Папки-передвижки

Краткосрочный проект в средней группе «Юные исследователи» (3 фото)

Куликова Наталья Васильевна
Краткосрочный проект в средней группе «Юные исследователи»

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад «Островок»

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ :

«ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»

Выполнили воспитатели:

Собгайда П. Е.

Куликова Н. В.

2020г.

село Малокурильское

Аннотация

Публикация «Краткосрочный проект в средней группе „Юные исследователи“» размещена в разделах

Закон «Об образовании в Российской Федерации» ставит перед дошкольным образованием задачи не только на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, сохранение и укрепление здоровья, но и на формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в рамках образовательной области «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, которое может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка).

В соответствии с ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленными в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования, мы видим следующие:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Таким образом, формирование исследовательских умений дошкольников - одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов. Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Формирование целостного, комплексного, интегративного системно-деятельностного подхода к воспитанию дошкольника является целевой установкой ФГОС.

В развитии любознательности стоит отметить одну ее важную особенность: детский возраст в большинстве случаев оказывается решающим. В более поздние возрастные периоды развить данное качество- задача более сложная. Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность. Задачей исследовательской деятельности в дошкольном возрасте – это: вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога); активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом); формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

Актуальность исследуемой проблемы определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между: большим объемом методических разработок по организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью системы необходимых условий для ее организации.

Цель: выявить педагогические условия, необходимые для организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Что включает:

- создание предметно-развивающей среды для организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста;

- организация взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников по познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста;

- познавательно-исследовательскую деятельность в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

Таким образом, средствами познавательного развития являются познавательно-исследовательская деятельность, проектная деятельность, игровые технологии, информационно-коммуникативные технологии. При организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников на основном этапе используются различные игровые методы, упражнения, беседы, мини-эксперименты, разного рода наблюдения. Результатом познавательно-исследовательской деятельности дошкольника является интеллектуальная компетентность, которая характеризуется способностью к практическому и умственному экспериментированию, знаковому опосредованию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям.

Название проекта «Юные исследователи» в средней группе»

Визитка проекта

Опытно - экспериментальную деятельность по изучению неживой природы проводится в рамках нерегламентированной образовательной деятельности с детьми средней группы, организованная во второй половине дня в специально оборудованном уголке экспериментирования «Веселая лаборатория».

Данный проект представляет собой создание в группе условий для развития у детей познавательной активности и формирования у детей интереса к исследованию неживой природы с помощью детского экспериментирования. В процессе опытно - экспериментальной деятельности используются следующие виды деятельности:

- игровая;

- познавательно - исследовательская (опыты) и продуктивная;

- коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы)

Все беседы и опыты проводятся с учетом уровня развития и познавательных интересов детей. Для развития игровой ситуации можно включается участие игрового персонажа «Пчёлка Майя» и сопровождается совместная деятельность классической музыкой со звуками природы. После совместной опытно - экспериментальной деятельности проводятся воспитательные моменты это почистить и убрать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом.

Краткая аннотация проекта

Наблюдая за детьми своей группы, мы выявили, что у детей наблюдается системная познавательная активность через все виды деятельности. Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно мои воспитанники познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Например: почему мячик катится, а куб нет, почему у кошки 4 ноги, а у птицы только 2 и т. д. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию. Создав соответствующую предметно-пространственную среду в группе и обеспечив необходимым оборудованием (ракушки, камешки, разнообразные контейнеры, воронки, пластиковые баночки, губки, пробки, мы начали проводить всевозможные игры - эксперименты. В процессе игр дети узнали, что вода не имеет вкуса, запаха, что тяжелые предметы (камешки) в воде тонут, а легкие (поролон, пробки, перышки) нет. С большим интересом дети наблюдали за тем, что водичку можно «покрасить», они с удовольствием окрашивали воду разными цветами. Наблюдая сильный дождь из окна, дети видели, как стекает вода по стёклам, какие лужи после дождя на дорогах. После нескольких наблюдений сделали выводы: дождь бывает разный (холодный, тёплый, моросящий, крупный, ливневый). Чаще всего дождь идёт тогда, когда на небе появляются тучи, но бывает иногда и при хорошей погоде, когда светит солнышко, такой дождик называют «грибной». Он тёплый и быстро проходит. Стараясь подвести понимание детей к тому, что без воды не могут жить растения, птицы, рыбы и человек, рассматриваем с детьми картины, ухаживаем за растениями. В процессе работы дети ознакомились со свойствами и качествами такого материала как камень: они бывают большие и маленькие, тяжелые и легкие, твердые, тонут. Из камней можно делать постройки. Камни, песок, вода постоянно присутствуют в группе. В процессе работы, играя с детьми, создавались проблемные ситуации, позволяющие ребенку делать какие-то самостоятельные выводы.

Педагогическая актуальность

Для детей дошкольного возраста (4-5 лет) экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. В процессе взаимодействия с предметами (экспериментирования) происходит развитие всех видов восприятия, мелкой моторики пальцев рук, а это, прежде всего, стимулирует активность центров головного мозга, отвечающих за речь ребенка. В ходе экспериментирования взрослый создает проблемные ситуации, которые способствуют активизации наглядно-образного и логического мышления, произвольного и непроизвольного внимания, воображения, а через объяснения и умозаключения у детей пополняется словарный запас. А постановка вопросов, которые заставляют ребенка вернуться к прошлому опыту (эксперименту, способствует развитию памяти.

Цель проекта : Создать в группе условия для развития у детей познавательной активности и формирования у детей интереса к исследованию неживой природы с помощью детского экспериментирования. Научить детей через игры - опыты определять физические свойства воды, воздуха, песка и бумаги делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.

Задачи:

Для детей:

1. привить навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности;

2. сформировать у детей знания о физических свойствах неживой природы (вода, воздух, песок и бумага);

3. учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений, повысить уровень речевой активности, обогатить активный словарь, развить связную речь;

4. формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;

5. стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.

Для педагога:

1. познакомится с современной методической литературой по детскому экспериментированию;

2. выстроить систему работы, которая обеспечит, формирование познавательной активности у детей в проектной деятельности;

3. систематизировать литературный и иллюстрированный материал по детскому экспериментированию во второй младшей группе по теме «Неживая природа – вода, воздух, песок и бумага»;

4. организовать в группе развивающую среду, способствующую развитию навыков экспериментирования;

5. привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни;

6. провести заключительное мероприятие: представление презентации по проекту.

7. Участники проекта : дошкольники среднего дошкольного возраста (4 – 5 лет, воспитатель группы, родители.

Тип проекта : информационно-игровой

Вид проекта : информационный

Продолжительность проекта краткосрочный

Направление: формирование познавательно-исследовательского развития, социально-коммуникативного развития; речевого развития.

Формы работы: беседы, опытно-игровая деятельность активизирующее общение, проблемные ситуации, рассматривание картин, иллюстраций, наблюдение.

Работа с родителями:

Проведение консультаций для родителей; организация познавательно-развивающей среды группы уголок

Направляющие вопросы:

Основополагающий вопрос – Что я знаю о неживой природе - вода, воздух, песок и бумага?

Проблемные вопросы - Как определить свойства воды, воздуха, песка и бумаги?

Учебные вопросы – Что сделать сначала, что потом?

Механизм отслеживания: беседа с детьми, проблемные ситуации.

Описание процедуры оценивания

Уровни освоения программы.

Ожидаемый результат:

Реализация представленного проекта поможет педагогам :

- организовать в группе развивающую среду, способствующую развитию навыков экспериментирования;

- привить своим воспитанникам первоначальные навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности.

Дети среднего дошкольного возраста:

- сформируются знания о физических свойствах неживой природы (вода, воздух, песок, бумага);

- научатся сопоставлять факты и выводы из рассуждений;

- повыситься уровень речевой активности;

- обогатиться активный словарь, разовьется связная речь;

- сформируется опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

Родители:

- привлечение родителей к образовательному процессу и экспериментированию в повседневной жизни.

Мероприятия, направленные на достижение ожидаемого результата

Подготовительный этап:

Постановка цели.

Определение актуальности и значимости проекта.

Подбор методической литературы по теме детское экспериментирование в детском саду и дома, для реализации проекта.

Планирование опытов и экспериментов в рамках неживой природы.

(Приложение)

Основной этап:

Создание и обустройство уголка экспериментирования для успешной реализации проекта.

Работа с детьми по плану: проведение опытов с водой; проведение опытов с воздухом; проведение опытов с песком; проведение опытов с бумагой.

Работа с родителями: разработка консультации - детское экспериментирование в детском саду; разработка рекомендаций по организации детского экспериментирования в домашних условиях.

Заключительный этап:

Презентация проекта.

Создание продукта.

Заключение

Анализ литературы позволил раскрыть теоретические аспекты организации познавательно-исследовательской деятельности, которые заключаются в следующем:

в дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие высших психических функций (внимание, восприятие, память, мышление, воображения, речи, способов умственной деятельности (умение сравнивать, анализировать, обобщать). Формируются умения: видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать, наблюдать, структурировать полученный материал, делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свои идеи.

познавательно-исследовательская деятельность дошкольника имеет логическую последовательность: любопытство, любознательность, и собственно исследовательская деятельность.

познавательно-исследовательская деятельность дошкольника состоит из тех же действий, что и научно-исследовательская деятельность и предполагает поиск истины через вовлечение в деятельность, исследовательскую.

существуют различные методы, пути, способы организации познавательно-исследовательской деятельности, формирование познавательно-исследовательских умений.

В результате проведённого проекта

по изучению неживой природы (воздух, вода, песок, бумага) в средней группе» были реализованы следующие задачи:

1) Изучены теоретические основы организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

2) Выявлены педагогические условия, необходимые для организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

3) Разработана серия опытов по познавательно-исследовательской деятельности детей средней группы.

Современные исследователи (Савенков А. И., Иванова А. И., Куликовская И. Э., Дыбина О. В. и др.) рекомендуют использовать исследовательский метод и в работе с детьми дошкольного возраста. Главное достоинство этого метода заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Таким образом, формирование исследовательских умений дошкольников - одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов. В нашей работе мы придерживаемся понятия «элементарная познавательно-исследовательская деятельность детей в детском саду – специально организованная деятельность, позволяющая ребенку под руководством педагога или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о том или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении». Современный дошкольник должен уметь самостоятельно добывать информацию. Чтобы исследование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка. Для этого необходимо создать специальные условия: предметно-развивающую среду для развития познавательного интереса детей; взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников по познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста; органичное включение познавательно-исследовательской деятельности в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

Используемая литература:

1. Веракса, Н. Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет / Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов — М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012 — 77 с.

2. Деркунская, В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. / В. А. Деркунская — М. : Центр педагогического образования, 2012. — 144 с.

3. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учеб. Пособие. / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир— М. : Педагогическое общество России, 20013. — 80 с.

4. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ // СПС «Консультант Плюс»

5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 № 1155 (Зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 № 30384) // Российская газета. - 2013.- 25 ноября (№ 265).

6. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт. -сот. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. — Волгоград: Учитель, 2012. — 333 с.

7. Поддьяков, Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка. От рождения до шести лет. / Н. Н. Поддьяков — М. : Речь, 2010. — 144 с.

8. Савенков, А. И. Материалы курса «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников» : Лекции 1–4. / А. И. Савенков — М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2007. — 52 c.

9. Савенков, А. И. Материалы курса «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников» : Лекции 5–8. / А. И. Савенков — М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2007. — 92 c.

10. Савенков, А. И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. / А. И. Савенков— Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. — 32 с: ил.

11. Тонкова, Ю. М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи [Текст] / Ю. М. Тонкова, Н. Н. Веретенникова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 71-74

ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С МАЛЫШАМИ ДОМА

Тема: «Снег и его свойства»

Опыт «Растапливание снега, снег рассыпчатый и мокрый»

Цель: познакомить детей со свойствами и качествами снега (холодный, белый, превращается в воду).

Материалы и оборудование: ёмкость со снегом, прозрачные стаканы с горячей и холодной водой, льдинка.

Описание. Зимой пчёлка Макйя любит гулять на улице, ему очень нравится играть в снежки.

Снег рассыпчатый, но из него можно слепить снежок или снеговика.

Однажды она принесла домой снежок и оставила его в норе, на полу в прихожей, а сама пошла, обедать, а потом спать. Когда проснулась, сразу вспомнила про снежок, побежал в прихожую. Он пропал – нет нигде, зато на полу блестела лужица.

Положите снег на ладонь:

- Смотри, вот снег. Он рассыпчатый, холодный и тает от тепла рук. Во что он превратился? (В воду)

В прозрачный стеклянный стакан налейте горячую воду (её можно подкрасить, опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает.

Можно взять несколько стаканов и понаблюдать, как по-разному тает лёд в воде разной температуры.

Вывод: снег холодный, белый, рассыпчатый, превращается в воду.

Тема: «Вода и её свойства»

Опыт «Переливание и окрашивание воды. Измерение температуры воды»

Цель: выявить свойства воды (вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде).

Материалы и оборудование: ёмкости с водой (холодной и тёплой, гуашь размешивания, мерные стаканы. разного цвета,

Описание. Однажды Пчёлка Майя решила показать маме фокус.

Она поставила на стол прозрачные стаканчики.

Затем налила в них воду. Буль-буль, потекла водичка.

- Мама, закрой глаза! – сказала Майя. Мама закрыла глаза и стала ждать, что будет.

- Открывай! – скомандовала Майя. Когда мама открыла глаза, то увидела, что в стаканчиках вода теперь не простая, а разноцветная – жёлтая, красная, синяя, зелёная и оранжевая.

- Как красиво! – восхитилась мама.

Предложите детям приготовить разноцветную воду (в стаканчиках с тёплой и холодной водой, постарайтесь привлечь внимание ребё нка элементом волшебства:

- если опустим в стакан с водой кисточку с жёлтой краской, интересно, что

получится. Какой это цвет?

- В каком стакане краска быстрее растворится? (В стакане с тёплой водой)

Вывод: вода прозрачная, некоторые вещества растворяются в воде, может быть тёплой и холодной, в тёплой воде быстрее растворяется краситель.

Тема: «Песок»

Опыт «Пересыпание песка, песок мокрый и сухой, поделки из песка»

Цель: познакомить детей со свойствами песка (сыпучий, мокрый).

Материалы и оборудование: ёмкость с песком, лейки с водой.

Описание. Любимое увлечение пчёлки Майи – играть с песком. Однажды она решила сделать из песка замок. Майя старалась изо всех сил, но её постройка рассыпалась. Пчёлка очень расстроилась.

Тут солнышко спряталось за тучку.

- Сейчас польет дождик, - подумала Майя.

Каждому ребенку выдается лейка с водой. Дети поливают песок.

- Дождик, дождик лей веселей! Своих капель не жалей.

Для цветов, для полей и для маленьких детей.

- Какой теперь стал песок, сухой или влажный?

Дождь покапал и прошел. Стало всем нам хорошо

Солнце снова засветилось, засияло, заискрилось.

Воспитатель и дети пробуют лепить замок из влажного песка.

Вывод: сухой песок форму не сохраняет, он сыпучий.

Краткосрочный проект в средней группе «Юные исследователи»
Фото «Юные исследователи»
Краткосрочный проект в средней группе - фото
Публикации по теме:

«Юные исследователи». Экспериментальное занятие в старшей группе«Юные исследователи». Экспериментальное занятие в старшей группе Экспериментальное занятие в старшей группе. " Юные исследователи " Цель. Развивать у детей интерес к познанию нового на основе жизненных.

Фотоотчёт «Юные исследователи»Фотоотчёт «Юные исследователи» Фотоотчёт «Юные исследователи» В нашей группе прошло интересное занятие по развитию речи. На занятии дети были исследователями: каждый.

Краткосрочный проект по ПДД в средней группе ДОУКраткосрочный проект по ПДД в средней группе ДОУ Краткосрочный проект по ПДД в средней группе ДОУ. Цель: - формировать у детей навыки правильного осознанного безопасного поведения на дороге.

Краткосрочный проект по пожарной безопасности «Юные пожарные» с детьми старшей группыКраткосрочный проект по пожарной безопасности «Юные пожарные» с детьми старшей группы Цель проекта: создание условий, для формирования у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности,.

Краткосрочный проект в средней группе «День Победы»Краткосрочный проект в средней группе «День Победы» Проблема: незнание детьми праздника - День Победы, о ветеранах Великой отечественной войны. Обоснование проблемы: 1. Недостаточное внимание.

Краткосрочный проект «День Победы» в средней группе Актуальность: День Победы один из самых великих праздников не только в нашей стране, но и в странах которые пострадали от фашистких захватчиков.

Краткосрочный проект в средней группе «Север»Краткосрочный проект в средней группе «Север» Актуальность Проект готовился с целью расширить, обобщить и систематизировать знания о том, что такое Крайний Север, о животных севера,.

Краткосрочный проект «Веселые игры и забавы» в средней группе Краткосрочный проект "Веселые игры и забавы" в средней группе. Цели проекта: - максимальное использование разнообразных видов детской деятельности.

Познавательно-исследовательский проект «Юные исследователи» Проект «Юные исследователи"Актуальность проекта «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и.

Рекомендации для родителей «Юные исследователи» в младшей группеРекомендации для родителей «Юные исследователи» в младшей группе Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Краткосрочный проект в средней группе «Юные исследователи»
Опубликовано: 9 сентября 2020 в 01:49
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД