Папки-передвижки

Коррекция речевого и психического развития дошкольников с ОВЗ через дидактические игры экологического содержания

Светлана Рудакова
Коррекция речевого и психического развития дошкольников с ОВЗ через дидактические игры экологического содержания
▼ Скачать + Заказать документы

Природа – это богатейшая кладовая,

неоценимое богатство для интеллектуального,

нравственного и речевого развития ребенка.

В. А. Сухомлинский

Охрана окружающей среды, разумное отношение к природе стали настоящей проблемой века. А воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к посильной помощи в её охране – одна из актуальнейших задач нашего времени.

Публикация «Коррекция речевого и психического развития дошкольников с ОВЗ через дидактические игры экологического содержания» размещена в разделах

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и к окружающим людям.

Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Своим многообразием, красочностью и динамичностью она привлекает детей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность.

Одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности дошкольников является дидактическая игра. О важности использования дидактической игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста писали Л. И. Грехова, В. А. Дрязгунова, А. С. Макаревич, С. Н. Николаева и др.

В дидактической игре экологического содержания заложены огромные воспитательные, образовательные, развивающие и коррекционные возможности. В процессе экологических игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира. Игра развивает речь и другие психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие и воображение). Через игру дети учатся наблюдать, определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки, делать выводы. Размышляя о природе, ребенок обогащает свою связную речь, слуховое внимание, учится правильно произносить звуки.

Дети с недостатками речевого и психического развития воспринимают легче то, что их окружает, а природа окружает повсюду и всегда. Использование дидактических игр экологического содержания способствует решению многих коррекционных задач.

Задачи:

• формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника;

• формирование и развитие : фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи, связной речи, навыков правильного звукопроизношения;

развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия).

Предлагаю подборку дидактических игр экологического содержания, которые позволяют решить поставленные коррекционные задачи.

1. Дидактическая игра «Жалоба»

Дидактическая задача. Закреплять знания о животных, умение узнавать животное по его описанию. Развивать диалогическую речь.

Оборудование. Карточки с текстом «жалобы».

Игровое действие. Выслушать жалобу и узнать о ком идёт речь. Вспомнить, какую пользу он (она) приносит.

Ход игры.

Ведущий предлагает вытянуть одну из карточек с текстом “жалобы” животного и определить, о ком идет речь, и какую пользу оно приносит.

Жалоба 1

Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то. Не всем же быть красавицами!

А польза от меня людям большая.

Ответ: Жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – и они исчезнут.

Жалоба 2

На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы, же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть головой вниз. А обижают нас незаслуженно.

Ответ: Летучая мышь. Она охотится только ночью, но польза от нее огромная. Она уничтожает насекомых.

2. Дидактическая игра «Я знаю пять названий деревьев (кустов, листьев, грибов, цветов, овощей….»

Дидактическая задача : Активизировать словарь по лексическим темам. Развивать слуховое восприятие

Игровое действие. Знаешь сам, научи других.

Правило. Внимательно слушать; назвать не менее 5 слов – названий.

Ход игры.

Дети стоят широким кругом, выбирается ведущий, который поднимает над головой открытую ладонь и громко называет, загибая пальцы, названия деревьев или кустов. Остальные дети могут делать это же с ведущим, а затем и самостоятельно.

3. Дидактическая игра «Свой предмет ты найди, а чужого не бери»

Дидактическая задача : Развивать пространственные ориентировки, наблюдательность, зрительную память; Развивать лексико-грамматический строй речи, правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением В, НА, ЗА, ОКОЛО, ВПЕРЕДИ, СЗАДИ, ПО …. ;

Игровое действие. Выполнять действия, основанные на понимании словесных инструкций, включающих предлоги и наречия с пространственным значением.

Правило. Внимательно слушать и находить местоположение названных предметов с последующим оречевлением.

Ход игры.

Предмет прячется за какое-то дерево или куст. «Раз, два, три, четыре, пять, вам пора (цветок, листок, кружок, мешок….) искать.

Даются ориентиры с произнесением предлогов. Кто находит предмет, обязательно объясняет, где он его обнаружил.

4. Дидактическая игра «Клад»

Дидактическая задача. Развитие пространственной ориентации, внимания, памяти, умения ориентироваться на местности, накопление словаря.

Игровое действие. Найти предмет по инструкции логопеда.

Правило. Начать выполнять движение, можно только выслушав всю инструкцию.

Ход игры.

Инструкцию может давать как взрослый, так и ребёнок. Выберите кладоискателя и отведите его в сторону. Тем временем спрячьте какие-нибудь предметы в отдаленном уголке участка, позовите кладоискателя и дайте ему такое задание:

Инструкция 1

«Клад справа от берёзы», «Клад между сиренью и рябиной», «Клад в клумбе с ирисами», «Клад в траве за клумбой с бархатцами».

Инструкция 2

"Пойдёшь прямо, дойдешь до пенька, от него повернешь направо, дойдешь до забора, затем повернешь налево, пройдешь три шага прямо и начинай искать — в том месте находится клад". При необходимости повторите кладоискателю описание маршрута. Когда игрок найдет клад, выберите нового кладоискателя и повторите игру.

5. Дидактическая игра «Весёлый мяч»

Дидактическая задача. Описать или назвать изменения в природе по вопросам педагога.

Игровое действие. Ответ на вопрос логопеда.

Правило. На вопрос отвечает только тот, у кого в руках мяч.

Ход игры.

После наблюдений за изменениями в природе, дети становятся в круг, педагог бросает мяч и задаёт вопросы, тот, у кого мяч, отвечает на вопросы:

- какие листья на берёзе, рябине, сирени?

- какие цветы появились?

- сколько одуванчиков видели по дороге?

- у какого дерева облетели листья, но остались семена?

- какое дерево зимой помогает выжить снегирям? и т. д.

6. Дидактическая игра «О чём рассказывает улица?»

Дидактическая задача. Развитие слухового внимания.

Игровое действие. С закрытыми глазами послушать звуки улицы.

Правило. Слушать молча, с закрытыми глазами.

Ход игры.

Дети закрывают глаза и прислушиваются к окружающей среде. (Несколько минут).

Что можно услышать? (шум проезжающих машин, музыка из открытых окон, разговор людей, пение птиц, шуршание листьев, звук ветра, лай собаки)

7. Дидактическая игра «Осень».

Дидактическая задача. Закреплять знания по теме «Осень». Развивать слуховое внимание.

Игровое действие. Педагог рассказывает об осени и иногда намеренно ошибается.

Правило. Если педагог говорит неправильно, дети должны хлопать в ладоши.

Ход игры.

Осенью становится теплее, чем летом. (Хлопаем)

Осенью становится холоднее, чем летом.

Осенью появляются новые зелёные листья. (Хлопаем)

Осенью листья становятся жёлтыми и красными, потом опадают.

Осенью некоторые птицы прилетают к нам с юга. (Хлопаем)

Осенью некоторые птицы улетают на юг.

Осенью медведь и ёжик просыпаются. (Хлопаем)

Осенью медведь и ёжик засыпают.

8. Дидактическая игра «Смысловые пары»

Дидактическая задача. Развивать навык словесно-логического мышления. Закреплять обобщающие функции слов.

Игровое действие. Подбор логических пар к заданным словам.

Ход игры. Взрослый предлагает ребёнку пару слов, связанных определёнными смысловыми отношениями ( например: часть – целое, действие - результат и т. д.) Затем ребёнку предлагается подобрать слово – пару к слову - стимулу ( например: собака – будка, птица -). При этом, характер смысловых связей является типовым для обеих пар слов. Если ребёнок затрудняется подобрать пару, необходимо составить предложение со словами из первой пары и, проанализировав их отношения, задать уточняющий вопрос ко второму слову. Например: собака живёт в будке; будка – домик для собачки. Как называется домик для птицы?

Смысловые пары:

Самолёт – пилот, поезд -, курица – цыплёнок, овечка - …., пальто – пуговка, ботинок -, ножки – сапожки, ручки -, птица – пёрышки, кошка -, зайка – морковка, корова -, кораблик – причал, автобус -, мышка – норка, белка -, ножницы – бумага, молоток -, цветы – ваза, суп -, малыш – коляска, кенгурёнок -, кондитер – пирожные, художник -, волосы – заколочка, пальчик - …

Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие, милосердие. Эти черты, заложенные в дошкольном возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой в желании охранять и беречь природу.

Публикации по теме:

Дидактические игры для развития речевого дыхания как составляющая часть здоровьесберегающих технологийДидактические игры для развития речевого дыхания как составляющая часть здоровьесберегающих технологий Дыхательная гимнастика как один из элементов здоровьесберегающих технологий имеет большое значение для развития еще несовершенной дыхательной.

Дидактические игры для сенсорного развития дошкольниковДидактические игры для сенсорного развития дошкольников Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников с использованием художественного слова 1. Узнай сказку, потешку, рассказ (по отрывку). Цель: Развивать память детей, внимание, желание и умение по отрывку узнавать сказку, потешку,.

Дидактические игры по математике как средство развития дошкольниковДидактические игры по математике как средство развития дошкольников Развитие элементарных математических представлений – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития детей. В.

Дидактические пособия для развития речевого дыханияДидактические пособия для развития речевого дыхания Предлагаю вашему вниманию дидактические пособия направленные на развитие речевого дыхания. В последнее время много детей страдающих нарушением.

Дидактические пособия для развития речевого дыхания у дошкольниковДидактические пособия для развития речевого дыхания у дошкольников Все знают, как важно развивать речевое дыхание детям с задержкой речевого развития, для освоения детьми правильного звукопроизношения. У.

Дидактические игры для развития межполушарных связей у дошкольниковДидактические игры для развития межполушарных связей у дошкольников Дидактические игры на развитие межполушарных связей у дошкольников. Известно, что мозг человека состоит из двух полушарий, у каждого из которых.

Консультация для воспитателей «Характеристика содержания познавательного-речевого развития в соответствии с ФГОС ДО» В пункте 2.6. «ФГОС ДО» отмечено, что «Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных.

Мастер-класс по изготовлению игры для развития речевого дыхания для младших дошкольников «Оживи картинку»Мастер-класс по изготовлению игры для развития речевого дыхания для младших дошкольников «Оживи картинку» Мастер-класс по изготовлению игры для развития речевого дыхания для младших дошкольников "Оживи картинку" 1. Для изготовления игры для развития.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекция речевого и психического развития дошкольников с ОВЗ через дидактические игры экологического содержания
Опубликовано: 16 марта 2023 в 16:43
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекция речевого и психического развития дошкольников с ОВЗ через дидактические игры экологического содержания» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Рудакова (УИ 233165) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД