Папки-передвижки

Кружок по научно-экспериментальной деятельности «Маленькие Эйнштейны»

Классен Елена Ивановна
Кружок по научно-экспериментальной деятельности «Маленькие Эйнштейны»
▼ Скачать + Заказать документы

Программа дополнительного образования

кружок по научно-экспериментальной деятельности

«Маленькие Эйнштейны»

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.

Публикация «Кружок по научно-экспериментальной деятельности „Маленькие Эйнштейны“» размещена в разделах

Согласно Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" в содержание образовательной области «Познавательное развитие» включена экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста.

Актуальность программы заключается в том, что детское

экспериментирование как форма деятельности используется в практике

недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать.

свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

Компетентностный подход к уровню подготовки воспитанников предполагает, что отбор содержания и организация образовательного процесса должны осуществляться в соответствии с потребностями и интересами воспитанников, обязательно отслеживаться средствами системы мониторинга.

Личностно-деятельностный подход предполагает организацию деятельности, в которой ребенок выступает как лицо активное и инициативное, индивидуальное и своеобразное; развитие личности в образовательном процессе идет через постоянное обогащение, преобразование, рост и качественное изменение субъективного опыта и связанных с ним личностных смыслов: от утилитарно-прагматических до ценностных. Личностно - деятельностный подход предполагает овладение ребенком видами самостоятельной экспериментальной деятельности и саморазвитие ребенка.

Содержание парциальной программы составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:

1. полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;

2. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5. сотрудничество ДОУ с семьей;

6. приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в художественно-эстетической деятельности;

8. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9. учет этнокультурной ситуации развития детей.

Цель программы – развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Расширять представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

2. Формировать социально-личностные качества ребенка: наблюдательность, коммуникабельность, самостоятельность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.

3. Формировать навыки соблюдения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

4. Формировать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов

5. Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.

6. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

7. Развивать умственные способности детей.

8. Активизировать речь и обогащать словарь детей

9. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

Формы работы:

• занятия,

• экскурсии,

• проведение опытов,

• игры,

• совместная и самостоятельная деятельность

Срок реализации программы: 1 год.

Принципы обучения:

Программа построена на основе следующих принципов:

- доступности, использование доступного материала детям;

- наглядности, использование наглядных пособий для обучения;

- последовательности, изложение материала идет последовательно;

- систематичности, в определенной последовательности, системе;

- индивидуальности, осуществляется индивидуальный подход к детям.

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

В работе применяются следующие методы обучения:

- информационно-познавательные: беседа, рассказ, объяснение, художественное слово, проблемные ситуации;

- игровые: создание игровых ситуаций, познавательные дидактические игры;

- наглядные: иллюстрации, показ, презентации мультимедиа;

- практические: выполнение практических действий детьми (экспериментирование)

Ожидаемый результат

В результате освоения содержания программы предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.

Результативность освоения программы отслеживается в процессе диагностирования воспитанников в начале и в конце учебного года.

Каждый воспитанник должен уметь:

• выделить и поставить проблему, которую необходимо разрешить;

• предложить возможные решения;

• проверить эти возможные решения;

• сделать выводы в соответствии с результатом проверки;

• применить выводы к новым данным;

• сделать обобщение.

Показателями результативности реализации программы кружка

является:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- формирование умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- возникновение желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.

- рост уровня любознательности, наблюдательности;

- активизация речи детей, пополнение словарного запаса многими понятиями;

- возникновение желания самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

Организация исследовательской деятельности воспитанников

Освоение программного материала кружка «Маленькие эйнсшейны» рассчитано на один учебный год: средняя группа (4-5 лет).

Совместная деятельность руководителя кружка и воспитанников организуется 2 раз в месяц по 20 минут.

Для начала усвоения программного материала к воспитанникам не предъявляется определенных требований. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников своему возрастному периоду. Программа рассчитана как на слабых в своём развитии детей, так и на одарённых, при этом темпы их движения по программе будут разными.

Уровни реализации исследовательского обучения:

- на первом уровне (сентябрь-октябрь) педагог ставит проблему и намечает метод ее решения. Само решение, его поиск предоставляется детям осуществить самостоятельно;

- на втором уровне (ноябрь –январь) педагог только ставит перед детьми проблему, но метод ее решения ребята ищут самостоятельно ;

- на высшем, третьем уровне (февраль – май, постановка проблемы, равно как отыскание метода и разработка самого решения, осуществляется детьми самостоятельно.

Структура проведения игры - эксперимента:

1. постановка, формулирование познавательной задачи;

2. уточнение правил безопасности в ходе эксперимента;

3. выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

4. проверка гипотез;

5. проверки итогов, вывод;

6. фиксация результатов;

7. вопросы детей.

Дидактический материал и техническое оснащение занятий

Основное оборудование:

• Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты, песочные часы и д. р.

• Разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы

Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена;

Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки, пластмассы и др.

Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;

Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители;

• медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и д. р);

• технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди и д. р.);

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи.

Дополнительное оборудование:

• специальная одежда (халаты, фартуки);

• контейнеры для сыпучих и мелких предметов;

• карточки-схемы проведения эксперимента;

Учебно-тематический план работы научно-экспериментального кружка «Маленькие Эйнштейны» на 2022-2023 учебный год

Месяц

Неделя

Тема

Содержание

Формы работ

Сентябрь 1 неделя Вводное. Знакомств

во с лабораторией. Почему осенью бывает грязно Формировать у детей элементарные естественно – научные представления. Беседа, рассматривание, диалог.

3 неделя Цветной песок Игры с песком Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (песка)

Рассказывание, беседа,

Экспериментирование

Октябрь 1 неделя Воздух – первое знакомств

во: вдох – выдох Познакомить детей со свойствами воздуха.

Учиться делать выводы

в самостоятельной работе Рассказывание, беседа, подвижная игра.

3 неделя Прогулки неведимкиКак работает воздух Поддерживать у детей инициативу анализировать

Развивать речь. Экскурсия.

Беседа,игра.

Ноябрь 1 неделя Свойства воды.

Дождь в банке Знакомить со свойствами воды.

Учиться устанавливать

Причинно-следственные связи Отгадывание загадок,

Опыты,

упражнения, обсуждение.

3 неделя Волшебница вода.

Как добыть воду для питья Создать условия для экспериментальной деятельности Рассматривание, беседа, экспериментирование.

Декабрь 1 неделя Волшебная рукавичка.

Фокусы магнита Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности Рассказ, упражнения по развитию мелкой моторики,

Беседа.

3 неделя Действие магнита на металл. Игра

’’Рыбалка” Развивать самостоятельную деятельность. Продолжать экспериментальную деятельность Рассматривание, имитации упражнения.

Игра.

Январь 1 неделя Лед.

Свойства льда и снега Познакомить детей со свойствами воды. Проводить опыты со льдом Игра, рассматривание иллюстраций, беседа.

3 неделя Таяние льда и снега. Цветные льдинки. Поддерживать у детей инициативу поисково-познавательной деятельности. Беседа, подвижная игра,

экспериментирование.

Февраль 1 неделя Бумажный вихрь. Ткань. Сминаем-разминаем Активизировать речь детей

Продолжать самостоятельную деятельность детей Рассказывание, подвижная игра.

3 неделя В мире стекла.

Знакомств с пластмасс

сой. Познакомить детей со свойствами стекла и пластмассы,

учить сравнивать. Рассказывание, наблюдение,

Экспериментирование с материалами

Март 1 неделя Лабора

тория огородных наук. Что нужно растениям для жизни? Знакомить с растениями

Развивать мыслительный процесс, пополнять словарный запас.

Беседа, рассматривание, подвижная игра.

3 неделя Лабиринт. Чудесные

растения. Поощрять самостоятельную деятельность. Активизировать речь детей. Рассматривание иллюстраций,

Обсуждение,

отгадывание загадок.

Апрель 1 неделя Свет повсюду.

Поймай солнечно

го зайчика Знакомить со светом.

Создать условия для самостоятельной экспериментальной деятельности. Беседа, опыт,

Познавательная игра.

3 неделя Свет и тень. Радуга-дуга. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. Делать выводы. Беседа,

Наблюдение,

Виртуальное

путешествие

Май 1 неделя Волшеб

ный шарик

Тайный похититель варенья Способствовать развитию умения детей делать правильный выбор в своей деятельности. Игра, рассказывание,

Решение проблемных ситуаций

3 неделя Естественная лупа.

Провести совместный опыт

И сделать вывод о совместной работе. Беседа,

Игра,

Экспериментирование.

Список литературы:

1. Закон об образовании 2013 - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

2. А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»

3. В. В. Москаленко, Н. И. Крылова «Опытно - экспериментальная деятельность»

4. Н. А. Рыжова «Маленький исследователь в детском саду»

5. О. В. Дыбина «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».

6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»

8. Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155

9. Проектирование основной общеобразовательной программы ДОУ / Авт. -сост. : И. Б. Едакова, И. В. Колосова А. В., Копытова, Г. Н. Кузнецова, М. Л. Семенова, С. Н. Обухова, Т. А. Сваталова, Т. А. Тарасова. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2012. – 104 с

10. Иванова. А,И Детское экспериментирование как метод обучения / Управление ДОУ. - 2014,№4.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о волонтёрской деятельности в ДОУ «Маленькие волонтёры»Фотоотчёт о волонтёрской деятельности в ДОУ «Маленькие волонтёры» Маленькие волонтёры" фотоотчёт о волонтёрской деятельности в ДОУ Актуальность организации детского волонтерского движения несомненна.

Картотека игр по экспериментальной деятельности для старшей группы Игра-1 «Достань камешек»Цель: закрепление свойств камней по форме, по весу, развитие внимания, координации движений. Описание: на дно емкости.

Конспект экспериментальной деятельности «Космос» Конспект экспериментальной деятельности «Космос» Для детей старшей и подготовительной группы. Цели и задачи: • Сформировать у детей элементарные.

Фотоотчет «Маленькие исследователи или немного о первой научно-практической конференции в ДОУ»Фотоотчет «Маленькие исследователи или немного о первой научно-практической конференции в ДОУ» 15 декабря в нашем детском саду произошло знаменательное событие. Состоялась первая научно-практическую конференцию «Я-исследователь». Цель.

Фотоотчет об опытно-экспериментальной деятельностиФотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности Я уже писала, что к нам на два дня зима заглянула. Это было так удивительно. (посмотреть можно здесь) И решили с ребятами, если снег останется.

Рабочая программа внеурочной деятельности. Танцевальный кружок «Фантазия»Рабочая программа внеурочной деятельности. Танцевальный кружок «Фантазия» b]Пояснительная записка[/b] Направленность программы танцевального кружка «Фантазия» по содержанию является художественно – эстетической,.

Фоторепортаж об опытно-экспериментальной деятельностиФоторепортаж об опытно-экспериментальной деятельности Сообщение из опыта работы. Выступление на педсовете по опытно-экспериментальной деятельности от 29.11.18. Педсовет прошел в игровой.

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности «Сила магнита» Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема: Сила магнита Возрастная группа:.

Фотоотчет об экспериментальной деятельности «Волшебница вода»Фотоотчет об экспериментальной деятельности «Волшебница вода» Эксперимент или опыт - особый вид наблюдения организованный в специально созданных условиях. Привлечение детей к проведению несложных опытов.

Планирование экспериментальной деятельности в старшей группе Дети дошкольного возраста по природе своей – исследователи окружающего мира, тому подтверждение экспериментальная деятельность, которая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кружок по научно-экспериментальной деятельности «Маленькие Эйнштейны»
Опубликовано: 14 марта 2023 в 16:39
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Кружок по научно-экспериментальной деятельности «Маленькие Эйнштейны»» (включая файлы) размещена пользователем Классен Елена Ивановна (УИ 1733171) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД