Анфиса Данильченко
Коррекционно-развивающее занятие с детьми с ОВЗ от 6 месяцев до 1 года в условиях Дома ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-развивающее занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья от 6 месяцев до 1 года в условиях дома ребенка.
Актуальной проблемой деятельности современных домов ребенка является построение адекватного процесса медико-социальной реабилитации по следующей схеме:
1. Развитие физиологических возрастных двигательных, речевых и интеллектуальных функций детей грудного возраста, раннего возраста и дошкольного возраста.
2. Реабилитационные мероприятия, направленные на снижение выраженности двигательного, речевого и интеллектуального дефекта ребенка.
Публикация «Коррекционно-развивающее занятие с детьми с ОВЗ от 6 месяцев до 1 года в условиях Дома ребенка» размещена в разделах
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Младшая группа
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2017
3. Коррекционные мероприятия, направленные на формирование навыков социальной адаптации.
4. Психокоррекционные мероприятия, направленные на стимуляцию и развитие эмоционально-волевой и интеллектуальной сфере ребенка.
Занятия с детьми от 6 месяцев до 1 года проводятся по 3-4 раза в день по 5-10 минут. Общая установка к занятиям этого периода следующая:
o активизация работы учителя-дефектолога и воспитателя в создании оптимальных условий по речевому развитию малыша: пониманию интонаций речи, реагированию на голос человека, лепету ребенка;
o развивать навык манипуляции с предметами, представляющий собой цепь простых ориентировочных действий: перекладывание из рук в руки, постукивание, отбрасывание, притягивание и т. п. ;
o продолжить ознакомление с окружающими предметами, формировать образное восприятие; учиться действовать с предметами в соответствии с их физическими свойствами (шарики прокатывать, кубики накладывать и т. д.);
o формировать подражания действия взрослого у малыша;
o продолжать развивать движения пальцев, рук;
o развивать умение соотносить предметы с определенным местом в пространстве, а также сопоставлять часть с целым предметом;
o развитие превалирование функция одной руки;
o развитие ассоциативные связи зрительно-тактильно-кинестетические ориентировки;
o обогащать предметно-игровую деятельность смысловым содержанием;
o формировать координированные действия рук, мелкую моторику пальцев, активизируя при схватывании большой и указательный пальцы;
o развивать функциональные действия, которые отличаются от манипулятивных тем, что выявляют целевое назначение предмета.
Работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей в коррекционной работе воспитателей и учителей-дефектологов домов ребенка. Основным направлением в развитии мелкой моторики на первом году жизни ребенка является поглаживающий массаж пальчиков и ладоней рук, так как именно эти зоны играют важную роль в речевом развитии малыша. Уже в 2-3 месячном возрасте можно делать массаж кистей рук и пальцев по 2-3 минуты:
• Поглаживать и растирать ладошки вверх-вниз;
• Разминать и растирать каждый пальчик вдоль, а затем-поперек;
• Растирать пальчики спиралевидными движениями.
• Затем можно выполнять упражнения, но в пассивной форме: разгибать и сгибать пальчики малыша, сопровождая их ритмичными строчками.
Примерно с 10 месяцев кроме пассивных упражнений ребенка нужно учить :
• Катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного размера;
• Рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина;
• Перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы одной рукой или двумя одновременно.
Каждое упражнение сопровождается потешкой о пальчиках. Для лучшего восприятия стихи рекомендуется читать наизусть. Необходимо, чтобы не только дети видели лицо взрослого, но и чтобы вы видели лицо ребенка и наблюдали за впечатлением от текста стихотворения и от самой пальчиковой игры. Ничто не должно мешать малышам слушать. Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы!
Мы предлагаем конспект интегрированного занятия по развитию мелкой моторики с детьми первого года жизни.
Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми с ОВЗ
от 6 месяцев до 1 года
Задачи :
• Вызывать у ребенка положительные эмоции.
• Развивать навык мелкой моторики рук
• Развивать активное подражание действиям взрослого, умение выполнять 2-3 взаимосвязанных действия.
• Продолжать совершенствовать слуховые и зрительные ориентировочные реакции на игрушки, издающие различные звуки.
• Поддерживать лепет малыша, развивать фонетическое восприятие.
Материал: Фонограмма песни Е,Железновой «Пальчик, где твой домик? Как тебя зовут?» колокольчик, уточка, платочек, погремушка, Су-Джок шарик с массажным кольцом.
Ход занятия:
1. Создание ситуации эмоционального комфорта. Учитель-дефектолог берет ребенка на руки подходит к зеркалу и поет песенку «Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий?» называет имя ребенка ласково гладит его по голове. «Алешенька хороший, Алешенька пригожий!»
2. Массаж кистей рук и пальцев с массажным кольцом. Воспитатель включает фонограмму песни Е. Железновой «Пальчик, где твой домик? Как тебя зовут?»
Учитель-дефектолог поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец и поет песенку Железновой «Пальчик, где твой домик? Как тебя зовут?»
Пальчик, где твой домик?
Как тебя зовут?
Я большой пальчик, а дом мой тут!
Пальчик, где твой домик?
Как тебя зовут?
Я указательный, а дом мой тут!
Пальчик, где твой домик?
Как тебя зовут?
Я средний пальчик, а дом мой тут!
Пальчик, где твой домик?
Как тебя зовут?
Я безымянный, а дом мой тут!
Пальчик, где твой домик?
Как тебя зовут?
Я мизинчик, а дом мой тут!
3. Упражнение на зрительное слуховое восприятие.
Проводит воспитатель. Все игрушки покрыть салфеткой и спросить: «Где игрушки? Нет, игрушек, спрятались! Издать звуки игрушками, находящимися под салфеткой. «Топ, топ, мы пойдем и игрушечки найдем. Открываем салфетку. Вот наши игрушки! Кто звенел? Возьми колокольчик, позвони. Динь, динь. Кто пищал? Возьми уточку, нажми-уточка пищит. Поиграй колокольчиком, уточкой., погремушкой».
4. Упражнение по развитию функциональных действий.
Убирая игрушки. Попросить малыша отозваться на разговорную речь взрослого. Спрячем уточку, кря, кря,-нет уточки. Спрячь колокольчик, погремушку. Где колокольчик? Где погремушка? Тютю-нет, спряталась.
5. Подведение итогов занятия. Педагоги хвалят ребенка за работу на занятие.
Список литературы
1. Архипова Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста : учебное пособие. - М. : АСТ: Астрель, 2006.
2. Сопровождение проблемного ребенка и его семьи в системе ранней помощи. Диагностика и коррекция развития. / Под общ. ред. Ю. А. Разенковой. -М. : Школьная Пресса, 2012.