Лучший педагог года

Кожлянская игрушка как средство воспитания ребенка-дошкольника

Севостьянова
Кожлянская игрушка как средство воспитания ребенка-дошкольника

Ирина Николаевна Севостьянова,

воспитатель,

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 127»

Статья на тему

«Кожлянская игрушка как средство воспитания ребенка - дошкольника»

Аннотация: в статье раскрыта роль народной игрушки в воспитании и развитии личности ребенка дошкольного возраста, показана работа педагога детского сада по ознакомлению воспитанников с кожлянской игрушкой, визитной карточкой Курского края.

Публикация «Кожлянская игрушка как средство воспитания ребенка-дошкольника» размещена в разделах

Ключевые слова: народная игрушка, кожлянская игрушка, воспитание, развитие, Курский край.

Детство - время игры. Игрушка - основной и важный атрибут игровой деятельности ребёнка. К сожалению, в современном мире, не все игрушки развивают положительные качества в ребенке.

Игрушка должна радовать малыша, способствовать его всестороннему и гармоничному развитию. Именно поэтому необходимо вернуть утраченные ценности и восстановить связь времён. Это позволит воспитать дошкольников в национальных традициях, подвести их к пониманию того, что они являются носителями русской народной культуры.

Для этого необходимо педагогам обратиться к истокам народной культуры и, в первую очередь, к народной игрушке родного края.

Известно, что художественно - эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и остаются в неизменном виде на всю жизнь. Поэтому так важно знакомить дошкольника с народно-прикладным искусством родного края, как с одним из наиболее эффективных средств развития его эстетического вкуса.

Игрушки сопровождают детей с первых дней их жизни. Несомненно, каждый родитель хочет видеть счастливым своего ребёнка. И именно поэтому ещё в 18 веке, мастерица из села Козля (сейчас - Кожля) Курской губернии, чтобы порадовать своё дитя, из местной голубой глины слепила игрушку - свистульку, высушила её и раскрасила яркими природными красителями. Позже кожлянская (курская) игрушка стала визитной карточкой Курского края.

Игрушки кожлянских мастериц и их последователей и в настоящее время продолжают радовать наших детей. Внимание их привлекают яркие элементы росписи: крестики, точки, сетки, круги, полосы, образующие незамысловатые узоры. Дошкольники с удовольствием рассматривают их, с большим интересом узнают обозначение каждого символа узора, учатся изображать их, а также сравнивать с узорами других народных игрушек.

Кожлянская игрушка, как показывает педагогическая практика, способствует воспитанию у ребёнка художественно-эстетического вкуса, становлению его эстетического отношения к окружающей действительности. Она обогащает чувственный опыт, эмоциональную сферу личности воспитанника, повышает его познавательную активность.

Кожлянская игрушка - один из народных промыслов, который делает культуру нашего края богатой и неповторимой.

При первом знакомстве ребенка с кожлянской игрушкой необходимо рассказать ему, что игрушка очень хрупкая и требует бережного отношения к себе, поэтому играть с ней, нужно очень аккуратно и с уважением к мастерам, которые ее изготовили.

Интересным для детей будет рассказ педагога о том, где делают такие игрушки, кто и как их мастерит, из какого материала. Необходимо помочь ребёнку осознать, что мастерица тратит на изготовление игрушки много сил и времени, что каждую свою игрушку кожлянские мастерицы изготавливали с любовью, вкладывали в неё частичку своей души. Тем самым, мы воспитываем в ребёнке такие качества как аккуратность и бережливость, умение ценить и уважать труд народных умельцев.

Стоит также упомянуть настоящих кожлянских мастериц : Ковкину Валентину Венедиктовну, Анастасию Неволину, Татьяну Коробову, сестер Дериглазовых, Ольгу Ивановну и Ульяну Ивановну, семью Тимофеевых.

Кроме того, при рассматривании кожлянских игрушек дети знакомятся с историей нашего родного края. Игрушка помогает расширить представления дошкольников о жизни наших предках, их быте, окружающих домашних животных и птицах, о труде и отдыхе людей на селе.

Народную игрушку, являющуюся, безусловно, любимыми детскими забавой и игрой, необходимо рассматривать и как эффективное средство педагогического воздействия, направленного на обучение, воспитание и развитие личности дошкольника.

Через народную игрушку детям передаются особенности национальных традиций, обычаев, самобытность культуры, своеобразное видение мира и отношений между людьми.

Игрушка способна повлиять на формирование творческих способностей ребенка, его креативный образ мышления, культурное развитие в целом.

Важным моментом в формировании личностных качеств ребенка, в первую очередь, устойчивых нравственно - патриотических ценностей является самостоятельное изготовление ребенком игрушек по мотивам народных промыслов, а затем организация разнообразных игр с ними. Практическая детская деятельность предоставляет ребенку широкие возможности для самореализации.

«Запуская механизмы абстрактного мышления», народная игрушка способствует также интеллектуальному развитию дошкольника.

Например, дети могут представить в своем воображении работу женщин-мастериц кожлянского промысла, крестьянский быт прошлого, народное гулянье на веселом празднике под названием Свистунья и др.

Но если записать на любой электронный носитель речь «как бы» народной мастерицы (в литературе этот прием называется «речь «квазисубъекта», то это поможет ребенку в его абстрактном путешествии.

Таким образом, происходит активизация аналитического восприятия, образного мышления, и как следствие, мотивации разнообразной детской деятельности.

Кожлянская игрушка неповторима. Она отвечает, что очень важно, педагогическим требованиям. Ее эстетическое оформление, рациональное сочетание цвета, формы и величины, выразительность образов, способность издавать звуки (свистеть) побуждает ребенка к разнообразным игровым действиям. Сюжет игрушки понятен дошкольникам: вот рогатый козлик, веселая лошадка, а рядом - гордый индюк, забавный медвежонок и нарядная барышня.

Игрушка закладывает у воспитанников основы национального характера. Так как она больше всего приспособлена к игре - ведущему виду деятельности ребенка-дошкольника, то перед педагогом раскрываются широкие возможности использования русской игрушки для гражданина и патриота своей Родины. Сегодня это особенно важно и актуально.

Изучение народной игрушки реализует в полном объеме и задачи сенсорного воспитания, формирования представлений о сенсорных эталонах. Большой интерес у детей вызывают особая обработка поверхности глиняного изделия и отточенность его формы.

В зависимости от цели и задач той или иной педагогической ситуации, обследование игрушки можно проводить разными способами. Для формирования наиболее полного представления об игрушке необходимо использовать анализаторы (зрительный, слуховой, кожный) в комплексе. Замечено, что детям нравится исследовать фигурку движением руки, вычленяя ее общие формы и отдельные детали.

Исследованные ребенком пространственное расположение, цветовая гамма, части и общая форма, динамичность, звучание формируют целостность образа игрушки.

Это помогает потом дошкольнику передать правдивый образ игрушки в продуктивных видах деятельности (рисовании, лепке, аппликации).

Перед рисованием я предлагаю детям рассмотреть игрушку в фас, определить ее основные части, их цвет. Если же стоит задача слепить игрушку, то я напоминаю воспитанникам о необходимо обратить внимание на соединения отдельных частей.

Я заметила, что сенсорный опыт, если он не связан с речью, оторван от детской мыслительной деятельности. Поэтому я практикую (при необходимости) прямые и наводящие вопросы, четкие короткие инструкции.

Кожлянская игрушка - средство для развития всех сторон устной речи детей. Так как она содержит богатый лексический материал, то с опорой на нее можно развивать коммуникативные и речевые навыки и умения. С детьми мы составляем описательные рассказы об игрушке, придумываем собственные связные высказывания, моделируем линии в творческом рассказывании, сочиняем тематические загадки и сказки.

При описании игрушки использую мнемотаблицы, они подсказывают детям последовательность описания: внешний вид, поза, характер, костюм, личное впечатление (оценочное отношение) игрушки.

Для закрепления представлений разучиваем стихотворения и потешки о кожлянских игрушках, которые и сочиняем вместе с детьми.

«Нравится ли тебе игрушка, «Хотел ли бы ты с ней поиграть?». Такие вопросы я обычно задаю детям после знакомства их с той или иной игрушкой. Большинство детей отвечают, что игрушка им нравится, она красивая, яркая, добрая, выражают желание с ней поиграть.

Народная игрушка - путь к познанию ребенком окружающего мира. Современные дети мало знакомы с жизнью людей на селе, их бытом, с сельскохозяйственными профессиями, народными традициями. А ведь именно в народной игрушке отражены традиции наших предков. Кроме того, народные игрушки поднимают настроение, открывают ребенку мир веселого народного праздника.

Кожлянские игрушки, при своей кажущейся простоте, своеобразны и очень выразительны. В них и фантазия мастера, и творчество декоратора, и эстетическое видение окружающего мира простого человека.

Кожлянская игрушка уверенно вошла в наш быт, стала подарком для родных и близких, одной из любимых игрушек для детей, постоянной участницей выставок. А еще она стала хозяйкой нашего этнического мини-уголка.

В современных условиях проблемы нравственности, культуры, воспитания являются приоритетными направлениями дошкольного образования. А игра и народная игрушка, как непременный спутник детства – важнейшие инструменты их решения.

Используемые источники

1. Виноградова А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / А. М. Виноградова. - Дошкольное воспитание. - 2004, № 4 - с. 33-35.

2. Петрова В. Б. Курская-Кожлянская игрушка. Традиции и современность. Традиционная народная культура: современное состояние, проблемы, перспективы: Материалы II межрегиональной научно-практической конференции. / Под ред. Т. Ю. Нестеренко. - Курск, 2009- 211с.

3. Скобликова Т. Е. Связуя нить времен: историческая литература / Т. Е. Скобликова - Курская городская типография, 2001- 42 с.

4. Шабанов Н. К., Спесивцев Ю. С. Всадник на трёхглавом коне. Декоративное искусство и народные промыслы Курского края: сборник статей/ Под ред. Н. К. Шабанова - Издательство КГУ, 2006 - 189 с.

Публикации по теме:

Головоломки в развитии личности ребенка дошкольникаГоловоломки в развитии личности ребенка дошкольника ГОЛОВОЛОМКА- это непростая задача, требующая для своего разрешения большой догадливости, сообразительности, а не специальные знания. Некоторые.

Конспект «О чём расскажет народная кожлянская игрушка»Конспект «О чём расскажет народная кожлянская игрушка» Тема: «О чём расскажет народная игрушка»Цель - Продолжить знакомить детей с кожлянской игрушкой, с историей возникновения промысла. •Познакомить.

Консультация для педагогов «Игра как средство воспитания дошкольника»Консультация для педагогов «Игра как средство воспитания дошкольника» Игра-один из тех видов детской деятельности,которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников,обучения их различным действиям.

Консультация для родителей «Игрушка-монстр — любимая игрушка ребенка»Консультация для родителей «Игрушка-монстр — любимая игрушка ребенка» Доброго времени суток уважаемые коллеги и гости моего сайта! Сегодня представляю Вашему вниманию, на мой взгляд, актуальную тему о современных.

Консультация для родителей на тему «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста" Человек стал.

Консультация для воспитателей «Театральный уголок как средство развития дошкольника».Консультация для воспитателей «Театральный уголок как средство развития дошкольника». Ни с чем не сравнить ту радость, которую вызывает у детей праздничное театрализованное представление. Радостное настроение повышает активность.

Трудовое воспитание как средство социализации личности дошкольникаТрудовое воспитание как средство социализации личности дошкольника "Воспитатель, если он желает счастья человеку, должен воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду жизни". (К. Д. Ушинский) В процессе.

Опыт работы «Ритмика — как средство оздоровления дошкольника»Опыт работы «Ритмика — как средство оздоровления дошкольника» Опыт работы «Ритмика - как средство оздоровления дошкольника» Автор: Шубенкова Татьяна Евграфовна В последнее время большое распространение.

Совместная деятельность педагога, воспитанников и их родителей как средство развития трудового воспитания ребенкаСовместная деятельность педагога, воспитанников и их родителей как средство развития трудового воспитания ребенка В Федеральном государственном образовательном стандарте по дошкольному образованию указывается, что в дошкольном возрасте приобщение к.

Театрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрастеТеатрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Речь является важным средством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кожлянская игрушка как средство воспитания ребенка-дошкольника
Опубликовано: 20 октября 2022 в 00:14
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД