Получи документы

Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы у дошкольников методом глинотерапии

Ольга Анатольевна
Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы у дошкольников методом глинотерапии

Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы

у дошкольников методом глинотерапии

Дошкольный возраст, по определению А. Н. Леонтьева - это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, определяющих последующее личностное развитие. Развитие эмоционально-волевой сферы является не только предпосылкой успешного усвоения знаний, но и определяет успех обучения в целом, способствует саморазвитию личности. В процессе развития ребенка меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. Однако, замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Неумение владеть выразительными средствами тела снижает умение ребенка взаимодействовать с окружающим миром. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна. Особенно актуально встает вопрос коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у дошкольников с ОВЗ.

Публикация «Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы у дошкольников методом глинотерапии» размещена в разделах

У детей, страдающих нарушениями интеллекта, существенно изменена эмоционально-волевая сфера, и это требует поисков специальной системы для ее стимулирования.

«Несформированность эмоциональной сферы детей с отклонениями в развитии проявляется на разных уровнях: поведенческом – в виде негативного самопредъявления, нарушений умения управлять своими эмоциями и адекватно выражать их; социальном – в виде нарушений эмоциональных контактов, низкого уровня сформированности мотивов установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, дезадаптации; коммуникативном – в виде несформированности умений устанавливать и поддерживать конструктивный уровень общения, понимать и адекватно оценивать сообразно ситуации состояние и чувства собеседника; инлеллектуальном – в виде неумения различать и определять эмоции и эмоциональные состояния людей, трудностей в понимании условности (неочевидного смысла) ситуации, трудностей в понимании взаимоотношений между людьми, сниженного уровня развития высших эмоций и интеллектуальных чувств (чувства прекрасного, радость познания и открытия, чувство юмора, а в целом в снижении социального интеллекта и компетентности.» [2]

Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям, обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт.

Именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности развития ребенка.

Эмоциональная возбудимость и лабильность, частая смена настроений, проявление аффекта приводят к сложностям в общении со сверстниками и взрослыми. Негативизм, боязнь, агрессивность не способствуют благоприятному развитию личности ребенка с отклонениями в развитии, поэтому важна своевременная коррекция его эмоциональной сферы.

На современном этапе развития общества предъявляются высокие требования к качеству образования. Образовательные запросы родителей и общества постоянно растут, усложняются и меняются. Ребенку с каждым годом становится все труднее соответствовать повышенным требованиям. Отмечается значительный рост нарушений развития у детей, социологи отмечают изменения средней нормы развития, когда нормальные, т. е. средние показатели развития ребенка включают в себя различные нарушения, в том числе и нарушения эмоционально-волевой сферы. Это подтверждают и данные диагностики представленные ниже в таблицах.

В наш детский сад, согласно его специфике поступают дети по направлению городской ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии, имеющие основную патологию нарушения интеллекта, нарушение поведения эмоционально-волевой сферы.

Таблица № 1

Характеристика состава воспитанников

Общее количество воспитанников в Учреждении – 101 (данные на 01.05.2014 г.)

Из них:

Имеют заключение ПМПК Дети - инвалиды Дети, имеющие в анамнезе ППЦНС и сочетанные нарушения развития

100% - 86 детей 69.77% - 60 детей 69.77% - 60 детей

В 2013 – 2014 учебном году в Учреждении функционирует 6 групп

Таблица № 2

Возраст

детей Возрастная

группа Кол-во групп Количество детей

мальчиков девочек всего

с 3 до 8 лет Смешанная группа 5 53 28 81

с 6 до 7 лет Подготовительная группа 1 14 6 20

Всего групп для детей дошкольного возраста 6

Всего детей дошкольного возраста 101

Всего мальчиков 67

Всего девочек 34

Уровень тревожности и агрессивности детей

на начало учебного года 2013 (в %)

Таблица № 3

Учебный год Нач. уч. г. 2013

Низкая тревожность 52%

Повышенная тревожность 21%

Высокая тревожность 27%

Повышенная агрессивность 38%

Высокий уровень эмоциональных нарушений у детей указывает на необходимость создания целостной здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении. Анализ заключений ПМПк в МА ДОУ №49 показывает высокий процент детей с трудностями в развитии эмоционально-волевой сферы (около 70%).

Основной запрос от родителей (законных представителей) поступает по следующим проблемам:

- нарушение социальной адаптации

- трудности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми

- агрессивность

- гиперактивность

- заниженная самооценка и неуверенность в себе, тревожность, страхи

- нарушения в развитии личностной сферы

- нарушение детско-родительских отношений

- невротические реакции и неврозоподобное поведение.

В связи с тем, что у большинства детей имеются серьезные нарушения речи (у многих речь отсутствует, познавательных процессов, расстройства аутистического спектра встал вопрос подбора адекватного метода коррекции нарушений у данной категории детей.

Ранее я работала с девиантными подростками по программе «Город масок» и использовала для коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы метод глинотерапии, а в частности метод скульптурного портретирования, он эффективен при невротических расстройствах, психопатиях, депрессии, шизофрении и прочих психических нарушениях. Поэтому я решила составить программу коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы в основу которой положен метод глинотерапии.

1. Метод глинотерапии как метод коррекции

нарушений эмоционально-волевой сферы

«Глинотерапия – эффективный способ коррекции, имеющий в своей основе работу с глиной.» [14]

Глинотерапия представляет собой метод коррекции и развития посредством творчества. Причем, важен сам процесс, а не конечный продукт и его оценка. Техники глинотерапии дают возможность относительно безболезненного доступа к глубинному психологическому материалу, стимулируют проработку бессознательных переживаний, обеспечивая дополнительную защищенность и снижая сопротивление изменениям. Через работу с многогранными символами в искусстве развиваются ассоциативно-образное мышление, а также блокированные или слаборазвитые системы восприятия. «Глинотерапия ресурсна, так как находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах. В отличие от многих коррекционно-развивающих направлений, глинотерапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми, которые не всегда могут выразить словами свое эмоциональное состояние, трудность, проблему. Находясь в творческом пространстве, ребенок получает возможность самовыражения, в результате чего происходят улучшения в его эмоциональной и поведенческой сферах. Глинотерапия способствует раскрытию ребенком своего потенциала, что также приводит к позитивным результатам психологической помощи.»[8]

Лепка из глины способствует устранению и уменьшению нервно-психических расстройств, восстановлению и развитию нарушенных функций, приобретению навыков, формированию способностей. Работа с глиной способствует развитию моторики, является одним из способов точечного массажа, повышает самооценку. Глина обладает антисептическими, адсорбирующими свойствами, имеет высокую степень энергетики, помогает «выплеснуть» негативную энергию безопасным способом и преобразовать её в позитивную. Гармонизирует эмоциональное состояние ребенка.

Глина доступна, недорога, легко смывается с рук, высохнув, легко удаляется с одежды. В настоящее время можно заменить глину различными пластичными материалами, даже изготовить самостоятельно гиппоаллергенную глину, которая не вызывает отторжения у детей с нарушениями аутистического спектра. Работа с глиной оставляет приятные ощущения, позволяет расслабиться.

Но натуральная глина один из самых чистых материалов, используемых для изобразительной деятельности. Не зря её используют в медицине; она обладает бактерицидными свойствами. В работе с дошкольниками это самый лучший материал, у неё вообще нет противопоказаний и она, в отличие от пластилина, не вызывает аллергических реакций. Я поинтересовалась составом глины. Оказалось, по разнообразию минерального состава её можно сравнить с любыми фруктами и овощами. Она поглощает канцерогенные вещества и другие, вредные для человека элементы. Глина исключает из обмена веществ патогенные вещества, в результате чего организм очищается. Цвет глины обусловлен содержанием в ней солей и других компонентов. Например красный цвет - большое содержание железа и калия, зеленый - медь и двухвалентное железо, голубая глина - кадмий, кобальт, желтая - натрий, железо, сера и её соли.

2. Из опыта работы

Много лет занимаюсь лепкой из глины с детьми. Именно этот вид творческой деятельности позволяет педагогу-психологу наблюдать за ребёнком, помогает понять его душевное состояние и, нередко, оказать помощь. В процессе лепки дети выражают свои чувства, мысли, восприятие окружающего мира. Я давно обратила внимание, что детские работы похожи на них самих внешне и очень ярко передают их настроение, неосознанно ребенок отражает в своей работе или в своих действиях с глиной свой внутренний мир.

Я работаю с детьми дошкольного возраста. Способность глины вызывать при работе с ней определенные сенсорные ощущения часто служит для людей мостиком между ощущениями и чувствами. Дети, которые рассержены, при работе с глиной могут различными способами дать выход своему раздражению. Те лица, которые испытывают чувство неуверенности и страха могут обрести ощущения контроля и владения собой благодаря работе с глиной. Дети, испытывающие необходимость в улучшении самооценки, получают необыкновенное ощущение Я в процессе использования глины.

В процессе манипуляций с глиной идёт естественный массаж биологически активных точек расположенных на ладонях и пальцах рук, что положительно сказывается на общем самочувствии ребёнка. Формируется общая умелость рук, в том числе и мелкая моторика–движения рук совершенствуются под контролем зрения и кинестетических ощущений, поэтому приобретаемые навыки оказывают колоссальное и влияние на развитие физических и психических процессов и на всё развитие ребёнка в целом. В процессе лепки синхронно работают две руки, и соответственно координируется работа двух полушарий.

Кроме того, решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми, тактильными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления.

Занятия с глиной способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, так как последние получают определенную физическую нагрузку за счет использования приемов лепки:

-

-отщипывание,

-раскатывание,

- сплющивание,

- вдавливание,

-оттягивание,

-прищипывание,

-примазывание,

-прижатие,

-сглаживание,

-налепы,

-процарапывание.

Так же в своей работе с детьми я использую технику «глиняное поле»

«Глиняное поле» (ClayField®) – это уникальная техника, которую разработал немецкий арт-терапевт Хайнц Дойзер (HeinzDeuser) 40 лет назад.

Данная техника признана в Европе и практикуется многими специалистами. Она направленна на работу с поведенческими, невротическими и эмоциональными расстройствами, помогает при работе с утратой, стрессом, агрессией.

Глиняное поле – это плоская прямоугольная деревянная коробка, в которую помещается глина. Поле – символическая метафора «мира», которое мы можем «изучить» собственными руками.

При работе с детьми эта техника способствует усилению чувства собственного достоинства детей, их социализации, в частности, в случае отклонений в поведении, травматических переживаний, семейных конфликтов, проблем в детском саду или школе, смены местожительства и др., снижает эмоциональное напряжение, тревожность, агрессивность.

Индивидуальные занятия с детьми проводятся по составленной мною программе «Живая глина»

Цель: Создание условий для развития и коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы

.

Задачи:

• способствовать снижению агрессивности, страхов, тревожности у детей;

• развивать творческое воображение, фантазию;

• развивать способность выражать свои чувства на символическом и вербальном уровне;

• помочь детям достичь взаимопонимания и сотворчества через совместную творческую деятельность;

• развивать мелкую моторику, сенсорные ощущения;

• способствовать становлению произвольной регуляции поведения.

Занятия проводятся один - два раза в неделю, продолжительность 15-25 мин.

В занятие включены помимо работы с глиной

-двигательная физкультминутка

-пальчиковые игры

- элементы сказкотерапии, музыкотерапии

В тематическом плане программы предусмотрено 40 занятий, но в индивидуальной программе берутся не все занятия, а выборочно только те, которые актуальны для ребенка и соответствуют его уровню развития и доступности. А в частности Э. Крамер, одна из основоположниц арт-терапии,

выделяет пять способов обращения с изобразительными материалами:

1) «предварительная» изодеятельность — создание каракулей, размазывание глины, исследование ее физических свойств;

2) хаотическое выражение чувств — размазывание, шлепки, отщипывание, царапанье по глине и др; 3) стереотипии — копирование, создание простейших стереотипных форм шара, жгутиков;

4) создание пиктограм, различных форм выступающих инструментом визуальной коммуникации, дополняющих или замещающих слова;

5) оформленная экспрессия — символические образы, обеспечивающие успешное самовыражение и коммуникацию

Для родителей, я подготовила мультимедийное приложение, на котором я собрала интересные игры и творческие работы из глины и пластичных материалов, которые они могут выполнить с ребенком дома. Так же на диске имеются увлекательные уроки лепки с пластилином, книги, рецепты детского пластилина и другое.

В заключение своего творческого отчета предлагаю посмотреть небольшой ролик фрагментов из занятий с нашими воспитанниками по программе «Живая глина»

Заключение

В процессе творческой работы, при создании индивидуальных и коллективных работ, во время бесед, подготовки к выставкам дети стали более общительными, доброжелательными, внимательными друг к другу. В результате повысилась самооценка у детей, изменились взаимоотношения в группе сверстников.

К концу года результаты работы оправдали ожидания:

- у детей отмечаются хорошие технические навыки в работе с глиной;

- появился интерес к творческой работе;

- развивается умение добиваться конечного результата;

- через мелкую моторику рук происходит активное стимулирование речевых центров, развивается связная речь, пополняется словарный запас;

- расширяется кругозор, формируются элементы эстетического отношения к окружающему миру через самовыражение в художественном творчестве;

- отмечается положительная динамика в эмоциональном благополучии, повышается самооценка детей, данные представлены ниже:

Таблица № 4

Учебный год 2013 -2014

Нач. уч. г. Конец уч. г.

Низкая тревожность 52% 62%

Повышенная тревожность 21% 18%

Высокая тревожность 27% 12%

Повышенная агрессивность 38% 8%

Ребенок открывает глаза и созерцает мир - незнакомый, удивительный и таинственный. Малышу еще предстоит ощутить свою принадлежность к этому большому, прекрасному миру, раствориться в нем, но при этом остаться индивидуальностью и стать творческой личностью, созидателем. Без помощи взрослого здесь не обойтись. Именно взрослые должны пробудить интерес к познанию, помочь усвоить опыт предшествующих поколений, научить приемам изучения и отражения окружающего мира.

Наиболее естественным выражением своих впечатлений об окружающем мире для малыша является изобразительная деятельность. Как легко и просто провести карандашом по листу бумаги — и вот перед тобой мяч или цветок. Но куда интереснее суметь сделать собственными руками все, что видишь.

Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей опорой является осязание предмета. И. М. Сеченов отмечал, что «телесную форму предметов руки определяют иначе, чем глаза, и определяют ее полнее благодаря тому, что ладони рук мы можем прикладывать к боковым поверхностям предметов, всегда более или менее скрытым от глаз, и к задним, которые глазам уже совершенно не доступны». Что может дать лучшее представление о предмете, чем самому, из невзрачного кусочка глины или пластилина создать этот предмет, сделать его узнаваемым и привлекательным. Этим объясняется огромный интерес малышей разного возраста к лепке.

Литература

1 Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании [Текст]

: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. – М. :Издательский центр «Академия», 2001. – 248 с.

2 Воропаева,. И. П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников [Текст] : Метод. Пособие. / И. 11. Воропаева. -М. : Изд-во ИПК и ПРИМ О, 1993.-56 с.

3 Дошкольный психолог № 2 (13) https://psy.1september.ru/article.php?ID=200700410

4 Иванова Т. Б., Илюхина В. А., Кошулько М. А. Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР [Текст] : Методическое пособие. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. – 112 с.

5 Керлот,Х. Э. Словарь символов. [Текст] : Словарь- М., 1994. С. 305.

6 Киселева, М. В. Арт-терапия в работе с детьми [Текст] : Руководство для детских психологов. Педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб. : Речь, 2006. – 160 с., илл.

7 Копытин А. И. Системная арт-терапия [Текст] Методическое пособие. – СПб. : Питер, 2001. – 224с. : ил.

8 Копытин А. И., Свистовская Е. Е. Арт-терапия детей и подростков. [Текст] : Изд. -М. : «Когито-Центр», 2010.-197 с

9 9. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий [Текст] : Методическое пособие - СПб. : Речь, 2008. -256 с.

10 Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду[Текст] : Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. - М. : Карапуз, 2007-140с

11 Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. [Текст] : Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий. /Под редакцией Т. С. Комаровой. - М. : Российское педагогическое общество, 2000-156с

12 Супрун Г. Б. Развитие познавательной активности и творчества

дошкольников посредством тренировки мелкой моторики //

Справочник педагога-психолога. - 2011. - №6. - С. 35-38

13 Шперлинг Е. Развитие мелкой моторики средствами декоративно-прикладного искусства // Дошкольное воспитание. - 2001. - №7. -С. 45

14 Крамер, Э. Арт терапия с детьми [Текст] : книга для психологов /Э. Крамер. - М: Генезис, 2014. – 320 с.

Публикации по теме:

«Чудесные самоцветы». Конспект занятия по развитию эмоционально-волевой сферы старших дошкольников Конспект занятия по развитию эмоционально-волевой сферы старших дошкольников Марина Вдовкина «Чудесные самоцветы». Конспект занятия по развитию.

«Наблюдение за эмоционально — волевой сферой у дошкольников с ОНР 3 уровня в условиях логопедической группы» Программа наблюдения «Наблюдение за эмоционально - волевой сферой у дошкольников с ОНР 3 уровня в условиях логопедической группы» Возраст.

Диагностика эмоционально-волевой сферы детей 5–6 лет с ЗПР Методика изучения «Эмоционально-волевой и личностной сферы» Цель: Выявить уровень развития эмоционально-волевой и личностной сферы детей,.

Игры для коррекции и развития эмоционально-волевой и двигательной сферы детей В последнее время большое внимание в своей работе я уделяла проблеме психолого-педагогического сопровождения детей с СДВГ в ДОУ. С целью.

Игры, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы Данные игры помогут детям развить эмоционально-волевой контроль. Способствуют развитию умения контролировать и приемлемо выражать свои эмоции,.

История возникновения игрушки и роль игры в развитии эмоционально-волевой сферы дошкольников История возникновения игрушки и роль игры в развитии эмоционально – волевой сферы дошкольников История возникновения игрушек уходит своими.

Коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер дошкольников с нарушением интеллекта средствами песочной терапии Коррекция эмоционально – волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта средствами песочной терапии..

Конспект занятия «Палитра вкусов и эмоций» по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников Конспект занятий «Палитра вкусов и эмоций» по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников Актуальность: Занятия направлены на развитие.

Консультация «Коррекция нарушений эмоционально-личного развития детей в условиях ДОУ». Кризис 3 лет В психологии рассматриваются три возрастных кризиса, которые переживает ребёнок в дошкольном детстве: кризис 1-го (новорождённости, кризис.

Коррекция нарушений речи у дошкольников средствами логоритмики Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы у дошкольников методом глинотерапии
Опубликовано: 28 сентября 2016 в 09:36
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД