Папки-передвижки

Организация коррекционно-развивающих занятий

Ольга Жлуднева
Организация коррекционно-развивающих занятий

Коррекционно-развивающие занятия

Пояснительная записка

Цель коррекционной работы

Целью программы коррекционной работы является обеспечение успешности освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Публикация «Организация коррекционно-развивающих занятий» размещена в разделах

Коррекционная работа представляет собой систему сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательного процесса, направленного на освоение ими АООП, преодоление и/или ослабление имеющихся у них недостатков в психическом и физическом развитии.

Задачи коррекционной работы :

- выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;

- осуществление индивидуально ориентированной помощи детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей психо-физического развития и индивидуальных возможностей обучающихся;

- организация занятий для детей с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся, разработка и реализация индивидуальных учебных планов (при необходимости).

Специфика организации коррекционной работы с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Коррекционная работа с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проводится в рамках образовательного процесса через содержание и организацию образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении).

Коррекционно-развивающая работа включает :

формирование в классе психологического климата комфортного для всех обучающихся;

разработку оптимальных для развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) программ в соответствии с их особыми образовательными потребностями;

развитие эмоционально-волевой и личностной сферы обучающегося.

В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы:

занятия;

игры, упражнения.

Планируемые результаты коррекционной деятельности :

В результате работы по развитию предметно-практических действий и коррекционно-развивающим занятиям дети должны научиться:

следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни;

сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

фиксировать взгляд на неподвижном и подвижном предмете;

находить лишний предмет; заданный предмет среди других;

выучить основные цвета: красный, синий, желтый, зеленый;

определять звуки окружающего мира, звуки музыкальных инструментов;

определять количество звуков, произнесенных педагогом;

прохлопывать слова по слогам;

соотносить предмет с цветом;

соотносить части с целым предметом;

определять материал предмета, его свойства;

участвовать в опытах с предметами, материалами; делать выводы;

принимать активное участие в дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых играх.

3 Организационный раздел

Коррекционно-развивающие занятия проводятся в 7 классе 2 раза в неделю (68 часов в год).

Организация и оборудование занятий.

Для проведения уроков предметно-практической деятельности необходимо подготовить большое количество наглядных пособий и раздаточного материала. Для обеспечения устойчивости дидактического материала рекомендуется, чтобы обучающиеся сидели не за партами, а за столами с горизонтальной поверхностью, с расстановкой столов не рядами, а полукругом с небольшими проходами между ними для того, чтобы каждый ребенок мог выйти к столу учителя (можно составить по два стола без промежутков, если учащиеся сидят по одному за каждым столом). Стол учителя стоит в центре полукруга и является демонстрационным. Он должен быть совершенно освобожден от всех предметов, не относящихся к данному уроку. К каждому уроку учитель обязательно должен предварительно подготовить весь необходимый дидактический материал. Все занятия необходимо сопровождать живой эмоциональной речью учителя, всемерно побуждать учащихся к активной речи по ходу деятельности. Учитель должен стимулировать и организовывать двигательную активность каждого ребенка.

Учебную работу на уроках предметно – практической деятельности необходимо строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных уроках и в различных жизненных ситуациях

Календарно-тематическое планирование

Коррекционно-развивающие занятия

Тематическое планирование

4 класс

№ Тема, цель,

программное содержание

Дата проведения

Примечания

Предполагаемая Фактическая

1 «Делай вместе» («Замочек»)

Подражательные движения рук с постепенным ускорением темпа.

2 «Делай вместе» («Топор»)

Подражательные движения рук с постепенным ускорением темпа.

3 «Делай вместе» («Мельница»)

Подражательные движения рук с постепенным ускорением темпа.

4 «Пальчики»

Выполнение по подражанию упражнений для пальцев рук (противопоставление большого пальца одной руки кулаку другой)

5 «Пальчики»

Выполнение по подражанию упражнений для пальцев рук (противопоставление ребра одной руки кулаку другой)

6 «Пальчики»

Выполнение по подражанию упражнений для пальцев рук (выпрямление по одному пальцу из кулака)

7 «Пальчики»

Выполнение по подражанию упражнений для пальцев рук («пальчики здороваются»)

8 «Флаконы»

Открывание и закрывание флаконов с завинчивающимися крышками

9 «Флаконы»

Открывание и закрывание флаконов с завинчивающимися крышками

10 «Бусы»

Нанизывание более мелких предметов с отверстиями (крупных бус на тонкий шнур)

11 «Бусы»

Нанизывание более мелких предметов с отверстиями (крупных бус на тонкий шнур)

12 «Орудия труда»

Использование несложных предметов как орудий. (Использование палки для придвижения к себе предмета)

13 «Орудия труда»

Использование несложных предметов как орудий. (Использование палки для придвижения к себе предмета)

14 «Орудия труда»

Использование несложных предметов как орудий. (Использование палки для рисования на песке)

15 «Орудия труда»

Использование несложных предметов как орудий. (Использование палки для рисования на песке)

16 «Парные картинки»

Нахождение парных картинок среди всех предложенных

17 «Парные картинки»

Нахождение парных картинок среди всех предложенных

18 «Мячик»

Выполнение движений в соответствии со словами стихотворения

19 «Россия – Москва – Вязьма»

Выполнение движений в соответствии с командой педагога

20 «Шофер»

Выполнение движений в соответствии со словами стихотворения

21 «Синица»

Выполнение движений в соответствии со словами стихотворения

22 «Цветочки»

Выполнение движений в соответствии со словами стихотворения

23 «Ракета»

Выполнение движений в соответствии со словами стихотворения

24 Игра «Накрываем стол»

Сервировка стола (посуда, столовые приборы, салфетки)

25 Игра «Накрываем стол»

Сервировка стола (посуда, столовые приборы, салфетки)

26 Игра «Идем на прогулку»

Закрепление представлений о последовательности одевания на прогулку

27 Игра «Идем на прогулку»

Закрепление представлений о последовательности одевания на прогулку

28 «Погремушка»

Выполнение движений в соответствии с музыкой и словами песни

29 «Тук-ток»

Выполнение движений в соответствии с музыкой и словами песни

30 «Детская песенка»

Выполнение движений в соответствии с музыкой и словами песни

31 «У тебя, у меня»

Выполнение движений в соответствии с музыкой и словами песни

32 «Волшебная веревочка»

Самостоятельный выбор между несколькими веревками, к одной из которых привязан предмет, для доставания этого предмета.

33 «Картинное лото»

Нахождение картинок по образцу педагога

34 «Картинное цветовое лото»

Нахождение картинок определенного цвета по образцу педагога

35 «Геометрическое лото» Нахождение геометрических фигур по образцу педагога

36 «Что куда подходит»

Подбор предметов в соответствующие отверстия

37 «Почтовый ящик»

Опускание конвертов (листов бумаги) в узкие отверстия

38 «Поиск в окружающем»

Находить в обстановке класса и приносить предметы, игрушки с заданным признаком – определенной величины, по образцу, показанному педагогом

39 «Чудесный мешочек» Узнавать на ощупь один из хорошо известных детям бытовых или игровых предметов (ключ, ложка, расческа и т. п.)

40 «Матрешка»

Складывание 5-ти местных матрешек.

41 «Пирамидка»

Собирание по величине пирамиды из 5-6 колец по возрастающей величине

42 «Пирамидка»

Собирание по величине пирамиды из 5-6 колец по убывающей величине

43 «Волшебные палочки»

Складывание фигур из счетных палочек по показу, образцу и по словесной инструкции (стул, стол)

44 «Волшебные палочки»

Складывание фигур из счетных палочек по показу, образцу и по словесной инструкции (домик)

45 «Волшебные палочки»

Складывание фигур из счетных палочек по показу, образцу и по словесной инструкции (снежинка)

46 «Разрезные картинки»

Складывание разрезных картинок из трех частей, разрезанных по вертикали и горизонтали

47 «Разрезные картинки»

Складывание разрезных картинок из четырех частей, разрезанных по вертикали и горизонтали

48 «Разрезные картинки»

Складывание разрезных картинок из трех частей, разрезанных по скошенной линии, делящей картину на треугольники.

49 «Разрезные картинки»

Складывание разрезных картинок из четырех частей, разрезанных по скошенной линии, делящей картину на треугольники.

50 «Подпись»

Выкладывание из букв разрезной азбуки своего имени

51 «Подпись»

Выкладывание из букв разрезной азбуки своего имени

52 «Подпись»

Печатание своего имени

53 «Подпись»

Печатание своего имени

54 «Помоги Незнайке»

Застегивание пуговиц на рубаке

55 «Мозаика»

Выкладывание по показу и по образцу геометрических фигур различных размеров и цветов (треугольник - по трем опорным точкам в виде деталей мозаики, поставленных учителем)

56 «Мозаика»

Выкладывание по показу и по образцу геометрических фигур различных размеров и цветов (квадрат - по четырем опорным точкам в виде деталей мозаики, поставленных учителем)

57 «Эмоции»

Использование восклицаний: «Ой!», «Ай!», «Ух!», «Ох!», «Ах!» для определения эмоциональных ощущений

58 «Мозаика»

Выкладывание узоров по показу и по образцу с соблюдением цвета и пространственных отношений деталей мозаики (дом с крышей и трубой)

59 «Мозаика»

Выкладывание узоров по показу и по образцу с соблюдением цвета и пространственных отношений деталей мозаики (цветок на стебле)

60 Игра «Ждем гостей»

Обыгрывание жизненных ситуаций

61 Игра «Ждем гостей»

Обыгрывание жизненных ситуаций

62 Игра «Магазин»

Обыгрывание жизненных ситуаций

63 Игра «Магазин»

Обыгрывание жизненных ситуаций

64 Игра «Парикмахерская»

Обыгрывание жизненных ситуаций

65 Игра «Парикмахерская»

Обыгрывание жизненных ситуаций

66 Игра «У врача»

Обыгрывание жизненных ситуаций

67 Игра «У врача»

Обыгрывание жизненных ситуаций

68 «Диагностика»

Уточнение знаний и умений, которые освоили дети

Литература:

«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный и I-IV классы». Под редакцией В. В. Воронковой. - Москва. Просвещение. 2008г.

«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида V-IX классы». Под редакцией В. В. Воронковой. - Москва. Просвещение. 2013г.

Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. (НИИ Дефектологии АПН СССР).- М. ,1983 г. – 128 c.

Публикации по теме:

Использование цветов для развития зрительного восприятия у дошкольников старшей группы на коррекционно-развивающих занятиях Опыт стран всего мира свидетельствует о росте числа детей с отклонениями в развитии. Известно, что жители северных районов страдают от отсутствия.

Фотоотчет коррекционно-развивающих занятий с детьми «Знакомство с песком»Фотоотчет коррекционно-развивающих занятий с детьми «Знакомство с песком» Подготовила отчет педагог-психолог Глушкова Елена Представляю отчет коррекционно-развивающих занятий с детьми "Знакомство с песком ".

Изготовление методических пособий для коррекционно-развивающих занятий с дошкольниками с ОВЗ по теме «Насекомые»Изготовление методических пособий для коррекционно-развивающих занятий с дошкольниками с ОВЗ по теме «Насекомые» Для формирования представлений об окружающем ребенку с ЗПР и интеллектуальными нарушениями не достаточно услышать информацию, необходимо.

Комплекс коррекционно-развивающих упражнений для детей с нарушением слуха младшей группы КОМПЛЕКС КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ для детей с нарушением слуха младшей (3-4года) группы ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Раздел программы.

Комплекс коррекционно-развивающих упражнений для детей с нарушением слуха средней группы Комплекс коррекционно-развивающих упражнений для детей с нарушением слуха средней (4–5) группы ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Раздел программы «Физические.

Конспекты коррекционно-развивающих занятий «Застенчивый ребёнок» Автор: Целищева Ю. Н. педагог – психолог детский сад № 169 «Лесная сказка» Цель: Помочь преодолеть застенчивость, сформировать желание общаться.

Проект «Использование игровых коррекционно-развивающих технологий в условиях разновозрастной группы детей с ТНР» Проблема: Особенность у детей с ТНР – это снижение речевой активности, неумение общаться друг с другом, т. к. языковые средства не совершенны,.

Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для ребенка-инвалида с легкой степенью умственной отсталости Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для ребенка-инвалида с легкой степенью умственной отсталости Программа составлена.

Развиваем речь с помощью коррекционно-развивающих игр и упражнений Белоярский район Ханты - Мансийский автономный округ - Югра Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района.

Рекомендации родителям по организации развивающих занятий для ребенка с особенностями развития Рекомендации родителям по организации развивающих занятий для ребенка с особенностями развития[/b] Коррекция поведения ребенка: У любого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация коррекционно-развивающих занятий
Опубликовано: 7 октября 2019 в 15:33
+68Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 27.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД