МААМ-картинки

Круглый стол: «Общение воспитателя с родителями»

Алеся Чаплыгина
Круглый стол: «Общение воспитателя с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы

Круглый стол: «Общение воспитателя с родителями»

Старшая группа- воспитатель Ковтун Е. И

Форма проведения: деловая игра.

Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

План:

1. Выступление воспитателя: «Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников»

2. Деловая игра

3. Домашнее задание – презентация статьи в родительский уголок.

Предварительная работа:

1. Оформление информационного листа о планируемом педсовете.

Публикация «Круглый стол: „Общение воспитателя с родителями“» размещена в разделах

2. Доклад воспитателя «Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников»

3. Деловая игра.

Ход круглого стола.

Доклад воспитателя.

Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет ребенку семью проблематичную. Он обучает и консультирует родителей, передает традиции и воспитывает человека будущего. С этой точки зрения дошкольное образование имеет для общества гораздо большее значение, чем просто место, где учат и развивают детей.

Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов определенных усилий. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. И сегодня на нашем педагогическом совете мы обсудим профессиональную компетентность педагога в сфере общения с родителями.

На мгновение включим фантазию и представим себе. Утром мамы и папы приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» – и уходят. Целый день дети проводят в детском саду: играют, гуляют, занимаются. А вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят ребятишек домой. Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. А если вдруг возникают вопросы, то родители могут сказать, что было анкетирование и мы там обо всем рассказали. А педагоги ответят им так: «Ведь есть же информационные стенды. Прочитайте, там все сказано!» Согласитесь картина получилась безрадостная. И хочется сказать, что такое просто не возможно.

У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.

Практика показывает, что эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов. Например, коллективное обсуждение проблемы позволяет родителям почувствовать, что другие мамы и папы тоже столкнулись с похожими проблемами и сумели найти из них выход. А это рождает ощущение: любые трудности разрешимы.

Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей важны и для улучшения отношения между родителями и детьми. Родители учатся любить ребенка таким, какой он есть, безоговорочно. Они могут увидеть ребенка в обстановке, отличной от семейной, наблюдать за его общением со сверстниками, педагогами.

К сожалению грустная картина, которая была нарисована вначале, характерна для некоторых садов, в которых общение педагогов с родителями строится на взаимных претензиях. Да, трудностей на самом деле в организации общения много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению. Из чего же складывается успех общения?

Это и желание пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом равного себе партнера, услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию. Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.

Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

Все это приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников».

Какого же педагога можно назвать компетентным в сфере общения с родителями?

В содержание профессиональной компетентности входят следующие личностные качества и установки, знания, умения и навыки.

Нарисуем портрет педагога с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников.

Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно, должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.

Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым нет дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок вырос хорошим. Согласится с этим сложно. Родителям не всегда хватает времени для общения, есть и категории трудных родителей, но важно другое. Нужно педагогам увидеть причины трудностей — не только в родителях, но и в себе.

Вывод однозначный: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать. Рассмотрим примерный кодекс общения

Педагогу в работе с семьей и в психолого-педагогическом просвещении родителей важно выстроить систему, в которой обе стороны взаимодействия (детский сад и семья) становятся равноправными, равноценными и автономными партнерами в обеспечении всестороннего развития ребенка. Это достаточно сложно, поскольку воспитатель в ситуации взаимодействия должен выступать в двух ролях: как «официальное лицо» - представитель образовательного учреждения и как доверительный собеседник, с которым поделиться, не опасаясь осуждения.

2. Деловая игра

Для проведения игры нам нужно разбиться на две команды. Наша деловая игра будет состоять из трех частей: разминки, решения педагогических ситуаций, упражнений на развитие коммуникативности педагога, презентации статьи в родительский уголок и «банка идей» педсовета. За каждую часть игры командам будут выставляться баллы. Для игры нам понадобится экспертная комиссия в составе заведующего, социального педагога и педагога-психолога. Начнем нашу игру с названия команд.

1 часть. Разминка. Вопросы раздаются всем участникам, ответы принимаются по очереди.

1. Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника? (семье)

2. Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка (Конституция РФ, Закон «Об образовании», Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс)

3. В чем заключается роль других социальных институтов в воспитании детей? (помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи)

4. В чем заключается компетентность педагога в общении с родителями? (совершенствует свои знания, стремится к активному взаимодействию, внимателен, выдержан, тактичен в общении, владеет знаниями о семье, учитывает социальные запросы родителей, умеет планировать работу с родителями, обладает коммуникативными навыками)

5. В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного общения с родителями? (медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика, и т. д.)

6. Назовите условия, при которых может снизится компетентность педагога? (ограничения со стороны организма (снижение работоспособности, в силу возрастных причин, заболеваний, недостаточная мотивация для деятельности, недостаточность информированности)

7. Назовите условия для преодоления утрачивания компетентности? (помощь коллег, наставников, создание мотивации для деятельности, чтение литературы, журналов, обращение за помощью к психологу, курсы повышения квалификации, участие в проблемных семинарах)

8. Назовите методы изучения семьи? (анкетирование, тестирование, беседа, патронаж, наблюдение за игровой деятельностью малыша, «Родительское сочинение», диагностические рисуночные методы, и т. д.)

9. Назовите формы работы с семьей? (родительские собрания, анкетирование, письменные и устные консультации, беседы, дни открытых дверей, родительская почта, оформление стендов, приглашение на занятие, проведение общих досугов с приглашением родителей)

2 часть. Решение педагогических ситуаций. Игра-инсценировка «Как поступить?»

– Задание для команд. Каждая команда придумывает конфликтную ситуацию «воспитатель — родитель», объявляет её команде соперников. Каждая из команд должна проиграть данную ситуацию и найти выход из создавшейся ситуации. (мама предъявляет претензию, воспитатель находит выход)

– Вопросы к педагогам после проигрывания ситуации:

1. Какую роль было легче реализовать, роль «предъявителя претензий» или роль «ответчика»?

2. Что должен делать воспитатель, если он не в состоянии убедить родителя?

3. Какие чаще всего претензии предъявляют родители?

3 часть. Банк идей.

Предлагаю всем участникам игры пополнить банк идей, ответив на вопрос: Как сделать общение с родителями наиболее продуктивным и приятным?

Подведение итогов игры. Награждение победителей.

3. Домашнее задание. Презентация статьи в родительский уголок.

– Предлагаю каждому из участников игры презентовать свою статью: обосновать выбор темы, почему именно так оформлена и будет ли востребована родителями.

Вопросы:

1. Что было самое трудное для подготовки статьи? (оформление, подбор материала, выбор темы)

2. В какой помощи нуждаетесь со стороны администрации?

4. Итоги круглого стола.

Обсуждение проекта решений круглого стола.

Вспомним японскую мудрость: «Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис. Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работника». Давайте же воспитывать достойное поколение. Удачи вам!

Публикации по теме:

План-программа постоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста основам грамоты»План-программа постоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста основам грамоты» План – программаПостоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста  основам грамоты»Руководитель: Малышева.

План работы с родителями на учебный год План работы с родителями детского корпуса № 4 ГДОУ ДС  «ДОГ «Малыш»    на 2011-2012 уч. год. Оформление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Круглый стол: «Общение воспитателя с родителями»
Опубликовано: 16 февраля 2012 в 18:48
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Круглый стол: «Общение воспитателя с родителями»» (включая файлы) размещена пользователем Алеся Чаплыгина (УИ 4424) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД