МААМ-картинки

Коррекционная работа логопеда с детьми с различными выраженными отклонениями слуха

Надежда Лаврентьева
Коррекционная работа логопеда с детьми с различными выраженными отклонениями слуха

Коррекционная работа логопеда с детьми с различными выраженными отклонениями слуха.

Подготовила: учитель-логопед IKK Лаврентьева Н. А. г. Воронеж

В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Среди всех детей с ОВЗ значительную категорию составляют дети с различными выраженными отклонениями слуха. Детская тугоухость в последние десятилетия становится серьезной и важной проблемой, так как число детей с тугоухостью не снижается, а наоборот растет по разным факторам.

Публикация «Коррекционная работа логопеда с детьми с различными выраженными отклонениями слуха» размещена в разделах

Дефект слуха нарушает речевое развитие ребенка, а при рано возникшей глухоте приводит к полному отсутствию речи. Немота препятствует нормальному формированию словесного мышления, что, в свою очередь, ведет к нарушению познания.

Без специального обучения речь у слабослышащих не развивается. И чем раньше начнется работа по формированию и развитию речи, тем лучше будут результаты в этом направлении. По разному идет у слабослышащего и слышащего овладение и устной и письменной речью. У слышащего овладение устной речью, как правило, опережает овладение письменной речью, у слабослышащего эти процессы могут идти параллельно, а иногда навыки письменной речи усваиваются быстрее, нежели устной. Первые слова и предложения при классическом обучении даются слабослышащим для общего восприятия в письменной форме на карточках. Письменная речь, несмотря на трудности, имеет для таких детей некоторые преимущества перед устной, поскольку она не требует наличие слуха, а воспринимается с помощью зрения. Позднооглохшие дети, за редким исключением, сохраняют уже сформировавшуюся речь. Слабослышащие могут овладеть речью самостоятельно, опираясь на остатки слуха.

Слабослышащие дети имеют свои особенности. Утрата слуха в детском возрасте влияет на ход психического развития ребенка и приводит к возникновению целого ряда вторичных дефектов. Много уч ных занимались исследованием проблемы речевого развития слабослышащих детей.

В настоящее время наиболее часто выделяются три группы причин и факторов, вызывающих патологию слуха или способствующих ее развитию:

К первой группе относят причины и факторы наследственного характера, которые приводят к изменениям в структуре слухового аппарата и развитию наследственной тугоухости.

Вторую группу составляют факторы эндо - или экзогенного воздействия на орган слуха плода (при отсутствии наследственного фона, обуславливающие появление врожденной тугоухости.

К третьей группе отнесены факторы, действующие на орган слуха ребенка в один из периодов его развития и приводящие к возникновению приобретенной тугоухости.

Характеристика речи детей с нарушением слуха :

Общая характеристика:

Для детей со сниженным слухом типично недоразвитие всех компонентов речи, которое непосредственно связано со слуховой недостаточностью.

Для характеристики особенностей речевого развития детей с нарушением слуха, наиболее содержательна педагогическая классификация Р. М. Боскис, в которой отмечается, что для речевого развития плохослышащего ребенка очень важен уровень психического развития, отсутствие дополнительных нарушений (задержка психического развития, умственная отсталость, нарушение зрения и т. п., которые значительно замедляют процесс формирования речи.

Р. М. Боскис выделила две основные группы детей с недостатками слуха : глухие и слабослышащие.

В свою очередь в зависимости от состояния речи среди глухих выделены две категории:

Первая категория -дети без речи, родившиеся глухими или потерявшие слух в период, предшествующий формированию речи (примерно до двух лет) -это ранооглохшие дети.

Вторая категория -дети с речью, уровень которой может быть различен, потерявшие слух в период, когда их речь была сформирована, -это позднооглохшие дети.

Что касается слабослышащих детей, то автором были выделены две категории слабослышащих детей:

Первая категория - слабослышащие дети, которые к моменту поступления в школу имеют тяжелое недоразвитие речи (отдельные слова, короткие, неправильно построенные фразы, грубые нарушения лексического, грамматического, фонетического строя речи)

Вторая группа - слабослышащие дети, владеющие развернутой фразовой речью с небольшими отклонениями в грамматическом строе, фонетическом оформлении.

Психолого-педагогическая классификация Р. М. Боскис имеет важное значение для правильного комплектования групп в дошкольных учреждениях для глухих и слабослышащих детей, их подготовки к обучению в разных типах специальных школ.

Условия образования детей с нарушениями слуха :

При подготовке ребенка с нарушениями слуха к обучению у него важно сформировать возможность оперирования отдельными признаками предметов, т. е. выделять признаки предметов (цвет, форму, величину, обобщать конкретные и житейские понятия, группировать предметы по отдельным признакам и, наконец, классифицировать предметы. Лечебно-педагогическая работа с детьми с нарушениями слуха должна быть предельно ранней и иметь комплексный характер, она обязательно сочетается с проведением специального стимулирующего лечения.

Дети с выраженными нарушениями слуха могут обучаться по АООП в спец. образовательных учреждениях или в массовых школах (инклюзивно) при создании особых условий (спец. учебники, пособия, спец. программа, помощник, сопровождение сурдопедагога и др.).

Дети с минимальным снижением слуха, с кохлеарным имплантом могут обучаться в массовых школах. Им необходимо сопровождение логопеда.

Глухие и слабослышащие дети должны обучаться сурдопедагогом и другими специалистами в спец. образовательных учреждениях.

Воспитание в семье ребенка с дефектами слуха происходит в течение всего дня:

Логопедическое обследование детей с нарушением слуха :

В процессе обследования слабослышащих детей нередко возникает необходимость отграничения тугоухости от сенсорной алалии (Сенсорная алалия у детей – это отсутствие или недоразвитие экспрессивной речи, когда нет связи между смыслом и звуковой оболочкой слов) при нормальном слухе и интеллекте.

При наличии у слабослышащих речевого недоразвития необходимо исследование как импрессивной, так и всех сторон экспрессивной речи. Если помимо недоразвития речи имеются и какие-то другие ее нарушения, не связанные непосредственно с состоянием слуховой функции (например, заикание, ринолалии и пр., то обследование дополняется также и выявлением симптоматики названных расстройств.

Во всех этих случаях логопедическое обследование слабослышащих не имеет существенных отличий от обследования детей с нормальным слухом. Основная специфика заключается в самом характере проведения с необходимостью учета неполноценности слуховой функции ребенка. Так, в ходе всего обследования приходится постоянно обращать внимание на то, как слышит ребенок предлагаемый ему речевой материал. В противном случае некоторые задания могут остаться просто им непонятным, что приведет к ошибочной диагностике.

Специфика обучения сводится к учету имеющейся слуховой недостаточности и к обеспечению индивидуального подхода. Основные положения:

Общие правила работы педагога с детьми с нарушением слуха :

Лицо и речь должна быть направлена к ребенку.

Артикуляция четкая.

Органы артикуляции педагога должны быть всегда в зоне видимости ребенка с нарушением слуха.

1) Развитие речи следует осуществлять в тесной взаимосвязи с практической деятельностью.

2) Осуществляется развитие мышления в ходе обучения языку.

3) Организация речевой среды.

4) Развитие потребности в овладении языком.

Средства коммуникации глухих и слабослышащих детей: устная речь, письменная речь, дактильная речь, жестовая речь.

Для обеспечения лучшей слышимости используются усиление громкости голоса; сокращение расстояния от говорящего до ушной раковины ребенка; звукоусиливающая аппаратура (чаще всего слуховые аппараты индивидуального пользования).

Логопедическая (коррекционная) работа с детьми с нарушением слуха. Формирование произношения. работа над звуками, голосом, дыханием, слитностью;работа над правилами орфоэпии;работа над словом и логическим ударением, темпом речи, интонацией.

- использование всех методов: тактильные, сенсорные, вибрационные и т. д.

Логопедическое воздействие :

Направления работы :

Коррекция звукопроизношения

• Развитие лексико-грамматического строя речи

• Развитие фразовой речи

Коррекция дисграфии и дислексии

Формирование произношения

При ознакомлении слабослышащего ребенка с новым словом важно обеспечить его полноценное восприятие. Это достигается за счет достаточно громкого и отчетливого произнесения слова, в особенности безударной его части за счет одновременного предъявления написанного слова и привлечения внимания ребенка к артикуляции говорящего. Те же условия должны быть соблюдены и при ознакомлении слабослышащих учащихся с новыми грамматическими формами.

Над правильным произношением слабослышащего логопед должен работать все время : и во время чтения, и во время пополнения словаря новыми словами и понятиями, и при усвоении новых синтаксических форм. Эта работа должна иметь систематический характер

Звукопроизношение

Вначале логопед фиксирует внимание ребенка на четкости правильного произношения в целом, т. е. четкости и правильности произносимых звуков и правильном ударении, потом занимается постановкой недостающих звуков (чаще всего это звуки с, ш, ж, р, б, д, г) и их автоматизацией в словаре ребенка. Для оживления тренировочной работы очень важно применять соответствующие наглядные пособия, в частности различные специально подобранные лото слов и фраз.

При обучении опора осуществляется в основном на сенсорную базу. В этом процессе задействованы следующие анализаторы:

Зрительный анализатор – играет наибольшую роль, т. к. именно зрением воспринимаются движения речевых органов у говорящего человека. Так называемое «чтение с губ».

Кожный анализатор:

ощущения температурные (холодный/теплый воздух, дыхание);

тактильно-вибрационные (вибрация груди, горла, темени, крыльев носа).

Слуховой анализатор.

Фонетико-фонематические нарушения.

Слуховая дифференциация звуков речи у слабослышащих страдает прежде всего из-за ограничения диапазона воспринимаемых ими звуковых частот. Кроме этого, у детей наблюдается вторичное недоразвитие аналитико-синтетической деятельности в центральном отделе речеслухового анализатора, вызванное «не качественностью» поступающих с периферии слуховых раздражений (полная невозможность восприятия на слух звуков или восприятие не всех их формант).

Формирование звукопроизношения у слабослышащих протекает со значительными отклонениями от нормы из-за неполноценности речеслухового анализатора, который не способен в необходимой степени осуществлять свою «ведущую роль» в отношении речедвигательного анализатора.

Происходит Нарушения лексического строя речи:

Недоразвитие словарного запаса.

При сильно выраженном и рано наступившем снижении слуха у детей развитие словаря настолько отстает от нормы, что многие из них приходят в школу, владея только несколькими лепетными словами.

В основе недоразвития словарного запаса лежит невозможность дифференцированного восприятия на слух близких по звучанию слов и нечеткость (или полная невозможность) восприятия безударных частей слова, каковыми в русском языке чаще всего являются окончания, суффиксы и приставки. Слабослышащий ребенок нередко способен более или менее отчетливо воспринять на слух лишь ударную (чаще — корневую) часть слова, что приводит к «усеченности», неотчетливости и недостаточной устойчивости слуховых его образов, которые не могут служить полноценной основой для формирования лексической стороны речи.

Крайняя ограниченность словарного запаса.

С трудом усваиваются слабослышащими и названия признаков предметов, так как окончания имен прилагательных в русском языке чаще бывают безударными. Особую сложность для слабослышащих детей представляют предлоги, которые нередко состоят из одного согласного звука, поэтому они опускаются детьми.

Неточность употребления слов, замены.

Нарушения грамматического строя речи:

неправильное согласование слов («В лесу слышались пение птиц»)

неправильное употребление падежных окончаний («Он лежал в палатку», пропуск предлогов («Все лицо морщинках»)

употребление лишних предлогов («Друзья ушли в куда-то далеко»)

Письменная речь: грубые аграмматизмы, выражающиеся в неправильном согласовании и употреблении предлогов, в пропусках главных и второстепенных членов предложения и т. п. ;

наличие тех форм дисграфий, которые связаны с имеющимися у слабослышащих грубым фонетико-фонематическим недоразвитием (акустическая и артикуляторно-акустическая дисграфия);

встречается и дисграфия при нарушении фонематического анализа и синтеза слов.

Тренировка восприятия звуков на слух.

речевой материал обиходно-разговорного характера;

речевой материал, связанный с общеобразовательными дисциплинами.

Восприятие связных текстов.

1 класс – 4-5 предложений. Далее работа усложняется, от простого – к сложному.

Приемы, формирующие фразовую речь:

1) подбор картинок, иллюстраций к предложению;

2) подбор предложений, которые относятся к данной картине (например, к описанию весны);

3) самостоятельное составление предложений и вопросов по картинкам, изображениям;

4) описание картин с изображением помещений, пейзажей без действующих лиц;

5) описание сюжетных картин по вопросам, плану, опорным словам и фразам;

6) составление рассказов по серии картинок;

7) составление рассказа о возможных предшествующих или последующих событиях по содержанию картинки.

Формирование сознательности чтения, и активного отношения учащихся к читаемому тексту:

а) вступительная беседа с предъявлением наглядного материала (активизация словаря по теме, ввод в тему);

б) самостоятельное чтение текста;

в) проверка усвоения содержания прочитанного (ответы на вопросы по прочитанному тексту, демонстрация основных событий текста, поиск предложений в тексте по заданию учителя);

г) подробный анализ текста (деление текста на части, составление плана, выбор из текста слов и выражений, которые относятся к характеристике героя рассказа (к описанию внешности, поступков героев, их внутренних качеств);

д) устный пересказ и изложение в письменной форме.

Публикации по теме:

Коррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппаратаКоррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата В работе с детьми, имеющие двигательные расстройства, встречаются легкие нарушения, такие как нарушения осанки, деформация грудной клетки,.

Организация сетевого взаимодействия с различными организациями Слайд № 1 «Организация сетевого взаимодействия с различными организациями»Формирование общей культуры личности ребёнка, приобщение его к.

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игрКоррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игр .

Коррекционная работа в старшей группе с ТНР в свете решения ФГОС до с использованием методических приемов Н. Н. ЕфименкоКоррекционная работа в старшей группе с ТНР в свете решения ФГОС до с использованием методических приемов Н. Н. Ефименко Вот уже несколько лет я веду кружковую работу по горизонтальному пластическому балету. Ведь не секрет, что дети с задержкой речевого.

Кружковая работа учителя-логопеда в ДОО: организационно-методические аспекты Кружковая работа учителя-логопеда в ДОО: организационно-методические аспекты МБДОУ «Детский сад № 66 «Белочка» города Смоленска, учитель-логопед.

Опыт работы с детьми с нарушением слуха по проведению игры-драматизации «Теремок»Опыт работы с детьми с нарушением слуха по проведению игры-драматизации «Теремок» Игра-драматизация для ребёнка дошкольного возраста с нарушенным слухом имеет первостепенное значение наряду с сюжетно-ролевой игрой. Показ.

Организация художественно-творческой деятельности с детьми с нарушением слуха В дошкольном детстве большое место занимает художественное творчество, имеющее неоценимое значение для всестороннего развития детей. Рисование.

Работа с различными материалами. Пластилинография и ватаРабота с различными материалами. Пластилинография и вата Продолжаем совершенствовать технику работы с пластилином. Часто случается так,что некоторые материалы лежат в шкафах мертвым грузом.

Развивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДООРазвивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДОО Пояснительная записка Паспорт кабинета – основной документ, который отражает материально-техническое оборудование, состояние и оснащённость.

Звук: как его услышать? Последовательность занятий с детьми по развитию фонематического слухаЗвук: как его услышать? Последовательность занятий с детьми по развитию фонематического слуха Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Коррекционная работа логопеда с детьми с различными выраженными отклонениями слуха
Опубликовано: 30 марта 2023 в 11:01
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД