Получи документы

Кружковая работа в подготовительной группе «Развиваемся играя»

Татьяна Смердова
Кружковая работа в подготовительной группе «Развиваемся играя»

Программа занятий

кружка

«Развиваемся, общаемся, играем»

(подготовительная группа)

Воспитатель: Смердова

Татьяна Владимировна

г. Новосибирск 2019 – 2020 гг

Пояснительная записка.

Дошкольный возраст – важный этап в развитии ребенка. Это период его приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми.

Публикация «Кружковая работа в подготовительной группе „Развиваемся играя“» размещена в разделах

Умение создавать новое, нестандартное… Многие профессии и жизненные ситуации требуют от нас именно этого качества. А в образовательных учреждениях учат читать и писать, воспроизводить пройденный материал, но мало внимания уделяют фантазированию, развитию нестандартного видения мира, творческому решению задач, развитию памяти, внимания. Как быть?

Восполнить этот пробел поможет кружок «Развивающие игры», который создан на базе нашего детского сада.

Концептуальные основы программы

и её практическая ценность.

Отличие настоящей программы от уже существующих программ по развитию психических процессов детей дошкольного возраста заключается в том, что основным видом деятельности курса является развитие нестандартного логического мышления. Именно умение логически мыслить позволяет ребенку самостоятельно вводить новшества в различные виды деятельности, развивать в себе выявленные таланты. Авторизированная разработка раздела «Развиваемся, общаемся, играем» выполнена преимущественно для той категории детей, у которых занижена самооценка, недостаточно развиты психические процессы, т. е. для детей с ОНР. Вместе с тем, как показала практика, этот раздел доступен и интересен детям всех возрастов и с разными диагнозами. Он важен также и для детей с высоким уровнем развития, поскольку развивает все психические процессы и позволяет в каждом ребенке воспитывать уверенность в своих силах.

Нововведением программы является включение заданий по развитию креативного мышления, развития пространственного мышления (задания повышенной сложности с использованием компьютера, специальные упражнения с элементами тренинга по выявлению и развитию коммуникативных способностей дошкольников, развития способностей и одаренности дошкольников.

Данная образовательная программа рассчитана на детей от 6-ти до 7-ми лет. Занятия проводятся согласно учебно-тематическому плану, с учетом возрастных особенностей Занятия проводятся 1 раз в неделю, 30 минут.

Основные задачи кружка :

Совершенствование памяти, внимания, мышления, восприятия, творческих способностей, речи.

Создание возможностей для самовыражения, формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями - средствами человеческого общения (мимикой, жестами, пантомимикой).

Повышение уровня самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения, формирование терпимости к мнению собеседника.

Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях и формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

Коррекция нежелательных личностных особенностей, поведения, настроения.

Обучение приёмам саморасслабления, снятия психомышечного напряжения.

Обучение детей правилам хорошего тона.

Методика направлена на развитие :

творческого воображения (через нестандартный взгляд на систему, преодоление психологической инерции, через эмпатию и использование методов фантазирования);

памяти и внимания (через систему специальных игр, с использованием метода ассоциации и зацепок);

речи (через пальчиковые игры, игры со словом и звуком, методы сочинения сказок);

логического мышления, пространственного воображения (через методы, основанные на системном подходе, и развивающие игры с использованием компьютера);

коммуникативных качеств (через психотехнические игры и театрализацию, тренинги на развитие социальной одаренности);

координации и мелкой моторики.

Характерная особенность занятий по данной методике:

комплексность (занятие объединено общим сюжетом, включающим в себя вышеуказанные элементы);

игровая форма (игры, игровые упражнения и творческие игровые задания);

доброжелательная творческая атмосфера (ребёнок может высказывать свои мысли в слух, не боясь того, что его осмеют или подвергнут критике. На занятиях соблюдаем правило «Не критикуй!» Учимся видеть в высказывании, рисунке, поделке крупицу оригинального, чтобы ребёнок постоянно чувствовал удовлетворение от сделанного).

Задачи по разделам.

1. Психогимнастика.

Проигрывание различных социальных ролей для формирования положительных нравственных качеств.

Развитие умения общаться как со сверстниками, так и со взрослыми на основе познавательного материала: коротких сообщений о жизни животных, об особенностях характера человека и т. д.

Формирование умения свободно держаться пред аудиторией (инсценирование стихов, басен и т. д.)

Психотехнические игры.

Развитие умения понять другого, встать на его точку зрения.

2. Развитие творческого воображения (РТВ).

Развитие образного мышления через нахождение различных образов в бесформенных пятнах, листьях и т. д.

Изображение, моделирование образа нестандартными средствами (листьями, снежинками, цветами).

Оживление предмета (наделение его определенными средствами характера; нахождение образа, соответствующего определенному характеру).

Музыкальные образы: их воплощение через пластику, графику, конструирование и т. д.

Установление ассоциативных цепочек между разнообразными объектами (предметами, явлениями и т. д.).

Нахождение ресурсов системы (как по–новому можно использовать определенный объект).

Игры (РТВ) : «Найди родню», «Бег ассоциаций», «Волшебная шкатулка», «Что на что похоже», «Завиральные истории».

3. Методы фантазирования.

Использование приема фантастических гипотез (что было бы, если).

Сочинение сказок с использованием приемов: «оживление», «увеличение – уменьшение», «динамизация – статика», «дробление – объединение», «ускорение - замедление» и т. д.

Придумывание фантастических объектов: растений, животных, игрушек, механизмов и пр., установление связей фантастических объектов с реальным миром.

Знакомство с методом «стеклянные человечки», сочинение историй, сказок с использованием данного метода.

4. Развитие речи.

Пальчиковые разминки с использованием скороговорок.

Методы моделирования сказок с целью формирования умения выделять главных героев, понимать отношение между ними, видеть последовательность событий. Модель сказки – опора для пересказа и основа для сочинения новых сказок.

Заучивание и рассказывание стихов, чтение их по ролям.

Использование таких театральных приёмов, как «вживание» в определенную роль (сказочного героя, растения и т. п.) и рассказ о своем состоянии, своих друзьях, привычках, позволяет снять скованность, учит умению держаться перед аудиторией.

Игры: «Заблудилась буква», «Прошагай слово», «Скажи наоборот», «Почемучка», «Сюжетная картинка», «Кто ты здесь?», «Заблудившийся рассказчик» и т. д.

5. Развитие памяти и внимания.

Развитие зрительной памяти : умение сравнивать и находить отличия между двумя и более объектами, восстанавливать по памяти ранее увиденное (схемы, чертежи, картины, ситуации и т. д., создавать необычные зрительные образы для запоминания нужной информации.

Развитие образной памяти.

Развитие тактильной памяти : умения узнавать на ощупь различные геометрические фигуры, природные и искусственные объекты, через тактильные ощущения воссоздать образ объекта.

Развитие обонятельной памяти : умения различать запахи, определять принадлежность запаха тому или иному объекту, находить ассоциативные связи с определенным запахом.

Развитие непроизвольного и произвольного внимания.

Игры: «Дорожки», «Пожалуйста», «РТВ», «Запрещенное движение», «руки соседа», «Зверь, птица, небылица», «Огоньки», «Внимание! Угадай–ка» и т. д.

6. Развитие логического и пространственного мышления.

Систематизация объектов по функциям и свойствам: умение продолжить логический ряд, нахождение в отличающихся друг от друга объектах общих свойств, качеств, признаков и т. д.

Развитие конструкторских способностей: умения воплощать чертеж на плоскости в пространственную модель, используя «Никитинские игры» («Кирпичики», «Уникуб», «Кубики для всех»).

Умение находить и использовать ресурсы системы.

Игры: «Волшебный круг», «Никитинские игры», «ДА – НЕТ – ки», «Что из чего», «Что лишнее», «Муха», «Мысленный рисунок», «Близнецы».

7. Развитие социальной одаренности и формирование коммуникативных способностей.

Укрепление и поддержание психологического здоровья детей как целостного состояния личности, создание безопасной атмосферы, которая содействовала бы эмоциональному комфорту для каждого воспитанника.

