Наталья Пластова
Образовательная деятельность по развитию речи в подготовительной группе детского сада «Русская печка — всему дому кормилица»
▼ Скачать + Заказать документы
«Русская печка — всему дому кормилица».
Образовательная деятельность по развитию речи в подготовительной группе детского сада.
Задачи:
Образовательные: Вырабатывать у детей умения использовать в речи русский народный фольклор: загадки, пословицы, сказки.
Продолжать развивать связную речь.
Учить детей образовывать прилагательные из двух существительных. (Пирог с капустой…капустный пирог)
Публикация «Образовательная деятельность по развитию речи в подготовительной группе детского сада „Русская печка — всему дому кормилица“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Русская печь, печка
- Темочки
Развивающие: Продолжать развивать мелкую моторику, смекалку, эмоциональную память.
Воспитательные: Воспитывать интерес к русской народной культуре, национальным традициям и обычаям, устойчивый интерес и уважение к истории и культуре русского народа. Продолжать воспитывать эстетические чувства детей.
Обогащать словарный запас названиями предметов быта. (ухват, чугунок, русская печка, изба, пряла пряжу, плёл корзины из прутьев)
Предварительная работа с детьми:
Чтение сказок «Колобок», «Царевна - лягушка», «Лиса и заяц», «Гуси-лебеди», «По щучьему велению».
Рассматривание русской печи на слайдах и на картинках в книжках. Объяснение и показ картинок, что такое ухват и что такое чугунок.
Словарная и словообразовательная работа: печь, печка, чугунок, ухват, дрова, печная труба. Образование относительных прилагательных из сочетаний двух существительных.
Оборудование и материалы: слайды, разные крупы, лоточки для круп, мука, сахар, соль, молоко, дрожжи, миска для теста, готовые пирожки.
Ход занятия:
Воспитатель: В избе – изба,
На избе – труба.
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идет.
(Печь)
Как вы считаете, для чего нужна печка?
Дети: В печи готовится еда, печётся хлеб. На печке сушат грибы, ягоды и разные полезные травы. А ещё печь нужна для обогрева жилища, для сушки одежды и обуви…
Воспитатель: Только в России делали её вот такую, она занимала почти пол – избы. И люди радовались, что такая она большая, потому что печь и напоит, и накормит, и обогреет, и вылечит. Одно слово -Матушка! «Без печи и изба не изба!», «Мала печенька, да тёпленькая» - говорилось в народе. С печью связана вся жизнь и весь быт русского народа.
Но это ещё не всё, что «делала» русская печь много-много лет назад.
Печка не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. Например, хозяйка пряла пряжу, а хозяин плёл корзины из прутьев.
Огонь в печи берегли. Он сохранялся даже ночью в виде углей.
Если переезжали в другой дом, угли из старой печки забирали с собой и помещали их в новую печь.
Слайды 1-5.
Воспитатель: Дети, отгадайте загадки.
Загадывание загадок.
Чего из избы не вытащишь?
(печь)
Зимой нет, теплей, а летом нет холодней.
(печь)
Шуба в избе, а рукав на улице.
(печь и труба)
В чём варили кашу, щи в русской печи?
(в чугунке)
Слайд 6.
Чем вытаскивали горячий чугунок из печи?
(ухватом)
Слайд 7.
Без чего печь не затопить?
(без дров)
Физкультминутка:
Пилим, пилим, пилим, пилим, (имитируют движения: «пилят бревно»)
Вместе мы бревно осилим.
Рубим, рубим мы дрова,
Закатали рукава (имитируют движения: «рубят дрова»).
Хорошо мы потрудились,
На лошадке прокатились (скачут, как лошадки).
Привезли дрова домой,
Будет нам тепло зимой. (потирают ладошки, ушки)
Воспитатель: : Варили кашу в горшке или в чугуне. Чугун ставили в печь, а чтобы не обжечься, брали в руки ухват.
Еда, приготовленная в русской печи, отличается особым вкусом и ароматом. Раньше говорили: «Всё, что есть в печи – на стол мечи».
Словообразовательное задание: «Какая бывает каша?»
(Дети обследуют крупу, по одному называют, какая каша получится.)
Воспитатель: Каша из манки…
Дети: манная.
Воспитатель: из гречки…
Дети: гречневая.
Воспитатель: из риса…
Дети: рисовая.
Воспитатель: из овса…
Дети: овсяная.
Воспитатель: из перловки…
Дети: перловая.
Воспитатель: из пшена…
Дети: пшенная.
Слайд 8.
Воспитатель: Ребята давайте представим, что мы поставили варить кашу в чугунке. Какая у нас получится каша?
Дети: Вкусная, ароматная, наваристая.
Воспитатель: Ну, и конечно, в печи выпекались пироги.
Словообразовательное задание: «Какие бывают пироги?»
Воспитатель: Пирог с капустой…
Дети: капустный пирог.
Воспитатель: пирог с яблоками…
Дети: яблочный пирог.
Воспитатель: пирог с грибами…
Дети: грибной пирог.
Воспитатель: пирог с мясом…
Дети: мясной пирог.
Воспитатель: пирог с ягодами…
Дети: ягодный пирог.
Слайд 9.
Воспитатель: А какие получатся пироги в русской печке?
Дети: Красивые, вкусные, пышные.
Воспитатель: А вы хотите попробовать пирожки?
Дети: Да.
Воспитатель: Из чего готовят пирожки?
Дети: Из теста.
Воспитатель: Давайте и мы с вами приготовим тесто для пирожков.
Дети: Давайте.
Воспитатель: Какие продукты нам понадобятся?
Дети: Мука, соль, сахар, молоко, дрожжи.
Воспитатель: Давайте готовить тесто.
Скажите какие вы знаете пословицы о труде?
Дети:- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
-Терпенье и труд все перетрут.
-Кончил дело - гуляй смело.
-Под лежачий камень вода не течет.
-Поспешишь - людей насмешишь.
Воспитатель: Вот и наше тесто готово. Давайте его отдадим на кухню, что бы нам испекли пирожки.
А мы с вами пойдем мыть руки.
В русских народных сказках тоже не обходится без печки.
Дидактическая игра «Угадай сказку»
Когда дети называют правильный ответ, появляется картинка – иллюстрация к угаданной сказке.
1. «Я по амбару метён, по сусекам скребён, на сметане мешан, в печку сажён, на окошке стужён»
(«Колобок»).
Слайд 10.
2. «Был царский бал на отходе. Поехал царевич домой наперёд, нашёл там женину кожу, да сжёг её в печи»
(«Царевна - лягушка»)
Слайд 11.
3. «Углы в доме затрещали, крыша зашаталась, стены вылетели, и печь сама пошла по улице прямо к царю»
(«По щучьему велению»)
Слайд 12.
4. «Подошли они к избёнке: «Поди, лиса, вон!». А она с печи: «Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам»
(«Заюшкина избушка»)
Слайд 13.
5. «Бежала девочка, бежала: видит - стоит печка: «Печка, печка, скажи, куда они полетели?» Печка отвечает: «Съешь моего ржаного пирожка, тогда скажу»
(«Гуси - лебеди»)
Слайд 14.
Речевая игра «Дополни предложения.»
Русская печь нужна для…
(для выпечки хлеба и пирогов, для приготовления еды, для сушки грибов, ягод и трав, для обогрева жилища)
Чтобы разжечь огонь в печи, нужны…
(дрова, поленья)
Чтобы зимней ночью было тепло, ложились спать на…
(печь)
Зимними тёмными вечерами использовали печь для…
(освещения избы)
Воспитатель: Раньше не только работали, но и находили время для развлечений.
Скажите мне, как вы понимаете такую пословицу: "Делу - время, потехе- час. " (всему свое время: и делу и потехе.)
Ответы детей.
Воспитатель: Пока мы с вами говорили о сказках, пословицах наши пирожки и поспели. (Угощаю детей пирожками)
Слайд 15.
Сегодня вы не только показали свои знания, но и узнали много нового.