МААМ-картинки

Круглый стол «Экологическая тропа»

Татьяна Краснолуцкая
Круглый стол «Экологическая тропа»
▼ Скачать + Заказать документы

2 слайд

Экологическая тропа – обустроенные и особо охраняемые прогулочно-познавательные маршруты, создаваемые с целью экологического просвещения населения через установленные по маршруту информационные стенды.

3 слайд

Что такое экологическая тропа в ДОУ?

Это специально оборудованный, с образовательными и воспитательными целями маршрут. Он состоит из ряда видовых точек – объектов.

Публикация «Круглый стол „Экологическая тропа“» размещена в разделах

Первые экологические тропы были созданы для посетителей национальных парков в зарубежных странах. В последние годы многие дошкольные учреждения создают свои экологические тропы.

У детей первых семи лет жизни мышление наглядно-действенное и наглядно-образное. Следовательно, в работе должны использоваться такие методы обучения, которые базируются на наблюдениях, экспериментах и собственной продуктивной деятельности детей.

Усвоение экологических понятий происходит значительно легче и быстрее, если дети видят проявление биологических закономерностей в реальности, в своем ближайшем окружении. Экологическая тропа позволяет систематизировать знания, показывает живые организмы в единстве со средой их обитания.

4 слайд

Экологическая тропа преследует ряд целей и задач:

Образовательную – расширять знания об объектах и процессах окружающей нас природы.

Развивающую -научить дошкольников самим наблюдать и замечать явления природы, видеть прекрасное и удивительное в самых обычных живых и не живых объектах, развить эстетические чувства.

Воспитательную – способствовать воспитанию экологической культуры и осознанного поведения в природе, важность влияния человека на изменения в природе.

Оздоровительную - экологическая тропа может и должна использоваться для организации активного отдыха детей на природе как в зимний период, так и во время летнего отдыха.

5слайд

Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе детского сада :

• Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.

• Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

• Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.

• Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

• Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

• Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

• Проводить на тропинке наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

6слайд

Можно выделить три основных типа экологических тропы :

в здании детского сада;

на территории дошкольного учреждения;

в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер).

Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы.

Включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников. В качестве объектов экологической тропинки выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревья, кустарники, травы, мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луг, лес, клумбы, отдельно цветущие растения, места регулярного скопления насекомых, небольшие водоемы, огороды, отдельные камни, альпийская горка и т. п.

7 слайд

Этапы создания и оформления тропы.

Последовательность действий по созданию тропинки может быть следующей:

- детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;

- составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов:

• в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов;

• могут быть составлены картосхемы разного назначения;

• в помощь воспитателям и для детей разного возраста.

8 слайд

Картосхемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных для ребенка рисунков объектов, стрелок, указывающих маршрут. Для малыша можно сделать яркие, крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов. Например, нарисовать в кружках бабочку, яркий цветок, дерево и соединить все эти рисунки линией – дорожкой, по которой они идут от одного объекта к другому;

- выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки – сказочного персонажа, который будет давать ребятам задания, и приглашать их в гости;

- фотографирование объектов и описание всех точек;

- изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранных знаков;

- составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.

Оформление тропы и оборудование для организации по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта);наблюдений

9 слайд

Для повышения интереса детей к занятиям на тропе (особенно младшего возраста) педагог совместно с ними выбирает «хозяина (или хозяйку)» тропинки – сказочного героя (Боровичка, Лесовичка, Флору и т. п.). Можно предварительно устроить конкурс среди детей и родителей: кто предложит на роль «хозяина» тропы наиболее интересный персонаж. Этот персонаж помогает проводить занятия на тропинке, его можно изобразить на всех табличках, в частности, на начальной точке (где он «встречает» ребят) и на последней (где он «прощается» с ними). Периодически этот персонаж «оживает», посылает детям письма-задания, участвует в театрализованных праздниках.

В карман сказочного человечка заранее кладутся задания для детей – просьбы Боровичка. За оказанную ему помощь сказочный персонаж периодически оставляет на своей тропинке сюрпризы – конфеты, орехи на деревьях.

10 слайд

План тропы, выполненный на листе фанеры или пластика, можно укрепить у ее начала. К выбору объектов, оформлению тропинки привлекаются дети. Выслушайте их предложения, постарайтесь учесть хотя бы некоторые из них. При таком подходе они будут относиться к ней с большим интересом. Возле каждого объекта тропинки выставляется табличка с названием. Информация на табличках должна быть краткой и выразительной. Не нужно длинных названий, текстов. Используйте символы, рисунки. На тропинке можно разместить и различные природоохранные знаки, которые воспитатель составляет вместе с детьми на занятиях. При оформлении красочных табличек для некоторых объектов тропы можно разным цветом выделить охраняемые, лекарственные, пищевые растения. Например, рисунок охраняемого растения поместить в красный кружок, лекарственного – в зеленый, пищевого – в синий. Если территория детского сада активно посещается посторонними и обеспечить сохранность оборудования невозможно, сделайте легкие переносные таблички видовых точек. Выходя с детьми на тропинку, вы можете брать таблички тех объектов, которые намереваетесь посетить сегодня с детьми.

В нашей местности зима длится не один месяц, а почти полгода. В холода дети много времени проводят в помещениях. Мы создали экологическую тропинку внутри здания детского сада. Она помогает включать детей в наблюдения, позволяет проводить простые опыты и эксперименты, узнавать новое в обычном окружении.

11 слайд

Организация экологической тропы в здании детского сада.

Подбирается материал, соответствующий возрасту детей и позволяющий наблюдать (познавать) наиболее интересные объекты на экологической тропе в зимнее время года. Хотя мы ходим по тропе в здании детского сада, детям совсем не скучно. Материал и формы работы подбираются разнообразные; меняются, всегда находится что-то новое, необычное, интересное и увлекательное для детей.

Перед походом проводится предварительная работа: чтение стихов, прозы об объекте тропы, беседа о правилах ухода за объектом, правилах поведения.

После похода по тропе можно сделать зарисовки или вылепить из глины, солёного теста мини-скульптуру какого-нибудь понравившегося объекта.

Обращается внимание детей на красоту природных объектов, их значимость для других.

При путешествии по экологической тропе используются разнообразные виды детской деятельности, различные формы и методы работы:

11- 15 слайд

экологически занятия;

экологические экскурсии;

экологические акции; (батарейка)

• лаборатория юного эколога; (опыты)

• коллекционирование;

экологические выставки;

экологические игры и др.

Расширяется и пополняется экологическая предметно-развивающая среда разнообразием живых и неживых объектов.

Объектами нашей экологической тропы являются :

• Флористические композиции

• Планетарий

• Центр воды и песка

• Центр науки (лаборатория)

• Коллекция птиц

• Коллекция насекомых

• Коллекция "Волшебный мир камней"

• "Чудо-дерево"

• Мини-огороды на окнах

• Галерея с репродукциями картин известных художников

• Фонотека, видеотека

Экологическая комната

• Изостудия

16 слайд

Аквариум.

Проводятся наблюдения за рыбами, улитками, слушаются рассказы обо всех обитателях аквариума, их приспособленности к жизни в пресной воде, растениях аквариума. Осуществляется процесс кормления рыбок.

17 слайд

Коллекции полезных ископаемых.

Показывают разнообразие полезных камней, минералов. Дети знакомятся с происхождением камней – вулканом. Узнают о камнях- украшениях, камнях-помощниках, о строительных камнях и др. О возможностях использования камней человеком, камнях, рождённых морем (рекой). Здесь проводят беседы, исследования, читают книги, играют. Рассматривают карту нашего богатого края и находят на ней значки, обозначающие месторождения.

18 слайд

"Чудо-дерево".

Рассматривают на одном "дереве" листья на картинках плоды с самых разных деревьев и кустарников нашей местности, слушают рассказ о каком-либо конкретном растении, узнают его в разные времена года, сравнивают.

19 слайд

Фонотека, видеотека.

Прослушиваются звуки природы, просматриваются видеофильмы о природе.

20 слайд

Мини-огороды

Знакомим детей с разными культурами, с тем, что выращивают дети разных групп детского сада, что необходимо для роста растений. Наблюдаем за изменениями, ростом растений. Выращиваем зелень на корм для животных живого уголка, используем как декорации к спектаклям.

21 слайд

«Климатические зоны»

Знакомство с особенностью природы в разных климатических условий нашей планеты Земля.

22слайд

Экологическая тропа на территории детского сада

По экологической тропе дети проходят по видовым точкам в виде красивых указателей. В состав экологической тропинки могут входить видовые точки, такие как:

23-24 слайд

«Сказочный лес»

Дети рассматривают деревья, кустарники, травы, сравнивают их, наблюдают сезонные изменения. Проводятся экологические беседы, наблюдения за насекомыми, птицами. Собирают природный материал для поделок. Выполняют трудовые поручения по уборке листвы и травы, закрепляют правила поведения в лесу, проводятся дидактические, подвижные, познавательные игры, общаются со сказочными героями.

25 слайд

Станция «Огородная»

Герой огорода – Пугало.

Дети знакомимся с кустарниками малины и смородины. Беседуемоб овощах и растениях огорода. Трудимся сажая, ухаживая и собирая урожай картошки. Знакомимся с огородной утварью. Устанавливаем взаимосвязи состояния растений и динамики их развития с благоприятными или неблагоприятными условиями. Прививаемнавыки и уменияпосредством совместного труда, воспитываем бережное и благодарное отношение к земле.

26 слайд

Станция «Альпийская горка»

Уточняем и систематизируем знания детей о растениях, растущих в нашем регионе, их разнообразии. Наблюдаем за их ростом, развитием, цветением, созреванием.

Знакомим детей с лекарственными растениями, их пользой для здоровья. Проводим дидактические, познавательныеигры, беседы. Создаём эмоционально-благоприятные условия для детей. Воспитываем бережное отношение к природе и к окружающему миру.

27-28 слайд

Станция «Деревенское подворье»

Дети рассматривают объекты деревенского подворья, утварь подворья и для огорода. Беседуем с детьми о том, чем отличается город от деревни, формируем понятия: домашние животные, сельское хозяйство, быт подворья, огорода. Формируем представления о формах традиционного семейного уклада, традиций. Воспитываем любовь к родному краю.

29 слайд

Станция «Птичья столовая»

Дети знакомятся с разновидностью птиц нашего региона, наблюдают за повадками, внешним видом прилетающих птиц. Показываем влияние деятельности человека на жизнь птиц, учим правильно их подкармливать, пополнять кормушки.

Воспитываем заботливое отношение к птицам, желание помогать в зимнюю бескормицу, радоваться их присутствию на наших участках.

30 слайд

Организация работы с детьми

Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Не нужно посещать все точки на тропинки сразу. Все зависит от возраста детей и целей воспитателя. В разное время можно посещать разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если это ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки, если же преследуется другая цель (например, при помощи луп исследовать пень, то стоит ограничиться только одним объектом. На тропе можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке с ребятами эколог или воспитатель, свои впечатления об увиденном они выражают на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, подвижных играх.

31 слайд

Совместная деятельность взрослого и детей

Ее значение в процессе экологического воспитания

Воспитатель детского сада – главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка.

Характерными особенностями совместной деятельности являются:

- контакт между ее участниками, обеспечивающий обмен действиями и информацией;

- понимание всеми участниками смысла деятельности, ее конечного результата;

- наличие руководителя, который организует совместную деятельность, распределяет обязанности в соответствии с возможностями ее участников;

- возникновение и проявление в процессе деятельности межличностных отношений, характер и окраска которых влияют на достижение конечного результата.

32 слайд

Методика по организации работы на экологической тропе.

Методика работы на тропе избирается педагогом самостоятельно в зависимости от дидактических целей и задач, которые стоят перед ним на каждом конкретном этапе.

При одном посещении тропы не имеет смысла рассматривать много объектов. Дошкольники и младшие школьники, в силу возрастных особенностей, не способны воспринимать большой объем материала, да еще столь сложного, как экология. Целесообразнее посещать тропу многократно и при каждом посещении работать с одним – двумя объектами.

Важно соблюдать следующие принципы:

- не перегружать детей фактическим материалом;

- не проводить занятия в лекционной форме, когда педагог указывает на объект и рассказывает о нем, а дети молча слушают монолог воспитателя.

В этих двух случаях экологические знания усвоены детьми не будут.

Таким образом, экологическая тропа в ДОУ способствует развитию детской наблюдательности, познавательной активности, трудовых умений и навыков дошкольников что способствует формированию экологически осознанного поведения в природе, экологической воспитанности детей.

Публикации по теме:

Круглый стол «Давайте познакомимся!»Круглый стол «Давайте познакомимся!» Целью нашего первого родительского собрания было расширение контакта между педагогами и родителями, моделирование перспектив на новый учебный.

Маршрут «Экологическая тропа» Дата мероприятия: 19 июня 2017 г (понедельник). Цель: развивать представления детей об окружающем мире, формировать навыки бережного отношения.

Проект «Экологическая тропа» Проект «Экологическая тропа» Актуальность проекта Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное.

Проект «Экологическая тропа» Проект «Экологическая тропа» Актуальность проекта Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное.

Проект «Экологическая тропа» «Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста» Воспитатель: Кудряшова Вероника Аркадьевна.

Экологическая тропа Создание экологической тропы на территории нашего детского сада способствует повышению познавательного уровня дошкольника. Знания, которые.

Презентация «Экологическая тропа» Экологическая тропа МДОУ "Д. с. №83 о. в. " г. Магнитогорска Цели и задачи: Формировать у дошкольников понимание самоценности природы; Осознование.

Экологическая тропа (фотоотчет)Экологическая тропа (фотоотчет) .

Экологическая тропа в ДОУЭкологическая тропа в ДОУ «Услышать, увидеть, понять и сберечь» - эта фраза может стать девизом экологического воспитания дошкольника. Влияние окружающего мира.

Экологическая тропа в ДОУ Экологическая тропа в ДОУ Формирование у детей ответственного отношения к природе, чувства сопричастности ко всему живому – сложный и длительный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Круглый стол «Экологическая тропа»
Опубликовано: 6 февраля 2018 в 08:20
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Круглый стол «Экологическая тропа»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Краснолуцкая (УИ 580102) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД