МААМ-картинки

Кружок по математике в подготовительной к школе группе

ТАТЬЯНА ГАРБУЗОВА
Кружок по математике в подготовительной к школе группе

Подготовительная к школе группа

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Целевой раздел Программы

Парциальная образовательная программа «Математические ступеньки» (далее — Программа) и учебно-методический комплект дополнены и переработаны в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее — Стандарт) к структуре Программы, ее объему, условиям реализации и результатам освоения.

Публикация «Кружок по математике в подготовительной к школе группе» размещена в разделах

Содержание Программы ориентировано на развитие математических способностей детей 3—7 лет, которое осуществляется в двух направлениях:

— систематизация и учет математических знаний, полученных из разных источников (игра, общение и т. д.);

— организация работы с детьми по освоению содержания Программы.

В ходе реализации Программы предусматривается совместная деятельность взрослых и детей в процессе занятий (познавательно-исследовательской деятельности, игры, общения, самостоятельной деятельности, которые организует взрослый, сопровождает и поддерживает.

Содержание Программы отражает одно из направлений образовательной деятельности в области «Познавательное развитие» и включает не только работу по формированию первичных представлений о количестве, числе, форме, размере, пространстве и времени, но и предполагает развитие интересов детей, любозна-тельности и познавательной мотивации, формирование предпосылок к учебной деятельности.

Методика реализации Программы с помощью учебно-методи- ческого комплекта (УМК) способствует формированию у детей основных математических понятий, зависимостей, отношений и действий, овладению математической терминологией.

Использование УМК в работе с детьми обеспечивает коммуникативную и учебную включенность детей в образовательный процесс. Методика ориентирована на индивидуальный подход и использование специфических для дошкольников видов деятельности.

Освоение Программы поможет ребенку достичь необходимого уровня в понимании и использовании математических представлений для успешного получения общего начального образования.

При разработке Программы автор использовала собственный богатый опыт работы с детьми, традиции отечественного дошкольного воспитания, а также опиралась на:

— исследования отечественной науки о закономерностях математического развития ребенка в дошкольном возрасте (А. М. Леушина, Г. А. Репина, Т. В. Тарунтаева, Е. И Щербакова, Л. П. Стойлова, Н. И. Фрейлах и др.);

— положения, разработанные JI.C. Выготским, П. Я. Гальпериным, А. Н. Леонтьевым, о деятельностном подходе в обучении;

— современную концепцию математического развития дошкольников, ориентированную на введение детей в мир математической логики, развитие самостоятельности мышления, создание предпосылок для формирования теоретического мышления, необходимого для обучения в начальной школе, сочетание практической и игровой деятельности;

— психолого-педагогические исследования Н. Н. Поддьякова, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Л. А. Венгера, научно обосновавших и доказавших, что умственные возможности детей в процессе обучения математике значительно больше, чем считалось ранее.

Содержание Программы реализуется в различных видах деятельности: игре, общении, занятиях — как основных механизмах развития ребенка (ФГОС ДО).

Организационные формы совместной деятельности могут быть различны:

— занятия по формированию математических представлений, для проведения которых имеется УМК;

— режимные моменты (дежурство, прогулка, игра, наблюдения за предметами окружающего мира и т. д., на которых закрепляются и активно используются математические знания;

— самостоятельная деятельность детей, для которой взрослые создают необходимые условия, сопровождают ее, поддерживают и направляют.

Программа может быть использована в части, формируемой сторонами образовательных отношений, с учетом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, а также возможностей педагогического коллектива, сложившимися традициями Организации или Группы (ФГОС ДО).

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Анализ цели и задач позволит педагогам, родителям лучше понять сущность Программы, ее актуальность, прояснить требования ФГОС.

Цель: приобщение к математическим знаниям, накопленным человечеством, с учетом возрастных особенностей детей 3—7 лет в соответствии с требованиями Стандарта.

Задачи:

— раскрывать основные направления математического развития детей 3—7 лет;

— создавать благоприятные условия для формирования математических представлений, теоретического мышления, развития математических способностей;

— вводить ребенка в мир математики через решение проблемно-поисковых задач, ознакомление с окружающим миром, игровую деятельность, художественное слово, экспериментирование, с помощью проектного метода;

— формировать основы математической культуры (систематический и целенаправленный процесс освоения ребенком математической культуры, необходимой ему для успешной социальной адаптации);

— формировать предпосылки к учебной деятельности, которые позволят успешно освоить школьную программу;

— способствовать умственному развитию ребенка, развивать психические процессы (внимание, память, мышление, потребность активно мыслить;

— развивать логические формы мышления, приемы умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, моделирование);

— учить применять полученные знания в разных видах деятельности (игре, общении и др.);

— формировать графические и конструктивные умения и навыки (плоскостное моделирование);

— воспитывать инициативность, самостоятельность;

обеспечивать возможность непрерывного обучения в условиях образовательной организации; вариативность и разнообразие содержания Программы и форм ее усвоения;

— повышать компетентность педагогов, родителей в вопросах математического развития ребенка.

Эти задачи решаются комплексно как на занятиях по формированию математических представлений, так и в процессе организации разных видов деятельности (игровой, познавательно-ис- следовательской, общения).

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

При разработке Программы использовались следующие принципы:

— развивающего и воспитывающего образования;

— научной обоснованности и практической применимости;

— активности и самостоятельности;

— соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;

— единства воспитательных, образовательных, развивающих задач;

— интеграции образовательных областей;

— ориентации на возрастные и индивидуальные особенности детей;

— совместной познавательно-исследовательской продуктивной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей на занятиях, при проведении режимных моментов, в играх, общении и т. д.

Формирование учебных действий совершается на основе:

— личностно-развивающего и гуманистического взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы детей;

— реализации Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы;

— возможности освоения Программы на разных этапах ее реализации;

— такого построения педагогического процесса, при котором ребенок признается и становится полноценным субъектом образовательных отношений;

— становления познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности.

Реализации Программы способствует создание следующих условий:

— взаимодействие с семьей по реализации Программы;

— самостоятельная деятельность детей, принятие ими осознанных решений;

— обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка;

— поддержка индивидуальности и инициативы детей;

— развитие умения работать в группе сверстников;

— чтение художественной литературы.

Все это позволяет обеспечить:

— равные возможности усвоения программы каждым ребенком;

— развитие познавательной деятельности;

— формирование представлений и понятий о множестве, числе, форме, пространстве и времени; математических зависимостей, отношений и действий;

— овладение математической терминологией;

— воспитание инициативности, самостоятельности, ответственности у ребенка;

— преемственность целей, задач, содержания образования, реализуемых в рамках Программы;

— вариативность и разнообразие методических приемов, организационных форм;

— объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс по формированию математических представлений в различных видах деятельности (в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми, во время игры, на занятиях, в процессе познавательно-исследовательской деятельности, ознакомления с художественной литературой: сказками, пословицами, считалками);

— формирование предпосылок к учебной деятельности;

— создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

комплексный подход к развитию детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественноэстетической, физической (ФГОС);

— повышение компетентности педагогов, родителей в вопросах формирования математических представлений у детей.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

(целевые ориентиры)

Целевые ориентиры — социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка, выступающие основаниями преемственности дошкольного и начального общего школьного образования.

В соответствии с целевыми ориентирами после освоения Программы ребенок:

— проявляет инициативу, самостоятельность в общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности;

— активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;

— адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя;

— связно и грамотно выражает свои мысли;

— осуществляет волевые усилия для достижения поставленной цели;

— проявляет любознательность;

— интересуется причинно-следственными связями;

— обладает элементарными представлениями в области математики;

— принимает собственные решения, опираясь на свои знания и умения.

Планируемые результаты имеются в конце каждого возрастного этапа обучения и представляют собой достижения ребенка, которые являются ориентирами в деятельности взрослых, направленной на достижение установленной образовательной цели.

Планируемых результатов можно достигнуть при тесном сотрудничестве педагогов и родителей (см. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, с. 19).

Содержательный раздел Программы

Содержание и объем Программы отбирались и перерабатывались с сохранением педагогических традиций. В учебном процессе взрослый:

— ведет и направляет детей в освоении содержания Программы;

комплексно воздействует на ребенка при отборе содержания, использует опыт работы с детьми, отбирает наиболее продуктивные оптимальные подходы к формированию математических представлений у детей 3—7 лет;

— имеет план работы с подробным описанием учебно-воспитательных мероприятий, задающих траекторию личностного и познавательного развития, реализуемый через предметность содержания занятия, его структуру (актуализацию знаний, систему учебно-игровых заданий, иллюстрации, самоконтроль и самостоятельную оценку выполненной работы);

— имеет диагностику, с помощью которой проверяются достижения ребенка в области математического развития.

Программа создавалась с учетом современных подходов к формированию математических представлений у детей дошкольного возраста. Это предполагает:

— развивающую направленность обучения посредством специально подобранных игровых задач;

— введение детей в мир математической логики;

— развитие математических способностей;

— формирование основ словесно-логического мышления;

— развитие способности классифицировать, обобщать математический материал (цифры, числа, знаки, геометрические фигуры и т. д.);

— моделирование математических ситуаций (задач);

— способность решать интеллектуальные задачи, проблемы (соответствующие возрасту);

— развитие самостоятельности мышления, любознательности, активности;

— формирование предпосылок к учебной деятельности.

Научные исследования педагогического опыта (А. М. Леушина,

Н. И. Непомнящая, А. А. Столяр и др.) убедительно доказали, что рационально организованное обучение дошкольников математике обеспечивает их общее умственное развитие.

Под рационально организованным обучением понимается своевременное, соответствующее возрасту и интересам детей обучение. При этом авторы подчеркивают важность педагогического руководства со стороны взрослого.

При отборе содержания учитывались возрастные и психофизиологические особенности детей дошкольного возраста.

В Программе реализуются положения J1.C. Выготского о том, что:

личность ребенка — это «сплав аффекта и интеллекта». Поэтому общение на занятиях с ребенком строится на высоком уровне эмоционального комфорта ( эмоции взрослого: радость, удивление, доброжелательность) а также с использованием веселых рисунков, стихов и т. д.);

— обучение осуществляется только в реальной деятельности самого ребенка, поэтому основной метод обучения — метод практических заданий (упражнений, проблемно-поисковый.

Также автор опирается на концепцию Л. А. Венгера о развитии способностей, которые рассматриваются им как универсальные действия ориентировки в окружающем мире с помощью специфических для дошкольников образных средств решения задач.

Поэтому в технологии реализации Программы большое место отводится решению специально подобранных усложняющихся задач и упражнений.

В программу каждой возрастной группы включены традиционные тематические разделы:

Количество и счет

Геометрические фигуры

Величина

Ориентировка во времени

Ориентировка в пространстве

В то же время их содержание и объем значительно расширены: опыт работы автора и педагогов, занимающихся по Программе, исследования педагогов и психологов убедительно показывают, что ребенок способен усваивать более сложный материал.

В соответствии со стандартом содержание Программы реализуется в различных ведущих видах деятельности ребенка.

Общение

Взрослый организует общение с детьми с целью закрепления математических понятий и представлений (количественных, временных, пространственных отношений) :

— обращает внимание детей на количественную характеристику предметов окружающего мира (у птиц два крыла, две ноги, у животных — четыре лапы, на деревьях много листочков и т. д.);

— привлекает внимание детей к последовательной смене частей суток, времен года, дней недели;

— привлекает детей к рассматриванию стволов деревьев, определяя их толщину, сравнению домов по высоте, машин, листочков по величине и т. д. ;

— читает детям сказки, в которых присутствуют числа, например, «Два жадных медвежонка», «Три медведя», «Волк и семеро козлят» и т. д., беседует с детьми по содержанию прочитанных произведений (в старшем возрасте заучиваются пословицы и поговорки, в которых тоже присутствуют числа: «Один раз солгал, навек лгуном стал», «Осень — на дню непогод восемь» и т. п.);

— связывает математику с окружающей жизнью, опытом ребенка: например, в 3—4 года ребенок осознает, что он маленький, а взрослые — большие, он сидит на маленьком стульчике, а взрослый на большом и т. д. Когда ребенок ознакомится с цифрами, его внимание обращается на цифры на домах, на ценниках в магазине, на кнопках в лифте и т. д. Ему объясняют их назначение;

организует совместную деятельность с детьми: экскурсии, наблюдения, на которых они знакомятся с математикой в окружающем мире (одно солнце, одна луна, много звезд на небе, у дерева один ствол, но много веток, листьев и т. д.).

Игра

Взрослый:

— создает условия для самостоятельной деятельности в группе (в удобном для детей месте размещаются дидактические и настольно-печатные игры с математическим содержанием);

— организует самостоятельную деятельность детей с различными конструкторами, мозаиками, линейками-трафаретками, кубиками и т. д.

Занятия

(познавательно-исследовательская деятельность)

Взрослый:

— планирует занятия вместе с ребенком по УМК;

— объясняет задания, при необходимости оказывает помощь;

— контролирует результаты деятельности ребенка.

Такой подход позволяет осуществлять один из принципов стандарта — «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка», а также сформировать у детей предпосылки к учебной деятельности.

ПРОГРАММА НА УЧЕБНЫЙ ГОД

Количество и счет

Задачи

Закреплять:

— умение писать цифры от 1 до 10;

— представления о числах и цифрах от 0 до 10 на основе сравнения двух множеств;

— умение делать из неравенства равенство.

Продолжать учить:

— считать по образцу и названному числу в пределах 10;

— понимать независимость числа от величины, расстояния, пространственного расположения предметов, направлений счета;

— сравнивать группы разнородных предметов;

— отгадывать математические загадки;

— записывать решение задачи (загадки) с помощью математических знаков, цифр, чисел;

— правильно использовать и писать математические знаки +, -, =,<, >;

— сравнивать количество предметов и записывать соотношения при помощи знаков и цифр;

— устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;

— решать арифметические задачи, примеры на сложение и вычитание;

— решать логические задачи.

Учить:

— считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке;

— определять место того или иного числа в ряду (10—20) по его отношению к предыдущему и последующему числу;

— различать количественный и порядковый счет в пределах 10;

— различать количественный и порядковый счет в пределах 20, правильно отвечать на вопросы: Сколько? Который? Какой по счету?;

— совершать количество движений по названному числу.

Продолжать знакомить:

— с составлением числа из двух меньших (до десяти);

— стихами, загадками, считалками, пословицами, в которых присутствуют числа и другие математические понятия (части суток, дни недели, времена года).

Знакомить:

— с числами от 11 до 20 и новой счетной единицей — десятком;

— числами второго десятка и их записью.

Величина

Задачи:

Продолжать учить:

— раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине, употреблять сравнения (большой, меньше, еще меньше, самый маленький,

высокий, ниже, еще ниже, самый низкий, развивать глазомер;

— делить предмет на 2, 4, 6, 8 и более частей и понимать, что часть меньше целого, а целое больше части.

Учить:

— измерять линейкой, определять результаты измерения в сантиметрах;

— изображать отрезки заданной длины с помощью линейки.

Геометрические фигуры

Задачи:

Закреплять:

— знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция);знакомить с геометрическими фигурами (ромб, пятиугольник, шестиугольник);

— умение дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов.

Продолжать учить:

— рисовать символические изображения предметов из геометрических фигур в тетради в клетку;

— выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, трапецию);

— преобразовывать одни фигуры в другие (путем складывания, разрезания).

Учить:

— классифицировать геометрические фигуры по разным основаниям (виду, величине);

— называть и показывать элементы геометрических фигур (вершины, стороны, углы).

Ориентировка во времени

Задачи:

- закреплять и углублять временные представления о частях суток, днях недели, временах года, месяцах.

- продолжать учить устанавливать различные временные отношения.

- знакомить с часами (стрелки, циферблат).

- учить определять время с точностью до получаса.

Ориентировка в пространстве

Задачи:

- упражнять в определении расположения предметов на листе бумаги.

- продолжать учить пользоваться тетрадью в клетку.

Закреплять умение:

— ориентироваться на листе бумаги;

— определять словом положение предмета относительно себя, другого лица (справа, слева, впереди, сзади).

Логические задачи

Продолжать учить:

— решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.

Развивать способность к установлению конкретных связей и зависимостей.

Комплексно-тематическое планирование

Сентябрь

Занятие Количество и счет

Величина Геометрические

фигуры Ориентировка

Во времени В пространстве

Сентябрь

1 Числа и цифры от 1 до 10, математическая загадка, знаки <, >, работа со счетными палочками. Квадрат, прямоугольник.

2 Знаки =, = +, -, математическая задача. Сравнение предметов

Ориентировка на листе бу-маги.

3 Счет по образцу и названному числу, независимость числа от пространственного расположения предметов. Сравнение предметов с фигурами.

Части суток.

4 Знаки <, >, =,=, соотнесение цифры и количества предметов, составление числа шесть из двух меньших. Треугольник, трапеция.

Октябрь

5 Соотнесение цифры и количества предметов, математическая загадка. Ознакомление с часами.

6 Установление соответствия между количеством предметов и цифрой Дни недели Положение предмета от-носительно себя и другого лица.

7 Порядковый счет, счет по названному числу, составление числа из двух меньших. Овал

8 Арифметические задачи, решение при- меров. Измерение линейкой. Ориентировка на листе бумаги.

Ноябрь

9 Цифры от 1 до 9; числа 10, 11. Часы, определение времени по часам.

10 Независимость числа от пространственного расположения предметов, математическая загадка, от-ношения между числами, состав числа из двух меньших. Рисование символического изоб ражения животных.

11 Число 12. Дорисовывание кругов до знакомых предметов. Определение времени по часам.

12 Отношения между числами, математическая загадка, состав числа из двух меньших. Измерение длины отрезка. Осенние месяцы

Декабрь

13 Число 13, математическая задача, решение примеров. Рисование в тетради в клетку.

14 Решение примеров, знаки +, -. Соответствие между цифрой и количеством предметов. Выше, глубже.

Элементы треугольника (вершины, стороны, углы).

15 Число 14 Дни недели

16 Счет по образцу и названному числу, арифметическая задача, состав числа из двух меньших. Дорисовывание прямоугольника до знакомых предметов.

Январь

17 Число 15. Соотнесение количества предметов с цифрой. Рисование символического изоб-ражения кошки.

18 Числа от 1 до 15, решение примеров. Дорисовывание овалов до знакомых предметов.

19 Число 16 Измерение линейкой Определение времени по часам.

20 Математическая загадка, знаки +, -, состав числа из двух меньших. Дорисовывание треугольников до знакомых предметов.

Февраль

21 Число 17. Решение примеров, счет по образцу и названному числу. Часы (стрелки, циферблат).

22 Число 17 Рисование символического изоб-ражения собачки. Ориентировка на листе бу-маги.

23 Число 18. Состав числа из двух меньших, счет по названому числу. Вершины, стороны, углы.

24 Число 18. Решение примеров Времена года. Ориентировка на листе бумаги.

Март

25 Число 19, состав числа из двух меньших чисел. Сравнение предметов по величине

26 Число 19 Измерение линейкой Дорисовывание квадратов до знакомых предметов

27 Число 20, решение примеров, задачи.

28 Решение арифметической задачи, решение примеров. Измерение линейкой Ориентировка на листе бумаги, работа в тетради в клетку

Апрель

29 Знаки +, -, математическая загадка, соотнесение количества предметов с цифрой. Измерение линейкой Определение времени по часам.

30 Соотнесение количества предметов с числом, решение примеров. Квадрат, треугольник, прямо угольник.

Дни недели

31 Соответствие между количеством предметов и цифрой. Ориентировка по отношению к другому лицу.

32 Задачи-шутки, решение примеров, ма-тематические загадки. Весенние месяцы

Май

Закрепление пройденного материала

Публикации по теме:

Конспект занятия по математике в подготовительной к школе группе «Путешествие на остров знаний» Описание материала: Занятие по математике в подготовительной к школе группе. Занятие по математике в подготовительной к школе группе. Цель:.

Конспект итогового интегрированного занятия по математике в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну математики» Цель: Закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры- путешествия. Задачи: Образовательные: совершенствовать.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по математике «По дороге в школу» в подготовительной к школе группе Конспект непосредственно-образовательной деятельности по математике «По дороге в школу» в подготовительной к школе группе компенсирующей.

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «КВН по математике»Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «КВН по математике» Цель: Создание условий для развития логического мышления, сообразительности, внимания. Задачи: Воспитывать умение решать задачу. Вызвать.

Конспект открытого занятия по математике в подготовительной к школе группе «Как помочь Буратино» Конспект открытого занятия по математике в подготовительной к школе группе «КАК ПОМОЧЬ БУРАТИНО?» Программное содержание:.

Конспект открытого занятия по математике в подготовительной к школе группе «Помоги Буратино» .

Конспект открытого занятия по математике в подготовительной к школе группе «Помощники Красной шапочки» 1. Образовательная область «Познание». Закрепить с детьми количественный и порядковый счет в пределах 10; обратный счёт в пределах 10. 2.

Конспект по ФЭМП в подготовительной к школе группе «В стране математике» Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной к школе группе «В стране математике» Цель: формирование элементарных математических представлений.

Конспект занятия по математике ФЭМП «Веселое путешествие в страну Математика» в подготовительной к школе группе Конспект непосредственно-образовательной деятельности по математике в подготовительной группе на тему: «Веселое путешествие в страну Математика».

Конспект занятия по математике в подготовительной к школе группе «Путешествие на остров Математики» Обучающие задачи: - Закреплять умение различать понятия: больше – меньше, длиннее – короче, шире – уже. - Продолжить учить сравнению и составу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кружок по математике в подготовительной к школе группе
Опубликовано: 26 декабря 2018 в 17:24
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД