Алена Свиридова
Методическая разработка по декоративно-прикладному направлению. Лепка по мотивам русской народной сказки «Теремок»
▼ Скачать + Заказать документы
Администрация города Красный луч
Луганской Народной Республики
Государственное учреждение дополнительного образования
Луганской Народной Республики
«Петровский дом творчества детей и юношества»
Методическая разработка
по декоративно-прикладному направлению
лепка по мотивам русской народной сказки «Теремок»
Автор – составитель:
Свиридова Алена Петровна
руководитель кружка «Тестопластика»
Публикация «Методическая разработка по декоративно-прикладному направлению, Лепка по мотивам русской народной сказки „Теремок“» размещена в разделах
- Лепка. Все материалы по лепке
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- «Теремок». Все материалы на сказочную тему
- «Теремок». Лепка, пластилин
- Темочки
г. Петровское
2020 г.
Введение.
Дети очень любят лепить. Лепка является одной из самых осязаемых видов художественного творчества в котором из пластичных материалов создаются объемные образы и целые композиции. При изготовлении декоративных изделий из теста происходит единый процесс трудового и эстетического обучения и воспитания. Техника лепки богата и разнообразна. Деятельность детей в кружке «Тестопластика» дает уникальную возможность моделировать мир.
Программа дополнительного образования имеет художественно – эстетическую направленность. Творческая деятельность оказывает сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу воспитанников. Дополнительное образование заключается в том, что настоящее творчество – это тот процесс, в котором автор-ребенок не только рождает идею, но и сам воплощает свои фантазии в реальность.
В настоящее время для детей с повышенным или пониженным тонусом рук особенно полезна работа с пластичным материалом. Тестопластика - лепка из соленого теста, способствующая нормализации тонуса и активизации мелкой моторики. При лепке задействованы все десять пальцев, а также обе ладони. Происходит мощное воздействие на тактильные рецепторы. В процессе лепки из соленого теста у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций); развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируются работа обеих рук, что играет положительную роль в развитии речи. Развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Ученые пришли к заключению, что выполнение упражнений пальцами стимулирует развитие речи детей.
Методическая разработка, разработана в соответствии с календарным планом дополнительной общеразвивающей программы художественно-эстетического направленности «Тестопластика».
Тема занятия: «Лепка по мотивам русской народной сказки «Теремок».
Цель: Изготовление кукол к сказке "Теремок".
Тип занятия: комбинированный.
Задачи занятия:
Обучающая:
- Обучить изготовлению из соленого теста кукол к сказке "Теремок".
Развивающая:
- Развивать творческие способности, интерес у детей и желание мастерить своими руками.
- Развивать технические навыки, умение и старание, стремление детей к созданию сувениров и украшений для себя и близких.
- Развивать у обучающихся наглядно-образное мышление.
- Развивать моторику рук, познавательный интерес, работать с дополнительной литературой и другими источниками информации.
Воспитательная:
- Воспитывать культуру труда, содействовать воспитанию эстетического вкуса, повышать интерес к народно-прикладному искусству, совершенствовать навыки общения.
- Расширить кругозор обучающихся по истории лепки сувениров из солёного теста.
- Ознакомить обучающихся с современными материалами, инструментами и приспособлениями при выполнении кукол из соленого теста, новым рабочим приемам.
Методы : наглядный, словесный, метод самостоятельной работы.
Инструменты и материалы:
- мука пшеничная,
- вода,
- соль (экстра,
- миска,
- ложка,
- стеки, ножницы, карандаш,
- двусторонний скотч,
- ткань, или разноцветные салфетки,
-акварельные краски, кисти,
- прозрачный лак (используется только руководителем кружка).
Оборудование:
Для учителя – компьютер, компьютерные программы, готовые изделия из соленого теста.
Для учащихся – соленое тесто, гуаш, стеки, вода, кисть.
Педагогическая технология:
Иллюстрации произведений декоративно-прикладного творчества из солёного теста.
Межпредметные связи: литература, изобразительное искусство, технология.
Организационная часть (10 мин)
Психологический настрой обучающихся. Проверка готовности к занятию.
Педагог:
Здравствуйте, ребята! Я снова рада вас видеть в нашей творческой мастерской. Сегодня мы продолжаем творить чудеса из соленого теста. Но, не просто будем лепить героев сказки «Теремок», а для дальнейшей игры «Пальчиковый театр» который покажут нам ребята с театрального кружка. Сегодня мы с вами будем работать в разных направлениях. Развитие моторики рук вы осуществляете на занятиях таких методических объединениях как : «Рисунок и живопись», «Тестопластика», «Конструирование и моделирование одежды», «Сувениры», «Народный вокал», «Театр кукол» и др. И так ребята вспомним, какие герои сказки «Теремок».
(Ребята должны назвать героев сказки).
Правила техники безопасности (10 мин) – инструктаж
При работе с соленым тестом пользуются режущими и колющими предметами для покраски изделия используем кисти, гуаш, акриловый лак (с которыми нужно обращаться предельно осторожно, быть внимательными, хранить их в специально отведённом месте). И так ознакомимся с правилами безопасности.
Правила безопасной работы с ножницами
1. Не работать ножницами с ослабленным креплением.
2. Работать только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
3. Работать ножницами только на своем рабочем месте.
4. Следить за движением лезвий во время работы.
5. Ножницы размещать кольцами к себе, подавать ножницы кольцами вперед.
6. Не оставлять ножницы открытыми.
7. Хранить ножницы в чехле.
8. Не играть с ножницами, не подносить ножницы к лицу.
9. Использовать ножницы по назначению.
10. Следить, чтобы ножницы не падали на пол.
Правила безопасной работы с красками
1. При работе с красками пользоваться кисточкой, если это требуется.
2. Брать то количество красок, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
3. Избегать попадания красок в глаза, рот, на слизистые носа.
4. Кисточку и руки после работы хорошо вымыть с мылом.
Правила безопасной работы со стеками
1. Стеки не острые, но будьте при работе внимательными!
2. Стеки нельзя подносить к лицу и брать в рот.
Правила безопасной работы с акриловым лаком
1. Избегать попадания краски на одежду и открытые участки тела.
2. Рабочее место должно быть хорошо освещено.
3. Не размахивать кистью руки, во избежание нанесения колющих травм соседям.
Разминка рук (5 мин)
Перед началом лепки рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику. Это позволит разогреть мышцы пальцев рук, подготовить к предстоящей работе, настроить на рабочий лад. Кроме того, пальчиковая гимнастика служит дополнительным способом развития мелкой моторики.
Пальчиковая игра
Ёжик по лесу бежал.
(Руки в замке, пальцы поднимаются и опускаются, имитируя колючки ежа.)
Что же он насобирал?
Яблоки,
(Одна рука сжата в кулачок, другая обхватывает кулачок ладонью.)
Грибочки,
(Одна рука сжата в кулачке, ладонь другой руки накрывает кулачок сверху.)
Камушки,
(Кулачки стучат друг о друга.)
Листочки.
(Расслабленные кисти колышутся вверх-вниз.)
Раз, два, три, четыре, пять,
(Загибание пальцев.)
Нам всего не сосчитать!
Основная часть (45 мин)
Для создания кукол использован: рецепт приготовления соленого теста
Существует много различных составов солёного теста. Одни добавляют в него пищевой клей, другие – растительное масло или глицерин. Самое главное - найти такой состав, с помощью которого можно без труда изготавливать модели фигурок.
Рецепт соленого теста (традиционный) :
2 стакана муки
1 стакан соли
примерно 125 мл воды (количество воды зависит от вида муки)
200 г = (1 стакан) муки
200 г = (0,5 стакана соли мелкой, НЕ каменной).
125 мл воды
Тесто можно подкрашивать в различные цвета, для этого на стадии замешивания добавляют различные красители. Это могут быть не только пищевые красители, но и обыкновенная гуашь.
Замешиваем тесто.
Рецепт приготовления теста: 2 части муки (200 г); 1часть мелкой соли (200 г); 3/4части воды (около 125 мл) воды. При приготовлении теста его необходимо хорошо вымесить, чтобы оно стало эластичным. Эластичность теста можно достичь, добавив при замешивании 1-2 чайной ложки растительного масла. Тесто может быть крутым или мягким в зависимости от количества воды и муки. Если во время вымешивания тесто крошится, добавьте немного воды, если прилипает к рукам - муки.
Тщательно перемешивая, подливаем холодную воду. Степень готовности соленого теста можно определить только руками. Если тесто крошится, добавьте воды. Если оно, наоборот, слишком хорошо тянется и липнет к рукам, значит воды много, и нужно подсыпать немного муки. Скатайте шарик, сделайте в нем пальцем несколько углублений. Если тесто не расплывается и держит форму, значит оно готово.
В процессе замешивания рекомендую добавить растительное масло. Теперь тесто не будет липнуть к рукам, быстро пересыхать и покрываться корочкой во время работы. Однако следует помнить, что лучшее – враг хорошего! Если масла много, тесто будет пачкаться, и конечная сушка может затянуться очень надолго. Для нашего рецепта достаточно пары столовых ложек.
Для этих же целей некоторые используют глицерин и, даже, детский крем. Заворачиваем готовое тесто в пакет и кладем его в холодильник. В таком виде оно может храниться достаточно долго. Кстати, через несколько часов такого хранения полностью растворятся остатки соли. Да и остальные составляющие вступят друг с другом в окончательную реакцию. Главное – не забыть перед работой еще раз тесто замесить. Как правило, я готовлю его с вечера, а непосредственно лепкой занимаюсь на следующий день.
/h3]
Физкультминутка (5 мин)
Раз – поднялись, потянулись.
Два – согнулись, разогнулись.
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим.
Топай, топай, мишка.
Хлопай, хлопай, мишка,
Приседай со мной, братишка,
Руки вверх, вперёд и вниз.
Улыбайся и садись.
Лепим из соленого теста кукол
Лепить из соленого теста очень приятно и просто. Если что-то не получилось сразу, вполне можно переделать. Вылепленные головки аккуратно надеваем на палочки (из-под мороженного) и укладываем в коробку на сушку. Сушить можно на теплой (не горячей) батарее в течение недели.
Раскрашиваем заготовки краской:
Используем обычную гуашь или акварельные краски.
Покрываем лаком:
Если вы хотите получить естественные матовые куколки, то этот этап можно пропустить, но тогда куклы будут не защищены от повышенной влажности. Так что лучше изделия покрыть бесцветным лаком. Этот этап выполняется исключительно руководителем кружка.
"Одеваем" кукол:
К деревянной части куклы приклеиваем двусторонний скотч или клеем.
Вырезаем из салфетки (можно ткань) полукруг.
Приклеиваем его к двустороннему скотчу или клеем.
Отворачиваем ткань и куколка готова.
Все герои сказки "Теремок" в сборе.
А также, нужно извлечь с куклы палочку и одеть на пальчик и получится пальчиковая кукла.
Рефлексия (10 мин)
Какие знания, из ранее приобретённых вами, использовали сегодня на занятии?
• Что нового вы узнали о лепке из солёного теста?
• Для чего мы делали эту работу?
• Что было сложнее всего?
• Что надо сделать, чтобы в следующий раз творческая работа получилась лучше?
Ребята, посмотрите, какие замечательные куклы, герои сказок, у нас получились. Все мы делали одинаковую работу, лепили из одного и того же материала, но все герои сказки получились разные. Это говорит о том, что все мы разные со своими характерами, привычками, особенностями, и каждый из нас в свою работу вкладывает частичку своей души. Этим и хороши работы, сделанные своими руками. Все молодцы!
Подведение итогов (5 мин)
Педагог: Таким образом, подведем итог, что лепка является средством развития творческих способностей ребенка. Современное общество заинтересовано в том, чтобы воспитать ребенка, как гармонично развитую во всех отношениях, а главное творческую личность. Вы, ребята, – это воплощение фантазии, творчества и воображения, а я являюсь вашим наставником в формировании вашего творчества. Ребята, я предлагаю подарить учащимся творческого объединения «Театр кукол» героев сказки «Теремок» для показа пальчикого театра в детских садах города.
А, вы знаете что, такое пальчиковый театр.
Пальчиковый театр - это увлекательная игра, которая состоит из нескольких фигурок, которые можно одеть на палец. А также способствует развитию детей:
• развивает мелкую моторику;
• помогает развивать пространственное восприятие ( понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т. д.);
• развивает воображение, память, мышление и внимание;
• развивает словарный запас и активизирует речевые функции;
• формирует творческие способности и артистические умения.
Заключение
Если говорить о лепке из соленого теста как о средстве развития творчества ребенка, значит, ничего не сказать. Порой достаточно увидеть счастливое личико ребенка, его восторг от созданного им образа, и ты понимаешь, как много смог ты сделать для него. Лучшей наградой для педагога (руководителя кружка) служат достижения его воспитанников. И зачастую, можно видеть, насколько важно для ребенка быть правильно понятым, увидеть восторженное лицо педагог (руководителя кружка, от положительной оценки своей деятельности. Такой положительный настрой благотворно влияет на эмоциональное развитие ребенка. Ну, а положительные эмоции залог обеспечения творческого интереса, достижение поставленных целей и задач.
Лепка из соленого теста позволяет создать благоприятную социальную и богатую по материалу предметную среду, которая способствует развитию эмоционального мира ребёнка и подталкивает его к разнообразной творческой деятельности.
Способы выполнения лепки из соленого теста позволяет ребёнку приобрести знания о бытовом окружении, приобрести навыки по самообслуживанию и взаимопомощи, а также определится с профессией по жизни.
Современное общество заинтересовано в том, чтобы воспитать ребенка как гармонично развитую во всех отношениях, а главное творческую личность. В дальнейшей целенаправленной, систематической работы, привело к укреплению и развитию художественному творчеству, мелкой моторики рук, способствовало развитию познавательных процессов, улучшению аккуратности, уверенности в себе, а также развитие речи. Некоторые воспитанники выбрали свою будущую профессию. Ребенок – это воплощение фантазии, творчества и воображения, и педагог (руководитель кружка) является его наставником в формировании его творчества.
Спасибо всем за внимание!