МААМ-картинки

Образовательная деятельность по развитию речи в подготовительной группе детского сада «Русская печка — всему дому кормилица»

Наталья Пластова
Образовательная деятельность по развитию речи в подготовительной группе детского сада «Русская печка — всему дому кормилица»

«Русская печка — всему дому кормилица».

Образовательная деятельность по развитию речи в подготовительной группе детского сада.

Задачи:

Образовательные: Вырабатывать у детей умения использовать в речи русский народный фольклор: загадки, пословицы, сказки.

Продолжать развивать связную речь.

Учить детей образовывать прилагательные из двух существительных. (Пирог с капустой…капустный пирог)

Публикация «Образовательная деятельность по развитию речи в подготовительной группе детского сада „Русская печка — всему дому кормилица“» размещена в разделах

Развивающие: Продолжать развивать мелкую моторику, смекалку, эмоциональную память.

Воспитательные: Воспитывать интерес к русской народной культуре, национальным традициям и обычаям, устойчивый интерес и уважение к истории и культуре русского народа. Продолжать воспитывать эстетические чувства детей.

Обогащать словарный запас названиями предметов быта. (ухват, чугунок, русская печка, изба, пряла пряжу, плёл корзины из прутьев)

Предварительная работа с детьми:

Чтение сказок «Колобок», «Царевна - лягушка», «Лиса и заяц», «Гуси-лебеди», «По щучьему велению».

Рассматривание русской печи на слайдах и на картинках в книжках. Объяснение и показ картинок, что такое ухват и что такое чугунок.

Словарная и словообразовательная работа: печь, печка, чугунок, ухват, дрова, печная труба. Образование относительных прилагательных из сочетаний двух существительных.

Оборудование и материалы: слайды, разные крупы, лоточки для круп, мука, сахар, соль, молоко, дрожжи, миска для теста, готовые пирожки.

Ход занятия:

Воспитатель: В избе – изба,

На избе – труба.

Зашумело в избе,

Загудело в трубе.

Видит пламя народ,

А тушить не идет.

(Печь)

Как вы считаете, для чего нужна печка?

Дети: В печи готовится еда, печётся хлеб. На печке сушат грибы, ягоды и разные полезные травы. А ещё печь нужна для обогрева жилища, для сушки одежды и обуви…

Воспитатель: Только в России делали её вот такую, она занимала почти пол – избы. И люди радовались, что такая она большая, потому что печь и напоит, и накормит, и обогреет, и вылечит. Одно слово -Матушка! «Без печи и изба не изба!», «Мала печенька, да тёпленькая» - говорилось в народе. С печью связана вся жизнь и весь быт русского народа.

Но это ещё не всё, что «делала» русская печь много-много лет назад.

Печка не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. Например, хозяйка пряла пряжу, а хозяин плёл корзины из прутьев.

Огонь в печи берегли. Он сохранялся даже ночью в виде углей.

Если переезжали в другой дом, угли из старой печки забирали с собой и помещали их в новую печь.

Слайды 1-5.

Воспитатель: Дети, отгадайте загадки.

Загадывание загадок.

Чего из избы не вытащишь?

(печь)

Зимой нет, теплей, а летом нет холодней.

(печь)

Шуба в избе, а рукав на улице.

(печь и труба)

В чём варили кашу, щи в русской печи?

(в чугунке)

Слайд 6.

Чем вытаскивали горячий чугунок из печи?

(ухватом)

Слайд 7.

Без чего печь не затопить?

(без дров)

Физкультминутка:

Пилим, пилим, пилим, пилим, (имитируют движения: «пилят бревно»)

Вместе мы бревно осилим.

Рубим, рубим мы дрова,

Закатали рукава (имитируют движения: «рубят дрова»).

Хорошо мы потрудились,

На лошадке прокатились (скачут, как лошадки).

Привезли дрова домой,

Будет нам тепло зимой. (потирают ладошки, ушки)

Воспитатель: : Варили кашу в горшке или в чугуне. Чугун ставили в печь, а чтобы не обжечься, брали в руки ухват.

Еда, приготовленная в русской печи, отличается особым вкусом и ароматом. Раньше говорили: «Всё, что есть в печи – на стол мечи».

Словообразовательное задание: «Какая бывает каша?»

(Дети обследуют крупу, по одному называют, какая каша получится.)

Воспитатель: Каша из манки…

Дети: манная.

Воспитатель: из гречки…

Дети: гречневая.

Воспитатель: из риса…

Дети: рисовая.

Воспитатель: из овса…

Дети: овсяная.

Воспитатель: из перловки…

Дети: перловая.

Воспитатель: из пшена…

Дети: пшенная.

Слайд 8.

Воспитатель: Ребята давайте представим, что мы поставили варить кашу в чугунке. Какая у нас получится каша?

Дети: Вкусная, ароматная, наваристая.

Воспитатель: Ну, и конечно, в печи выпекались пироги.

Словообразовательное задание: «Какие бывают пироги?»

Воспитатель: Пирог с капустой…

Дети: капустный пирог.

Воспитатель: пирог с яблоками…

Дети: яблочный пирог.

Воспитатель: пирог с грибами…

Дети: грибной пирог.

Воспитатель: пирог с мясом…

Дети: мясной пирог.

Воспитатель: пирог с ягодами…

Дети: ягодный пирог.

Слайд 9.

Воспитатель: А какие получатся пироги в русской печке?

Дети: Красивые, вкусные, пышные.

Воспитатель: А вы хотите попробовать пирожки?

Дети: Да.

Воспитатель: Из чего готовят пирожки?

Дети: Из теста.

Воспитатель: Давайте и мы с вами приготовим тесто для пирожков.

Дети: Давайте.

Воспитатель: Какие продукты нам понадобятся?

Дети: Мука, соль, сахар, молоко, дрожжи.

Воспитатель: Давайте готовить тесто.

Скажите какие вы знаете пословицы о труде?

Дети:- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

-Терпенье и труд все перетрут.

-Кончил дело - гуляй смело.

-Под лежачий камень вода не течет.

-Поспешишь - людей насмешишь.

Воспитатель: Вот и наше тесто готово. Давайте его отдадим на кухню, что бы нам испекли пирожки.

А мы с вами пойдем мыть руки.

В русских народных сказках тоже не обходится без печки.

Дидактическая игра «Угадай сказку»

Когда дети называют правильный ответ, появляется картинка – иллюстрация к угаданной сказке.

1. «Я по амбару метён, по сусекам скребён, на сметане мешан, в печку сажён, на окошке стужён»

(«Колобок»).

Слайд 10.

2. «Был царский бал на отходе. Поехал царевич домой наперёд, нашёл там женину кожу, да сжёг её в печи»

(«Царевна - лягушка»)

Слайд 11.

3. «Углы в доме затрещали, крыша зашаталась, стены вылетели, и печь сама пошла по улице прямо к царю»

(«По щучьему велению»)

Слайд 12.

4. «Подошли они к избёнке: «Поди, лиса, вон!». А она с печи: «Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам»

(«Заюшкина избушка»)

Слайд 13.

5. «Бежала девочка, бежала: видит - стоит печка: «Печка, печка, скажи, куда они полетели?» Печка отвечает: «Съешь моего ржаного пирожка, тогда скажу»

(«Гуси - лебеди»)

Слайд 14.

Речевая игра «Дополни предложения.»

Русская печь нужна для…

(для выпечки хлеба и пирогов, для приготовления еды, для сушки грибов, ягод и трав, для обогрева жилища)

Чтобы разжечь огонь в печи, нужны…

(дрова, поленья)

Чтобы зимней ночью было тепло, ложились спать на…

(печь)

Зимними тёмными вечерами использовали печь для…

(освещения избы)

Воспитатель: Раньше не только работали, но и находили время для развлечений.

Скажите мне, как вы понимаете такую пословицу: "Делу - время, потехе- час. " (всему свое время: и делу и потехе.)

Ответы детей.

Воспитатель: Пока мы с вами говорили о сказках, пословицах наши пирожки и поспели. (Угощаю детей пирожками)

Слайд 15.

Сегодня вы не только показали свои знания, но и узнали много нового.

Публикации по теме:

Конспект беседы по развитию речи и окружающему миру в подготовительной группе детского сада «В лесу» Конспект-беседа НОД по развитию речи и окружающему миру в подготовительной группе детского сада «В лесу» Цели: • Пробудить интерес к лесу.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе детского сада «Теремок» Задачи: Обогащать, расширять и активизировать словарный запас детей. Упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных. Закреплять.

«Профессии». Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в подготовительной группе Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в подготовительной группе. Маркова АА. ГБДОУ НАО «Детский сад с. Ома» Тема:.

Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в средней группе «В волшебном лесу» Тема: «В волшебном лесу». Цель: закреплять знания детей о жизни диких животных и птиц зимой, рассказать о том, как живая природа приспосабливается.

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи в подготовительной группе «Африка и Антарктида»Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи в подготовительной группе «Африка и Антарктида» Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе на тему «Африка и Антарктида» Подготовили и провели воспитатели ГБОУ Гимназия.

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи в средней группе «Профессии» Цель: закрепить элементарные представления детей по теме «Профессии». Задачи: Образовательные: • Расширять и обогащать представления детей.

Непрерывная образовательная деятельность по речевому развитию. Тема: Русская народная сказка «Заюшкина избушка». Непрерывная образовательная деятельность по речевому развитию. Тема: Русская народная сказка «Заюшкина избушка». 1. Развитие речи. 2. Закрепить.

Организованная образовательная деятельность по развитию речи в средней группе «Я и моя семья»Организованная образовательная деятельность по развитию речи в средней группе «Я и моя семья» «Я и моя семья» Цели: -закрепить представление детей о составе семьи и родственных отношениях; -формировать представление о семье как о.

Специально организованная деятельность педагога с воспитанниками «Русская печка — всему дому кормилица».Специально организованная деятельность педагога с воспитанниками «Русская печка — всему дому кормилица». Русская печка - всему дому кормилица. Программное содержание - Познакомить детей с русской печью. Обогатить словарный запас детей. Углублять.

Занятия по развитию речи для подготовительной группы детского сада Занятие №1 План занятия: 1. Организационный момент • игра «Искорка» • пальчиковая гимнастика • представление команд и капитанов • приветствие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная деятельность по развитию речи в подготовительной группе детского сада «Русская печка — всему дому кормилица»
Опубликовано: 9 марта 2017 в 21:27
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД