МААМ-картинки

Круглый стол по теме «Опыт работы в ДОО по формированию грамматически правильного строя речи дошкольников» (1 фото)

Кузырова Найля
Круглый стол по теме «Опыт работы в ДОО по формированию грамматически правильного строя речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Круглый стол по теме «Опыт работы в ДОО по формированию грамматически правильного строя речи дошкольников»

При формировании грамматически правильной речи ребенка следует различать работу над ее морфологической и синтаксической стороной. Морфология изучает грамматические свойства слова, его формы; синтаксис- словосочетания и предложения.

Грамматический строй усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания, в процессе речевой практики.

Публикация «Круглый стол по теме „Опыт работы в ДОО по формированию грамматически правильного строя речи дошкольников“» размещена в разделах

Работа по развитию грамматического строя речи проводится в различных формах, используя при этом грамматические игры и упражнения :

1. Специальные занятия по развитию речи (5-10 мин)

2. В режимные моменты;

-утренний прием детей и вечернее время;

-утренний и вечерний туалет;

-прием пищи;

-индивидуальная и подгрупповая работа;

-при рассматривании игрушек, предметов, картинок;

-во время прогулок;

-в игровой деятельности;

3. При ознакомлении с окружающим (общественной жизнью и природой во все времена года);

4. В процессе труда (хозяйственно-бытовой труд, ручной труд, труд в природе);

5. Во время неречевых занятий: по формированию элементарных математических представлений, рисованию, лепке, конструированию, физкультуре, музыкальных;

6. Во время чтения и обсуждения произведений художественной литературы;

7. В книжном уголке;

8. Во время праздников и развлечений;

9. В самостоятельной игре;

10. В работе с родителями.

На занятиях по развитию речи используем упражнения и дидактические игры на использование правильных грамматических форм. Они составляют лишь часть занятия и упражненяют детей только в нужной грамматической форме. Например, на занятии по теме : «Посуда»мы включили игру «Один- много» на упражненре существительных множественного числа (чашка-чашки, ложка- ложки).

В утренний прием детей и вечером мы проводим дидактические игры и упражнения с использованием игрушек и картинок. Например, упражнение «Кто с кем?» (кошка с котятами, собака со щенятами, коза с козлятами, упражнение «Кто от кого?» (от кошки-котята, от собаки-щенята). Все эти игры учат соотносить названия животных и их детенышей. Упражнения и дидактические игры используем, как предварительную работу к занятию. Их тематику подбираем согласно теме занятия. Например, перед занятием на тему: «Петушок и его семья» провели Д/И «Большой, поменьше, маленький» (петушок (какой)- большой, курица- поменьше, а цыпленок- маленький, упражнение «Назови ласково» (петушок, курочка, цыпленочек).

При утреннем и вечернем туалете используем художественное слово (потешки, стихи). Например, в стихотворении:

«Кран, откройся!

Нос, умойся!

Глаз, купайся!

Грязь, смывайся!»

Упражняем детей в образовании глаголов повелительного наклонения. В потешке «Водичка, водичка, умой мое личико…» упражняем в образовании ласкательных форм существительных (глазоньки, личико, роток, пюре)

В индивидуальной и подгрупповой работе используем персонаж. Например, кукла Лена приносит картинки с изображением фруктов и овощей или предметы. Она хочет поиграть в игру «Чего не стало?»(яблок, груш, бананов, апельсинов, лимонов,в игру «Что появилось?» (огурцы, помидоры). Аналогичнообыгрываем картинки и предметы из серии «Цветы», «Посуда», «Одежда», «Животные», «Игрушки».В этих играх мы учим детей образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных. Индивидуальную и подгрупповую работупроводим в утренний прием детей, во второй половине дня, во время прогулок, в свободную деятельность детей.

При рассматривании игрушек и предметов, предметных и сюжетных картинок. Например, при рассматривании игрушек, предметов и предметных картинок активизируем в речи прилагательные. Учим детей согласовывать окончания прилагательных с существительным. Кукла (какая)- большая, красивая, нарядная, радостная. Мяч (какой)-круглый, красный, резиновый. Яблоко (какое) - зеленое, круглое, гладкое, сочное, ароматное. При рассмотрении сюжетных картинок упражняем детей в употреблении глаголов. Например, игра «Что делает?» (Самолет летит. Мишка спит. Матрешка танцует. Мальчик рисует.). Игра «Дай задание» - на употребление глаголов повелительного наклонения (Самолет лети! Мишка, спи! Матрешка, танцуй! Мальчик, рисуй). Учим детей составлять по сюжетным картинкам предложения из 3-4 слов.

Во время прогулок с детьми наблюдаем за объектами живой природы (деревья, цветы, животные, птицы) и неживой природы (ветер, облака, снег, дождь, за явлениями общественной жизни (работа дворника, проезжающий мимо детского сада транспорт). При наблюдениях мы беседуем с детьми, даем новые знания и включаем словесные упражнения на развитие грамматического строя речи. Например, упражнение «Какие это вещи?» - на согласование прилагательных с существительными в роде, числе ( это теплая одежда: теплая шапка, теплый шкаф, теплое пальто, теплые варежки; это зеленые предметы: зеленый лист, зеленая трава, зеленое яблоко, зеленые носки). Д/И «Короче- длиннее» (палочка короче, длиннее). Упражнение «Кто где?»- на употребление предлогов (Саша идет к дереву. Саша стоит около дерева. Саша отошел от дерева. Лена играет в песочнице. Миша едит с горки. Вова спрятался за дерево. Лера сидит под горкой).

На неречевых занятиях со строительным материалом, по изобразительной деятельности, по математике, по физической культуре, музыкальных дети встречаются с множеством различных предметов, материалов. Мы обучаем их выполнять элементы разнообразных видов деятельности (рисовать, лепить, слушать музыку, выполнять музыкально-ритмические движения, возводить элементарные постройки). Для этого мы даем детям знания, умения, учим их техническим приемам. В результате обогащаемсловарь детей и упражняем их в усвоении грамматических форм. Например, на занятиях по физической культуре упражняем детей в употреблении глаголов разных времен и наклонений (будет спрыгивать, спрыгнет, спрыгну, перепрыгну).

В книжном уголке рассматриваем с детьми книги и включаем словесные упражнения. Например, игра «Что (кого) нарисовал художник?» - на упражнение существительных в винительном падеже (чашку, слона, петуха, машину). Упражнение «Это чье?»- на определение рода имени существительного, употребление местоимений «мой», «мое», «моя», «мои». Например, чей бант- мой бант, чья собака- моя собака, чье ведро- мое ведро, чьи бусы- мои бусы. Учим детей составлять предложения из 3- 4 слов.

Во время чтения и обсуждения произведений художественной литературы даем литературный образ и образец своей речи.

Во время праздников и развлечений тактично исправляем грамматические ошибки детей своим примером.

В процессе самостоятельной деятельности детей при употреблении ими неправильных грамматических форм даем правильный образец своей речи или образец другого ребенка. Например, послушай, как нужно правильно говорить это слово- «Матрешек». Или послушай, как Коля говорит это слово- «Карандашей». Можем здесь же провести индивидуально с ребенком упражнение или игру на данную ошибку.

Проводим работу с родителями на развитие грамматического строя речи детей.

Таким образом, упражняем ребят в праильном использовании грамматических форм в разных видах деятельности в течении всего дня.

Целесообразно:

1. Для игры лучше выбрать одну цель- узкое содержание позволяет сконцентрировать внимание детей на нужном материале;

2. Полезно использовать более легкие игры, хорошо знакомые детям;

3. Использовать одни и те же игры (но с разным лексическим материалом) повторять на различных занятиях до исчезновения грамматической ошибки в речи детей.

Публикации по теме:

Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка у детей с ТНР Теоретическое представление собственного педагогического опыта по теме «Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка.

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Дидактическая игра по формированию лексико-грамматического строя речи для детей дошкольного возраста «Моя семья»Дидактическая игра по формированию лексико-грамматического строя речи для детей дошкольного возраста «Моя семья» Цель – создать условия для формирования лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Задачи: - учить детей составлять.

Конспект интегрированного занятия по формированию грамматического строя речи в старшей группе «Прогулка в лес» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» Цель: Развитие.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи «Цветик-семицветик»Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи «Цветик-семицветик» .

НОД по формированию грамматического строя речи на тему «Весна» в подготовительной группе Цель: развивать связную речь, грамматический строй речи. Задачи: - упражнять детей в подборе действий к предметам, - развивать логическое.

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

Опыт работы по теме «Применение игр ТРИЗ для развития речи детей дошкольного возраста» Речевое развитие - актуальное направление для работы с детьми дошкольного возраста. Ведь на этапе завершения дошкольного образования ребенок.

Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников»Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников» Антонио Менегетти (итальянский психолог, философ, художник, основатель онтопсихологической школы, продолжающей гуманистическую ветвь психологии).

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Круглый стол по теме «Опыт работы в ДОО по формированию грамматически правильного строя речи дошкольников»
Опубликовано: 10 февраля 2023 в 20:50
+35Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Круглый стол по теме «Опыт работы в ДОО по формированию грамматически правильного строя речи дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Кузырова Найля (УИ 2324798) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД