Приложение МААМ

Круглый стол для воспитателей ДОУ «Проблемы психолого-педагогического образования родителей»

ольга зубкова
Круглый стол для воспитателей ДОУ «Проблемы психолого-педагогического образования родителей»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: активизация педагогов в вопросах взаимодействия с семьей.

Задачи: выявить проблемы, препятствующие плодотворному взаимодействию педагогов с родителями; формировать умение дифференцированно подходить к организации работы с родителями; обозначить направления работы педагогов с семьями воспитанников.

Форма проведения: круглый стол.

Ход круглого стола:

I. Вступительное слово «Актуальность вопросов взаимодействия педагогов с семьями воспитанников».

Публикация «Круглый стол для воспитателей ДОУ „Проблемы психолого-педагогического образования родителей“» размещена в разделах

«Дошкольное детство» - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.

Центральное место в формировании личности ребенка занимает семья. По мнению исследователей (Л. Б. Шнейдер. Психология семейных отношений. М., 2000.), именно от нее на 70 % зависит, каким вырастет человек и какие черты характера сформируют его натуру. В семье ребенок получает первичные навыки в восприятии действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества. Именно к этому подводит «новая философия» работы с семьей: за воспитание детей и их развитие несут ответственность родители, а все другие институты воспитания и образования, включая дошкольные образовательные учреждения, призваны этому содействовать.

Семья и ДОУ – два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Если ДОУ способствует интеграции ребенка в социум, то семья призвана обеспечить индивидуализацию детского развития.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем

экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится

на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за

детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

В результате этого, одной из основных задач детского сада, педагогов и

психологов является установление положительных взаимоотношений с родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье.

Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить

друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление партнерских отношений между дошкольным образовательным учреждением и родителями.

П. Сообщение «Основные направления взаимодействия с семьей».

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей.

Чтобы позитивно влиять на желание той или иной семьи участвовать в работе группы, педагог должен хорошо знать всех родителей своей группы и учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и членов каждой семьи.

Расчет на положительные качества родителей и их сильные стороны предопределяет успех в работе. По мере развития взаимоотношений крепнет доверие, и родители приобретают определенные полномочия, используя те возможности и средства, которые необходимы для воспитания ребенка.

Одной из основных задач детского сада является вовлечение семьи в воспитательно - образовательный процесс с целью улучшения эмоционального самочувствия детей, обогащения воспитательного опыта родителей, повышение их родительско - педагогической компетентности.

Основные принципы организации работы с семьей:

• Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

• Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

• Отсутствие формализма в организации работы с семьей;

• Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

• Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.

Формы взаимодействия:

коллективные

индивидуальные

наглядно-информационные

Готовясь к сотрудничеству с семьей, требуется четко продумывать формы и методы работы и обеспечивать их соответствие поставленным задачам, особенностям предполагаемых партнеров по взаимодействию. Это необходимо для того, чтобы вовлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс, пробудить их интерес к жизни детей в дошкольном учреждении, активизировать участие в различных мероприятиях.

Нужно отказаться от формального общения, монолога в пользу диалога с родителями и отдавать приоритет таким формам работы, как «круглый стол», вечера вопросов и ответов, совместные со взрослыми праздники и развлечения, педсоветы, дискуссионные клубы, выставки совместных работ родителей и детей, тренинговые занятия, помогающие родителям ориентироваться в различных ситуациях, анализировать их, находить оптимальные решения. Важную роль в установлении взаимоотношений с родителями играют также индивидуальные формы работы с ними.

Нетрадиционные формы работы с семьей побуждают к творческому сотрудничеству родителей, детей и воспитателей, устраняют отчужденность между ними, вселяют уверенность в успехе совместной работы, решают многие проблемы.

III. Деловая игра.

Цели: формирование умения дифференцированно подходить к организации работы с родителями; поиск оптимальных путей разрешения конфликтов, новых способов поведения в контактах с родителями; приобретение опыта совместной работы педагогического коллектива.

Форма проведения: две рабочие группы, одна экспертная группа.

Ход игры:

1. Теоретическая часть.

Вопросы для первой группы:

1. Как вы понимаете, что такое работа с родителями?

2. Перечислите формы работы с родителями.

3. Посещение на дому. В каких случаях целесообразно посетить семью?

4. Работа с трудными семьями. Какую семью вы считаете трудной? Есть ли у вас такие семьи? Какую работу необходимо проводить с трудными семьями?

Вопросы для второй группы:

1. Какие основные задачи стоят перед дошкольным учреждением по работе с родителями?

2. Анкетирование. Что это такое? Назовите положительные и отрицательные стороны анкетирования.

3. Считаете ли вы эффективными такие формы работы с родителями, как «День открытых дверей», открытое занятие, выпуск газеты? Что это дает педагогам и родителям?

4. В каком случае плохое поведение ребенка обсуждается:

• в его присутствии;

• без него;

• в присутствии всех членов семьи?

2. Практическая часть (анализ педагогического диктанта).

Если мы обратимся к вашим педагогическим диктантам, то мы увидим, что 75 % педагогов считают: чтобы семья понимала повседневную жизнь детского сада и активно в ней участвовала, необходимо как можно чаще «включать родителей» в деятельность дошкольного учреждения, то есть чтобы они принимали активное участие в работе ДОУ. А по анкетам родителей мы видим, что им не хватает специальных педагогических знаний (педминимума).

Поэтому работу с родителями мы разделим на два блока: педагогическое просвещение родителей и включение родителей в деятельность ДОУ.

Задача педагогов: определить, какие формы работы необходимо использовать при решении основных задач в первом и втором блоке, и отметить их.

Блоки Задачи Формы

1 2 3

Педагогическое просвещение

родителей педагогической грамотности родителей Лекции, семинары, семинары-практикумы, открытые занятия, работа творческих групп по интересам,

родительские собрания, консультации, наглядная агитация

Включение родителей в деятельность ДОУ Создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль за деятельностью ДОУ Соревнования, кружки, выпуск газеты, конкурсы, викторины, совместные мероприятия

3. Игровое упражнение «Современная семья - какая она?».

Цель: проведение среза представлений педагогического персонала о современной семье, анализ идеальной установки на семью воспитанников и реальные условия.

Ход проведения:

Каждая группа получает набор журналов, бумагу для основы, клей, ножницы. Задача педагогов: изобразить современную семью в виде коллажа с помощью любых иллюстраций.

Экспертной группе необходимо изобразить семью, идеальную в их представлении.

Через 10-15 минут совместной работы каждая группа педагогов рассказывает о своем представлении семьи.

4. Игровое упражнение «Определи логическую последовательность».

Учебная задача: определить оптимальную последовательность действий педагога при подготовке и проведении встречи с группой родителей.

Ход упражнения:

Каждая группа получает карточку, на которой сформулированы фрагменты проведения или подготовки встречи с родителями. Посовещавшись в течение регламентированного времени, играющие представляют последовательность действий при организации и проведении встречи, комментируя свой выбор.

5. Подведение итогов.

«Ребенок должен с радостью идти в детский сад и радостно возвращаться домой. Нужно, чтобы ребенку в детском саду было весело, хорошо, интересно, чтобы он дружил с ребятами, знал, что дома его ждут любящие взрослые».

Решение задач сотрудничества требует, чтобы педагоги участвовали в психолого-педагогическом просвещении родителей; изучали семьи, их воспитательные возможности; обязательно вовлекали родителей в образовательную работу детского сада.

Публикации по теме:

Реализация образовательного проекта в социальном партнерстве: детский сад — семья — библиотека У педагогов и родителей единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы.

Электронное пособие «Традиции и новации взаимодействия ДОУ и семьи в образовательной области «Коммуникация» Цель работы с родителями: -создание единого образовательного пространства -создание доверительных и партнёрских отношений с родителями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Круглый стол для воспитателей ДОУ «Проблемы психолого-педагогического образования родителей»
Опубликовано: 23 сентября 2014 в 17:15
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Круглый стол для воспитателей ДОУ «Проблемы психолого-педагогического образования родителей»» (включая файлы) размещена пользователем ольга зубкова (УИ 242347) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД