Приложение МААМ

Конспект занятия для воспитанников детского дома по формированию умений в приготовлении пирога и ухи «Красна изба пирогами»

Лира Налетова
Конспект занятия для воспитанников детского дома по формированию умений в приготовлении пирога и ухи «Красна изба пирогами»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Красна изба пирогами».

Форма проведения : занятие - практикум

Цель:

формирование умений по приготовлению пирога и ухи (слайд)

Задачи:

Обучающая: Сформировать и закрепить умения и навыки приготовления выпечки пирога

Развивающая: Развивать самостоятельность, предприимчивость, стремление и умение преодолевать трудности в проблемных ситуациях.

Публикация «Конспект занятия для воспитанников детского дома по формированию умений в приготовлении пирога и ухи „Красна изба пирогами“» размещена в разделах

Воспитательная : Воспитывать умение работать самостоятельно, уверенность, ответственность, уважение и доброжелательность друг к другу;

Коррекционная: корректировать отношение воспитанников к друг другу через формирование практических навыков по приготовлению…

План занятия :

Оборудование:

Мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, набор продуктов для пирога и ухи, набор посуды, фартуки, головные уборы, скалка, ножи, противень, кисточка (для смазки яйцом, стенд, рисунки чемодана, мясорубки, корзины (для рефлексии)

Ингредиенты:

Для теста:

150 мл молока

1 ч. л. (с горкой) сухих дрожжей

1 ч. л. сахара

ч. л. соли

1 яйцо

50 гр. сливочного масла

2-2,5 ст. муки

Для начинки:

400 г капусты

1 луковица

Филе рыбы

яйцо

Соль, специи по вкусу

1 желток (для смазывания кулебяки)

Для ухи:

Для приготовления этого блюда, годится даже не целая рыба, а те её части, которые обычно выкидываются: голова, хвост, плавники, хребет и кости рыбы.

Для приготовления нам понадобятся :

голова рыбы и части (хребет, кости рыбы) — 1 шт.

картофель - 5 шт.

морковь — 1 шт.

лук репчатый - 1 шт.

укроп - 1 небольшой пучок

соль

перец черный молотый

лавровый лист

Предварительная подготовка для детей:

1. Подобрать пословицы, легенды о пирогах, подобрать отрывки из произведений, где упоминается о пирогах;

2. Узнать значение слова «пирог» в словаре Ожегова и «кулебяка» в словаре Даля;

2. Замесить тесто за 2.5 – 3 часа до занятия;

3. Приготовить капусту (обжарить) для начинки;

3. Сварить яйца;

4. Сварить бульон для ухи;

Ход занятия:

Организационный момент

Воспитатель :

Добрый день! Рада видеть вас на занятии.

Обратите внимание на экран, прочитайте слова, которые видите на нем.

( Слова: варить, лепить, печь, солить, убирать, готовить).

Кому присущи эти умения?

Дети: Хозяюшка, рукодельница, жена)

Воспитатель : С древнейших времён место, где готовили пищу, считалось домашним очагом. А женщину - считали его хранительницей.

Воспитатель : ( обращаясь к словосочетаниям на экране: радушие, хлебосольство хозяев при приёме гостей) Каким словом можно объединить эти понятия?

Дети: гостеприимство.

Воспитатель : какой основной закон гостеприимства?

Дети: встретить, угостить, напоить чаем.

Воспитатель : конечно, каждой хозяюшке хочется угостить своих гостей чем- то необычным и вкусным.

Вы знаете, что существует много пословиц и поговорок. Среди обозначенных на экране, давайте определим самую яркую пословицу о гостеприимстве. (Выбрать из нескольких пословиц)

дети: Не красна изба углами, а красна пирогами.

Воспитатель : Вот мы и подошли к теме нашего занятия : «Красна изба пирогами».

Воспитатель : А что означает само слово «пирог»?

