Папки-передвижки

Коррекция речи младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи посредством песочной терапии

Анастасия Иванина
Коррекция речи младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи посредством песочной терапии
▼ Скачать + Заказать документы

Речь, как и память, внимание, мышление является одной из высших психических функций человека.

Мелкая моторика и функция речи очень тесно связаны между собой. Когда движения кистей рук не соответствуют возрастным нормам, то и речь плохо развита. У большей части детей с ТНР мелкая моторика рук не развита в достаточной степени, движения пальцев не согласованы, не точны. У многих школьников с речевой и другими патологиями возникают трудности при удерживании правильной позиции ложки, кисточки для рисования, ручки при письме, они не в состоянии бывают завязать шнурки, застегнуть, расстегнуть пуговицы.

Публикация «Коррекция речи младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи посредством песочной терапии» размещена в разделах

Всем известно о том, что умственные способности и речь тесно связаны с мелкой моторикой пальцев рук. У дошкольников это наиболее ярко проявляется, а позже, при поступлении в школу отражается на обучении Движения пальцев, рук у детей имеют благоприятное воздействие на их речевое и моторное развитие. Как известно, у новорожденных малышей пальцы всегда сжаты в кулачки. По мере созревания мозга этот рефлекс развивается, и ребёнок может хватать предметы и отпускать их. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее он развивается в эмоциональном и интеллектуальном плане.

Таким образом, для успешного развития речи важно развивать мелкую моторику рук. Особенно это важно в случае нарушения речевой функции у ребёнка.

В настоящее время существует достаточно много различных методик, игр и упражнений, направленных на развитие мелкой, пальцевой моторики. Одной из них является песочная терапия, сравнительно новая, но, как показывает практика, действенная методика [2].

В основе терапии песком лежит терапевтическая методика, разработанная английским детским врачом-психиатром Маргарет Лоуэнфелд. Затем, в середине XX швейцарский врач Дора Калф разработала так называемый метод «Терапии песком». Чуть позже отечественные исследователи Т. Грабенко и Т. Зинкевич-Евстигнеева предложили методику коррекционно-развивающих игр с песком. Данные исследователи на научной основе доказали, что игры с песком способствуют развитию психических и речевых функций.

Песочная терапия - это так называемая невербальная терапия, при которой используется небольшой контейнер с песком, игрушечные фигурки, а иногда и вода, для создания сцен из миниатюр, отражающих внутренний мир ребёнка [1].

В контексте коррекции речи перед песочной терапией стоят следующие задачи:

- развивать психологические процессы (внимание, восприятие, память, когнитивные процессы;

- развивать мелкую и пальцевую моторику;

- автоматизировать корригируемые звуки;

- обогащать и активизировать словарь;

- формировать лексико-грамматические категорий яз. ;

Начав работать учителем-логопедом, я на собственном опыте убедилась в том, что данный вид терапии благотворно влияет на развитие речи и других психических процессов младших школьников с нарушениями зрения, опорно-двигательной системы, интеллекта и эмоционально-волевой сферы.

Для детей с нарушениями существует множество упражнений для развития развитию речи, мелкой моторики, тактильных ощущений, ориентации в пространстве, вот некоторые из них:

Развитие диафрагмального дыхания:

«Помоги зайке». В песке отмечаются небольшие точки (следы, которые ведут к дому зайки. Неподалёку располагается лиса. Нужно «замести» все следы, чтобы лисица не нашла зайку.

«Клад». В песок неглубоко закапывается игрушечная фигурка. Нужно сдуть песок и обнаружить спрятанную фигурку.

«Яма». Ребёнок должен плавной и длительной воздушной струёй выдуть ямку в песке.

Развитие фонематических представлений:

«Спрячь ручки» — ребёнку даётся задание закопаться ручками в контейнер с песком, если он услышит заданный звук.

«Два замка». Под большим слоем песка спрятаны игрушки, картинки со звуками. Ребёнку нужно откапать и разложить их на две группы.

Словарная работа:

«Кто больше назовёт?» Ребёнку нужно подобрать прилагательные (слова-признаки, глаголы (слова-действия) и на каждое слово выложить камушки (пуговки, ракушки).

Развитие связной речи :

«Мой секрет». Ребёнку дается задание зарыть в песок предмет и описать его, не называя. Тот, кто догадался, что это за предмет, должен откапать его из песка.

«Нарисуй и расскажи». Ребёнок рисует картинку на песке и при этом сопровождает свои действия рассказом о ней.

Развитие мелкой моторики:

«Песочный круг». Нужно пальцами рисовать вместе с ребё нком круги на песке: большой, внутри поменьше, ещё меньше – и так до тех пор, пока в центре не образуется точка. Теперь можно предложить ему украсить круги разными предметами: ракушками, пуговицами, камешками, монетками. Круги может украшать что угодно: отпечатки пальцев, ладоней, игрушек и т. д. [3].

Итак, на основе всего ранее сказанного, я могу сделать вывод о том, что песочная терапия – это сравнительно новый, но действенный метод работы с детьми с ТНР и другими психическими и эмоциональными расстройствами, который сумел успешно зарекомендовать себя в педагогической практике.

Кроме того, использование терапии песком способствует закреплению партнерских, доверительных отношений между ребёнком и педагогом, между ребёнком и сверстниками. Особенно этот метод будет благоприятен для детей, которые по какой-либо причине не хотят, отказываются от традиционных занятий, не проявляют к ним интереса.

Поэтому, данный метод важен не только в развитии и коррекции непосредственно речевой функции, но и в развитии памяти, внимания, тактильных ощущений, помощи справиться с различного рода травмами, проблемами во взаимодействии с обществом у детей разного возраста.

Список используемых источников

1. Грабенко Т. М., Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. Методическое пособие для педагогов и родителей / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич - Евстигнеева. – СПб. : Институт специальной педагогики и психологии,1988. – 48с.

2. Иванина А. Ю., Фомина К. В., Яковлева И. В. Песочная терапия как средство развития речи и других психических функций детей. Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ» №9 (9) – Тольятти, 2018. – 247с.

3. Социальная сеть работников образования nsportal.ru [электронный ресурс]. Виды арт-терапии при коррекции моторной алалии.

Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/materialy-dlya-roditelei/library/2012/06/12/vidy-art-terapii-pri-korrektsii-motornoy-alalii

Публикации по теме:

Конспект занятия «Путешествие в песочную страну» с использованием песочной анимации, песочной терапииКонспект занятия «Путешествие в песочную страну» с использованием песочной анимации, песочной терапии Конспект педагога-психолога Левченкова Владимира Владимировича (при использовании данного материала обязательна ссылка на автора, сайт.

Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологийКоррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий «Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий» Актуальность выбора темы работы. В последние.

Конспект занятия по ФЭМП с использованием песочной арт-терапии «На помощь Песочной Фее» Конспект занятия по ФЭМП с использованием песочной арт-терапии во II младшей группе «На помощь Песочной Фее»Тип занятия: закрепление изученного.

Коррекция темпоритмической организации речи у младших школьников Механизмы голосоречеобразования тесно связаны со способностью человека к восприятию и воспроизведению звуков, различных ритмических и интонационных.

Пособие по обучению грамоте «Буквоград» в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речиПособие по обучению грамоте «Буквоград» в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи Предлагаю вашему вниманию пособие по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР «Буквоград» Цель пособия: закрепление.

Презентация «Развитие речи у старших дошкольников и младших школьников в игровой форме «Доброта в мире животных» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю презентацию, которая входит в серию пособий для развития речи и пополнения словарного.

Презентация «Развитие речи у старших дошкольников и младших школьников в игровой форме «Наше отношение к животным» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю следующую презентацию для развития речи и пополнения словарного запаса у детей в процессе.

Презентация «Развитие в игровой форме мышления и речи у старших дошкольников и младших школьников «Все мы разные» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю следующую презентацию, из серии пособий для развития мышления, речи и пополнения словарного.

Презентация «Задания для дошкольников и младших школьников по развитию образной речи, внимания и мышления «Скоро в школу!» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю презентацию, которая входит в серию пособий для развития мышления, внимания, образной.

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством песочной терапииРазвитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством песочной терапии Самая актуальная и значимая задача на сегодняшний день для педагогов это научить воспитанников осознавать свои внутренние состояния, уметь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекция речи младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи посредством песочной терапии
Опубликовано: 16 декабря 2021 в 15:48
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекция речи младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи посредством песочной терапии» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Иванина (УИ 1931652) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД