Краткосрочная образовательная практика «Веселые шашки» для детей дошкольного возраста 5–7 лет

Евгения Антипова
Краткосрочная образовательная практика «Веселые шашки» для детей дошкольного возраста 5–7 лет

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад №33 «Зайчик»

Краткосрочная

Образовательная практика

«Веселые шашки»

для детей дошкольного возраста 5-7 лет

Составил:

Антипова Евгения Рашитовна

Воспитиатель МБДОУ «Детский сад №33 «Зайчик»

Междуреченск 2016

СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспорт КОП…. 3

2. Пояснительная записка…4

3. Этапы реализации КОП…9

4. Материально-техническое обеспечение КОП…. 11

5. План сетка занятий по реализации КОП…. 12

6. Список литературы …. 13 Приложение

1. Диогнастическая карта сформированности умений детей КОП…. 14

Паспорт

Краткосрочной образовательной практики (КОП)

«Веселые шашки»

Название КОП «Веселые шашки»

Руководитель

КОП Антипова Евгения Рашитовна

Возраст детей

в КОП 5-7 лет

Цель КОП Обучение детей игре в шашки

Задачи КОП 1. Формировать интерес у детей к игре в шашки.

2. Приобщать детей к спортивно-творческой игре.

3. Формировать отношение к игре в шашки как к интеллектуальному досугу в семье и детском саду.

4. Создать необходимые условия для игры в шашки.

5. Воспитывать настойчивость, целеустремленность, находчивость, внимание, волю, коллективизм.

6. Осуществлять мониторинг умений игре в шашки

Ожидаемые

результаты Ребенок научится играть в шашки

Сроки

реализации КОП Сентябрь 2016 года-май 2017 года

Количество детей

в КОП 4

Количество

занятий в КОП 8

Пояснительная записка

Настольные игры уже давно уступили место компьютерным, за которыми дети готовы просиживать часами. Многие родители ошибочно считают, что компьютерные игры способны стать альтернативой живой игре. Между тем машина не заменит непосредственного, живого общения с ребенком. Дух партнерства, товарищества, а позже и соперничества, который возникает при обучении, а затем во время настольных интеллектуальных игр, сложно переоценить. С их помощью родители могут судить о внимании, сосредоточенности, усидчивости ребенка, его умении мыслить тактически и стратегически, а также выяснить, как развита его волевая и нравственная сфера. Настольные игры, одной из которых являются шашки, помогут также скорректировать те или иные недостатки. Шашки знакомы и любимы многими, однако в последнее время интерес к игре снижается, во многом потому, что для занятия с дошкольником взрослым просто не хватает времени.

Шашки – интеллектуальный вид спорта, развивающий способность детей мыслить логически и стратегически. Ребенку нужно думать над ходами, оценивать ситуацию на доске. В ходе игры развивается психомоторика – дошкольники трогают, переставляют, «рубят» шашку противника.

Игра в шашки по праву признана одной из самых интеллектуальных игр, прежде всего, она стимулирует мыслительную деятельность детей, способствует их логическому мышлению, развивает пространственное воображение, память и внимание, что очень важно для подготовки к школе.

Поскольку большая часть детей в дошкольном возрасте по своей природе очень подвижны и активны и им трудно сосредоточить свое внимание на продолжительное время, то эта игра ненавязчиво формирует у них такое качество, как усидчивость.

А также игра в шашки воспитывает в детях такие немаловажные для их будущей жизни качества, как умение самостоятельно думать и нести ответственность за принятое решение, адекватно относиться к неудачам и поражениям.

Более того, работа в КОП предусматривает совместную деятельность детей, что совершенствует навыки общения, воспитывает доброжелательное отношение детей друг к другу, тем самым создавая благоприятный эмоциональный фон в группе участников.

Начинать обучение детей игре в шашки рекомендуется в старшей группе детского сада (5 лет). Именно в этом возрасте внимание детей становится более устойчивым и произвольным, развивается прогностическая и наглядно-образная функции мышления, которые позволяют решать уже более сложные задачи. К пяти годам дети становятся больше усидчивы (могут заниматься одним видом деятельности в течение 20 – 25 минут) и способны играть по установленным правилам.

При обучении игре в шашки, прежде всего, важно знать, что детей ни в коем случае нельзя заставлять, они должны сами этого захотеть. В группе всегда найдутся активные и любопытные дети, которые любят «что-то новенькое», сначала они включаются в работу, затем и другие дети, глядя на них, тоже начинают увлекаться игрой в шашки.

Главное, чтобы процесс обучения детей проходил ненавязчиво и интересно. Знакомить детей с новым для них материалом необходимо в простой и очень доступной для их понимания форме. Например, рассказывать детям о правилах игры в шашки можно в виде сказки или в стихотворном варианте, заучив который, дети быстро начнут в них ориентироваться и перестанут путаться (самая распространенная ошибка – ход назад простой шашкой при отсутствии «безопасных» ходов вперед).

Правила игры в шашки на первый взгляд кажутся несложными, но, для игры в шашки не достаточно просто знать правила, так как эта игра содержит в себе много разного рода трудностей, тонкостей и хитросплетений. Для того, чтобы дети хорошо научились играть в шашки, нужны систематические занятия, которые заключают в себе минимум теории и максимум практики.

Знакомство и обучение детей игре в шашки происходит поэтапно, по принципу от простого к сложному. Сначала детей нужно познакомить с историей возникновения этой игры, затем продемонстрировать им доску, фишки черного и белого цветов, после чего научить правильно расставлять шашки на игровом поле, объяснить, почему все шашки ставятся только на темные клеточки (это необходимо для того, чтобы шашки соперников встретились в игре) и так далее. Необходимо также четко сформулировать суть игры, которая заключается в том, чтобы при продвижении своих шашек вперед, уничтожить шашки соперника или перекрыть ему все ходы. После того, как дети усвоили общие сведения о шашках, можно приступать к знакомству с основными правилами игры.

Необходимость разработки и внедрения предлагаемой (КОП) в образовательный процесс обоснована тем, что в нашей стране шашечная игра пользуется большой популярностью, правила просты и общедоступны. Родители воспитанников детского сада заинтересованы в обучении детей игре в шашки, но не всегда могут уделить детям время для игры. Литературы по обучению детей дошкольного возраста игре в шашки недостаточно. Конечно, родители учат детей играть в шашки, но допускают,одну и ту же ошибку: с первых занятий учат ребят расставлять все шашки и показывают ходы.В результате чего дети усваивают основные правила игры: ход шашек и дамок, бой одной или нескольких шашек, но не умеют продумывать свои действия на несколько ходов вперед, плохо ориентируются на шашечной доске, не умеют читать диаграммы, просчитывать комбинации партий.

КОП «Игра в шашки» предполагает применение методики обучения игре в шашки на основе игровой мотивации дошкольников.

Отличительной особенностью данной КОП является акцентирование внимания на подготовку детей старшего дошкольного возраста, начинающих с «нуля», ориентация на изучение основ игры в шашки.

КОП направлена на формирование общей культуры дошкольников и развитие интереса к игре в шашки как к интеллектуальному досугу, развитие интегративных качеств, обеспечивающих социальную успешность, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение здоровья детей дошкольного возраста в соответствии с целевыми ориентирами, обозначенными в федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования.

Содержательная связь тематического плана КОП позволяет педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач (развитие любознательности, познавательных способностей для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов, успешной социализации в современном мире, что дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

Цели КОП:

– раскрытие интеллектуального и волевого потенциала личности воспитанников в процессе обучения игре в шашки;

– организация досуга и развитие творческого потенциала через игру в шашки.

Задачи КОП:

Образовательные:

– обучение технике игры в шашки;

– ознакомление детей с теорией шашечной игры.

Развивающие:

– активизация мыслительной деятельности дошкольников: тренировка логического и стратегического мышления, памяти и наблюдательности;

развитие умственных способностей: умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления;

– обучение умению ориентироваться на плоскости.

Воспитательные:

– воспитание отношения к шашкам как к серьезным и полезным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;

– воспитание настойчивости, целеустремленности, уверенности и воли к победе;

– выработка у воспитанников умения применять полученные знания на практике.

При выборе КОП учитываются три момента:

– желание ребенка,

– способности ребенка,

– желание родителей.

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:

- игра и игровое общение (способствуют возникновению и проявлению активности, стимулирующей познавательную активность);

- проблемно-поисковый метод (способствует достижению высоких результатов);

- игры-конкурсы;

- игры-путешествия;

- игры- соревнования;

- интеллектуальные (викторины) игры.

Организация занятий:

Занятия построены на чередовании различных видов деятельности (рассматривание, слушание, познавательные беседы, выполнение творческих заданий) и проводятся 2 раза в неделю по 25 минут (55 занятий, 23 часа).

Форма занятий – коллективная, подгрупповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия.

По особенностям коммуникативного взаимодействия – игра, соревнования, развлечения. Предлагая выполнение задания в парах, учитываются симпатии дошкольников, уровень их игровых навыков, темперамент.

Особенности руководства

Руководство детской шашечно-игровой деятельностью осуществляется на основе сотрудничества, при этом учитываются цели и задачи самого ребенка, его способности и потенциальные возможности.

Выигрыш или проигрыш в игре-состязании стимулирует познавательную деятельность детей, желание узнавать новое, расширять свой кругозор. Работа в кружке предусматривает совместную деятельность детей, что положительно влияет на развитие общения, так как возникает необходимость самостоятельно распределять между собой работу, обсуждать композицию, проявлять взаимопомощь для достижения положительного результата.

Формы проверки результативности занятий:

- выпуск книг-самоделок собственных логических заданий;

- подготовка и проведение детьми «Минуток смекалки» на занятиях;

- соревнования по шашкам среди сверстников: членов кружка, воспитанников детского сада;

- участие в интеллектуальных играх.

Прогнозируемый результат освоения КОП:

– развитость умений анализировать, сравнивать, прогнозировать результаты деятельности;

– повышение уровня развития развиваются пространственное воображение и мышление;

– сформированный интерес к шашкам как к спортивно-интеллектуальному досугу.

Форма подведения итогов реализации КОП:

шашечный турнир.

Этапы реализации КОП

Первый этап: подготовительный этап

Направления работы:

1. Разработка процедур реализации КОП.

2. Подбор учебно-дидактического и методического материала по сопровождению КОП.

3. Составление перспективного плана со структурой этапов, сроков и исполнителей, распределением задач и предполагаемых результатов.

4. Входящий мониторинг уровня умений дошкольников играть в шашки.

Прогнозируемые результаты:

– созданный учебно-методический комплекс материала по сопровождению КОП

– разработанные рекомендации по применению игровых методов и приемов обучения игре в шашки;

– перспективный план работы с детьми;

– обобщенные результаты входной диагностики.

Второй этап: Практическая реализация КОП

Направления работы:

1. Внедрение авторского проекта.

2.Обсуждение хода деятельности: на педагогическом совете.

3. Проведение для воспитателей и узких специалистов ДОУ практикума-семинара.

4. Промежуточный мониторинг реализации КОП.

5. Разработка методических рекомендаций, обеспечивающих эффективность реализации КОП.

Прогнозируемые результаты:

анализ результатов внедрения содержания образования, обеспечивающего успешность познавательного развития детей;

анализ результатов промежуточного мониторинга реализации КОП

– оценка эффективности внедрения методических рекомендаций.

Третий этап: Аналитика эффективности реализации КОП в реальной социально-образовательной практике

Направления работы:

1. Анализ и обобщение полученных данных, соотнесение результатов с поставленными целями и задачами.

2. Описание и оформление хода и результатов деятельности.

3. Анализ эффективности образовательного процесса по развитию игровых шахматных умений детей.

Прогнозируемые результаты:

– аналитическая справка по оценке результативности

– деятельности по КОП;

– прогнозирование дальнейших перспектив развития;

– презентация опыта работы по КОП на методических

Материально-техническое обеспечение

1. Карточки-дебюты.

2. Опорные схемы.

3. Набор шашек и шашечных досок.

4. Простой карандаш.

5. Линейка.

6. Бумага для рисования.

План-сетка занятий КОП «Веселые шашки»

№ занятия,

тема Задачи

1. «Волшебная

доска» 1. Знакомство с простой шашкой.

2. Знакомство с игровым полем.

3. Знакомство с расположением шашек на поле

2. «Шашки на

игровом поле» 1. Продожение знакомства с простой шашкой.

2. Знакомство с дамкой.

3. Значение дамки в игре.

4. Ходы простой шашкой и дамкой (практическая игра)

3.«Правила

игры 1. Знакомство с правилами.

2. Практическая игра.

3. Решение простых задач на доске (практическая игра).

4. «Центр на

игровом поле» 1. Знакомство с понятием центр (практическая игра).

5. «Дамки на

игровом поле» 1. Закрепление правил игры.

2. Тренировочные турниры.

6. «Фланг» 1. Знакомство с технологией игры «Фланг», приемами (практическая игра).

7. «Шашки

против шашки» 1. Знакомство с игрой «Шашка против шашки».

2. Закрепление ходов (практическая игра).

8. «Ловушка» 1. Цели игры и определение результата партии.

2. Разные виды ничьей партии. Как начинать партию? Делаем наилучшие ходы. Простые комбинации. Основы позиционной игры. Комбинационные приемы. Связывание.

Приложение

Диагностическая карта сформированности умения старших дошкольников в КОП «Веселые шашки»

Фамилия

имя

ребенка Расставляет

шашки

на поле Начало

игры Ход

шашек Бой

шашек

соперника Бой шашек

соперника

«мостиком» Дамка Доводит игру до

конца

Ход Бой

1 2 3 4 5 6 7

Методика проведения диагностика:

Диагностика сформированности умения у детей играть в шашки предусматривает вопросы к ребёнку, наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками.

Пояснение к пунктам таблицы:

1. Ребёнку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальней игры.

2. Педагог спрашивает у ребёнка, кто начинает игру и почему? Как определить, кто играет белыми?

3. Педагог предлагает ребёнку начать игру, наблюдая за тем, как он делает ходы.

4. В игре педагог создаёт ситуацию, при которой ребёнок имеет возможность бить шашки соперника как по одной, так и «мостиком».

5. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой проходит непосредственно во время игры.

6. проверку целесообразности проводит игре как со взрослыми, так и со сверстниками.

7. если ребёнок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счёте биты у соперника шашек расценивается как низкий уровень игровой мотивации.

Критерии оценки результатов:

1. Красный цвет- ребёнок самостоятельно и правильно справляется с заданием;

2. Зелёный цвет - для правильного выполнение задания ребёнку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказки педагога;

3. Синий цвет-ребенок не выполнил задание даже после подсказки педагога.

Публикации по теме:

Краткосрочная образовательная практика «Грамотный покупатель» 1 слайд) Краткосрочная образовательная практика для детей 4-5 лет по социально-коммуникативному развитию детей «Грамотный покупатель». (2.

Краткосрочная образовательная практика «Ваза с цветами» Мозаика «Ваза с цветами» Пояснительная записка. Мозаика – это рисунок, составленный из небольших кусочков или различных материалов. Мозаика.

Краткосрочная образовательная практика для детей старшего дошкольного возраста «Мир песочных фантазий» Краткосрочная образовательная практика в старшей группе на тему: «Мир песочных фантазий». Воспитатель старшей группы А. Н Яковлева МБДОУ.

Краткосрочная образовательная практика для «Пасхальное яйцо» для детей 4–5 лет Паспорт программы Краткое название программы: «Пасхальное яйцо» Полное название программы: «Украшение Пасхального яйцо на пасху» Сроки.

Краткосрочная образовательная практика «Любимый коврик» для детей подготовительной группы Разработала: воспитатель Черепанова И. А. Очень важно быть в хорошем настроении. Потрудись немного, и у тебя появится любимый коврик, который.

Краткосрочная образовательная практика «Построю город сам» Практика рассчитана на 4 встречи. Цель: развивать логическое мышление и речь путем конструирования из бумаги и картона разных видов. 1 встреча.

Краткосрочная образовательная практика «Пушистый шарик» КОП Технической направленности «Пушистый шарик» (возраст детей – Старшая группа 5-6 лет) Автор разработки: Кротова Олеся Владимировна.

Краткосрочная образовательная практика «Сказочки — шумелочки» для детей старшего дошкольного возраста Краткосрочная образовательная практика «Сказочки – шумелочки» МАДОУ «ЦРР – детский сад № 2» г. Перми Составила и провела музыкальный руководитель.

Краткосрочная образовательная практика. Торцевание «Бабочка»Краткосрочная образовательная практика. Торцевание «Бабочка» Торцевание - это один из видов продуктивной деятельности - техника изготовления объемных поделок из бумаги. В основе этой техники - создание.

Краткосрочная образовательная практика «Винегрет»Краткосрочная образовательная практика «Винегрет» Название раздела Содержание раздела Полное название Юный кулинар Краткое название «Винегрет» Ф. И. О автор Тутубалина Альбина Раисовна Возраст.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Краткосрочная образовательная практика «Веселые шашки» для детей дошкольного возраста 5–7 лет
Опубликовано: 16 января 2017 в 16:43
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 февраля. День юных скульпторов на МААМ

Очередной тематический день предлагаем посвятить знакомству детей с важным видом искусства – скульптурой; с декоративной и монументальной её разновидностями. Разумеется, кроме познавательных занятий сто...

27 февраля. Международный день полярного медведя

«Белый лед и мишка — бел, шубку теплую надел» — очередной тематический день посвящен хозяину Севера, белому медведю. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям об...

Мероприятие посвящённое знакомству с творчеством Фазу Алиевой
Кухарева Ирина Мероприятие посвящённое знакомству с творчеством Фазу Алиевой. Цель: Расширить и углубить знания детей о поэтессе Ф. Г. Алиевой и её...
Фотоотчет «Фестиваль неторопливости в старшей группе к Международному Дню...
26 февраля , отмечают очень оригинальный международный праздник – День неторопливости . Лозунг этого дня – «Не торопись и насладись моментом! » . В...
Сценарий утренника к 8 Марта для детей младшей группы «Роза Барбоскина в гостях у ребят»
Оборудование: разрезные картинки семьи Барбоскиных – 3 штуки, платочки, шумовые музыкальные инструменты, мягкие игрушки по количеству детей, рюкзачок с...