Коррекционные игры по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

Алина Шовкунова
Коррекционные игры по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

Для логопедов и воспитателей логопедических групп будет полезна данная информация. Так как началось второе полугодие и у некоторых детей так остался "непокоренным" звук Р и Р’, спешу предложить вам вот такие игры для автоматизации этих вредных звуков.

1. Сюжетное лото

Цель: автоматизация звуков Р, Р’ в словах, предложениях, в связной речи; развитие фонематического анализа, совершенствование навыка определения количества слогов в слове, места заданного звука в слове.

Первый тур

В игре принимают участие не более трех детей. Первый тур разыгрывается по правилам классического лото. Логопед показывает картинки и называет их, например: «Кому рыбака?» или «Чей сыр?»

Дети поочередно отвечают логопеду, обязательно повторяя ключевое слово: «Мне рыбака», «Мой сыр».

При этом первый игрок выбирает слова, начинающиеся со звука Р, второй игрок – слова со звуком Р в середине, а третий игрок – со звуком Р в конце.

Второй тур

Картинки для каждого из участников игры логопед подбирает таким образом, чтобы их можно было связать единым сюжетом, например:

звук Р в начале слов – ручей, рыбак, рак, ракушка, рыба;

звук Р в середине слов – крот, огород, картошка, морковка, нора;

звук Р в конце слов – комар, самовар, пар, сахар, сыр.

Во втором туре игры дети составляют короткие рассказы по своим картинкам, которые в данном случае играют роль своеобразного плана.

Примечание

Можно дифференцировать слова не по позиции звука Р в слове, а по количеству слогов: 1-й игрок выбирает слова односложные, 2-й – из двух слогов, а третий – из трех слогов.

2. Пексесо

Цель: автоматизация звуков Р, Р’ в словах и предложениях.

До начала игры, пока дети не видят, на столе в произвольном порядке раскладываются 12 парных картинок (т. е. 6 пар). Сверху они закрываются двенадцатью карточками с геометрическими фигурами. Игроки по очереди просят логопеда открыть две любые картинки, например:

Откройте, пожалуйста, красный квадрат и черный треугольник.

Логопед выполняет просьбу, и игрок четко называет картинки, которые видит под карточками с геометрическими фигурами.

Если открылись непарные картинки, логопед снова закрывает их, а ход передает следующему игроку. Если же картинки парные, логопед убирает их со стола, а удачливому игроку предоставляется право сделать еще один ход. Побеждает тот участник игры, который откроет последнюю пару картинок.

Примечание: можно использовать эту игру для автоматизации любых звуков, приготовив предварительно картинки с соответствующими звуками, а вместо геометрических фигур слоги, напечатанные на таких же картонках.

3. Морской бой

Цель: автоматизация звуков Р, Р’ в словах и предложениях.

Каждый из двух игроков раскладывает по 16 картинок ровным квадратом (4х4). Под любые свои 3 картинки игроки втайне от соперника подкладывают 3 маленьких бумажных кораблика. Первый игрок говорит второму, например: «Убери розу». Если под «розой» пусто, в игру вступает второй игрок. Если же под «розой» - «кораблик», первый игрок забирает его себе и производит дополнительный «выстрел». Побеждает игрок, первым «захвативший» все вражеские корабли.

Примечание: можно использовать эту игру для автоматизации любых звуков, приготовив предварительно картинки с соответствующими звуками.

4. "Поле чудес".

"Поле чудес" — это панно из арниковой пленки с карманами, на 100 клеток (10x10 сантиметров). В каждый карман вставляются цветные картинки. В середине — пустая клетка с красной точкой.

Пособие можно применять на любом занятии, подбирая игры в соответствии с его целями. Это игры на развитие и коррекцию:

• психических процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления);

• звукопроизношения;

• слоговой структуры слова;

• активного и пассивного словаря;

• грамматического строя речи;

• связной речи;

• фонематического слуха и восприятия;

• звуко-слогового анализа и синтеза.

Игры также способствуют совершенствованию пространственной ориентировки, формированию математических представлений, расширению кругозора детей. Все виды игр служат хорошим средством для предупреждения дисграфии у дошкольников.

Перечень и тематика игр в составе "Поля чудес"

1. "Назови предметы".

2. "Поехали".

3. "Найди картинки к слову".

4. "Кто или что?".

5. "Кто что делает?".

6. "Найди предмет по форме".

7. "Подбери предметы по цвету".

8. "Найди соседей".

9. "Он — она — оно — они".

Спасибо за внимание! Верю, что данные игры помогут вашим воспитанникам обрести долгожданные последние звуки!

Публикации по теме:

Дидактическая игра по развитию речи «Мой, моя, мои, моё» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию речи «Мой, моя, мои, моё» для детей старшего дошкольного возраста Развивающая игра для развития речи – обучение правильному употреблению местоимений Мой, Моя, Моё, Мои в повседневной речи, согласованию.

Дидактические игры по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Автоматизация звука [р] в словахДидактические игры по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Автоматизация звука [р] в словах При работе с детьми среднего и старшего возраста, к сожалению часто воспитатели сталкиваются с проблемой того, что дети плохо или не отчетливо.

Игры для развития речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста 1. Игра «Закончи предложение» Цель: развитие речи и формирование грамматического строя. Правило игры: Для игры нам нужен мяч. Сядьте напротив.

Конспект НОД по развитию речи «Что такое доброта» для детей старшего дошкольного возраста Конспект НОД по развитию речи "Что такое доброта"[/h3] Авторы: Чернявская Н. Ф., Слободянская Е. И., Гаджиева Т. А. Цель: -уточнить значение.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Еда, продукты питания
  • Еда, продукты питания
Автор публикации:
Коррекционные игры по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 17 января 2021 в 12:31
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 марта. День рождения Ирины Токмаковой

92 года исполняется со дня рождения замечательной детской сказочницы и поэтессы, переводчицы многих известных зарубежных книжек для детей, – Ирины Петровны Токмаковой. Предлагаем посвятить тематические...

3 марта. Всемирный день чтения вслух

«Чтение – это движение вперед!» — девиз очередного тематического дня, который посвящен чтению, книгам и красивой речи. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы не только почитать детям вслух, но...

Проект в старшей группе «Блокада Ленинграда»
Иптышева Наталья Васильевна Тема проекта "Блокада Ленинграда" в старшей группе. Цел: Расширять представления детей о героическом подвиге жителей...
Коллективная работа в подарок мамам «Сердечный букет»
Международный женский день 8 Марта – праздник весны! Праздник с лучами солнца, журчанием ручейков и, конечно, ароматом цветов! В канун праздника дети с...
Детский мастер-класс по аппликации «Разноцветные тюльпаны для любимой мамы» в младшей...
Детский мастер - класс по аппликации " Разноцветные тюльпаны для любимой мамы" в младшей группе ЦЕЛЬ: - Приготовить своими руками подарок...