МААМ-картинки

Коррекционно-педагогическая работа логопеда с тяжело умственно отсталыми детьми

Ольга Васюкова
Коррекционно-педагогическая работа логопеда с тяжело умственно отсталыми детьми

Логопед. Васюкова О. Н.

Сегодня одной из актуальных проблем является обеспечение психолого-педагогическими программами и технологиями обучения всех категорий детей без исключения, в том числе с серьёзными отклонениями в развитии. По данным ВОЗ, в последние годы происходит некоторое увеличение числа умственно отсталых детей, что объясняется большей, чем прежде выживаемостью детей с пороками развития и дефектами ЦНС благодаря успехам медицины. Частота умственной отсталости достигает 1-3% от общей детской популяции. В последние годы наблюдается тенденция усложнения дефектов. Так исторически сложилось, что долгое время в нашей стране детей с имбецильностью считали необучаемыми. Ещё великий физиолог И. П. Павлов указывал на чрезвычайную пластичность высшей нервной деятельности и её огромные возможности. Он говорил, что ничто не остаётся неподвижным, неподатливым, а всё всегда может изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия. Сегодня современными экспериментальными исследованиями подтверждено, что при определённых условиях психическое, физическое, эмоциональное и социальное развитие детей с тяжёлой умственной отсталостью возможно. Так, в инструктивном письме Минобразования России от 14.12.2000 №3 предложено открывать в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида классы для детей с глубокой умственной отсталостью. На протяжении более шести лет в условиях ОГКСУ "Тунгусовского детского дома-интернат"оказывается помощь данной категории детей. Целью логопедического сопровождения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях интерната направлено на создание благоприятного климата для развития у обучающихся коммуникативных навыков в различных ситуациях общения со сверстниками и взрослыми, воспитание у них интереса к окружающим людям, создание ситуаций, позволяющих ребёнку проявить и развить свои способности, дальнейшее обогащение и совершенствование речевых средств общения. В нашем специальном учреждении с 2011 года функционируют кабинет логопеда. В группе занимаются дети с тяжелой умственной отсталостью, детеи-инвалиды. В нашем интернате обучаются дети от 4 до 18 лет : с генетическими и хромосомными заболеваниями (болезнью Дауна, фенилкетонурией, и др., с общими расстройствами развития (аутизм, алалия, ДЦП, с множественными нарушениями развития, сопровождающиеся умственной отсталостью в умеренной и тяжелой степени. Эти дети отличаются низким уровнем познавательной активности, сниженной способностью к приему и переработке полученной информации, недостаточной сформированностью операций анализа синтеза, сравнения. Значительно страдает речь как пассивная, так и активная. Все это приводит к затруднению, а иногда и к невозможности интеграции и социальной адаптации данной категории детей. Главной целью нашего интерната является максимально возможная социализация для каждого обучающегося. Поэтому основной задачей педагогов, работающих в группах является – частичная интеграция и адаптация данной категории детей в окружающий социум. Работа логопеда тесно связана с деятельностью других специалистов и осуществляется комплексно. В работе всех специалистов, в том числе логопеда, определены приоритетные направления:

Публикация «Коррекционно-педагогическая работа логопеда с тяжело умственно отсталыми детьми» размещена в разделах

- обеспечение интеллектуального и личностного развития детей с учетом коррекции нарушений развития и индивидуальных особенностей;

-становление способности к сотрудничеству с взрослыми и детьми в разнообразной деятельности;

- развитие речи, особенно ее коммуникативной функции;

- частичная интеграция детей с тяжелыми нарушениями в развитии в общество более здоровых сверстников;

12 детей, посещающие логопеда, имеют различные речевые недостатки. Это - трудности произношения звуков, проблемы с пониманием инструкции, с пересказом содержания, имеются неговорящие дети. Основной диагноз учащихся: системное недоразвитие речи тяжелой степени обусловленное умственной отсталостью, осложнен дизартрией, алалией, ринолалией. Грубо нарушен лексико – грамматический строй речи.

Цель логопедической работы с детьми-инвалидами состоит в том, чтобы устранить или смягчить как речевые, так и психофизические нарушения, с тем, чтобы каждому ребенку в отдельности облегчить вливание в социальную жизнь настолько, насколько это окажется для него возможным, развить коммуникативную функцию речи.

Исходя из главной цели коррекционно – воспитательной работы особо выделяются задачи:

Первая задача – изучение неврологического и речевого статусов ребенка, особенностей его развития, выявление речевых дефектов и сопутствующих им нарушений. Далее – составление индивидуальной коррекционной программы.

Вторая задача состоит в том, чтобы мобилизовать усилия педагогов на активное участие в учебном коррекционном процессе, создать вокруг ребенка атмосферу постоянной поддержки, искренней заинтересованности и сотрудничества с их стороны.

Третья задача заключается в том, чтобы привлечь к сотрудничеству максимальное количество специалистов, способных оказать ребенку необходимую помощь в его обучении.

Четвертая задача – обеспечение сохранение и укрепление здоровья детей с использованием современных здоровьесберегающих технологий.

Логопедическая работа с этими детьми имеет определенную специфику и базируется на следующих принципах:

- индивидуально-личностное ориентирование – ориентация на конкретного ребенка, его психоэмоциональные особенности. Каждый ребенок в полном смысле «особый» : у него свой тип восприятия внимания, памяти, характер и темперамент;

- эмоциональный резонанс и поддержка – создание на занятиях эмоционально – комфортной психологической обстановки;

- тесное постоянное взаимодействие с педагогами.

-игровой контекст занятий – формирование положительной мотивации обучения.

Опыт моей коррекционно-абилитационной работы с детьми-инвалидами позволил выделить следующие специфические особенности логопедической коррекции :

1. Систематический поиск индивидуальных подходов к ребенку-инвалиду.

В работе нельзя ориентироваться на «среднего» ученика, каждый ребенок исключителен. Для каждого составляется индивидуальная программа логопедической коррекции на основе комплексного обследования. Эта программа в ходе работы постоянно корректируется на основе индивидуальных продвижений и личностных особенностей ребенка.

2. Формирование подражательной деятельности.

Первый шаг коррекционной работы – развитие произвольного внимания. Важно, чтоб ребенок «увидел», «услышал», привык вслушиваться в речь, реагировать на слова. Для этого ведется работа по развитию подражательной способности ребенка. Это основа перехода к подражанию артикуляционным движениям, звукам, словам.

3. Организация обстановки занятий.

Удержать произвольное внимание у данных детей очень трудно, поэтому в организации занятия важна каждая мелочь. Расположение оборудования, отсутствие лишних предметов в поле зрения ребенка, использование игрушек, к которым у него есть специфический интерес, местоположение логопеда.

4. Логопедические занятия носят игровой и комбинированный характер.

Комбинированное занятие, проводимое в игровой форме, позволяет гибко переключать внимание ребенка с одного вида деятельности на другой, не допуская потери внимания и снижения интереса. На занятии ведется работа над подвижностью артикуляционного аппарата, развитием фонематического слуха, звуковой культурой и лексико – грамматическим строем речи, развитием графомоторных навыков и высших психических функций. Используются яркие игрушки, речевые игры.

5. Моделирование ситуаций.

Необходимо специально создавать условия, чтобы у ребенка возникла необходимость говорить. Это могут быть игровые, проблемные ситуации.

6. Постоянное наблюдение за внутренним состоянием ребенка.

Важно вовремя заметить, когда ребенок начинает утомляться и успеть переключить его до того, как он начнет отвлекаться. Если это происходит, то нарушается эмоциональная атмосфера занятия, падает результативность.

7. Медленный темп формирования новых навыков.

От «особых» детей нельзя ожидать быстрого положительного результата. У них нет оперативного реагирования. Они длительное время поглощают информацию, обрабатывают ее, и результат работы может проявиться только через 2- 3 года.

8. Постоянная востребованность приобретенных навыков.

Вся логопедическая работа с этими детьми была бы малоэффективна при отсутствии тесного продуктивного контакта с другими педагогами, специалистами. Именно они обеспечивают востребованность тех навыков, над которыми работает логопед. Содержание индивидуальных коррекционно-абилитационных программ включает комплекс мероприятий, направленных на формирование социальных умений и навыков, компенсацию и устранение различных дефектов и зависит от структуры речевого дефекта, симптоматики нарушений возрастного и индивидуального развития ребенка. Я использую в логопедический работе не только специфические коррекционные технологии, но и психолого-педагогические методы и приемы. Педагогические методы и приемы коррекции занимают ведущее место среди всех используемых видов работ. Выбор метода определяется характером речевого нарушения, целями и задачами логопедического воздействия, этапом работы, особенностями ребенка. На занятиях используется все разнообразие словесных, наглядных и практических приемов, которые обязательно сочетаются между собой и отвечают теме занятия. Медицинская направленность логопедической работы занимает чуть меньше места, но она тоже важна. Она включена в структуру каждого логопедического занятия. Здесь находят применение разнообразные виды массажа: ручной, по локализации воздействия: седативный (успокаивающий) и стимулирующий (возбуждающий). Это релаксационные упражнения, пассивная гимнастика, активная гимнастика как общая, так и артикуляционная, направленная на выработку необходимых движений языка, губ для произнесения каких- либо звуков. Для работы над голосом, дыханием полезна дыхательная гимнастика с сопровождением речи и без нее. Психологическая направленность логопедической работы также присутствует в программном содержании. Так для детей, имеющих проблемы в эмоционально – волевой сфере, планируется психогимнастика с мимическими упражнениями, во время которой проводится работа по развитию мышц лица и артикуляционного аппарата и обучение умению эмоционально выражать свое настроение, характер. Значительное место в моей работе занимает развитие коммуникативной функции речи, т. к. она является базовой предпосылкой для вербального, т. е. речевого развития. Учитывая, генетический принцип развития типов общения формирование коммуникативной деятельности проводится в следующих направлениях: Развитие эмоционального общения осуществляю через формирование аффектно – личностных отношений между взрослым и ребенком; через развитие умений понимать, называть базовые эмоции (добрый – злой, грустный – веселый) и узнавать их в графическом изображении.

Развитие делового общения предусматриваю через:

- формирование интереса к предметно – игровой деятельности,

- выполнение действий с предметами,

- называние действий и качественных характеристик предметов,

- формирование умений действовать совместно с взрослым, по подражанию, по образцу, по словесной инструкции.

Развитие речевого общения провожу через:

- формирование интереса к слову и понимание обращенной речи,

- формирование речевого подражания

- освоение речевых средств: слоги, звукоподражания, слова, словосочетания, фразы и предложения и использование их в активной речи

- формирование форм высказываний (обращение – побуждение, просьба, обращение – сообщение, обращение – вопрос)

- развитие диалогической речи.

Надо отметить, что развитие каждого типа не приводит к вытеснению предыдущего. На своих занятиях активно применяю прием по развитию речевой активности – комментированное рисование, когда по поводу появляющегося схематического изображения ситуаций, отражающих бытовой, игровой, познавательный эмоциональный опыт детей.

Нередко использую кукольный театр. Через сценки – диалоги дети более свободно и уверенно учатся общаться, разыгрывают возникающие жизненные ситуации. На более высоком уровне диалог, как прием активизации речевых средств, используется для составления небольших рассказов с использованием игрушек. Обязательно проводится работа по умению соблюдать в разговоре очередность, использовать слова речевого этикета. Большинство занятий проходит в форме игры и носит единый сказочный или социальный сюжет. Важно отметить, что воздействие на речевую систему происходит глобально разными средствами и в разных условиях. Дыхание отрабатывается как на логопедических занятиях, так и на музыкальных. Развитие голоса происходит как на логопедических занятиях, так и на музыкальных. Мелкая ручная моторика развивается на логопедических занятиях и на занятиях у педагога психолога. Обогащение словарного запаса, развития грамматической стороны речи, умение владеть навыками словообразования и словоизменения, совершенствование фонематических процессов находят закрепление на всех занятиях с воспитателями. Такая комплексная работа, терпение, поиск наиболее эффективных приемов и методов дает положительные результаты.

Статья 2.5. Декларации ООН о правах инвалидов гласит «Инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать им возможность приобрести как можно большую самостоятельность». Коррекционно-логопедическая работа является одной из таких мер, позволяющих детям-инвалидам почувствовать уверенность в общении с окружающими.

ЛИТЕРАТУРА

Бгажнокова И. М. Проблемы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью // Дефектология. 1994, №

Григорьева Л. П., Фильчикова Л. И., Алиева З. С. Дети с проблемами в развитии / Под. ред. Л. П. Григорьевой. – М., 2002.

Лалаева Р. И. Коррекционно-педагогическая работа логопеда во вспомогательной школе. – М., 2001.

Левина Р. Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов). - М., 1951.

Методы обследования речи у детей / Под общ. ред. Г. В. Чиркиной. - М., 2003.

Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – Спб., 2002.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

«Квест-игра «Тяжело в учении, легко в бою!», посвящённая Дню защитника Отечества» (фотоотчёт)«Квест-игра «Тяжело в учении, легко в бою!», посвящённая Дню защитника Отечества» (фотоотчёт) День защитника Отечества наши дети, родители и педагоги праздновали в соседнем структурном подразделении, куда нас пригласили наши специалисты.

Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопедаГодовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя – логопеда ЦЕЛЬ: формирование предпосылок учебной деятельности, компетенций, обеспечивающих.

Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год (II часть)Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год (II часть) Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя – логопеда Хворовой Е. В. на 2017 – 2018 учебный год. (II часть) Декабрь. Документационный.

Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год (III часть)Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год (III часть) Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя - логопеда Хворовой Е. В. на 2017 - 2018 учебный год. Март Документационный блок.

«Комплексная коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ». В помощь педагогам-психологам«Комплексная коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ». В помощь педагогам-психологам Работая в должности педагога-психолога в детском саду и имея под опекой несколько детей с ОВЗ, я в первую очередь решила приложить максимум.

Коррекционно-развивающая работа по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи (1 часть) Основной задачей работы по развитию речи с ребенком старше 12 месяцев является пробуждение речевой активности и потребность в речевом общении.

Педагогическая работа с воспитанниками по профилактике дорожно-транспортного травматизма Все мы - педагоги, родители – пытаемся ответить на вопрос : «Как обеспечить безопасность жизни нашим детям? Как оградить их от дорожно.

Презентация «Коррекционно-развивающая работа по направлению «Развитие пространственных представлений у дошкольников» Тема освещена в форме презентации и представляет собой обоснование проблемы на основе научных данных и литературы, а так же представления.

Экспериментальная педагогическая работа «Шкатулка добрых дел и хороших поступков»Экспериментальная педагогическая работа «Шкатулка добрых дел и хороших поступков» Что нужно для того, чтобы люди стали добрее, чтобы доброта была повсюду? Как нужно начинать свой день? Конечно, с добрых слов и добрых дел.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционно-педагогическая работа логопеда с тяжело умственно отсталыми детьми
Опубликовано: 12 марта 2021 в 05:21
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД