МААМ-картинки

Конспект занятия по краеведению в старшей группе «Знакомство с жизнью эвенков»

Наталья Ожигова
Конспект занятия по краеведению в старшей группе «Знакомство с жизнью эвенков»

Конспект занятия пол краеведению со старшими дошкольниками «Знакомство с жизнью эвенков»

Составили: Ожигова Н. Г. 2018г.

Цель: Знакомство детей с устройством эвенкийского жилища, их быта, особенностями национального костюма,с национальными эвенкийскими играми и сказками (эвенкийская подвижная игра «Вокруг костра»)

Публикация «Конспект занятия по краеведению в старшей группе „Знакомство с жизнью эвенков“» размещена в разделах

Создать благоприятные условия для познавательного развития детей до школьного возраста посредством интеграции образовательных областей.

Задачи:

Воспитывать интерес и уважение к культуре эвенкийского народа, любви к своей малой Родине.

Познакомить с одним из коренных народов Сибири – эвенками (тунгусами); с подвижными играми и обычаями. Развивать умение договариваться между собой, работая в малых группах.

Формировать словарный запас детей словами: тунгусы, Эвены, чум, унты, парка, зипун, казакин, шаман, стойбище, олень, очаг, жерди, береста,

Ознакомить детей с особенностями изготовления традиционного эвенкийского украшения – «солнышко», несложные украшения, основываясь на традициях декоративно-прикладного искусства эвенков. •

Виды детской деятельности: познательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная.

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие.

Среда взаимодействия: игровые, обсуждение, словесные, проблемные, наглядные.

Приоритетная образовательная область: познание (ФЦКМ)

Предметно-практическая среда: Презентация– «Эвенки»,карточки с буквами»Эвенки», макет «Чум», кукла «Синильга», этническая музыка, заготовки «Солнышко»,термо мозаика,клей,салфетки.

Планируемые результаты НОД: иметь представления у детей о северных народов Красноярского края, с их бытом, традициями и духовной жизнью.

Ход НОД:

Приветствие «Утром мы приходим в сад

Всем мы улыбаемся

И вот так встречаемся!»

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами будем путешествовать по нашему родному краю

- На каком языке мы с вами говорим? Почему?

А чем славится наш сибирский край? ( дети отвечают: тайгой, озером Байкал, рекой Ангара, сибирскими кедрами, морозной зимой).

Делаем вывод, что край наш очень большой, красивый, один из богатых районов нашей страны.

«Край у нас богатый, даже дети знают!

Что Сибирь в России, щедрой называют,

Щедрой на богатства, что даёт природа,

На добро и чуткость нашего народа!»

-А всегда ли наш сибирский край был таким как сейчас? А кто жил в нашем крае мы узнаем из небольшого путешествия, которое я вам хочу предложить. А к кому мы отправимся, мы узнаем, если правильно выполним задание -в котором надо расставить цифры по порядку и прочитать полученное слово. (Дети выполняют задание, получается слово «эвенки»).

-Кто такие эвенки? Что вы о них знаете?

Проходите на места и мы вам расскажем.

-Много – много лет назад, когда не было ваших дедушек и бабушек, в нашем сибирском крае, раньше, чем появились здесь русские, жили Эвенки (эвены) или тунгусы – коренные жители

Посмотрите, как они выглядят? Слайд№1-4

(невысокого роста, темноволосые; скуластое, круглое лицо, узкий разрез глаз, (выставлено фото).

Дети, сегодня к нам в гости пришла эвенкийская кукла по имени Синильга.

- А как одеваются Эвенки,дети и взрослые –мы рассмотрим на примере куклы.

- Да, детям и взрослым мороз не страшен, они все тепло одеты в меховую одежду -зипун (показ кукол в национальных костюмах) и унты, парку.

- Что такое зипун? (верхняя одежда).

- А что такое унты? (меховые сапоги).

- А что такое парка? (шапка).

- А знаете, дети, что вся одежда народов Севера украшена умельцами национальной вышивкой.

Их одежда была легкой, удобной и теплой. Зимой они носили казакин, полукороткий меховой кафтан. Слайд№5,6.

Казакин подпоясывали широким ремнем или бисерным поясом. На поясе висели кошельки для трубки, огнива и табака, а в ножнах - ножи.

Спереди на казакин надевался передник из оленьей шкуры, который расшивался бисером и обшивался беличьими хвостами. Нагрудник защищал грудь эвенка от встречного ветра.

Женская одежда почти не отличалась от мужской. Казакин женщины тоже подпоясывали ремнем или расшитым бисером поясом, но на нем висели наперсток, трубочки с иголками и нитками. На голову эвенкийские женщины надевали повязку типа венка из беличьих хвостов, которая называлась «Вача». Мужчины и женщины носили шапки из выдры, росомахи, из песцовых и лисьих лапок.

На ноги эвенки надевали камасы (унты, т. е. сапоги их оленьей кожи шерстью вверх, кульмеи (сапоги с короткими голенищами, бокари. Вся обувь украшалась меховым орнаментом или расшивалась бисером.

Подходим к макету «Чум»(в центре стоит чум, внутри горит костер, очаг.)Как вы думаете что это?

Жили эвенки в чумах, сделанных из жердей которые обтягивались оленьими шкурами и берестой. Наверху чума оставляли отверстия для дыма и света. Посреди чума раскладывали очаг. Чум устраивали очень быстро, причем делали это почти всегда женщины.

• Предложить встать в круг – рассчитаться по частям суток и соответственно разделиться на 4 компании. Каждой компании изобразить чум. - Молодцы! Сколько чумов построили, а у эвенков селение из нескольких чумов называется – стойбище.

Спасибо,ребята присаживайтесь. Слайд №7,8,9.

Эвенки редко подолгу живут на одном месте, весь их образ жизни - кочевание. Они перегоняют с места на место свои стада оленей, ищут новые пастбища и новые охотничьи угодья.

Главными занятиями эвенков считаются : охота, рыболовство и оленеводство. Слайд №12-16

Эвенки- настоящие дети природы. Их называют следопытами таежных троп. Они великолепные охотники. Луки и стрелы в их руках становились высокоточным оружием. Эвенк способенпоразить цель за триста метров.

Были у Эвенов особые,«поющие стрелы» с костяными свистульками,которые завораживали зверя. Слайд №17.

Но волка Эвенк не тронет- это его тотем, ни один Эвенк не оставит без внимания волчат,если они вдруг остануться без родительской опеки.

Домашние занятия у эвенков делились на мужские и женские. Мужчины занимались охотой, осматривали свои капканы, ловушки самострелы. Охотились эвенки на лося, дикого оленя, кабаргу, козулю. Орудиями охоты эвенков были медвежья рогатина, лук со стрелами, позднее появилась винтовка с пороховницей. Мужчины изготавливали изделия из дерева, кости и металла, делали нарты (сани, лодки-долбленки, лодки-берестянки. Бересту для таких лодок сшивали женщины, которые были очень трудолюбивыми. Они выделывали шкуры, шили из них одежду, обувь, из бересты делали посуду, сумки. На женщинах лежали обязанности ухода за детьми, приготовления пищи, поддержания порядка в чуме и вокруг него.

Слайд №18-20. Питались эвенки мясом, рыбой, молоком. Оленье мясо заготавливали впрок, валяли и сушили. Рыбу ели в свежем или замороженном виде, иногда сушили или валяли ее на солнце.

Во время перекочевок мясо складывали в особые сумки, где оно при трении превращалось в муку. Ее заваривали кипятком, и получался хороший бульон.

Соли и хлеба эвенки почти не ели.

Каждая хозяйка готовила лепешки из брусники, смешанной с икрой, лепешки из черемухи, замешанные на жире, на молоке варили черемуховую кашу. По торжественным случаям готовили саламат, т. е. кашу из муки и жира.

А еще у эвенков были шаманы, это люди которые защищали их от злых духов, помогали жить и охотиться. Слайд №21-23.

Эвенки народ, который до сих пор сохранил веру в различных духов, они считают, что прежде чем начать охоту, надо попросить разрешение у хозяина тайги, задобрить его, а если охота была удачной отблагодарить его. Эвенки очень ценят единение с природой и считают, что зверя нельзя убивать ради забавы, (только для пропитания, нельзя портить природу, а необходимо оберегать и защищать природу. Рыбу так же принято ловить лишь для еды (маленькую рыбешку принято отпускать).

Некоторые женщины наравне с мужчинами ходили на охоту, женщина могла быть шаманом

Давайте и мы с вами поиграем вокруг «костра» - дети садятся на пол по кругу:

«жарко» - отодвигаются от «костра»

«руки замерзли» - протягивают руки к «костру»

«большой костер» - встают и поднимают руки

«искры полетели» - хлопают в ладоши

«костер принес дружбу и веселье!» - берутся за руки и ходят вокруг «костра»

Включить этническую музыку.

Эвенки народ не только трудолюбивый, они очень своеобразны и талантливы, и это мы видим во всем, что они изготавливают. Их изделия не только функциональны, но и сочетают в себе яркость, лаконичность и гармонию.

У каждого племени существует свой, присущий только им орнамент. Преимущественно это геометрические фигуры (треугольники, квадраты, насечки, полосы и др. Орнамент наносился на бересту, на кости, из которых делали части упряжи, ручки ножей и посохов.

Наиболее ярко и выразительно искусство эвенков представлено в меховой одежде. Одежду украшали вставками из меха другого цвета и меховым орнаментом. Для украшения легкой (замшевой) одежды использовали вышивку и бисер.

«Синильга» :

Я в своей волшебной сумочке принесла красивые вещи: заготовки «Солнышко». Это «солнышко» я сама вышивала. И хочу,чтоб Вы ребята сделали свое «солнышко» .

У нас в Эвенкии очень долгая холодная зима, мало солнышка, поэтому эвенкийские женщины любят вышивать «солнышки». «Солнышко» это символ жизни на земле.

Продуктивная деятельность.

Рефлексия: Как называется народ, о котором мы сегодня говорили?

Где жили эвенки, Как назывался их дом?

Что носили, предметы одежды?

Из чего строили свое жилище эвенки? для чего это отверстие наверху чум

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет «Знакомство с лягушками и их жизнью»Фотоотчет «Знакомство с лягушками и их жизнью» Цель: Формировать у детей “экологическое чувство”. Чувство сопричастности всему живому. Осознание планеты Земля “общим домом”, прививать.

Фотоотчет об открытом занятии по ознакомлению с окружающим миром «Знакомство с жизнью и бытом эвенков»Фотоотчет об открытом занятии по ознакомлению с окружающим миром «Знакомство с жизнью и бытом эвенков» Мы живем в селе, где живут люди разных национальностей. Большинство из них жители коренных малочисленных народов Севера-эвенки. Чтобы дети-эвенки.

Конспект по краеведению в средней группе конспект по краеведению «Здравствуй, Зимушка-зима» Конспект по краеведению в средней группе «Здравствуй, Зимушка-зима» Цель: • «Познание» - расширять представления о зиме, закреплять признаки.

Конспект занятия-беседы с детьми на тему «Знакомство с жизнью и творчеством В. Бианки»Конспект занятия-беседы с детьми на тему «Знакомство с жизнью и творчеством В. Бианки» онспект занятия - беседа с детьми на тему: «Знакомство с жизнью и творчеством В. Бианки. Кварацхелия Шорена Резовна. Задачи: познакомить.

Конспект занятия по ФЭМП «Знакомство с цифрами 1 и 2» в старшей группеКонспект занятия по ФЭМП «Знакомство с цифрами 1 и 2» в старшей группе Программное содержание: Закреплять представление о том, что результат не зависит от величины предметов и расстояния между ними (счет в.

Конспект занятия по краеведению «Народы, проживающие на территории города Саранска» (с детьми старшей группы) Конспект занятия по краеведению «Народы, проживающие на территории города Саранска» (с детьми старшей группы) Программное содержание: Закрепить.

Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с профессией повара» Цель: Продолжать знакомить детей с профессией повара. Закрепить знания детей об орудиях труда повара, о результатах труда повара, о месте.

Конспект занятия «Знакомство с жизнью и бытом сибирских татар» «Знакомство с жизнью и бытом сибирских татар». Конспект занятия по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект НОД ознакомление с окружающим миром «Знакомство с жизнью эвенков-коренных малочисленных народов Севера» Конспект НОД «Знакомство с жизнью эвенков-коренных жителей Амурской области» Цель: Приобщение детей к традиционной культуре эвенков Амурской.

НОД «Знакомство с жизнью народов Севера» Конспект занятия по развитию речи на тему: «Знакомство с жизнью народов севера» Цель: Формировать чувство патриотизма, путем осмысления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по краеведению в старшей группе «Знакомство с жизнью эвенков»
Опубликовано: 14 апреля 2019 в 08:49
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД