Татьяна Пакеева
Краткосрочный проект для подготовительной группы «Арктика. Антарктика»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : исследовательский, познавательно-творческий.
Участники проекта : группа детей, воспитатели, родители.
Срок реализации проекта : краткосрочный.
Актуальность:
Экологическое образование дошкольников – это формирование у них экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, формирует познавательный интерес к окружающему миру, способствует формированию положительных моральных качеств. Но нельзя забывать, что любовь к живому формируется у каждого ребенка индивидуально и связана с личными переживаниями. Вот почему задача педагога и родителей сделать так, чтобы эти переживания были яркими и незабываемыми. Мы попытались найти такие формы работы с детьми, которые позволяют заложить хорошую основу гармонично развитой личности ребенка, расширить его кругозор, сформировать экологические основы сознания и бережного отношения к природе. Ведь широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, познавательную активность, творческие способности, а также развивает доброе, заботливое отношение к миру.
Публикация «Краткосрочный проект для подготовительной группы „Арктика, Антарктика“» размещена в разделах
Цель проекта :
Расширение представлений детей о многообразии окружающего мира: о взаимозависимости живых организмов от среды обитания, особенностях приспособления к климатическим условиям. Формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с окружающим миром.
Задачи:
«Познавательное развитие» : Познакомить детей с Арктикой; особенностями природных условий Арктического края; с животными Арктики; их внешним видом, повадками. Расширить представления о жизни людей в суровых условиях Арктики. Сформировать экологические представления о взаимосвязях в системе «Человек-природа» и в самой природе. Развивать интерес к географическим маршрутам.
«Речевое развитие» : Расширить представления детей о многообразии окружающего мира. Обогатить речь словами: айсберг, северное сияние, экспедиции, нарвал, морж, тюлень, белуха и т. д. Закрепить названия детенышей животных. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, развивать речь, как средство общения.
«Социально-коммуникативное развитие» : Способствовать формированию личного отношения к соблюдению моральных норм, навыка сотрудничества, чувства удовлетворенности от участия в совместной деятельности. Воспитывать бережное отношение к представителям животного мира планеты. Развивать экологическое мышление.
«Художественно-эстетическое развитие» : Развивать эстетический вкус детей и интерес к окружающему, учить замечать красоту природы, способствовать индивидуальному самовыражению в продуктивной деятельности. Поддерживать инициативу детей в импровизации.
«Физическое развитие» : Создавать условия для развития двигательных умений каждого ребенка. Укреплять физическое и психическое здоровье детей с учетом их индивидуальных особенностей.
Предполагаемый результат:
- У детей сформируется представление о том, что Арктика – самая северная точка на планете Земля.
- Дети узнают о многообразии животного мира в Арктике, о том, как животные приспосабливаются к суровому арктическому климату и среде обитания, (толстая жировая прослойка, которая не дает им намокнуть, защита от врагов (белый окрас шерсти).
- Дети научатся различать и называть представителей животного мира Арктики и их детенышей (морж – моржонок, тюлень - белёк, овцебык – телёнок, нарвал – белек, песец - щенок). Группировать животных по месту обитания, внешним признакам, размеру, способам передвижения, строению жилища.
- У детей сформируется познавательный интерес к окружающему миру, представление о гуманном поведении и отношении к животному миру.
- Дети научатся совместно с родителями осуществлять поиск информации на заданную тему из разных источников.
Этапы реализации проекта :
1 этап «Выбор темы или планирование»
Что вы знаете Что вы хотите узнать Как можно узнать об этом
Что в Арктике всегда холодно Где находится Арктика? Спросить у взрослых, Посмотреть на глобусе, прочитать в энциклопедии
Бывает ли в Арктике лето? Спросить у взрослых. Посмотреть в интернете, прочитать в энциклопедии.
Что в Арктике живет белый медведь Какие еще животные живут в Арктике? Спросить у взрослых. Посмотреть в интернете, прочитать в энциклопедии.
Почему у большинства животных белый окрас? Спросить у взрослых. Посмотреть в интернете, прочитать в энциклопедии, догадаться самому.
Что помогает животным Арктики спасаться от холода. Спросить у взрослых. Посмотреть в интернете, прочитать в энциклопедии, вести опыт.
Есть ли в Арктике растительность? Спросить у взрослых. Посмотреть в интернете, прочитать в энциклопедии.
Чем питаются животные Арктики и тундры? Спросить у взрослых. Посмотреть в интернете, прочитать в энциклопедии.
Что в Арктике бывает северное сияние. Как оно появляется? Спросить у взрослых. Посмотреть в интернете, прочитать в энциклопедии.
Живут ли в Арктике люди? Попросить родителей рассказать о профессии повара, прочитать книги.
«Кто такие полярники –метеорологи»? Спросить у взрослых. Посмотреть в интернете, прочитать в энциклопедии.
Каким должен быть полярник? Спросить у взрослых. Посмотреть в интернете, прочитать в энциклопедии, догадаться.
Какие проблемы существуют в Арктике? Спросить у взрослых. Посмотреть в интернете, прочитать в энциклопедии.
2 этап «Сбор сведений»
Создать развивающую среду:
- Просмотр презентаций: «Жители северных районов России», «Животные Арктики».
- Уголок книги: Н. Сладков «Под снегом», «Разговоры в тундре», «Загадочные истории»; А. Членов. «Как Алешка жил на Севере»; Г. Банару «Там, где всегда мороз».
- Создание выставки на тему «Что я знаю об Арктике».
- Создание макета «Жители и обитатели Северного полюса»
- Сюжетно-ролевые игры «Собираемся в экспедицию» (Мед. Осмотр и физическая подготовка) (Ввести детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и имеющегося опыта, формировать устойчивый интерес к теме); «Путешествие на Север» (Продолжать формировать умение детей творчески развивать сюжет игры. Побуждать широко использовать в игре знания об окружающем мире).
- Подвижные игры: «Оленьи упряжки», «Белые медведи», «Охотники и звери».
Образовательная деятельность.
Познавательное развитие:
Рассматривание иллюстраций, фотографий арктических пейзажей, животных, экспериментирование.
Образовательная деятельность:
«Путешествие на Север», «Где-то на белом свете», «Северные олени», «Мы поедем, мы помчимся. Оленья упряжка»
Речевое развитие:
Составление описательных рассказов о животных «Жители Арктики», «Животное, которое мне понравилось», «У кого какое жилище». Отгадывание загадок об арктических животных.
Художественное чтение: Н. Сладков «Под снегом», «Разговоры в тундре», «Загадочные истории»; А. Членов. «Как Алешка жил на Севере»; Г. Банару «Там, где всегда мороз».
Художественное творчество:
- Конструирование «Пингвины на льдине»
- рисование: «Северное сияние и белый медведь»
- аппликация: «Морж во льдах»
Самостоятельная деятельность детей.
Дидактические упражнения: «Узнай животное по описанию», «Угадай животное Арктики и Антарктики», «Найди лишнего».
Сюжетно-ролевые игры: «Полярные исследователи» (экспериментирование, опыты, «Собираемся в экспедицию» (Медицинский осмотр, физическая подготовка», «Путешествие на Север» (Продолжать формировать умение детей творчески развивать сюжет игры. Побуждать широко использовать в игре знания об окружающем мире).
- Подвижные игры: «Оленьи упряжки», «Белые медведи», «Охотники и звери».
Взаимодействие с семьей.
- Подбор стихов, загадок, иллюстраций о животных и растениях Арктики с последующим оформлением альбома «Арктика», поделки на тему: «Арктика».
- организация выставки «Животный мир Арктики»
- рекомендации:
•Познакомить детей с проблемами Арктики.
•Узнать какие растения и животные занесены в Красную книгу.
•Узнать интересные факты об Арктике и поделиться с детьми.
3 этап «Выбор проекта, как продукта творческой деятельности»
Создание макета «Жители и обитатели Северного полюса»
4 этап «Реализация проектов»
1. Интегрированная образовательная деятельность на тему: «Путешествие в Арктику»
2. Совместная продуктивная деятельность в семье (поделки на тему «Арктика»).
Список литературы:
Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду» М 1990г
Горбатенко «Система экологического воспитания», 2007г
Иванов Ю. И, Михайлова Э. И «Играйте на здоровье», 1991г
Интернет ресурсы
Логинова В. И. Хрестоматия для старшего дошкольного возраста, 1990г
Мир вокруг нас «Географический атлас для детей», 1990г
Михайленко М. «От края до края»
Сладков Н «Белая Земля», «Во льдах», «Птичий базар»
Сорокина А. И «Дидактические игры в детском саду», 1992г
Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность», 2011г
Флинт В. «Животные севера»