Лучший педагог года

Коррекционная программа профилактики и снятия агрессивных состояний у детей

Косова Людмила
Коррекционная программа профилактики и снятия агрессивных состояний у детей

Коррекционная программа

профилактики и снятия агрессивных состояний у детей

Содержание

1. Целевой раздел…. ….…7

1.1. Пояснительная записка…. 7

1.2. Цели и задачи….….7

1.3. Принципы проведения…. 8

1.4. Описание контингента детей с агрессивным поведением….…9

1.5. Этапы реализации….….….10

2. Содержательный раздел…. …. 11

2.1. Психолого-педагогическое сопровождение детей….….….11

2.2. Психолого-педагогическое сопровождение педагогов….….….11

Публикация «Коррекционная программа профилактики и снятия агрессивных состояний у детей» размещена в разделах

2.3. Психолого-педагогическое сопровождение родителей…. …. 13

3. Организационный раздел…. ….….17

3.1. Условия реализации программы…. ….…17

3.2. Создание предметно-развивающей среды…. …. 17

3.3. Программно-методическое обеспечение…. 19

3.4. Взаимодействие специалистов ДОО, ПМПк…. ….19

3.5. Сетевое взаимодействие (ПМПК, детская поликлиника, «Веста», СОШ). ….20

1. Целевой раздел.

1.1 Пояснительная записка.

Поводом для составления программы занятий послужило увеличение об-ращений педагогов и родителей детей на конфликтность и агрессивность детей, склонность к «взрывному» и импульсивному поведению.

Ребенок не рождается агрессивным, хотя биологические предпосылки агрессивности возможны. Чаще она формируется на фоне негативных взаи-моотношений в семье ребенка. Отчужденность, холодность, безразличие к его интересам - вот основные причины агрессивности. Рассматривая пробле-му агрессивного поведения ребенка, необходимо отметить, что такой ребе-нок нуждается в понимании и поддержке взрослых и своевременной помо-щи, так как при неправильном отношении агрессивное поведение может за-крепиться и станет характерным для поведения ребенка и приобрести устой-чивую черту характера. Вот почему очень важно, на данном этапе развития ребенка, помочь ему посмотреть на себя и сверстника со стороны. Общая тактика работы с агрессивными детьми состоит в том, чтобы постепенно научить ребенка выражать свое неудовольствие в социально приемлемых формах.

Отличительной чертой данной Программы является характер проведения занятий. Они проходят в игровой, увлекательной форме. Благоприятная эмоциональная атмосфера на занятии способна направлять деятельность агрессивного ребенка в русло благоприятного варианта развития.

1.2 Цели и задачи.

Целью данной коррекционной программы является снижение агрессив-ных проявлений у детей с агрессией. Для достижения цели в ходе реализации программы необходимо решить следующие задачи:

1. научить ребенка осознавать собственный эмоциональный мир; разви-вать эмпатию, обучать общению с взрослыми и детьми, приемлемым способом выражать гнев и агрессивность.

2. повышать у педагогов уровень знаний и умений в работе и воспитании агрессивного ребенка.

3. оказывать помощь родителям в приобретении навыков конструктивно-го взаимодействия с собственными детьми (терпение и внимание к ре-бенку, к его нуждам и потребностям, доброжелательный тон, последо-вательность поведения родителей, забота и внимание, мягкость ив об-щении).

4. повышать педагогический уровень родителей и педагогов в воспита-нии агрессивного ребенка (консультации, рекомендации, просмотр ви-деозаписей, индивидуальные беседы, тренинги, родительские клубы и т. п.).

5. учить родителей владей собой, показывать пример ребенку собствен-ным адекватным поведением.

1.3 Принципы проведения.

В целях проведения успешной коррекции следует придерживаться следу-ющих принципов:

• Принцип безусловного и без оценочного принятия ребенка в целом. Направлено на установление доброжелательных, доверительных отношений воспитуемого с родителями и воспитателями. Существует закономерность: чем больше ребенка ругают, тем хуже, безответственнее он становится. По-требности в любви, в принятии, принадлежности, «нужности» другим явля-ются важнейшими социальными потребностями растущего человека, а их удовлетворение – необходимое условие нормального развития ребенка. Не-удовлетворение их, отчуждает детей от других, делает их непослушными, агрессивными, безответственно относящимися к нуждам других людей.

• Принцип комплексного подхода предполагает обязательно использовать систему взаимосвязанных друг с другом методов изучения и воздействия. Важно, чтобы каждый метод вписывался в естественную ситуацию жизнеде-ятельности ребенка, имел целевую направленность

на получение необходимой информации об объекте, уточнение и перепро-верку уже известных фактов.

• Расширение опыта ребенка с установкой на социальную успешность. Данный принцип выражается в разнообразии форм организации воспита-тельного процесса, в создании благоприятного микроклимата в группе, ат-мосферы общения и взаимопонимания в процессе организованной деятель-ности, сотрудничество с детьми. Оказание конструктивной помощи в от ре-агировании проблемных ситуаций и наработки навыков само регуляции и контроля.

1.4 Описание контингента детей с агрессивным поведением.

Агрессивностью принято называть целенаправленное нанесение физиче-ского или психического ущерба другому человеку.

Те или иные проявления агрессии замечаются практически у всех детей, например, в возрасте трех - пяти лет. Но у некоторых агрессивность может закрепиться как устойчивая черта поведения и как качество личности. Так что еще в дошкольный период надо правильно относиться к поведению агрессивного ребенка.

Актуальность рассматриваемой проблемы диктуется тем, что почти в каж-дой группе детского сада встречается хоть один ребенок с признаками агрес-сивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, от-бирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения – од-ним словом становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей.

Какого ребенка можно назвать агрессивным?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать:

- на кого он нападает (на более младшего, слабого - могут быть и другие ва-рианты);

- как часто он это делает. В одном из исследований подсчитали, что агрес-сивные дошкольники в течение часа делают несколько выпадов против сво-их сверстников, а более мирные собратья - не более одного выпада за то же время;

- нападает он первым или нет, в каких обстоятельствах это делает и прово-цирует ли его кто-то в этот момент.

Надо заметить, что четких критериев, какое поведение считать агрессив-ным, пожалуй, нет. Родители мальчиков, например, часто оправдывают та-кое поведение, которое для девочек считается неприемлемым. И все же практически в каждом детском коллективе выделяются постоянные агрессо-ры и те, у кого такие вспышки бывают гораздо реже.

Какие черты свойственны агрессивным детям?

- Они часто перекладывают на других свою вину за вспыхнувший инцидент ("он мешал мне играть", "не хотел давать мне игрушку" и т. д.).

- В окружающих они видят постоянную угрозу нападения или обиды.

- Чаще испытывают негативные эмоции.

- Они фиксированы на себе, других людей воспринимают как обстоятель-ства, мешающие их жизни, не стремятся понимать чувства других.

Почему они так себя ведут?

Мы уже говорили, что вспышки агрессии можно наблюдать у всех малень-ких детей. Объясняется это тем, что у малышей еще недостаточно средств, чтобы выразить свои негативные ощущения, внутренний дискомфорт. Например, они ведут себя импульсивно, когда хотят привлечь внимание или получить какой-то предмет. Получив то, что хотели, прекращают свои агрессивные действия. Постепенно большинство детей понимает, какими способами можно получить желаемое, и выбирает обычно неагрессивное по-ведение. А кто-то предпочитает добиваться своего прежними действиями.

Есть и другие мотивы нападения: защита себя от явной и скрытой угрозы, месть обидчику, желание подчеркнуть и утвердить свое превосходство. Но больше всего, конечно, взрослых возмущает стремление некоторых детей унизить другого ребенка, радуясь при этом его страданиям.

Например, отобрать игрушку и швырнуть ее далеко в воду. Или намерен-но столкнуть другого с лестницы и громко хохотать, наблюдая, как тот с трудом встает на ноги. Вот здесь агрессия - это уже самоцель, жестокое и враждебное поведение. Такие дети обычно выбирают из окружения одну-две жертвы, слабее себя физически. Чувство вины и раскаяния за свой поступок у них отсутствует.

Откуда берутся маленькие агрессоры?

Когда речь идет о происхождении каких-то черт характера, высказывают обычно две точки зрения. Согласно одной, черты личности наследуются от родителей и более отдаленных предков. Согласно другой, ребенок подража-ет тому, что видит вокруг себя, и затем эти образцы поведения закрепляются как устойчивые качества личности. Правдоподобными кажутся оба объясне-ния. С генами могут передаваться какие-то особенности нервной системы, а значит, типы реагирования на обстоятельства жизни. И все же очень многое зависит от условий воспитания - и в семье, и в среде сверстников.

Что можно сделать?

Необходимость коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста придает тот факт, что дети этого возраста часто не могут сами оце-нить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им напротив кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те в свою очередь, бояться их. В свою очередь, родители не знают какой стиль воспитания выбрать для воспитания такого ребенка, А педагоги, несмотря на большой стаж работы, не могут правильно организовать работу в данном направлении.

Ожидаемый результат.

Оценка эффективности программы будет осуществляться посредством по-вторного тестирования по окончании коррекционной программы.

Ожидаемый результат:

ребенок умеющий распознавать, выражать и контролировать свои чувства и чувства окружающих;

1. 1. с адекватной самооценкой

2. 2. с низким уровнем тревожности;

3. умеет взаимодействовать с взрослыми и детьми в приемлемой форме;

4. умеет предвидеть последствия своих действий;

5. педагоги и родители знают причины возникновения агрессии у детей, проблемы и характерные особенности поведения; владеют навыками конструктивного взаимодействия с такими детьми.

1.5 Этапы реализации.

Объектом программы является ребенок с агрессивным поведением. Логи-ка психокоррекционной работы такого поведения ставит на первый план ра-боту с социальным окружением ребенка, а именно с семьей и группой дет-ского сада.

В основу Программы положены занятия, которые строились по принципу концентричности. Опираясь на это принцип, строится следующая структура реализации программы :

Первый этап работы составляет выявление детей с агрессивным поведением из обращений педагогов и родителей и проведением анкетирования. Здесь же психологом проводится предварительная диагностика.

На втором этапе осуществляется диагностика и формируется группа детей с проблемами агрессивного поведения. Выстраивается индивидуальная кор-рекционная программа с учетом всех методов коррекции данной проблемы.

На третьем этапе идет консультативная работа с родителями, включающая в себя договор о сотрудничестве, индивидуальные консультации родителей по проблемам взаимодействия и сосуществования с агрессивным ребенком. На этом же этапе педагоги посещают обучающий семинар для получения навы-ков эффективного взаимодействия с агрессивными детьми.

Четвертый этап включает коррекционную работу с агрессивным ребенком. Параллельно этой работе родители посещают индивидуальные консультации для получения навыков эффективного взаимодействия с агрессивными деть-ми.

Пятый этап. Повторная диагностика детей прошедших психоэмоциональную коррекцию. Коллегиальное обсуждение результатов коррекции по каждому ребенку. Индивидуальное консультирование детей родителей по результа-там коррекции и составление рекомендаций по дальнейшему развитию ре-бенка. Получение обратной связи об эффективности программы от педагогов и родителей.

Рекомендации воспитателям:

1. Включайте ребенка с агрессивным поведением в продуктивную деятель-ность чаще, чем других детей;

2. Не оставляйте агрессивные реакции ребенка без внимания: давайте понять ребенку, что вы небезразлично относитесь к ним. Говорите о своем отноше-нии к поведению ребенка;

3. Говоря о поведении ребенка, отмечайте конкретный поступок, не оцени-вайте негативно личность ребенка в целом;

4. Избегайте отрицательных оценок («плохой», «агрессивный»., «злой» и т. п.);

5. Дайте возможность ребенку чаще проявлять заботу о других детях, о младших;

6. После проявления ребенком агрессивной реакции выразите свое отноше-ние к нему и переключите ребенка на другую деятельность;

7. Не жалуйтесь на ребенка родителям;

8. Не ругайте ребенка в присутствии других детей;

9. Отмечайте позитивное поведение ребенка в течение дня, его успех на заня-тиях, в играх;

10. В игровой деятельности помогайте ребенку создавать сюжеты и брать на себя роли. в которых ребенок может отреагировать свои эмоции, взять на себя роль сильного и доброго персонажа, который защищает других детей;

11. Количество замечаний ребенку сведите к минимуму.

Открытое письмо агрессивных детей воспитателям.

Мы, агрессивные дети планеты, требуем от воспитателей:

1. Играйте с нами чаще (а не то мы будем драться).

2. Защитите нас от всех злых детей планеты и нашей группы (а не то мы будем защищаться).

3. Прекратите ругать нас так часто и без всякой причины (а не то ведь мы тоже умеем ругаться, и не хуже вас).

4. Накажите всех детей в группе, которые постоянно хотят нас оби-деть (а то придется нам самим заняться этим).

5. Не смейте жаловаться на нас родителям (а то мы скажем, что вы нас бьете каждый день).

6. Любите нас, ну, пожалуйста (а то ведь нас и так никто не любит).

7. Принимайте нас такими, какие мы есть, и вы увидите, что мы хо-рошие.

2.3 Психолого-педагогическое сопровождение родителей.

При реализации коррекционной программы следует учесть тот факт, что коррекционные методики будут эффективны лишь при условии тесного со-трудничества семьи и ДОО, которое обязательно должно включать обмен информацией между родителями и педагогами посредством совместных се-минаров, курсов – лекций и т. д. Успех в коррекции будет гарантирован при условии поддержания единых принципов в отношении к ребёнку дома и в детском саду

Цель работы с родителями – обеспечение родителей необходимыми им зна-ниями в вопросах воспитания и развития детей с агрессией, оптимизация проблемных детско – родительских отношений, оказание полноценной пси-хологической поддержки семьи.

Рекомендации родителям агрессивного ребенка :

1. Наказывайте ребенка только в крайних случаях: наказание может вы-звать либо гнев ребенка, либо его постоянное подавление; если гнев ребенка будет постоянно подавляться, то он может перерасти в пассивно-агрессивные формы поведения;

2. Учитесь сами владеть собой и показывайте ребенку варианты приемле-мого выражения гнева;

3. Чаще разговаривайте с ребенком об особенностях его собственных агрессивных состояний;

4. Учите агрессивного ребенка говорить словами о том. что ему нравится и не нравится;

5. Стимулируйте положительные эмоции ребенка с целью переключения с агрессивной реакции на иное состояние;

6. Избегайте негативной оценки ребенка (вариантов «злой», «забияка», «драчун»);

7. Говорите о своих чувствах после агрессивной реакции ребенка, давая ин-формацию в форме «Я-сообщений»;

8. Предоставляйте ребенку возможность нести ответственность за свои агрессивные реакции;

9. Создавайте игровые ситуации, когда ребенок может отреагировать негативные чувства, играйте вместе с ним;

10. Игнорирование агрессивных реакций, а также часты наказания закреп-ляют у ребенка варианты агрессивного поведения;

11. Давайте ребенку чувство уверенности в вашей безусловной любви и при-нятии.

Беседа и анкетирование (приложение 3,4) могут быть как самостоятель-ным, так и дополнительным диагностическим методом, применяемым с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении.

Особенно информативной может быть беседа с родителями, в результате которой можно получить информацию о той стороне жизни ребенка, кото-рую не наблюдает ни воспитатель, ни психолог.

Беседа с родителями ребенка, проявляющего агрессию, строится по обычной схеме (заранее намеченный план, установление эмоционального контакта и т. д.) и может включать в себя следующие блоки:

корректное информирование о проблеме;

• анамнестические сведения;

• любимые занятия ребенка дома;

• предпочитаемые игры, книги, телепередачи, мультфильмы, игрушки и др. ;

• отношения с родственниками;

• отношения с другими людьми и т. д.

Каждый блок включает в себя вопросы, направленные на выявление воз-можных причин подобного поведения ребенка, уточнение семейной ситуа-ции. Необходимо узнать, наблюдает ли родитель дома вспышки и проявле-ние агрессии у ребенка. Важно, чтобы беседа не превратилась в опрос, по-этому особое внимание следует уделять ответам на вопросы, возникающие у родителя в процессе совместного общения.

Кроме беседы можно использовать метод анкетирования. Преимущества этого метода заключаются в значительной экономии времени. Но использо-вание анкетирования ни в коем случае не исключает беседу с родителем.

Анкета или опросник могут послужить вспомогательным средством для установления контакта с родителями и ближайшим взрослым окружением ребенка.

Анкета педагогов может дополнить данные о характере ребенка, то что не указали родители.

Методы:

1. Психогимнастика (этюды).

2. Ролевые игры (смена роли «агрессора» на «жертву»).

3. Сказкотерапия (с анализом чувств).

4. Иллюстрации, фотографии людей в раз-личных эмоциональных состояниях.

5. Рисование, лепка, танец.

6. Придумывание историй («Ты вышел во двор, там дерутся два мальчика. Разни-ми их. из-за чего они могут драться? Что ты чувствовал, когда их разнимал? Можно ли было разобраться по-другому?»).

7. Совместное чтение книг (о чувствах) с последующим обсуждением.

II. Развитие позитивной самооценки.

Методы:

1. Создание ситуации успешности в груп-пе (поощрения, награды, альбомы дости-жений).

2. Арт-терапия.

3. Сказкотерапия.

4. Релаксация (аутогенная тренировка с формулами самовнушений).

III. Учить управлять своим гневом.

Методы:

1. Перенос чувств на неопасные объекты (подушки, дротики) (метод В. Н. Квинн).

2. Обучение выражению гнева вербально:

а) метод Р. Кэмпбелла;

б) игровое упражнение «Обзывалки» («Ты-морковка.»).

3. Песочная терапия.

4. Игротерапия.

5. Сказкотерапия.

6. Игры с водой.

7. Работа с мягкими материалами (глина, тесто, пластилин).

8. Релаксация (образная - расслабленная).

IV. Расширение спектра поведенческих реакций

Методы:

1. Коммуникативные игры (тренинги).

2. Игры на развитие эмоциональной сфе-ры.

3. Разыгрывание сцен, которые отражают агрессивные ситуации («Два барана на мосту.»).

4. Иллюстрации (ситуации).

5. Игры на сотрудничество.

V. Обучение отреагированию своего гнева приемлемым способом.

Методы:

1. Снятие мышечного напряжения (рвать бумаги, бить подушку. ; психогимнасти-ка).

2. Образ. Релаксация (расслабление).

3. Арт-терапия (рисуем гнев или ситуа-цию).

4. Ролевые игры.

5. Тематическая беседа («Что чувствует твое лицо, когда ты злишься? Какое оно в этот момент? Что чувствуют твои ру-ки? Ноги? Спина? Какого цвета твоя злость?»).

VI. Снятие уровня личностной тревожно-сти.

Методы:

1. Сказкотерапия (работа со страхами).

2. Повышение самооценки.

3. Формирование навыков саморелакса-ции.

4. Игровые упражнения:

а) «Возьми себя в руки»;

б) «Волшебный клубочек»;

в) сигнал «Стоп»

3 Организационный раздел.

3.1 Задачи реализации программы.

Набор детей с агрессивным поведением проводится по результатам обра-щений родителей и педагогов. Чтобы предположить наличие агрессивности, проводится анкетирование родителей и педагогов и тестирование детей старших и подготовительных групп. После того, как подтвердится наличие агрессивности, дети формируются в группу для психоэмоциональной кор-рекции. Из-за характерных особенностей агрессивных детей (часто теряет контроль над собой, отказывается выполнять правила, раздражителен) коли-чество участников в такой группе составляет не более 4-6 человек. Родители заключают договор на работу после того, как ознакомятся с целями и зада-чами программы.

Для реализации цели поставлена задача:

1. Объединить усилия педагогов и родителей для снижения негативных по-веденческих реакций у детей :

активизировать и обогащать воспитательные умения родителей и педа-гогов,

поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможно-стях.

2. Познакомить родителей с признаками кризиса трех лет, с такими явления-ми, как: негативизм, упрямство, строптивость, своенравие, протест-бунт, обесценивание, стремление к деспотизму.

3. Научить родителей видеть за негативными кризисными проявлениями стремление ребенка к самостоятельности, становление детской личности.

4. Познакомить детей с отрицательными последствиями агрессивных форм поведения.

5. Способствовать развитию у детей доброжелательного отношения к роди-телям, сверстникам и ко всем окружающим.

6. Обучать детей социально приемлемым формам выражения эмоциональ-ного состояния.

7. Научить детей обращаться с просьбой взамен агрессивным формам при-влечения внимания.

8. Воспитывать стремление к компромиссу.

3.2 Принцип работы коррекционной программы.

Каждый ребенок принимается таким, какой он есть, признается его ценность, значимость, уникальность.

Отношение к детям, к их потребностям уважительное, доброжелательное. Не допускается малейшее пренебрежение их настроением, самочувствием.

Не допускается менторская позиция, упреки и порицание за неуспех.

Занятия проходят в игровой форме, что вызывает у детей живой интерес.

Любому малейшему достижению ребенка дается положительная эмоцио-нальная оценка.

Большое внимание на занятиях уделяется развитию у детей способности к самостоятельной оценке своей работы, так как самооценивание позволяет спокойнее относится к результату своей деятельности и оценке со стороны взрослых.

Публикации по теме:

Снижение уровня тревожности, напряженности, преодоления стрессовых состояний в рабочем коллективе методами арт-терапии .

Фотоотчёт «Месячник профилактики безнадзорности детей»Фотоотчёт «Месячник профилактики безнадзорности детей» Фотоотчёт «Месячник профилактики безнадзорности детей» В сентябре в нашем детском саду «Золотая рыбка» проходил Месячник профилактики безнадзорности.

Консультация для родителей «Игры для снятия психоэмоционального напряжения у детей» Цель: обучение родителей методам и приемам снятия психо-эмоционального напряжения у детей старшего дошкольного образа. Задачи: 1. Развивать.

Консультация для воспитателей «Меры профилактики заболеваемости детей в дошкольном учреждении»Консультация для воспитателей «Меры профилактики заболеваемости детей в дошкольном учреждении» Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. В связи с этим, одним из приоритетных.

Коррекционная дорожка для профилактики плоскостопияКоррекционная дорожка для профилактики плоскостопия Коррекционная дорожка для профилактики плоскостопия Ходьба по дорожке направлена на укрепление мышечно - связочного аппарата стоп и голеней.

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игрКоррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игр .

Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка Движения под музыку – это вид музыкальной деятельности, основой которого.

Многофункциональное пособие для снятия эмоционального напряжения детейМногофункциональное пособие для снятия эмоционального напряжения детей Эмоции – это внутренние переживания человека. Естественно, что эмоции могут быть как положительными, так и отрицательными. Дети, больше.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Рисование на камнях как способ снятия психологического напряжения для родителей и детей 2–3 летРисование на камнях как способ снятия психологического напряжения для родителей и детей 2–3 лет Рисование на камнях как способ для снятия психического напряжения для родителей и детей 2-3 лет. Сегодня часто испытывают внутреннюю напряженность,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционная программа профилактики и снятия агрессивных состояний у детей
Опубликовано: 1 декабря 2021 в 18:32
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД