МААМ-картинки

Конспект занятия для воспитанников детского дома по формированию умений в приготовлении пирога и ухи «Красна изба пирогами»

Лира Налетова
Конспект занятия для воспитанников детского дома по формированию умений в приготовлении пирога и ухи «Красна изба пирогами»

Тема: «Красна изба пирогами».

Форма проведения : занятие - практикум

Цель:

формирование умений по приготовлению пирога и ухи (слайд)

Задачи:

Обучающая: Сформировать и закрепить умения и навыки приготовления выпечки пирога

Развивающая: Развивать самостоятельность, предприимчивость, стремление и умение преодолевать трудности в проблемных ситуациях.

Публикация «Конспект занятия для воспитанников детского дома по формированию умений в приготовлении пирога и ухи „Красна изба пирогами“» размещена в разделах

Воспитательная : Воспитывать умение работать самостоятельно, уверенность, ответственность, уважение и доброжелательность друг к другу;

Коррекционная: корректировать отношение воспитанников к друг другу через формирование практических навыков по приготовлению…

План занятия :

Оборудование:

Мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, набор продуктов для пирога и ухи, набор посуды, фартуки, головные уборы, скалка, ножи, противень, кисточка (для смазки яйцом, стенд, рисунки чемодана, мясорубки, корзины (для рефлексии)

Ингредиенты:

Для теста:

150 мл молока

1 ч. л. (с горкой) сухих дрожжей

1 ч. л. сахара

ч. л. соли

1 яйцо

50 гр. сливочного масла

2-2,5 ст. муки

Для начинки:

400 г капусты

1 луковица

Филе рыбы

яйцо

Соль, специи по вкусу

1 желток (для смазывания кулебяки)

Для ухи:

Для приготовления этого блюда, годится даже не целая рыба, а те её части, которые обычно выкидываются: голова, хвост, плавники, хребет и кости рыбы.

Для приготовления нам понадобятся :

голова рыбы и части (хребет, кости рыбы) — 1 шт.

картофель - 5 шт.

морковь — 1 шт.

лук репчатый - 1 шт.

укроп - 1 небольшой пучок

соль

перец черный молотый

лавровый лист

Предварительная подготовка для детей:

1. Подобрать пословицы, легенды о пирогах, подобрать отрывки из произведений, где упоминается о пирогах;

2. Узнать значение слова «пирог» в словаре Ожегова и «кулебяка» в словаре Даля;

2. Замесить тесто за 2.5 – 3 часа до занятия;

3. Приготовить капусту (обжарить) для начинки;

3. Сварить яйца;

4. Сварить бульон для ухи;

Ход занятия:

Организационный момент

Воспитатель :

Добрый день! Рада видеть вас на занятии.

Обратите внимание на экран, прочитайте слова, которые видите на нем.

( Слова: варить, лепить, печь, солить, убирать, готовить).

Кому присущи эти умения?

Дети: Хозяюшка, рукодельница, жена)

Воспитатель : С древнейших времён место, где готовили пищу, считалось домашним очагом. А женщину - считали его хранительницей.

Воспитатель : ( обращаясь к словосочетаниям на экране: радушие, хлебосольство хозяев при приёме гостей) Каким словом можно объединить эти понятия?

Дети: гостеприимство.

Воспитатель : какой основной закон гостеприимства?

Дети: встретить, угостить, напоить чаем.

Воспитатель : конечно, каждой хозяюшке хочется угостить своих гостей чем- то необычным и вкусным.

Вы знаете, что существует много пословиц и поговорок. Среди обозначенных на экране, давайте определим самую яркую пословицу о гостеприимстве. (Выбрать из нескольких пословиц)

дети: Не красна изба углами, а красна пирогами.

Воспитатель : Вот мы и подошли к теме нашего занятия : «Красна изба пирогами».

Воспитатель : А что означает само слово «пирог»?

Дети: определению пирога дается в словаре Ожегова такое определение. «Пирог - печёное изделие из раскатанного теста с начинкой». (слайд)

Воспитатель : на предыдущем занятии мы познакомились с различными видами теста. Давайте вспомним, какое бывает тесто?

Дети: опарное, безопарное, песочное, бисквитное, слоёное.

Воспитатель : Из какого теста можно печь пироги?

Дети: из опарного, безопарного, слоёного.

Воспитатель : А из какого лучше?

Дети: При опарном способе тесто поднимается выше и пышнее.

Воспитатель : Каких только пирогов не пекли на Руси! (слайд)

С какими начинками пекут пироги?

Дети: С мясом, рыбой, яйцами, творогом, грибами, кашей, овощами, капустой, фруктами, ягодами, зеленью.

Воспитатель : Пироги были всегда неотъемлемой частью русского стола. Ведь для россиянина пирог - не просто вкусная и сытная еда, это повод для общения, встреч с близкими и друзьями, душевный праздник. Пироги - символ гостеприимства, радушия и доброжелательности. Пирог- праздничный хлеб. А встреча с желанными гостями тоже праздник. Ну а какой праздничный стол может быть без пирога – кулебяки? Давайте прочитаем значение этого слова в словаре.

Дети: В словаре Даля слово «кулебяка» имеет своей основой устаревшее слово «кулебячить», что означает «валять руками, лепить. стряпать». (слайд)

Воспитатель : Заметьте. Ничего о начинке пирога не говорится.

Вот какую кулебяку заказал один из героев произведения Гоголя «Мертвые души»(просмотр слайда с кусочком из фильма)

«Да кулебяку сделай на четыре угла. В один угол положи щёки осетра да визигу, в другой запусти гречневой кашицы, да грибочков с луком, да молок сладких, да мозгов, да ещё чего знаешь там этаково…Да чтоб с одного боку она, понимаешь, зарумянилась бы, а с другого пусти её полегче. Да исподку- то. Понимаешь, пропеки её так, чтобы рассыпалась, чтобы всю её проняло, знаешь, соком, чтобы не услышал её во рту - как снег бы растаяла».

Воспитатель : как вы понимаете выражение «Чтобы не услышал её во рту - как снег бы растаяла»

Дети: сочная, мягкая, пышная…

Воспитатель : И сейчас мы с вами закрепим умения и навыки по приготовлению пирога и как гостеприимные хозяева испечём его. У нас будет тоже на «четыре угла», с капустой, яйцом и рыбой, крупой.

С каким блюдом подают кулебяку?

Дети: С ухой, бульоном.

Прежде, чем приступим к работе, вспомним с вами правила техники безопасности.

Санитарно-гигиенические требования: (слайд)

1. Пищу готовить в косынке и фартуке.

2. Ногти должны быть коротко пострижены, руки тщательно вымыты, волосы спрятаны под косынку.

3. Следить за чистотой рабочего места и помещения, посуды и инвентаря.

4. Пользоваться отдельными досками для сырых и варёных продуктов.

Повторение правил техники безопасного труда с горячими жидкостями, с электроплитой, режущими и колющими инструментами. (ПЛАКАТЫ – на магнитной доске)

Мы с вами закрепили инструкции по технике безопасности и теперь перейдём к выпечке.

Распределение обязанностей.

1группа занимается тестом, 2- начинкой для пирога. Как только приготовим все для пирога, займемся приготовлением ухи.

Приступаем к выполнению

Практическая работа.

( Детям было дано опережающее задание: заранее поставить тесто, так как для приготовления дрожжевого теста требуется много времени, обжарить капусту для начинки, сварить яйца, отварить гречку и бульон из рыбных остатков для ухи)

Воспитатель : как вы приготовили тесто?

Приготовление теста : (дети рассказывают процесс приготовления дрожжевого теста (слайд- пошаговый рецепт)

1. Молоко нужно слегка подогреть, чтоб оно было еле тёплым. Всыпаем сухие дрожжи, сахар и соль.

2. Даём опаре постоять 15-20 минут, затем вбиваем яйцо. Но прежде, чем использовали яйцо, мы его обработали солевым раствором, промыли под проточной водой, разбили в отдельную посуду для проверки свежее оно или нет.

3. Сливочное масло растапливаем

4. По чуть-чуть к опаре подсыпаем муку, затем вливаем слегка остывшее масло.

5. Замешиваем тесто и оставляем его расти в теплом сухом месте, или в духовке при 30 С

Выполняют на занятии :

Дети: раскатываем тесто на рабочей поверхности.

Дети рассказывают как тушили капусту и обжаривали рыбу: (слайд- пошаговый рецепт)

1. Капусту мелко шинкуем.

2. Сковороду разогреваем с растительным маслом. Добавляем капусту и начинаем её тушить.

3. Филе рыбы нарезаем кусочками, солим, перчим, обжариваем до образования золотистой корочки.

4. Луковицу мелко режем и добавляем к капусте

5. Помешиваем капусту, тушим до готовности.

6. Не забываем посолить, добавить перчик, специи и травы по вкусу.

7. капусту остужаем.

Дети выполняют на занятии :

1. Очищенные яйца нарезаем, добавляем к капусте и всё перемешиваем.

2. Кладём в центр половину капустной начинки, затем жареную рыбу и оставшуюся капусту.

3. Залепливаем нашу кулебяку.

4. Предварительно оставили щепотку теста, чтоб её украсить. Раскатываем тонкую полосу.

5. И произвольно украшаем кулебяку.

Желток взбиваем и смазываем нашу кулебяку с капустой перед отправкой в духовку. Противень, на который кладём кулебяку смазываем подсолнечным маслом.

Воспитатель : Для чего смазываем поверхность пирога желтком?

Дети: для улучшения внешнего вида.

Оставляем кулебяку в духовке при 180 С примерно на 20-30 минут. За это время она должна красиво подрумяниться.

Воспитатель : А пока печётся пирог, мы с вами как все экономные хозяйки из головы и остатков рыбы приготовим уху, к которой и подают наш пирог.

Что для этого нужно?

Дети: рыба, картофель, лук, морковь, укроп, соль, перец чёрный, лавровый лист.

Способ приготовления :

(дети сделали заранее, а теперь рассказывают) (слайд)

1. Голову рыбы и её остатки ополаскиваем в проточной холодной воде. Даем стечь воде и слегка обсушиваем.

2. Обсушенную голову выкладываем на разделочную доску и аккуратно, с помощью острого ножа удаляем жабры и глаза.

Воспитатель : Для чего удаляем жабры (чтобы бульон не был горьким)

3. Голову, с вырезанными не нужными частями, замачиваем в холодной воде на 30-50 минут для удаление крови и слизи.

4. Вымоченные голову рыбы и остатки от рыбы складываем в кастрюлю, заливаем холодной водой, солим, и доведя до кипения, делаем очень маленький огонь. Варим 30 минут, постоянно снимая пенку.

5. Шумовкой аккуратно вынимаем содержимое из кастрюли в тарелку, и даем рыбе немного остыть.

Дети выполняют на занятии :

1. В рыбный бульон добавляем нарезанный кубиками очищенный картофель. Доведя до кипения, опять делаем маленький огонь.

2. Добавляем нарезанную кубиками морковь и мелко нарезанный лук.

3. Опять доводим бульон до кипения, и, снимая пену, варим до готовности овощей на маленьком огне.

4. Пока варятся овощи в бульоне, разбираем голову. Отделяем мясо от костей.

5. Когда картофель с морковкой будут готовы, в уху добавляем мелко нарезанный укроп, а также отобранное мясо без костей. Солим, перчим, кладем лавровый лист и доводим уху до готовности.

Сварилась уха и пирог тоже готов!

Даём немного остыть, затем перекладываем из противня.

Воспитатель : Обратите внимание на ваши рабочие места. (дети убирают рабочие места)

Девочки накрывают на стол: (готовую уху разливают в тарелки, нарезают пирог)

Итог занятия :

Викторина: (слайд)

1. Какое блюдо является визитной карточкой русской кухни и почему? (пироги, символ гостеприимства).

2. Что такое кулебяка? (пирог с капустой).

3. С чем подают кулебяку? (с бульоном, ухой)

4. Как определить готовность пирога? (по цвету корки, при помощи некрашеной деревянной палочки)

5. Какое должно быть правильно вымешанное тесто (гладким и не прилипать к рукам)

6. Какие продукты используют для приготовления дрожжевого теста? (мука, молоко, соль, сахар, дрожжи, яйцо, масло подсолнечное)

7. Почему обязательно надо работать на кухне в головном уборе?

Рефлексия.

Детям предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке. (на стенде рисунки)

«Чемодан, мясорубка, корзина»

(Зовут всех к столу обедать)

Воспитатель : Спасибо девочкам за активное участие, за хорошее настроение.

Пусть все ваши мечты сбываются, а дела спорятся.

Приятного аппетита!

Использованная литература:

1. Учебник по технологии 5 класс. Под редакцией В. Д. Симоненко. - М. :Вентана- Граф, 2004.

2. Технология. 5 класс. Поурочные планы. Попова Г. П., 2009

3. Калаурова М. П. Кулинария. Издательство: Харвест, 2006

4. Интернет-ресурсы.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Русская изба»Фотоотчет «Русская изба» Приобщать детей к истокам русской народной культуры необходимо с детства. Часто мы забываем о своих корнях, не знаем обычаев и народных.

Конспект занятия во второй младшей группе «Не красна изба углами, а красна — пирогами!»Конспект занятия во второй младшей группе «Не красна изба углами, а красна — пирогами!» Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры во второй младшей группе «Не красна изба углами, а красна – пирогами!».

Музей «Русская изба»Музей «Русская изба» Здравствуйте уважаемые коллеги!Представляю вашему вниманию музей нашего детского сада. Наш музей- это маленькая комнатка в детском саду. Сейчас.

Музей «Русская изба»Музей «Русская изба» Вот прекрасная изба- Теплотой она полна. У окна скамья стоит, Прялочка на ней лежит. Только скажем чок-чок-чок И открылся сундучок! Полон.

Проект «Русская изба» Цель:Расширение и углубление знаний детей об истории жизни и традициях русского народа, формирование представлений детей о русской избе,.

Проект «Русская изба»Проект «Русская изба» Проект «Русская изба» Вид проекта- творческий, долгосрочный. Участники- дети подготовительной группы, воспитатели, родители. Актуальность.

Проект «Русская изба» ПРОГРАММА Мини музей «РУССКАЯ ИЗБА» Дошкольное детство – время становления личности. Осознавая своё «я», ребёнок начинает самоутверждаться,.

Социо-культурный проект для детей подготовительной группы «Красна девица речами, а изба пирогами» 4.5 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 65» Социо – культурный проект для детей подготовительной.

Социокультурный проект для подготовительной группы «Красна девица речами, а изба пирогами» Цель: Сохранение нравственного здоровья детей. Приобщение детей к истокам традиционной народной культуры, необходимого компонента воспитания.

Встречаем весну пирогамиВстречаем весну пирогами Здравствуйте дорогие друзья и коллеги! Сегодня я хочу рассказать о конкурсе для родителей, который проходил в нашем детском саду. Назывался.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия для воспитанников детского дома по формированию умений в приготовлении пирога и ухи «Красна изба пирогами»
Опубликовано: 23 декабря 2015 в 00:38
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД