 2. Требующих изучения ежеквартально:

• планирование воспитательно-образовательной работы;

• организация работы с родителями;

• организация прогулок, экскурсий;

• деятельность детей во второй половине дня;

• организация работы по изучению дошкольниками ПДД;

• создание условий для сюжетно-ролевых игр;

• организация питания;

• использование здоровьесберегающих технологий;

• создание условий для самостоятельной детской деятельности

В среднем ежемесячно планируются 5-7 вопросов к оперативному контролю и знакомят с ними коллектив.

Слайд 8. Организация оперативного контроля предусматривает несколько составляющих:

(на слайде - Это годовая циклограмма контроля, в которой с помощью условных обозначений определяется последовательность контрольной деятельности.

План оперативного контроля на месяц позволяет наглядно представить отдельные участки работы и держать важные участки на контроле. Форма может быть различной.

На основании этого плана разрабатываются карты контроля для анализа работы педагогов по намеченным для изучения вопросам в текущем месяце).

Слайд 9. По формам организации он может быть предупредительным или опережающим, сравнительным. Например, старшему воспитателю важно сравнить методы и приемы работы 2-х воспитателей, работающих в одной группе, и подсказать им наиболее результативные, чтобы помочь выработать единые требования к детям. Предупредительный контроль предупреждает ошибки, недостатки. Главным содержанием предупредительного контроля следует считать готовность воспитателя к проведению занятий, прогулки, экскурсий. Предупредительный контроль в основном применяется по отношению к начинающим (или вновь поступившим педагогам, а также к воспитателям, работающим в инновационном режиме (внедрение новых образовательных программ, педагогических технологий, передового педагогического опыта работы).

По истечении каждого месяца по итогам оперативного контроля пишутся рекомендации. Не все вопросы оперативного контроля требуют анализа, т. к. некоторые проблемы решаются оперативно, даются рекомендации по их устранению сразу.

Архив справок оперативного контроля хранится 1 год.

Слайд 10. Сравнительный контроль проводится с целью сопоставления результатов работы воспитателей по различным направлениям программы. Он позволяет увидеть разницу в работе воспитателей параллельных возрастных групп. Сравнительный анализ используется и для сравнения работы двух воспитателей одной группы.

Отличительной особенностью взаимоконтроля является то, что анализ и оценка педагогического процесса осуществляются воспитателем в параллельной группе, либо в любой другой возрастной группе по решению администрации. Это способствует самоанализу и самооценке одного воспитателя в сравнении с опытом работы другого. Сравнительный контроль помогает распространению эффективного опыта, улучшению учебно-воспитательного процесса.

Слайд 11. Главное в дошкольном учреждении – его педагогические кадры, отношения сотрудничества, высокая сознательность, стремление к творчеству. А для этого нужна раскованность, свобода от мелочной опеки, назойливого контроля.

С этой целью целесообразно часть воспитателей, имеющих высокую квалификацию и профессионализм, перевести на режим доверия и самоконтроля.

На основе вышесказанного, педагогов можно разделить на три группы:

1. Воспитатели, обладающие высоким уровнем профессионального мастерства и методической компетентностью. Эта группа педагогов, работающих на доверие.

2. Воспитатели-кандидаты в группу работающих на доверии.

3. Воспитатели, нуждающиеся в систематическом контроле со стороны руководителя ДОУ (молодые специалисты, вновь принятые педагоги, воспитатели, обладающие недостаточным профессиональным опытом для реализации инновационных процессов в сфере дошкольного образования.

Воспитателей, которые работают по режиму доверия, также посещают на занятиях. Целью посещений может являться оказание методической поддержки при освоении новых программ и педагогических технологий или помощь в психолого-педагогическом обосновании и описании разрабатываемой технологии, либо коррекция в организации творческого поиска.

По истечении каждого месяца по итогам оперативного контроля пишутся рекомендации. Не все вопросы оперативного контроля требуют анализа, т. к. некоторые проблемы решаются оперативно, даются рекомендации по их устранению сразу.

Архив карт оперативного контроля хранится 1 год.

Слайд 12. Тематический контроль. Целью тематического контроля является изучение состояния педагогического процесса по разделам программы, реализуемой в ДОУ. Продолжительность тематического контроля в образовательном учреждении может быть до 10 дней. Контроль организуется сразу в нескольких группах: параллельных и разного возраста. Такой тематический контроль носит характер сравнительного, т. е. сравниваются работа разных педагогов с детьми одного дошкольного возраста по конкретному вопросу, знания, умения, навыки воспитанников разных групп по одной и той же теме, анализируются система работы над какой-либо одной проблемой в разных возрастных группах.

Слайд 13. Тематический контроль - один из видов контроля, планируемых на год. Проводится перед педсоветом и соответствует его теме.

(на слайде - Проведение тематического контроля предусматривает наличие у старшего воспитателя следующего пакета документов:

1. Приказ, в котором отражено название, цель, сроки проведения, ответственный за его проведение, члены комиссии. Проводится старшим воспитателем, кроме этого к контролю привлекаются опытные педагоги ДОУ, специалисты.

2. План тематического контроля.

В нем выделено 5 блоков:

Обследование уровня развития детей;

Оценка профессиональных умений воспитателя;

Оценка предметно-развивающей среды, условий;

Оценка планирования работы;

Оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме

Слайд 14. 3. Рабочие материалы тематического контроля.

Весь контроль должны быть подтверждены рабочими материалами. Если запланирован анализ диагностики детей по определенному разделу программы, должны присутствовать диагностические карты в материалах контроля. Если старший воспитатель проводит собеседование с педагогами ДОУ, то перечень вопросов также должен быть в наличии. Все рабочие материалы оформляются в произвольной форме. Это могут быть записи старшего воспитателя в картах, протоколы диагностирования детей, карты анализа занятий, режимных моментов и т. п. Члены комиссии инструктируются старшим воспитателем, между ними распределяются вопросы контроля, выдаются рабочие материалы.

4. Аналитический блок. Получение результатов контроля не является самоцелью, это лишь этап работы. Результаты необходимо проанализировать с тем, чтобы выявить причины сложившегося положения дел, выработать рекомендации по устранению недостатков и распространению опыта.

Слайд 15. По итогам тематического контроля пишется аналитическая справка следующей структуры:

Вводная часть:

цель проверки;

сроки проведения;

проверяющие;

проверяемые;

тема проверки;

предмет и программа проверки;

объем работы;

Аналитическая часть:

общая характеристика изучаемого в ходе проверки вопроса (подтвержденная данными);

позитивные моменты и недостатки;

причины появления положительных и отрицательных результатов.

Заключительная часть:

выводы;

рекомендации (с указанием ответственного и сроков исполнения);

В конце справки указывается должность, фамилия, имя, отчество составившего справку, дата. Аналитическая справка по результатам контроля на педсовете, рекомендации по коррекции воспитательно-

образовательного процесса выносятся в проект решения совета педагогов. Материалы контроля хранятся с материалами педсоветов 5 лет.

Слайд 16. Фронтальный контроль проводится с целью одновременной всесторонней проверки объекта в целом. Таким объектом выступает отдельно взятая группа. В год фронтально проверяется не более 2-3 групп. Продолжительность фронтального контроля от трёх до пяти дней. В процессе фронтального контроля изучаются :

• санитарно-гигиеническое состояние группы;

• оснащение педагогического процесса;

• предметно-развивающая среда группы;

воспитательно-образовательная работа с детьми,

• документация педагогов,

• работа с родителями.

Слайд 17. Алгоритм фронтального контроля :

1. Определить объект контроля.

2. Определить и сформулировать основные цели и задачи контроля.

3. Определить приказом ответственного и группу проверяющих.

4. Составить план контроля и ознакомить с ней проверяемых.

5. Проконтролировать проверяемых.

6. Зарегистрировать все результаты контроля.

7. Результаты контроля проанализировать и довести до сведения педагогических работников.

По итогам фронтальной проверки составляется аналитическая справка. Итоги фронтальной проверки обсуждаются на малом педсовете с участием всех педагогов и специалистов, работающих на группе. В решение педсовета выносятся рекомендации по улучшению каких-либо направлений работы группы со сроками исполнения, либо по обобщению педагогического опыта.

Итоговый контроль проводится после завершения отчетного периода (полугодия, года). Он направлен на изучение и всесторонний анализ работы педагогического коллектива по выполнению программ годового плана. Итоговый контроль включает :

• план;

• цель;

• сроки проведения;

• график;

• материалы итогового контроля (диагностические карты, схемы, таблицы, вопросники, оценочные листы, анкеты для родителей;

• аналитическую справку.

Итоговым контролем можно считать и аттестацию, которая проходит раз в пять лет по отношению к каждому педагогу.

Подводя итоги выступления, хочется отметить важность функции контроля в единой системе образовательно-воспитательной работы. И помнить, что контроль позволяет установить, все ли в ДОУ выполняется в соответствии с нормативными документами, решениями педагогического совета. Помогает выявить отклонения и их причины, определить пути и методы устранения недостатков. Устраняясь от контроля и осуществляя его не систематически, руководитель теряет возможность оперативно вмешаться в ход воспитательного процесса, управляя им. Кроме этого, контроль является важнейшим фактором воспитания молодых кадров, усиления личной ответственности молодого специалиста за исполнением своих обязанностей.

Прикреплённые файлы:

kontrol-v-dou_oj1bd.pptx | 855,83 Кб
 
Публикации по теме:

Изменение образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Стандарт направлен на достижение следующих целей:.

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Характеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учрежденииХарактеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учреждении В нашем районе есть терем-теремок, вокруг него проходит много дорог : «Там пешеходы ходят разные, соблюдая правила важные». А начиналось.

Игровой досуг, как особая форма организации образовательного процесса. Лето – пора отпусков, но не все дети летом уезжают в отпуск, большинство остается и продолжает посещать детский сад. Лето считается порой.

Модель взаимодействия участников коррекционно-образовательного процесса ДОО компенсирующего вида Выполнение образовательных, развивающих, воспитательных, коррекционных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному.

Мониторинг образовательного процесса на учебный год Количество детей: 24 Дата проведения: сентябрь. Статус мониторинга: начало учебного года Цель мониторинга: 1) индивидуализация образования.

Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУПсихолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Педагогическая конференция на тему: Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Психолого-педагогические.

Психологическая поддержка участников образовательного процесса в дошкольном учрежденииПсихологическая поддержка участников образовательного процесса в дошкольном учреждении семинар-практикум «Психологическое здоровье участников образовательного процесса и успешность работы дошкольного учреждения», который состоял.

Родители — участники образовательного процесса в ДОУ В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, условия создания.

Видовые точки на территории ДОУ как часть образовательного процесса дошкольниковВидовые точки на территории ДОУ как часть образовательного процесса дошкольников Уютная и комфортная атмосфера в детском саду играет важную роль в организации воспитательно-образовательной работы с воспитанниками, создании.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Контроль воспитатель-образовательного процесса в ДОУ
Опубликовано: 12 апреля 2022 в 12:01
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД