Получи документы

Краткосрочный проект по лепке для детей старшей группы ДОУ «Дымковская игрушка»

Марина Альховская
Краткосрочный проект по лепке для детей старшей группы ДОУ «Дымковская игрушка»

Краткосрочный проект по лепке

для детей старшей группы ДОУ на тему

«Дымковская игрушка»

Подготовила:

воспитатель Альховская М. В.

Становление разносторонне развитой, творческой личности – ключевая задача образовательной деятельности, решение которой начинается в дошкольный период. Чрезвычайно важно поддерживать природную любознательность и познавательную активность дошкольника разнообразными увлекательными видами изобразительной деятельности. Занятия по лепке дымковской игрушки в детском саду развивают мелкую моторику и ручные умения ребенка, творческие способности и эстетический вкус, а также приобщают к родной культуре.

Публикация «Краткосрочный проект по лепке для детей старшей группы ДОУ „Дымковская игрушка“» размещена в разделах

Название промыслу дала Дымковская слобода, где начали делать эти глиняные игрушки. Уже давно это поселение является частью города Кирова, раньше носившего названия Хлынов и Вятка.

Зарождение промысла связывают с печальной исторической легендой. Ночью войска союзников сошлись вблизи города и начали сражаться, из-за темноты принимая друг друга за врагов. Много воинов осталось лежать на поле боя. С той поры по весне стали поминать погибших в этой битве – Хлыновском побоище 1418 года.

Шло время, и стиралась из народной памяти эта трагическая история. Так день поминовения превратился в весенний праздник свистунья (свистопляска). К массовым гуляниям изготавливали дымковчане игрушки-свистульки: уточек, козликов, барашков и глиняные расписные шары.

Большой спрос на поделки из глины, а также наличие больших запасов этого природного материала сделали Дымковскую слободу местом зарождения известного народного промысла. Конечно, облик первых поделок был далек от канонического, но со временем сформировались знакомые нам облик и орнаментика дымковской игрушки.

Появление первых глиняных поделок в Дымково датируется XV-XVI веками. К этому времени игрушка теряет свое сакральное значение, определявшее простоту ее формы: языческое мировоззрение славян и дохристианские обряды, остались в прошлом. Форма игрушек начинает меняться, они становятся красивыми и разноцветными.

Традиции и техники изготовления первых мастеров сохранились и до наших дней. Известная нам сегодня дымковская игрушка отразила элементы русского быта XIX века, позднее появились образы бравых кавалеров и модниц-барынь.

После больших потрясений начала ХХ века промысел практически исчез. Его возрождение произошло благодаря потомственной мастерице Анне Афанасьевне Мезриной, бережно сохранившей традиции создания игрушки. В начале 30-х гг мастерица вместе с художником и первым исследователем этого народного промысла Алексеем Ивановичем Деньшиным собрала вокруг себя энтузиастов, желавших воссоздать уникальную дымковскую игрушку.

Тип проекта: творческий проект.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели).

Участники проекта: дети старшей группы 5 – 6 лет, воспитатели, родители.

Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

Предполагаемый результат проекта: выставка творческих работ детей, показ презентации для детей и родителей.

Актуальность

Лепка – один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества. Она даёт возможность ребёнку ощутить себя мастером и творцом. И многие даже не подозревают, к какой удивительной, развивающей и полезной деятельности приобщается ребёнок.

Известные педагоги В. А. Сухомлинский, Б. М. Неменский обращали внимание на то, что детское творчество – это своеобразная самобытная сфера духовной жизни. Дети очень рано начинают проявлять интерес к творчеству. Их привлекают не только действия с изобразительными материалами, но и результаты этой деятельности. Восторг восприятия требует яркого произведения, вызывает желание самовыразиться. И здесь должен оказать поддержку педагог или родители.

«Рука – это вышедший наружу мозг человека» - говорил И. Кант. В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что все дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Занятия лепкой воспитывают терпение, усидчивость, аккуратность, умение планировать и доводить начатое дело до конца. Все эти навыки пригодятся не только в школе, но и помогут ребёнку стать гармоничной и творческой личностью.

Лепка — это интересное и полезное увлечение, помогающее всесторонне развить личность ребёнка, она открывает простор для его фантазии.

Проблема

Продолжить знакомство с народным промыслом, изготовлением игрушек, игры с поделками расширят кругозор детей, приобщат их к изобразительному искусству, помогут развивать интерес детей к традициям и истории русского народа.

Цель проекта: развивать интерес детей к традициям и истории русского народа, знакомство с народным промыслом, изготовление игрушек.

Задачи проекта:

1) Развивающие:

- познакомить детей с историей дымковской игрушки;

- развивать интерес к лепке, художественный вкус, фантазию, воображение;

- формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;

- развивать мелкую моторику кисти рук, синхронизацию действий обеих рук;

- развивать речь;

- развивать восприятие формы, фактуры, цвета, пластичности материала;

- совершенствовать зрительное восприятие;

2) Образовательные:

- развивать умение рисовать простейшие элементы;

- развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение;

- формировать умение создавать узоры;

- соединять образ Дымковской игрушки с художественным словом;

- лепить предмет по частям, передавать форму частей (овальное туловище и ноги, характерные признаки — плетеная грива, делить колбаску пополам и переплетать;

- закреплять умение работать со стекой для пластилина.

3) Воспитательные:

- прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с народным искусством, любовь к Родине, воспитывать гордость за свою страну;

- формировать эмоционально-волевую сферу деятельности детей;

- развивать навыки самоконтроля за выполняемыми действиями;

- развитие трудовых навыков планирования работы по реализации замысла;

- умения предвидеть результат и достигать его, при необходимости – вносить коррективы в первоначальный замысел.

Интеграция областей.

- Познавательное развитие. Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя. Беседа.

- Социально – коммуникативное развитие. Настольно – печатные игры: «Собери животных из геометрических фигур».

- Художественно-эстетическое развитие. Изображение Дымковской лошадки и оленя при помощи пластилина. Передача характерных особенностях росписи игрушек, умение создавать узоры по собственному замыслу.

- Речевое развитие. Чтение стихотворения, частушки, потешки, заучивание песни.

- Физическое развитие. Физкультурные минутки: «Раз, два, три, четыре – и на месте походили…», «Конь». Подвижные игры: «Кони». Упражнение для развития мелкой моторики «Кони».

Методы и приёмы реализации проекта

Методы:

наглядные - наблюдение, показ, образец;

словесные – беседы, объяснение, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение;

практические – показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный);

игровые методы - игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

Приёмы лепки:

скатывание;

отщипывание;

раскатывания и доработка пальцами для получения более точной формы;

сплющивания;

присоединения;

примазывания;

прижимания;

придавливание;

Предполагаемый результат.

По итогам освоения проекта дети освоят основные приемы лепки и росписи дымковской игрушки, самостоятельно создавая узоры.

Материально – техническое обеспечение: дымковские игрушки (барыня, лошадка, олень, иллюстрации с изображением элементов дымковской росписи; пластилин, стеки, влажные салфетки, доски, пластина на каждого ребенка, гуашь, вода, кисть, водоэмульсионная краска, ИКТ.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап.

Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.

Подбор методической литературы для реализации проекта.

Подбор наглядно – дидактического материала, художественной литературы, организация развивающей среды в группе.

Разработка комплексно – тематического планирования по теме проекта.

Организация самостоятельной деятельности в уголках творчества. Проведение целевых наблюдений, игры. Активно исследование предметов - изучить форму предметов, объем, фактуру, узоры.

Подготовительная работа с детьми: выставка дымковских игрушек, иллюстраций с изображением дымковской барыни, лошадки, оленя; чтение и выполнение пальчиковой гимнастики, настольно – печатные игры: «Собери лошадку из геометрических фигур», рисование элементов дымковской росписи, роспись трафарета лошадки элементами дымковской росписи.

Основной этап.

Организованная образовательная деятельность. Лепка «Дымковская игрушка. Лошадка». Цель: учить детей лепить Дымковскую игрушку; передавать овальную форму его туловища, головы, ног. Закреплять приемы лепки и соединения частей. Развивать образное представление, воображение.

Практическая часть.

1) Пед. показ. Деление куска. Разделить ком на три части — большая часть — туловище, 4 ноги, поменьше — голова, уши, грива.

Последовательность лепки. Сначала основные части туловище, ноги и голова. Плотно соединить основные части, затем раскатать столбик и разделить на две части. Показать, как из одной части слепить уши: разделить столбик пополам и сплющить, придать треугольную форму, а другую часть разделить пополам и каждую часть еще раз пополам (четыре лапки, плотно их примазать. Затем вылепить из двух частей гриву и примазать ее к шее и голове.

Самостоятельная работа. Индивидуальная помощь. Развитие конструктивного способа лепки. Развитие самостоятельности в выборе элементов росписи.

2) Покраска пластилиновой фигурки водоэмульсионной краской. Сушка при комнатной температуре.

3) Показ элементов дымковской росписи. Роспись фигурки элементами дымковской росписи.

2. Проговаривание плана работы.

Заключительный этап.

Выставка детских работ. Познакомить родителей с результатом проекта. Показ презентации. Повысить интерес художественному творчеству. Повысить самооценку у детей.

Анализ проделанной работы.

Системное и поэтапное выполнение лепки и росписи Дымковской лошадки из пластилина, способствовало точной передачи образа Дымковской игрушки.

Результат.

В ходе изучения данной темы дети смогли передать образ Дымковской игрушки, совершенствуя приемы работы с пластилином, красками, проявляли самостоятельность.

Вывод.

Необходимо продолжить изучать народно – прикладное творчество, новые приемы лепки и виды росписи необходимые для создания образа во время занятий по замыслу. Развивать умения расписывать более сложные по форме дымковские изделия.

Глоссарий.

Дымковская игрушка, барыня, овоид, раскатывание, скатывание, сплющивание, налепливание, примазывание.

Список литературы:

1. Грибовская А. А., Халезова-Зацепина М. Б. "Лепка в детском саду. Конспекты занятий для детей 2— 7 лет". — М. : ТЦ Сфера, 2013.

2. Колдина Д. Н. "Лепка с детьми 4 – 5 лет. Конспекты занятий". Москва, Мозаика – Синтез, 2009.

3. Комарова Т. С. "Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. " Москва, Мозаика – синтез, 2017.

4. Халезова Н. Б., Курочкина Н. А, Пантюхина Г. В. "Лепка в детском саду. Книга для воспитателей детского сада" – Москва «Просвещение», 1986.

5. Селивон В. А. "Пластилиновая страна Лепилка". Минск "Поппури", 2010 г.

6. Плаксина Л. И. "Программа 4 вида"

7. Давыдова Г. Н. "Пластилинография: анималистическая живопись". Скрипторий 2003г. 2008 год выпуска.

8. Шпикалова Т. Я. "Волшебный мир народного творчества"

9. Гаврилова В. В. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет: рекомендации, планирование, конспекты занятий / под ред. В. В. Гаврилова, Л. А. Артемьева. – Волгоград: Учитель, 2011. – 143с.

Интернет ресурсы:

http://www.maam.ru

http://ped-kopilka.ru

http://kladraz.ru

https://www.uchmet.ru

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Дымковская слобода» (коллективная композиция в старшей группе по теме «Народная игрушка»)«Дымковская слобода» (коллективная композиция в старшей группе по теме «Народная игрушка») Мир дымковской игрушки - это мир сказочно нарядных, красивых и выразительных по пластике фигурок животных, людей и птиц. "Дымковская слобода".

Интегрированное развлечение для детей второй младшей группы «Наша первая Дымковская игрушка».Интегрированное развлечение для детей второй младшей группы «Наша первая Дымковская игрушка». Цель развлечения: воспитывать в детях чувство прекрасного, чувство уважения к мастерам народного творчества. Задачи развлечения: - показать,.

Конспект занятия в старшей группе по лепке «Дымковская игрушка. Олешек»Конспект занятия в старшей группе по лепке «Дымковская игрушка. Олешек» Интеграция ОО:"Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие".

Краткосрочный проект для детей подготовительной группы «Дымковская игрушка»Краткосрочный проект для детей подготовительной группы «Дымковская игрушка» Краткосрочный проект для детей подготовительной группы «Дымковская игрушка» Автор: Ершова А. И. воспитатель дошкольного отделения №5 ГБОУ.

Краткосрочный проект для детей старшей группы «Великие Луки — город воинской славы»Краткосрочный проект для детей старшей группы «Великие Луки — город воинской славы» 17 января 2017 года город Великие Луки празднует 74 годовщину освобождения от немецко-фашистских захватчиков Солдаты боролись за мир во.

Краткосрочный проект «Любимая игрушка» во второй младшей группеКраткосрочный проект «Любимая игрушка» во второй младшей группе Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается.

Краткосрочный проект по пожарной безопасности «Юные пожарные» с детьми старшей группыКраткосрочный проект по пожарной безопасности «Юные пожарные» с детьми старшей группы Цель проекта: создание условий, для формирования у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности,.

Конспект занятия по лепке из глины «Дымковская игрушка  «Козлик»Конспект занятия по лепке из глины «Дымковская игрушка  «Козлик» Методическая разработка занятия на тему: «Дымковская игрушка - «Козлик». Направление: формирование функциональной грамотности обучающихся.

Проект «Декоративно-прикладное искусство. Дымковская игрушка» для средней группыПроект «Декоративно-прикладное искусство. Дымковская игрушка» для средней группы Автор проекта: Долматова Юлия Сергеевна Вид проекта: Долгосрочный, творчески-информационный Участники проекта: Дети средней группы, родители.

Занятие по лепке во второй младшей группе «Дымковская игрушка»Занятие по лепке во второй младшей группе «Дымковская игрушка» Творческая мастерская. Здравствуйте, коллеги. Предлагаю вам конспект партнерской работы детей и воспитателя по тематической недели "Народная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Краткосрочный проект по лепке для детей старшей группы ДОУ «Дымковская игрушка»
Опубликовано: 4 февраля 2020 в 13:59
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД