Наталья Гриднева
Коррекционная работа по развитию уровня социальной адаптации у дошкольников с нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы
Изучив проблему социальной адаптации дошкольников с нарушением речи, мы поставили цель изучить уровень социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста с дизартрией, общим недоразвитием речи, ринололией и заиканием (логопедическое заключение поставлено ПМПК ДОУ). В работе приняли участие дети старшей и подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи № 9, МБДОУ детский сад комбинированного вида № 64, г. Белгород. В исследование участвовало десять детей 2 девочки и 8 мальчиков.
Публикация «Коррекционная работа по развитию уровня социальной адаптации у дошкольников с нарушением речи» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В ходе эксперимента для выявления уровня развития социальной адаптации нами была использована методика Рене Жиля (см. Приложение 1).
Перед началом работы с методикой мы сообщили каждому ребенку, что ему будут задавать вопросы, а он ответит на них, опираясь на схематические картинки. Диагностическую методику проводили с каждым ребенком индивидуально. При выполнении заданий диагностики мы задавали детям уточняющие вопросы.
Опросив детей, мы выделили, что особенности, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка с другими людьми положительное. Но отношения не со всеми детьми доброжелательное. Многие дети плохо приспосабливаются к новым условиям, например при игре с новой игрушкой дети играют, но как только меняются условия игры, они не могут распределить роли или поделить игрушку они начинают ссориться.
На основании опроса детей мы выстроили диаграмму.
Из рисунка видно, что у 10% детей (1 ребенок) высокий уровень социальной адаптации. У Арения Г. (ОНР III у. р. р, высокий уровень, мальчик легко адаптируется в меняющихся условиях, находит общий язык с детьми и взрослыми. В ходе игр ребенок пытается доминировать, занимает позицию лидера. По результатам диагностики можно отметить, что у Арсения Г. высокая социальная активность.
У 30% детей (3 ребенка) – средний уровень развития, Дина З. (заикание, Кирилл А. (ОНР II у. р. р, Ксения Г. (дизартия, социальная активность у этих детей не высокая, они мало стремятся к общению со сверстниками, свою точку зрения имеют, но не отстаивают. Стремления к доминированию у них нет. Отношения с взрослыми и сверстниками у них ровные.
Низкая социальная активность и уровень социальной адаптации у 6 детей, что составляет (60%). Эти дети малообщительны, в играх не претендуют на главные роли. Саша В. (ринолалия, Максим О. (ОНР II у. р. р, Дима П. (дизартрия) не имеют стремления к общению с другими детьми в больших группах, имеют стремление к уединению.
Проведя диагностическую методику можно отметить, что речевое развитие детей имеет прямую связь с умением ребенка приспосабливаться к условиям меняющейся среды. Чем выше уровень речевого развития, тем выше уровень социальной адаптации. Поэтому мы считаем, что необходимо проводить планомерную работу по развитию социальной адаптации детей с речевыми нарушениями.
Проведя диагностическую методику и выявив уровень социальной адаптации дошкольников с нарушением речи, мы пришли к выводу, что необходимо проводить систематическую работу по развитию социальной адаптации. Для этого мы разработали перспективный план который содержит игры и развивающие занятия для детей с нарушениями речи способствующие развитию социальной адаптации.
Перспективный план (см. Таблицу 2.1, который мы разработали, включает в себе работу всех специалистов ДОУ:
1. Работа педагога-психолога с детьми (развивающие занятия и игры направленные на развитие социальной адаптации, игры направленные на развитие социальной адаптации как часть другого занятия);
2. Работа учителя-логопеда с детьми (игры направленные на развитие социальной адаптации как часть другого занятия);
3. Работа воспитателя с детьми и родителями (развивающие занятия и игры направленные на развитие социальной адаптации, игры направленные на развитие социальной адаптации как часть другого НОД, консультации для родителей, индивидуальные беседы с родителями и детьми);
4. Работа музыкального руководителя и инструктора по физической культуре с детьми (игры направленные на развитие социальной адаптации как часть другого занятия).
Вся работа узких специалистов должна строиться на тесном сотрудничестве, и подчиняться принципам комплексности и постепенности.
Таблица 2.1
Перспективный план по развитию социальной адаптации дошкольников с нарушениями речи
№п/п Тематика игр и развивающих занятий Содержание работы Ответственные
1 Детский сад Проигрывание ситуаций: «Я пришел в гости»
Образно-ролевая игра «Давайте познакомимся»
Ролевая игра «Что слышно?»
педагог-психолог
воспитатели группы
инструктор по физ. воспитанию
2 Игрушки Игра-этюд «Я и другие»
Игры как часть НОД: «Давайте поздороваемся»
«Выразительные движения»
педагог-психолог
учитель-логопед
музыкальный руководитель
3 Части тела Развивающие занятие «Зеркало»
Игра-этюд «Цветик-семицветик»
Образно-ролевая игра «Подснежник»
педагог-психолог
музыкальный руководитель
учитель-логопед
4 Осень Ролевая игра «Эхо»
Образно-ролевая игра «Кто позвал?»
Сюжетно-ролевая игра «Воробьиная семья» воспитатель
музыкальный руководитель
педагог-психолог, воспитатель
5 Дары осени Сюжетно-ролевая игра «Ждем гостей»
Ролевая игра “Накроем на стол”
Игра – этюд «Маленькая хозяйка» воспитатель
учитель-логопед
музыкальный руководитель, педагог-психолог
6 Домашние животные Интегрированное развивающие занятие «Кто какой?»
музыкальный руководитель, педагог-психолог, учитель-логопед
7 Дикие животные Игра-этюд «Превращение»
воспитатель
8 Перелетные птицы Развивающие занятие «Выбери профессию»
Ролевая игра «Кто кем будет?» педагог-психолог
воспитатель
9 Зима «Чей? Какой?»
10 Зимующие птицы Интегрированное НОД «Кто какой клоун?»
Образно-ролевая игра «Отдых в лесу»
воспитатель, учитель-логопед
педагог-психолог
11 Новый год Подвижная игра «Кто за кем?»
Игра-этюд «Подснежник»
инструктор по физ. воспитанию
педагог-психолог
12 Профессии Образно-ролевая игра «Кем я буду!»
учитель-логопед, педагог-психолог
13 Весна Сюжетная игра «Кошкины песни»
воспитатель
14 Труд людей весной Развивающие занятие «Мир наоборот»
Музыкальная игра «Тихо, тихо, еще тише» педагог-психолог
музыкальный руководитель
15 Одежда и головные уборы Интегрированное НОД «Клоуны ругаются»
Игра-этюд «Веселые клоуны»
педагог-психолог, воспитатель
музыкальный руководитель
16 Азбука безопасности Игра-этюд «Капризный ребенок»
Образно-ролевая игра «Отдых в лесу» педагог-психолог
воспитатель
17 Книжника неделя Коррекционно-развивающие занятие «Злые – добрые кошки»
педагог-психолог, учитель-логопед
18 Насекомые и их знакомые Ролевая игра «Кто кем будет?»
Музыкальное НОД «Что слышно?» воспитатель
музыкальный руководитель
19 Здравствуй Лето! Игра-этюд «Смелые кошки»
инструктор по физ. воспитанию, учитель-логопед
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
1 Консультация для родителей «Социальная адаптация детей с ОНР» воспитатель
2 Консультация для родителей «Готовность родителей к работе с детьми с ОНР» учитель-логопед
3 Мастер-класс для родителей «Как помочь ребенку адаптироваться к новым условиям» педагог-психолог
4 Индивидуальные беседы с родителями «Поведение ребенка в новых условиях» воспитатель
5 Консультация для родителей «Развитие адаптации в онтогенезе» педагог-психолог
Данный перспективный план рассчитан на работу в течение учебного года, тематика игр и заданий соответствует темам тематического планирования ДОУ. Игры, включенные в план можно выполнять, как в ходе НОД, так и в ходе режимных моментов (прогулка, час двигательной активности).