Развитие мотивации дошкольников – углубление интереса к человеку, его внутреннему миру, формирование гуманистической направленности поведения, формирование основ духовности, поддержка ростков «нравственной одаренности».

Повышение уровня самовосприятия дошкольников, формирование у них позитивной Я – концепции.

Развитие и формирование коммуникативно-речевых способностей, невербальных средств общения.

Развитие творчества и креативности в общении.

Формирование эмоционально-волевой сферы, развитие произвольности в общении.

Развитие организаторских способностей и одаренности.

Приобщение к психологической культуре.

По итогам года проводится тестирование для определения уровня развития детей, а также итоговое творческое занятие на природе с конкурсами, играми, розыгрышами с участием детей и родителей с вручением на память призов.

Занятия включают следующие методы обучения:

этюды;

упражнения (творческого и подражательно-исполнительного характера);

игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные, компьютерные;

творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драмматизации, компьютерные игры;

дидактические, развивающие игры;

чтение и обсуждение художественных произведений;

беседы, беседы – диспуты;

мини-конкурсы;

импровизации;

моделирование и анализ заданных ситуаций;

сочинение историй;

дискуссии;

свободное и тематическое рисование;

аутотренинги (с использованием стихов, записи звуков природы, релаксационной музыки).

Принципы проведения занятий:

системность подачи материала,

наглядность обучения,

цикличность построения занятия,

доступность,

проблемность,

развивающий и воспитательный характер учебного материала.

Мотивационный компонент представлен в занятиях в виде:

игрового преподнесения заданий;

создания положительного образа дошкольника;

при выполнении некоторых заданий, упоминание в инструкции, что сейчас дети будут работать как настоящие школьники (для детей подготовительной группы);

подкрепление положительного отношения к занятиям;

закрепления знаний о школьных принадлежностях;

закрепления образцов ролевого поведения;

формирования чувства уверенности.

Форма организации - подгрупповая (численность 5-6 человек). Во время занятий дети сидят в кругу - на стульчиках или на полу, или за круглым столом для письменных заданий.

Принцип комплектования: в каждую группу включаются дети с различным уровнем психологической готовности, с акцентуацией различных проблем, с тем, чтобы дети помогали друг другу в приобретении новых психологических навыков.

Форма проведения занятия: игровая. Ведущей, наиболее привлекательной деятельностью в дошкольном возрасте является игра, поэтому программа строится на основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь на обеспечение психологической комфортности при переходе ребенка из ДОУ в школу.

Игра является эффективной формой коррекции психического развития ребенка дошкольного возраста. Игра обеспечивает положительную мотивацию для участия в коррекционно - развивающей работе и создает наилучшие условия для воссоздания самых различных отношений и связей, в которые вступают дети в реальной жизни. Положительная мотивация открывает широкие возможности целенаправленного формирования различных сторон психической деятельности.

Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием.

Структура группового занятия :

Ритуал приветствия.

Разминка.

Рефлексия прошлого занятия.

Основное содержание занятия.

Рефлексия прошедшего занятия.

Ритуал прощания.

Ритуалы приветствия - прощания - позволяют сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия.

Разминка - средство воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности; выполняет функцию настройки на продуктивную групповую деятельность (активизировать, либо снять чрезмерное, возбуждение).

Рефлексия занятия - ретроспективная оценка в двух аспектах:

эмоциональном (понравилось - не понравилось, было хорошо - плохо и почему);

смысловом (почему это важно, зачем мы это делаем).

Рефлексия прошлого занятия - дети вспоминают, чем занимались в последний раз, что особенно запомнилось, зачем они это делали, с кем обсуждали эти упражнения после встречи, показывали ли другим людям, и что из этого получилось. Психолог объясняет, как это могло помочь им в учебе или общении вне занятий.

Основное содержание занятия - на эту часть приходится значительная нагрузка всего занятия. В нее входят этюды, игры, упражнения, направленные на развитие и частичную коррекцию психологической готовности ребенка к обучению. Основные процедуры: - игры на развитие психических процессов, коммуникативных навыков, элементы продуктивных видов деятельности, чтение художественной литературы.

Рефлексия прошедшего занятия - дети сами или при помощи взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают эмоциональную обратную связь друг другу и психологу. Желание принадлежать к группе отчасти препятствует общению детей с ровесниками. Боясь испортить отношения со значимыми людьми, дети очень часто ведут себя по примеру взрослых, а именно: молчат, когда им что-то неприятно, подавляют свои желания в угоду желаниям других, не выражают свою точку зрения. Поэтому очень важно побуждать детей давать обратную связь сверстникам и взрослым. Это обеспечивает открытое, искреннее и живое общение.

В зависимости от особенностей детей, вошедших в группу, вносятся коррективы в длительность занятий, и их содержательное наполнение.

О результативности проведенных занятий можно судить по следующим критериям:

возрастающий интерес к выполнению коррекционно - развивающих заданий для ребенка;

увеличение заинтересованности в специальных упражнениях на развитие учебных склонностей;

повышение уровня активности участников занятий, проявляющийся в желании сотрудничества;

повышение уровня заинтересованности в проведении совместных дел взрослого и ребенка.

Результаты работы психолога не всегда проявляются быстро и бывают не такими наглядными, как при обучении чтению, счету, письму. Поэтому не стоит ждать от работы по этой программе быстрого показательного эффекта. Однако, как показывает практический опыт, после проведения занятий, не сразу, не вдруг, а исподволь и постепенно положительные результаты начинают проявляться. У детей появляется желание отвечать на занятии, выполнять такие виды деятельности, к которым раньше не проявляли интерес.

Ожидаемые результаты: повышение мотивационной готовности дошкольников на занятиях, школьному обучению, возникновение эмоционально - положительного отношения к занятиям, расширение знаний детей об окружающем мире, интерес к новым видам учебной деятельности, новый уровень самосознания.

Результаты диагностического обследования на конец учебного года показывают, что проводимая работа с детьми дает положительные результаты, следовательно, программа коррекционно-развивающих занятий с дошкольниками является эффективной.

Ожидаемые результаты.

Подготовительная группа :

Знать:

об относительности в оценке чувств;

понимать особенности общения с партнерами противоположного пола;

какие достоинства собственного поведения помогают при общении с окружающими, и какие недостатки мешают общению друг с другом.

Уметь:

понимать свою индивидуальность, свой внешний и внутренний мир;

устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и решать конфликтные ситуации, находить компромиссные решения;

выражать свои чувства и понимать чувства других людей с помощью мимики, жестов, движений, пантомимики;

рисовать пиктограммы, обозначающие различные эмоции;

переносить доброту, чуткость, бескорыстие из мира животных в общение с людьми;

общаться несмотря на разницу желаний и возможностей, высказывать свое мнение о друзьях, замечая их хорошие и плохие поступки;

оказывать помощь другим детям в трудной ситуации;

изображать на рисунке свое внутреннее состояние;

уметь понять другого, встать на его точку зрения:

переносить новый способ деятельности на аналогичный материал;

систематизировать объекты по функциям и свойствам;

воплощать чертеж на плоскости и в пространственную модель;

находить и использовать ресурсы системы

концентрировать свое внимание, легко переключаться с одного вида деятельности на другой.

Результативность, эффективность программы выявляется ежегодно в мае путем обследования. Анализ результатов включает в себя следующие моменты:

оценку детьми своих эмоционально-личностных качеств, навыков общения («Рисунок семьи», «Мой лучший друг», «Мои увлечения», «Дом, дерево, человек», методика «Полярный профиль»);

оценку детей воспитателями, родителями (путем анкетирования);

обследование детей психологом (изучение познавательной сферы психики – пакет методик (логическое мышление, воображение, речь, память, внимание, коммуникативные способности, изучение эмоционально-личностной сферы - методика «Полярный профиль», «Цветовой тест» по Дорофеевой, методика «Социометрия».

О результативности проведенных занятий можно судить по следующим критериям:

возрастающий интерес к выполнению коррекционно - развивающих заданий для ребенка;

увеличение заинтересованности в специальных упражнениях на развитие учебных склонностей;

повышение уровня активности участников занятий, проявляющийся в желании сотрудничества;

повышение уровня заинтересованности в проведении совместных дел взрослого и ребенка.

Дата проведения: с 3 октября по 31 мая

Организация занятий по развивающим играм :

Занятия проводятся согласно списочному составу.

Подготовительная группа :

- количество детей - 5ч.

количество занятий в неделю – 1з.

Для организации занятий используется литература:

I. Нормативная база:

Письмо департамента образования Пермской области «О рекомендациях по организации психологической работы в ДОУ»

II. Федеральные программы из серии «Ваш ребенок: наблюдаем, изучаем, развиваем» :

Ю. Ф. Филиппова. Общение. Дети до 5-ти лет. /Академия развития, Ярославль, 2001.

Н. Л. Кряжева. Мир детских эмоций. Дети 5 – 7 лет. /Академия развития, Ярославль, 2000.

Л. В. Тихомирова. Познавательные способности. Дети 5-7 лет. /Академия развития. Ярославль, 2000.

Н. В. Клюева, Ю. В. Филиппова. Общение. Дети 5-7 лет. /Академия развития, Ярославль, 2001.

Л. Ф. Тихомирова. Логика. Дети 5-7 лет.

Л. Ф. Симонова. Память. Дети 5-7 лет.

О. Н. Земцова. Тесты для детей 4 – 5 лет. /Учебное пособие. - М. : Махаон, 2008. (Умные книжки).

Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько. Психология социальной одаренности. /М. : Линка - Пресс 2009.

Ильина М. Н. Подготовка к школе : развивающие упражнения и тесты. - СПб: Дельта, 1998. - С. 4-9.

Бугрименко Е. А., Венгер А. Л., Поливанова К. Н., Сушкова Е. Ю. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / Под ред. В. В. Слободчикова. - Томск: "Пеленг", 1992. - С. 46-48.

ефлексия.

Публикации по теме:

Краткосрочный проект «Театр и мы. Развиваемся, играя» (первая младшая группа)Краткосрочный проект «Театр и мы. Развиваемся, играя» (первая младшая группа) раткосрочный проект: «Театр и мы.» Первая младшая группа «Развиваемся играя. Театрализованная деятельность» Выполнила: Казанцева.

Кружковая работа «Вода — растворитель. Очищение воды» в подготовительной группеКружковая работа «Вода — растворитель. Очищение воды» в подготовительной группе Кружок «Хочу всё знать». Подготовительная к школе группа (6-7 лет) Тема: Вода – растворитель. Очищение воды. Цель: Выявить вещества, которые.

Кружковая работа по тестопластике в подготовительной группеКружковая работа по тестопластике в подготовительной группе Человек от природы – творец. Для этого у него есть всё: воображение, мысли, идеи и тело, которое воплощает все это в жизнь. Как же интересно.

Кружковая работа в подготовительной группе «Волшебная мастерская» Кружок «Волшебная мастерская» предусматривает решение следующих задач: 1. Развитие мелкой моторики рук. 2. Учить способам создания самостоятельных.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развиваемся играя» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Петушок» корпус «Колосок» Методическое объединение «Приобщение.

Мастер-класс для родителей и детей «Развиваемся, играя» Авторы разработки: Азарова Л. В., воспитатель высшей квалификационной категории, отличник образования РС (Я, ветеран труда; Захарова В. А. ,.

Мастер-класс для воспитателей по легоконструированию «Развиваемся играя» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Сказка» г. Приволжска Мастер-класс для воспитателей по.

Конспект открытого занятия педагога-психолога «Развиваемся, играя» Тема «Развиваемся - играя» Образовательные области: речевое, социально – коммуникативное и познавательное развитие. Интеграция видов деятельности:.

Педагогический проект «Развиваемся играя» для вторых младших групп Предметное направление: физическая культура. Целевая аудитория: дети и родители вторых младших групп (3-4 года). Номинация: «Методические.

Проектная деятельность с родителями «Развиваемся, играя»Проектная деятельность с родителями «Развиваемся, играя» Детские годы – самые важные в жизни человека, как они пройдут, зависит от взрослых – родителей и воспитателей. Общение педагогов с родителями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кружковая работа в подготовительной группе «Развиваемся играя»
Опубликовано: 25 июля 2019 в 17:36
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД