Коррекционно-логопедическая работа по формированию ППК детьми с нарушениями речи

Надежда Бушланова
Коррекционно-логопедическая работа по формированию ППК детьми с нарушениями речи

Ребёнок к 5 годам должен овладетьсистемой родного языка: полно излагать свои мысли, связно говорить, строя развёрнутые предложения; правильно произносить все звуки.

Иная картина у детей с нарушениями речи,у них отмечается: позднее начало развития речи, дефекты звукопроизношения, скудный словарный запас, им сложно построить фразу так, чтобы все слова правильно согласовывались друг с другом. В структуре нарушения грамматического строя у таких детей отмечаются трудности понимания и употребления (ппк).Практика моей работы показывает, что употребление ппк являются сложными для детей, они не слышат предлоги, не понимают их значения.

Причины нарушений речи, которые связаны с употреблением предлогов.

Несформированность, недоразвитие ориентировки в окружающем пространстве, собственном теле.

Дети слабо различают правую, левую стороны тела, не могут определить расположение предмета по отношению к себе, между предметами. При работе с серией сюжетных картинок, дети выкладывают картинки справа налево.Страдает и зрительное восприятие целостного образа: не складывают разрезную картинку, не справляются с заданием по конструированию из палочек

Несформированность пространственных понятий и незнание слов, при помощи которых можно выразить пространственные отношения.

понятия: вверх-вниз, впереди-сзади, слева-справа, далеко-близко, заменяются определениями тут, там.

• Затруднено восприятие предлогов в качестве отдельных слов.

• Неправильное употребление предлогов по смыслу, а так же окончаний имён существительных (мяч лежит в заборе).

Нарушенияппк проявляется в виде ошибок:

• пропуск предлогов

• замена одной ппк другой

• неправильное употребление падежного окончания (играет с собаком).

• неправильное употребление предлога и падежного окончания (конфета упала из столом).

Коррекционно-логопедическая работа была направлена на:

Развитие понимания речи; расширение словарного запаса; формирование и развитие грамматических средств языка; осознание предлога, как средства выражения пространственных отношений; формирование представлений о предлоге, как отдельном самостоятельном слове; коррекцию звукопроизношения; развитие связной речи; обучение грамоте; развитие познавательных процессов.

Для проведения работы использовала формы работы:

логопедические занятия; закрепление пройденного материала в режимных моментах, на прогулках, экскурсиях, в играх; воспитателями в вечернее время, занятия по рисованию, физкультурные и музыкальные.

Основной формойявляются логопедические занятия: индивидуальные, подгрупповые, фронтальные. В любое занятие включались упражнения как элемент игры, своеобразной динамической паузы пальчиковой артикуляционной гимнастики.

Этапы работы.

• Подготовительный - работа по формированию пространственных представлений. Основной этап – освоение специальных слов предлогов употребление закрепление в самостоятельной речи.

Подготовительный этап. Задача - формировать пространственные представления на основе дифференциации правых-левых частей тела, ориентировки в пространстве.

1. Восприятие схемы собственного тела (включает знание правой, левой частей тела, лица их дифференциацию).

Игры: «Топ, топ» «Выполни движение» «Зеркало» «Гуси и лиса» «Родинки».

2. Ориентировка в окружающем пространстве.

*Ориентировка в определении расположения предметов по отношению к ребёнку.

(вверх-вниз, в стороны, вперёд-назад, слева-справа, с использованием игровых упражнений с помощью кеглей цветов.

«Назови что вверху, а что внизу»

*Ориентировка в определении пространственных отношений между предметами.

Продуктивными считаю игры по нахождению в таблице.

«Зоопарк» - назови животных слева-справа. «Расставим мебель в комнате»

приоритетными являются понимание предлогов: перед, между, под, над, за.

*Развитие зрительно-пространственных ориентировок Составление разрезных картинок, работа с мозаикой

Умение ориентироваться на листе бумаги.

На подготовительном этапе важным является обогащение практического опыта детей; формирование умения определять направления пространства, опираясь на схему собственного тела.

Основной этап. Задача – учить понимать и осознанно употреблять падежные конструкции с предлогами.

Важно сопоставление действия и речи, интонационное выделение предлога и изменяемого окончания существительного, чтобы дети поняли, что предлоги обозначают место расположения и направления действия предмета.

1. Уточнение конкретно - пространственных значений предлогов и падежной формы существительного.

- Показ и выполнение действий с предметами с чёткой речевой инструкцией (поставь игрушку на стол, положи карандаш в коробку).

2. Работа с графическими символами предлогов. Эффективным считаю опору на графические символы предлогов, которые используются в методике Т. А. Ткаченко, О. С. Яцель

Изготовлены символы предлогов с разными предметами, пособие «Где летал Карлсон?»

3. Упражнения в употреблении предлогов.

* Составление предложений по демонстрации или по аналогии.

- выполнение действий ребёнком и оречевление

- выполнение действий ребёнком без комментариев и оречевление детьми;

- выполнение действий всеми детьми и составление предложений через динамические паузы, пальчиковые упражнения).

* Составление предложений по сюжетным, предметным картинкам.

* Вставка пропущенных предлогов в предложения «Незнайкины ошибки»

4. Работа с наглядным материалом.

* Составление предложений по карточкам с определённым предлогом.

*Добавь «маленькое слово»

5. Дифференциация предлогов. * *Назвать предлог по символу.

*Составление предложений по графическим символам с определённым предлогом.

*Подбор картинок к заданным символам.

В процессе коррекционной работы приходится искать занимательные формы преподнесения закрепления материала. Игровые действия позволяют актуализировать лексику навык согласования слов в предложении, правильное употребление предлогов в с речи.

Цель игр - умение правильно понимать значение предлогов,

- слышать их в речи окружающих, пользоваться в собственной речи,

- составлять предложения с предлогами.

Мною была сделана выборка игр, упражнений, направленных на формирование ппк предлагаемых авторами В. И. Селивёрстов, Г. С. Швайко, Н. В. Серебрякова. О. С. Яцель др.

«Волшебный квадрат» - в квадрате символы предлогов, в середине предметная или сюжетная картинка, по заданию дети составляют предложения с опорой на картинку.

«Лото» - у детей парные картинки логопед называет пары предметов (белка-бычок) дети находят эти картинки называя расположение предметов, употребляя тот или иной предлог.

«Кто где находится?»- панно «Зимующие птицы» с прорезями, в которых вставлены птицы.1 вариант-логопед показывает птицу и спрашивает: - Где сидит синица? 2 вариант – дети перемещают птиц с одного места на другое.

«Птицы» (живые) на ниточках. Логопед двигает сзади ниточку, дети составляют предложения Снегирь вылетел из - под ёлочки.

«Мечтатели» 1 вариант - у детей модель цветка, в серединку цветка вставляется символ предлога на лепестках предметные картинки. Ребёнок отрывает лепесток и загадывает желание (Я мечтаю, чтобы собака спала на ковре. 2 вариант – вместо символа в серединку цветка помещаем предметную картинку, а на лепестках символы предлогов. - Я хочу, чтобы белка спряталась в дупло.

«Будь внимательным» - 1 вариант – логопед показывает предметную картинку, а дети определяют где находится тот или иной предмет на сюжетной картинке. 2 вариант – дети запоминают расположение предметов на с\к, логопед показывает предметную картинку а они вспоминают где находился предмет

В рассказывании сказок «Теремок», «Репка», «Лиса и заяц» с показом на фланелеграфе, инсценировках «Айболит», «Хозяйка однажды с базара пришла» дети также учились связным высказываниям с ппк. Включаю в работу и упражнения направленные на исправление ошибок – Кошка кормит мальчика. – Колбаса несёт маму в сумке. Не все дети замечали ошибки не всегда понимали смысл сказанного, но посредством тренировочных упражнений стали исправлять неправильные ответы.

Использование ИКТ.

Результативным в работе считаю информационно - компьютерные технологии, позволяющие повысить образовательный процесс, способствующие быстроте получения новой информации, формированию интереса и мотивации

- быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве, легче понимают и употребляют ппк;

- тренируется внимание и память

- активно пополняется словарь

- развивается мелкая моторика, формируется координация движений рук и глаз.

Взаимосвязь с педагогами. Для того чтобы работа проходила более успешно к участию привлекаю воспитателей, музыкального руководителя. Это происходит через тетради взаимосвязи, в которых предлагаю материал для закрепления знаний. Также вниманию педагогов был представлен открытый просмотр НОД «Прогулка в деревню» проведена консультация «Формирование пространственных представлений у детей с нарушениями речи».

В результате:

- организована предметно – развивающая среда для формирования у детей умения понимать и правильно употреблять предлоги;

- разработан перспективный план по обогащению речи предлогами через различные игры, упражнения по лексическим темам;

- изготовлены игры, наглядные пособия по работе с детьми над ппк;

- составлена картотека игр и предложена воспитателям;

- накоплен разнообразный методический материал по работе с детьми, коллегами.

- У детей расширился словарный запас пространственными понятиями, предлогами.

- В процессе употребления грамматических средств поддерживают критическое отношение к речи, стремление говорить правильно.

- Приобретённые навыки и умения сняли трудности в составлении целого из частей, в умении ориентироваться на плоскости, в помещении детского дома, на музыкальных занятиях.

Систематическая работа по формированию ппк помогает скорректировать грамматический строй, развить связную речь, формирует предпосылки для обучения в школе.

Публикации по теме:

Как определить, нуждается ли Ваш ребенок в помощи логопеда? Консультация для родителей Тема: «Как определить, нуждается ли ваш ребенок в помощи логопеда? Становление речи ребенка, как известно, проходит.

Презентация «Артикуляционная гимнастика» учителя-логопеда Каждый ребёнок, всем на диво, должен говорить красиво. И тогда язык родной должен понимать его любой! Артикуляционная гимнастика – это.

Библиотека изображений:
  • Цифры
  • Изучаем цвета
  • Космос
Автор публикации:
Коррекционно-логопедическая работа по формированию ППК детьми с нарушениями речи
Опубликовано: 25 марта 2015 в 21:30
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 апреля. Всемирный день творчества и инновационной деятельности

Воспитанию в детях творческого и инновационного подхода к решению задач посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой инновационных игр и занятий, чтобы провести целый день с...

21 апреля. День домашнего спорта на МААМ

Физкультурой и спортом, при желании, можно заниматься не только в спортзале, но и в домашних условиях. Для этого и обыкновенный спортинвентарь можно использовать, и нестандартный: сделанный из подручных...


Горячие темочки