Наталья Мамаева
Коррекционно-образовательная деятельность по развитию связной речи в подготовительной группе по лексической теме «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно – образовательная деятельность по развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности.
Лексическая тема «Осень»
Разработала: учитель-логопед
Мамаева Наталья Леонидовна.
Цель занятия:
создание условий для формирования навыка составления описательного рассказа на тему «Осень» (с опорой на схемы, навыка связности, развернутости, непрерывности высказывания.
Публикация «Коррекционно-образовательная деятельность по развитию связной речи в подготовительной группе по лексической теме „Осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
Коррекционно - образовательные задачи: систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях, активизировать словарный запас по лексическим темам «Осень», «Поведение птиц, животных осенью»;
Коррекционно - развивающие задачи : совершенствовать психологическую базу речи, увеличивать объем кратковременной линейной памяти до шести элементов, способствовать развитию мелкой и общей моторики
Коррекционно - воспитательные задачи: воспитывать доброту, отзывчивость. формировать правильное отношение к объектам природы.
Оборудование: cтолик для выкладывания схем, магнитная доска; схемы для составления описательных рассказов (солнце, небо, деревья, земля, птицы и животные); вентилятор; видеокамера, мультимедийная презентация «осенний лес»; кукла Лесовичок; макет дерева; разноцветные листья.
Лексический материал :
- Имена существительные: урожай, осень, листья, приметы, листопад, птицы, спячка.
- Имена прилагательные: осенние, яркое, пасмурное, разноцветные, опавшие, перелетные, зимующие, оранжевый.
- Глаголы: падают, летят, светит, греет, заготавливают.
Организационный момент
Логопед. Поприветствуем друг друга нашей «Здоровкой»!
Развитие общей моторики
Утром солнышко встает, всех на улицу зовет.
Выхожу из дома я: «Здравствуй, улица моя!»
Я пою в тишине, подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути: «Ты скорей дружок расти!»
Отвечаю травам я. Отвечаю солнцу я.
Отвечаю небу я: «Здравствуйте, мои, друзья!».
Логопед Замечательный сегодня день! И хочется сказать:
Ранним утром на поляны
Лягут белые туманы,
А потом уж, жди не жди,
Моросящие дожди
Пеленой затянуть просинь-
Значит, наступила…. (осень).
Логопед. Раз. два, три, четыре, пять – будем глазки закрывать. Вокруг себя обернись и…. в лесу окажись.
(Дети закрывают глаза. На экране появляется «осенний лес». Выставляется из-за ширмы макет осеннего дерева с листьями и кукла Лесовичок с корзинкой).
Откройте глаза. Мы оказались с вами в лесу.
Дыхательная гимнастика (вдох через нос, выдох через рот)
Логопед. Подышим ароматом осеннего леса.
Встречает нас Лесовичок. Просит вас помочь ему уговорить Осень продлить теплые осенние деньки в лесу. Знаем мы, что в наших краях зима долгая. холодная.
Пальчиковая гимнастика.
Холодно. Осень. Пальцы мои
Дружно ругают холодные дни.
Пальчик-одуванчик (мизинчик) жалуется:
- Ой-ой-ой! Холод-то какой!
Указательный палец шепчет едва слышно:
- Эх-Эх-эх! А вдруг пойдет снег?
Средний палец ворчит:
- Ох-ох-ох! От ветра я оглох!
- Безымянный палец кричит:
- Ай-ай-ай! Солнце вылезай!
- Здоровяк, большой палец восклицает:
- Ах-ах-ах! Жаль. Я не в сапогах!
- Ух-ух-ух-! Дайте мне кожух!
. Предлагает Лесовичок задобрить Осень. Подольше, чтобы побыла с нами. Дала бы возможность подготовиться к зиме и животным в лесу, и людям. …. Осень просит составить вас, ребята, рассказ о ней. Все ли приметы вы знаете? Приметы – это отличительное свойство, признак, по которому можно узнать кого-нибудь или что-нибудь. Расскажите сегодня, что происходит в природе осенью?
Лесовичок встречает нас со своим другом Кленом. Любит Лесовичок посидеть под его листвой, в тени веток, помечтать, отдохнуть.
Логопед. Листья на дереве не простые, а с сюрпризами – схемами, которые помогут нам составить рассказ об осени «Падает» первый лист. (Воспитатель за ширмой включает вентилятор и подбрасывает листок) Вот наш помощник первый листок – сюрприз (логопед выкладывает на низкий столик схему «солнца»).
Основная часть
Составление предложений по схемам
Логопед. О чем вы будете составлять предложение?
Дети. О солнце.
Логопед. Какое бывает солнце?
Дети. Круглое, желтое, красивое, веселое, яркое.
Логопед. А как солнце светит и греет осенью?
Дети. Осенью солнце светит, но греет слабо. Тучи часто закрывают солнце.
Логопед. А теперь, посмотрите, какой листок «упал» на землю (Логопед выкладывает условное обозначение «неба»). О чем сейчас мы сейчас будем рассказывать?
Дети. О небе.
Логопед. Что можно сказать про осеннее небо?
Дети. Небо осенью бывает пасмурное, хмурое, серое.
Логопед. Кто объяснит значение сочетания слов пасмурное небо?
Дети. Серое, нерадостное, грустное, часто идет дождь.
Логопед. Вот еще один листок «оторвался» от ветки (схема «дерева»)
Что вы можете сказать о растениях, их наряде? Какими деревья становятся в начале осени?
Дети. Листья на деревьях становятся желтыми, красными, оранжевыми. У отдельных растений сохраняются зеленые листья.
Логопед. Как можно назвать одним словом желтые, красные, оранжевые листья? Какие они?
Дети. Разноцветные, разные, красивые.
(Логопед просит повторить детей слово «разноцветные» хором и индивидуально).
Назовите одним словом осенние явление природы, когда падают листья. Как вы понимаете слово листопад?
Дети. Листья падают. С деревьев летят разноцветные листочки.
Логопед. Какими становятся деревья к концу осени?
Дети. К концу осени деревья становятся голыми, грустными, некрасивыми.
Логопед. А теперь давайте вспомним, что мы говорили о деревьях.
Дети. Листья на деревьях становятся разноцветными. Начинается листопад. К концу осени деревья стоят голые.
Речевая гимнастика.
Пад-пад-пад, наступает …. (листопад).
Пада-пада-пада. Не будет осени без (листопада).
Паду-паду-паду. Дети рады (листопаду).
Падом-падом-падом. Грусть приходит с.. (листопадом)
Логопед. Листопад в нашей аллеи продолжается («падает листок»). О чем теперь будем составлять предложение? (Выкладывает условное обозначение «земли»)
Дети. О земле.
Логопед. Чем покрыта земля осенью?
Дети. Земля покрыта опавшими листьями, сухой травой, ветками, шишками и иголками от елок.
Динамическая пауза.
В году четыре времени, (показать 4 пальца правой руки)
И все они дружны, (ладони обеих рук обхватывают друг друга)
Эти четыре времени (показать 4 пальца левой руки)
Ребята знать должны! (указательный палец приставить ко лбу)
Зимой год начинается, все снегом покрывается, (присесть и одновременно развести руки в стороны)
Весною продолжается, почки появляются, (руки согнуты в локтях, пальцы соединены; немного поднять руки вверх)
Летом солнце греет, а листья зеленеют, (руки вытянуть вверх, слегка покачивать ладонями)
Осенью листва желтеет, (руки опустить вниз)
Ветер сорвет ее (качать из стороны в сторону)
И по полям развеет.
А после осени опять (ходьба на месте)
Зима год будет начинать.
. Психогимнастика
Логопед К каждому сезону земля меняет свои краски и настроение.
Покажите, какое настроение у вас в осенний, дождливый. хмурый день.
Изобразите птиц, улетающих в теплые края. Попрощаемся с улетающими птицами (выражение грусти и печали).
Передайте позой, мимикой и движением образы животных, готовящихся к зиме: ежика, забравшегося в норку; медведя, укладывающегося спать; белочку, собирающую грибы и шишки в свою кладовую.
Логопед. Опять «подул» ветер и «упал» осенний лист с нашего клена. О ком теперь мы будем говорить? (схема «птицы»).
Дети. О птицах.
Логопед. Какие изменения происходят в жизни птиц осенью?
Дети. Перелетные птицы осенью улетают в теплые края, а зимующие остаются с нами.
Логопед. Скажите, а почему это происходит?
Дети. Многие птицы боятся голода. Летом они питались мошками, жучками, а теперь их нет.
Логопед. Легко ли в путь перелетным птицам?
Дети. Нет, многие из них погибают в пути.
Логопед. А как можно помочь зимующим птицам?
Дети. Птиц надо кормить, их нельзя пугать. К ним нужно относиться бережно.
Игра «Улетают - не улетают»
Логопед. Поиграем с Лисовичком
(Дети встают в круг. Кукла Лисовичок передается из рук в руки. Когда логопед хлопает в ладоши., тот у кого оказался Лисовичок, называет птицу, а остальные ребята выполняют движения. Перелетные птицы – «машут» руками, зимующие птицы – приседают.)
(«Подул» ветер. «упал» листок. Схема «животные»).
Логопед. Что делают животные осенью?
Дети. Готовятся к зиме.
Логопед. Как они готовятся?
Дети. Белка и заяц меняют окраску шерсти. Белка готовит запасы на зиму. Медведь и еж впадают в спячку.
Логопед. Как люди помогают животным выжить в условиях зимы?
Дети. Лесники заготавливают корм.
Игра «Слова – наоборот». Лисовичок помогал собирать белочке шишки на зиму. Вот с такой шишкой мы и поиграем. Я вам бросаю шишку и произношу слово. А вы мне возвращаете шишку со словом - наоборот.
Ранняя – поздняя. ясная – пасмурная, веселая – унылая, тусклый – яркий, тихая – ветреная, частый – редкий, дождливая – солнечная, скучная – веселая. скудный – щедрый, вянуть – расцветать, засыпать – просыпаться, висеть – падать.
Развитие психологической базы речи.
Логопед. Сильный. резкий осенний ветер разбросал наши листья. Помогите мне, пожалуйста, собрать только те листья, на которых нарисованы схемы. Расположите их на доске в том порядке, в котором я вам их показывала.
Дети выполняют задание.
Составление описательного рассказа по схемам.
Логопед. Внимательно посмотрите на схемы и расскажите про осень. т. е. составьте рассказ.
Дети составляют рассказ –описание по схемам. 2-3 рассказа записываются на видеокамеру
(Видеокамеру принес в корзинке Лесовичок). Рассказ – послание для Осени.
Образец рассказа. Осенью солнце светит, но греет слабо. Небо пасмурное, покрыто тучами. Листья на деревьях становятся разноцветными. Начинается листопад. К концу осени деревья стоят голые. Земля покрыта опавшими листьями. Перелетные птицы улетают в теплые края, а зимующие остаются с нами. Животные готовятся к зиме. Белка и заяц меняют окраску шерсти. Белка готовит запасы на зиму. Медведь и еж впадают в спячку.
Итог занятия.
Логопед. Ребята, чем мы сегодня важным занимались?
Дети. Помогали Лесовичку составить рассказ - послание для Осени.
Логопед. О чем и о ком мы рассказали в своем послании?
Дети. О солнце. О небе. О земле. О деревьях. О птицах. О животных.
Логопед. Как вы думаете, ребята, наши рассказы понравятся Осени?
Дети. Понравятся. Мы старались вспомнить о разных приметах осени.
Логопед. Да. Вы все старались. Катя описала землю осенью. Саша вспомнил о животных. Соня и Маша знают много интересного про птиц. Петя удивил меня знаниями о солнце и небе. Красивый листопад изобразила движениями Даша. Молодцы.
Логопед. Лесовичок передаст наши, записанные на видео, рассказы. И, если они понравятся осени, то она продлит солнечные, теплые деньки! Будем наблюдать за погодой! Лесовичок прощается с вами и на память дарит вам осенние листья с клена. Вы дома раскрасите их и расскажите своим родителям об осени, прекрасном времени года, ее приметах!