Дети: определению пирога дается в словаре Ожегова такое определение. «Пирог - печёное изделие из раскатанного теста с начинкой». (слайд)

Воспитатель : на предыдущем занятии мы познакомились с различными видами теста. Давайте вспомним, какое бывает тесто?

Дети: опарное, безопарное, песочное, бисквитное, слоёное.

Воспитатель : Из какого теста можно печь пироги?

Дети: из опарного, безопарного, слоёного.

Воспитатель : А из какого лучше?

Дети: При опарном способе тесто поднимается выше и пышнее.

Воспитатель : Каких только пирогов не пекли на Руси! (слайд)

С какими начинками пекут пироги?

Дети: С мясом, рыбой, яйцами, творогом, грибами, кашей, овощами, капустой, фруктами, ягодами, зеленью.

Воспитатель : Пироги были всегда неотъемлемой частью русского стола. Ведь для россиянина пирог - не просто вкусная и сытная еда, это повод для общения, встреч с близкими и друзьями, душевный праздник. Пироги - символ гостеприимства, радушия и доброжелательности. Пирог- праздничный хлеб. А встреча с желанными гостями тоже праздник. Ну а какой праздничный стол может быть без пирога – кулебяки? Давайте прочитаем значение этого слова в словаре.

Дети: В словаре Даля слово «кулебяка» имеет своей основой устаревшее слово «кулебячить», что означает «валять руками, лепить. стряпать». (слайд)

Воспитатель : Заметьте. Ничего о начинке пирога не говорится.

Вот какую кулебяку заказал один из героев произведения Гоголя «Мертвые души»(просмотр слайда с кусочком из фильма)

«Да кулебяку сделай на четыре угла. В один угол положи щёки осетра да визигу, в другой запусти гречневой кашицы, да грибочков с луком, да молок сладких, да мозгов, да ещё чего знаешь там этаково…Да чтоб с одного боку она, понимаешь, зарумянилась бы, а с другого пусти её полегче. Да исподку- то. Понимаешь, пропеки её так, чтобы рассыпалась, чтобы всю её проняло, знаешь, соком, чтобы не услышал её во рту - как снег бы растаяла».

Воспитатель : как вы понимаете выражение «Чтобы не услышал её во рту - как снег бы растаяла»

Дети: сочная, мягкая, пышная…

Воспитатель : И сейчас мы с вами закрепим умения и навыки по приготовлению пирога и как гостеприимные хозяева испечём его. У нас будет тоже на «четыре угла», с капустой, яйцом и рыбой, крупой.

С каким блюдом подают кулебяку?

Дети: С ухой, бульоном.

Прежде, чем приступим к работе, вспомним с вами правила техники безопасности.

Санитарно-гигиенические требования: (слайд)

1. Пищу готовить в косынке и фартуке.

2. Ногти должны быть коротко пострижены, руки тщательно вымыты, волосы спрятаны под косынку.

3. Следить за чистотой рабочего места и помещения, посуды и инвентаря.

4. Пользоваться отдельными досками для сырых и варёных продуктов.

Повторение правил техники безопасного труда с горячими жидкостями, с электроплитой, режущими и колющими инструментами. (ПЛАКАТЫ – на магнитной доске)

Мы с вами закрепили инструкции по технике безопасности и теперь перейдём к выпечке.

Распределение обязанностей.

1группа занимается тестом, 2- начинкой для пирога. Как только приготовим все для пирога, займемся приготовлением ухи.

Приступаем к выполнению

Практическая работа.

( Детям было дано опережающее задание: заранее поставить тесто, так как для приготовления дрожжевого теста требуется много времени, обжарить капусту для начинки, сварить яйца, отварить гречку и бульон из рыбных остатков для ухи)

Воспитатель : как вы приготовили тесто?

Приготовление теста : (дети рассказывают процесс приготовления дрожжевого теста (слайд- пошаговый рецепт)

1. Молоко нужно слегка подогреть, чтоб оно было еле тёплым. Всыпаем сухие дрожжи, сахар и соль.

2. Даём опаре постоять 15-20 минут, затем вбиваем яйцо. Но прежде, чем использовали яйцо, мы его обработали солевым раствором, промыли под проточной водой, разбили в отдельную посуду для проверки свежее оно или нет.

3. Сливочное масло растапливаем

4. По чуть-чуть к опаре подсыпаем муку, затем вливаем слегка остывшее масло.

5. Замешиваем тесто и оставляем его расти в теплом сухом месте, или в духовке при 30 С

Выполняют на занятии :

Дети: раскатываем тесто на рабочей поверхности.

Дети рассказывают как тушили капусту и обжаривали рыбу: (слайд- пошаговый рецепт)

1. Капусту мелко шинкуем.

2. Сковороду разогреваем с растительным маслом. Добавляем капусту и начинаем её тушить.

3. Филе рыбы нарезаем кусочками, солим, перчим, обжариваем до образования золотистой корочки.

4. Луковицу мелко режем и добавляем к капусте

5. Помешиваем капусту, тушим до готовности.

6. Не забываем посолить, добавить перчик, специи и травы по вкусу.

7. капусту остужаем.

Дети выполняют на занятии :

1. Очищенные яйца нарезаем, добавляем к капусте и всё перемешиваем.

2. Кладём в центр половину капустной начинки, затем жареную рыбу и оставшуюся капусту.

3. Залепливаем нашу кулебяку.

4. Предварительно оставили щепотку теста, чтоб её украсить. Раскатываем тонкую полосу.

5. И произвольно украшаем кулебяку.

Желток взбиваем и смазываем нашу кулебяку с капустой перед отправкой в духовку. Противень, на который кладём кулебяку смазываем подсолнечным маслом.

Воспитатель : Для чего смазываем поверхность пирога желтком?

Дети: для улучшения внешнего вида.

Оставляем кулебяку в духовке при 180 С примерно на 20-30 минут. За это время она должна красиво подрумяниться.

Воспитатель : А пока печётся пирог, мы с вами как все экономные хозяйки из головы и остатков рыбы приготовим уху, к которой и подают наш пирог.

Что для этого нужно?

Дети: рыба, картофель, лук, морковь, укроп, соль, перец чёрный, лавровый лист.

Способ приготовления :

(дети сделали заранее, а теперь рассказывают) (слайд)

1. Голову рыбы и её остатки ополаскиваем в проточной холодной воде. Даем стечь воде и слегка обсушиваем.

2. Обсушенную голову выкладываем на разделочную доску и аккуратно, с помощью острого ножа удаляем жабры и глаза.

Воспитатель : Для чего удаляем жабры (чтобы бульон не был горьким)

3. Голову, с вырезанными не нужными частями, замачиваем в холодной воде на 30-50 минут для удаление крови и слизи.

4. Вымоченные голову рыбы и остатки от рыбы складываем в кастрюлю, заливаем холодной водой, солим, и доведя до кипения, делаем очень маленький огонь. Варим 30 минут, постоянно снимая пенку.

5. Шумовкой аккуратно вынимаем содержимое из кастрюли в тарелку, и даем рыбе немного остыть.

Дети выполняют на занятии :

1. В рыбный бульон добавляем нарезанный кубиками очищенный картофель. Доведя до кипения, опять делаем маленький огонь.

2. Добавляем нарезанную кубиками морковь и мелко нарезанный лук.

3. Опять доводим бульон до кипения, и, снимая пену, варим до готовности овощей на маленьком огне.

4. Пока варятся овощи в бульоне, разбираем голову. Отделяем мясо от костей.

5. Когда картофель с морковкой будут готовы, в уху добавляем мелко нарезанный укроп, а также отобранное мясо без костей. Солим, перчим, кладем лавровый лист и доводим уху до готовности.

Сварилась уха и пирог тоже готов!

Даём немного остыть, затем перекладываем из противня.

Воспитатель : Обратите внимание на ваши рабочие места. (дети убирают рабочие места)

Девочки накрывают на стол: (готовую уху разливают в тарелки, нарезают пирог)

Итог занятия :

Викторина: (слайд)

1. Какое блюдо является визитной карточкой русской кухни и почему? (пироги, символ гостеприимства).

2. Что такое кулебяка? (пирог с капустой).

3. С чем подают кулебяку? (с бульоном, ухой)

4. Как определить готовность пирога? (по цвету корки, при помощи некрашеной деревянной палочки)

5. Какое должно быть правильно вымешанное тесто (гладким и не прилипать к рукам)

6. Какие продукты используют для приготовления дрожжевого теста? (мука, молоко, соль, сахар, дрожжи, яйцо, масло подсолнечное)

7. Почему обязательно надо работать на кухне в головном уборе?

Рефлексия.

Детям предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке. (на стенде рисунки)

«Чемодан, мясорубка, корзина»

(Зовут всех к столу обедать)

Воспитатель : Спасибо девочкам за активное участие, за хорошее настроение.

Пусть все ваши мечты сбываются, а дела спорятся.

Приятного аппетита!

Использованная литература:

1. Учебник по технологии 5 класс. Под редакцией В. Д. Симоненко. - М. :Вентана- Граф, 2004.

2. Технология. 5 класс. Поурочные планы. Попова Г. П., 2009

3. Калаурова М. П. Кулинария. Издательство: Харвест, 2006

4. Интернет-ресурсы.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Русская изба»Фотоотчет «Русская изба» Приобщать детей к истокам русской народной культуры необходимо с детства. Часто мы забываем о своих корнях, не знаем обычаев и народных.

Конспект занятия во второй младшей группе «Не красна изба углами, а красна — пирогами!»Конспект занятия во второй младшей группе «Не красна изба углами, а красна — пирогами!» Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры во второй младшей группе «Не красна изба углами, а красна – пирогами!».

Музей «Русская изба»Музей «Русская изба» Здравствуйте уважаемые коллеги!Представляю вашему вниманию музей нашего детского сада. Наш музей- это маленькая комнатка в детском саду. Сейчас.

Музей «Русская изба»Музей «Русская изба» Вот прекрасная изба- Теплотой она полна. У окна скамья стоит, Прялочка на ней лежит. Только скажем чок-чок-чок И открылся сундучок! Полон.

Проект «Русская изба» Цель:Расширение и углубление знаний детей об истории жизни и традициях русского народа, формирование представлений детей о русской избе,.

Проект «Русская изба»Проект «Русская изба» Проект «Русская изба» Вид проекта- творческий, долгосрочный. Участники- дети подготовительной группы, воспитатели, родители. Актуальность.

Проект «Русская изба» ПРОГРАММА Мини музей «РУССКАЯ ИЗБА» Дошкольное детство – время становления личности. Осознавая своё «я», ребёнок начинает самоутверждаться,.

Социо-культурный проект для детей подготовительной группы «Красна девица речами, а изба пирогами» 4.5 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 65» Социо – культурный проект для детей подготовительной.

Социокультурный проект для подготовительной группы «Красна девица речами, а изба пирогами» Цель: Сохранение нравственного здоровья детей. Приобщение детей к истокам традиционной народной культуры, необходимого компонента воспитания.

Встречаем весну пирогамиВстречаем весну пирогами Здравствуйте дорогие друзья и коллеги! Сегодня я хочу рассказать о конкурсе для родителей, который проходил в нашем детском саду. Назывался.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия для воспитанников детского дома по формированию умений в приготовлении пирога и ухи «Красна изба пирогами»
Опубликовано: 23 декабря 2015 в 00:38
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия для воспитанников детского дома по формированию умений в приготовлении пирога и ухи «Красна изба пирогами»» (включая файлы) размещена пользователем Лира Налетова (УИ 259968) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД