Папки-передвижки

Краеведение через сказку

Марина Мирошник
Краеведение через сказку

Дошкольный возраст яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами : миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья.

В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое.

Публикация «Краеведение через сказку» размещена в разделах

Известно, если маленький ребенок не знает своей истории, не видит красоты родного края, не слышит положительной информации о своей стране, у него не сформируется ценностное отношение к Родине, он не сможет полюбить, а значит, в дальнейшем не будет способен отстаивать её интересы, защищать.

Круг социальных, нравственных, духовных ценностей нельзя навязывать ребенку. Их смысл и значение определяется, вырабатывается собственными его усилиями, в процессе непосредственного знакомства и приобщения к той среде, в которой он живет.

Проблема: Интерес детей к своему месту жительства вполне понятен и естественен, но сведения черпаемые малышами из окружающего мира довольно скудны и разрозненны. «Дерево без корней гибнет»- так гласит народная мудрость. Поэтому процесс ознакомления с родным городом и краем должен быть разнообразен и регулярен, без больших пауз между мероприятиями и занятиями.

Актуальность рассматриваемой темы я связываю в первую очередь с тем, что в настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни, тем более чтонаш край с удивительно интересной историей, в том числе – историей сказок. Редкий край может похвастать таким большим количеством громких, ярких имен литераторов, которые не обошли вниманием волнительный мир сказки - вечной, захватывающей и волнующей во все времена.

Основные задачи в работе по краеведению :

- познакомить с бытом русского народа, сказками, народными праздниками, народным костюмом;

- дать представления о нашей области и ее природных богатствах.

-вызвать интерес к жизни родного края.

- познакомить с историей и современностью Россошанского края.

- способствовать развитию личностных качеств дошкольников посредством сказки.

Формирование основ краеведческих знаний стараюсь вести в таких направлениях, как вовлечение детей и родителей в поисковую, исследовательскую деятельность и реализацию индивидуального подхода, позволяющую управлять процессом становления краеведческой культуры дошкольников. Для этого использую основные организационные формы:

- непосредственно-образовательная деятельность;

- в свободной деятельности;

- целевые прогулки по городу;

- экскурсии с различной тематикой о городе;

- праздники, развлечения;

- тематические выставки;

- встречи с участниками исторических событий, людьми искусства.

В своей работе я стараюсь использовать различные формы и методы работы

В игровой деятельности

1. Дидактические игры:

- лото «Русские народные сказки»

- «Из какой сказки

- «Собери дочку в детский сад»

- «Чей дом?» и т. д.

2. Сюжетно – ролевые игры:

- «В детском саду»

- «Семья»

3. Театрализованная деятельность

-инсценировка русских народных сказок, сказок писателей родного края, собственного сочинения.

В познавательной деятельности

- Экскурсия по детскому саду и городу

- Просмотр иллюстраций, фотографий.

- Встречи с сотрудниками детского сада и известными людьми Россошанского края.

- В НОД: экология, история города и детского сада, быт, традиции и обычаи, символика района, детского сада и группы.

В речевом развитии

- Чтение сказок, рассказов и стихов, песен, потешек.

-Изучение жизни писателей родного края, таких как А. П. Платонова, И. С. Никитина, А. В. Кольцова, С. Я. Маршака, А. Н. Корольковой, А. Н. Афанасьева, А. К. Барышниковой и др.

- Составление сказок, рассказов о родном крае, природе.

-Работа с мнемотаблицами и коллажами

В продуктивной деятельности

-Изготовление лэпбука «Лисица», «Во саду ли, в огороде»

- Создание альбомов «Весенняя книга природы родного края».

- Изготовление фотоальбома «Писатели Воронежской области», «Книга любимых сказок»

- Выставка рисунков.

Данная работа проводится как во время образовательной, так и во время культурно – досуговой деятельности. Работа состоит из трех блоков:

I блок: Тема «Изучение жизни и творчества писателей родного края».

Сначала было проведено анкетирование родителей «Краеведческое воспитание дома и в ДОУ». Были запланированы и проведены беседы с детьми о писателях Воронежской области, создан фотоальбом «Писатели родного края», состоялась интересная и запоминающаяся встреча с В. Беликовым

II блок. Тема «Мои любимые сказки».

Работу мы начали с изучения различных видов сказок : о животных(«Волк и лиса», «Вот как бывает», волшебных сказок («Про сынка Ивашечку», «Чекмень», «Иван и прекрасная принцесса», социально-бытовых («Про бедного мужика и барина», «Глупая барыня», «Сядь – посиди» и сказок,связанных с событиями в ВОВ («Платов - казак» ,«Илья Рослав», «Свидание Гитлера с русским»). Совместно с родителями оформили стенгазету «В гостях у сказки», создание папки –передвижки «Сказка в жизни ребенка». Создана «Книга любимых сказок», иллюстрированная детьми.

III этап. Тема «Я сам!».

Совместно с родителями и детьми составляли сказки и рассказы о детском садике, родном городе много читали и играли, используя дидактические и сюжетно-ролевые игры, проведена родительская гостиная «Книга в жизни детей»

Совместно с родителями и детьми изготовили атрибуты к театрализованной деятельности и С/и.

Дети участвовали в конкурс рисунков «Моя улица», конкурсе чтецов «Стихи о Родине», тематических экскурсиях по территории детского сада и по улице, на которой находится детский сад, к храмовому комплексу Св. Ильи, к памятнику героям гражданской войны «Крыльям». Провели различные беседы: «Мой город», «По улицам родного города» «Праздники и традиции нашего города». Дети очень много узнали и своими глазами увидели историю города. В итоге мы провели праздник «Здравствуй, сказка».

В результате проведенной работы и на основании мониторинга, можно сделать следующие выводы:

-у воспитанников детского сада появился интерес к родному городу. Это нашло свое отражение и в детских сказках, рисунках;

-повысилась познавательная активность детей ;

-повысился уровень активности родителей в жизни детского сада (родители стали более активными и отзывчивыми) .

Вместе с детьми и родителями в дальнейшем мы планируем проводить целенаправленную работу по возрождению семейных традиций и обычаев как в семье, так и в родном крае. Это: русские народные праздники, игры и забавы нашего края, знакомство с русской кухней и т. д.

Такая деятельность активизировала и мою работу по приобретению новых знаний и умений. Она привела к положительным сдвигам в целом ряде областей:

- интеграции детской деятельности;

- расширение кругозора;

- овладение детьми общественно-историческим опытом предыдущих поколений через сказку;

- увеличение форм и методов педагогической деятельности.

Я думаю, что краеведческое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни, на специальных занятиях и различных праздниках, развлечениях и мероприятиях. Я предполагаю, что изучая и сочиняя сказки о родном крае сначала вместе с родителями и педагогами, а потом самостоятельно и выпуская впоследствии свою книгу сказок, мы возродим тем самым семейные традиции, как семьи, так и общества.

В заключении хочется отметить, чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою родину, надо с детства научить его любить свой край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект ОД по познавательному развитию (краеведение) «Масленица годовая-наша гостьюшка дорогая!» Дошкольные группы МБОУ СОШ с. Большая Поляна (старшая группа) Разработала: Воспитатель первой квалификационной категории Н. С. Лесникова.

Конспект совместной творческой деятельности «Переменчивый месяц февраль» в рамках проекта «Краеведение» Выполнили: Ю. В. Котикова, воспитатель 1 квалификационной категории. Программное содержание: 1. Расширить и обогатить представления детей.

Воспитание интереса у детей к изодеятельности через сказку Консультация о воспитание интереса у детей к изодеятельности через сказку. В воспитании детей дошкольного возраста большое место отводиться.

Математический проект «Закрепление счета через сказку» ПРОЕКТ: «Закрепление счета через сказку» С детским садом сказка близко По тропиночке идёт. По соседству с нашим детством Она рядышком.

НОД «Через знания о природе к художественному образу» Муниципальное автономное образовательное учреждение СОШ с. Новополеводино Балаковского района Саратовской области структурное подразделение.

Патриотическое воспитание дошкольников через музыкуПатриотическое воспитание дошкольников через музыку Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу.

Проект «К здоровью через сотрудничество» «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное.

Самотерапия через образы Это стихотворение не совсем обычное. Простые образы дают возможность осознать простые вещи, происходящие с нами в жизни. Те, о которых мы.

Статья «К экологическим знаниям через наблюдения» Бережное и уважительное отношение к природе – условия выживания человечества. Истина верна, хотя и набила оскомину. К сожалению, усилия.

Воспитание и обучение через сказкуВоспитание и обучение через сказку Всем давно известно. что сказка - это волшебный и увлекательный мир, который очень интересен ребенку. Данный конспект рассчитан на детей.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Краеведение через сказку
Опубликовано: 3 мая 2016 в 08:35
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД