Получи документы

Картотека подвижных игр «Кубанские забавы»

Карина Куркина
Картотека подвижных игр «Кубанские забавы»

Картотека подвижных игр «Кубанские забавы».

Подготовила инструктор по ФК К. В. Куркина

Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Публикация «Картотека подвижных игр „Кубанские забавы“» размещена в разделах

Народные игры являются традиционным средством педа-гогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, лов-костью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Данная картотека кубанских игр составлена с целью до-нести до потомков национальный колорит обычаев, ориги-нальность самовыражения казаков, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.

Народные игры являются неотъемлемой частью патрио-тического, художественно-эстетического и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устой-чивое уважительное отношение к культуре родного края, создается эмоционально положительная основа для разви-тия патриотических чувств: любви и преданности Малой Родине и своей стране.

По содержанию кубанские игры лаконичны, выразитель-ны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детско-го организма к более высокой ступени развития.

Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непо-средственно характеризуют персонажей и их действия, ко-торые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от де-тей умственной деятельности.

В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определённых игровых заданиях, также много познава-тельного материала, содействующего развитию сенсорной сферы ребенка, его мышления и самостоятельности дей-ствий. Так, например, в связи с движениями водящего и из-менением игровой ситуации ребенок должен проявить бо-лее сложную, т. е. мгновенную и правильную, реакцию, по-скольку лишь быстрота действий приводит к благоприят-ному результату («Плетень», «Сон казака» и др.).

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т. е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок может проявить воспитываемые у него качества. Игра требует внимания, выдержки, сообра-зительности и ловкости, умения ориентироваться в про-странстве, проявления чувства коллективизма, слаженно-сти действий, взаимопомощи («один – за всех и все – за од-ного», ответственности, смелости, находчивости.

В кубанских играх много юмора, шуток, соревнователь-ного задора; движения точны и образны, часто сопровож-даются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешка-ми. Они сохраняют свою художественную прелесть, эсте-тическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. Считалки, напевно-забавные певалки, занимательные диалоги быстро и прочно запоминаются и с удовольствием проговариваются детьми в их повседневных играх. Народный фольклор устно передается от поколения к поколению и никогда не стареет.

Основным условием успешного внедрения кубанских игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое значение и свободное владение обширным игровым репер-туаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру, как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает у них ин-терес, воображение, добиваясь активного выполнения иг-ровых действий.

В ходе игры педагог привлекает внимание ребят к ее со-держанию, следит за точностью движений, которые долж-ны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регули-рует эмоционально-положительное настроение и взаимоот-ношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость. Одним словом, зада-ча педагога заключается в том, чтобы научить детей само-стоятельно и с удовольствием играть в народные игры.

Объясняя новую кубанскую игру, в которой есть зачин (считалка, певалка или жеребьевка, взрослому не следует предварительно разучивать с детьми текст, его желательно ввести в ход игры неожиданно. Такой прием доставит де-тям большое удовольствие и избавит из от скучного трафа-ретного знакомства с игровым элементом. Ребята, вслуши-ваясь в ритмичное сочетание слов, при повторении игры легко запоминают зачин.

Объяснение новой игры может проходить по-разному, в зависимости от ее вида и содержания. Так, несюжетная иг-ра объясняется кратко, лаконично, эмоционально-выразительно. Педагог дает представление о ее содержа-нии, последовательности игровых действий, расположении игроков и атрибутов, правилах игры. Он может задать один-два уточняющих вопроса, чтобы убедиться, что ребя-та поняли его правильно. Основная часть времени предо-ставляется конкретным игровым действиям детей. В конце игры следует положительно оценить поступки тех ребят, кто проявил определенные качества: смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь.

Сюжетную народную игру тоже можно объяснять по-разному. Например: воспитатель предварительно рассказы-вает о жизни казаков, показывает иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовывает казачьими обычаями, фольклором. Или можно образно, но кратко рассказать о сюжете игры, пояснить роль водящего, дать послушать диалог, если он имеется, и перейти к распределению ролей, которое помимо применения считалок, проходит иногда путем назначения водящего в соответствии с педагогиче-скими задачами (поощрить и активизировать застенчивого ребенка или, наоборот, показать на примере активного, как важно быть смелым и ловким; отклонить просьбу самоуве-ренного ребенка и включиться в игру самому воспитателю с целью показать ответственность роли водящего, от дей-ствий которого зависит, например, правильность ориенти-ровки в пространстве всех остальных игроков.

Педагогу следует помнить, что главная его задача заклю-чается в том, чтобы научить детей играть активно и само-стоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяю-щимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т. е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.

Итак, народные кубанские игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в обще-ственно полезной и творческой деятельности.

Цели:

1. Знакомить с кубанскими народными играми;

2. Прививать любовь к своей малой Родине;

3. Воспитывать чувство патриотизма;

4. Развивать: силу, ловкость, быстроту;

5. Развивать равновесие, внимание;

6. Развивать ориентировку в пространстве, коор-динацию движений;

7. Развивать меткость, быстроту реакции;

8. Учить детей передавать образы животных;

9. Развивать скоростно-силовые качества детей;

10. Активизировать речь детей;

Содержание:

1. «Кубанка» (шапка казака)

2. «Прыганье через шапку»

3. «Моргушки»

4. «Петушок»

5. «Ляпка»

6. «Хлибчик»

7. «Мельница»

8. «Капуста»

9. «Заря-заряница»

10. «Достань платок!»

11. «Не займай (не тронь меня)»

12. «Подсолнухи»

13. «Штандер»

14. «Курень»

15. «Кауны»

16. «Утка и селезень»

17. «Трещотки»

18. «Звонок»

19. «Брыль» (шляпа соломенная)

20. «Коники»

21. «Тополек»

22. «Перетягивание»

23. «Стадо»

24. «Баба Яга»

25. «Передай подкову»

26. «Заплетайся плетень»

1. «Кубанка» (шапка казака)

Вариант 1:

Играющие дети, по команде подбрасывают вверх шапку - кубанку. У кого кубанка подброшена вы-ше (падает последней, тот побеждает.

Вариант 2:

По кругу сидят игроки (20-30 человек) через од-ного, на голове кубанка. У ведущего в руках тоже кубанка. Он находится в центре круга. Как только ведущий надевает шапку одному из игроков без кубанки, рядом сидящего должны передавать со своей головы тем, кто без кубанок свои шапки по цепочке (идет смена головных уборов). Там, где две кубанки будут рядом (т. е. у одного человека, игрок выходит из круга, поэтому нужно переда-вать как можно быстрее.

2. «Прыганье через шапку»

Все играющие, кроме одного, который стоит в кругу, садятся на землю на некотором расстоянии друг от друга и перебрасывают шапку один дру-гому, не соблюдая при этом никакого порядка (бросают вперед и назад). Стоящий в кругу дол-жен поймать шапку, когда она летит от одного к другому из бросающих, или должен вырвать ее из руки, если это ему удается, то он садится в круг, а его заменяет тот, у кого была отнята шапка, или кто не поймал ее, когда ему ее бросали, между тем, как ее схватил кто-либо из играющих.

3. «Моргушки»

Девушки сидят по кругу. За каждой девушкой, стоит парень. Перед одним из парней, водящим, стоит стул. Он оглядывает всех сидящих девушек и незаметно моргает одной из них. Она должна быстро занять свободное место, а парень, стоящий за ней, должен её удержать. Если он не успел удержать свою девушку, то он становится водя-щим.

4. «Петушок»

Ведущий удаляется одного из игроков из круга, среди оставшихся назначает «петушка», который после слов ведущего: «Утром кто чертей гоняет? Песни звонкие спевает? Спать мешает поутру и кричит. (ку-ка-ре-ку)» - должен прокукарекать. Игрок вне круга должен определить по голосу кто был «петушок».

5. «Ляпка»

Вариант 1:

Водящий (его называют ляпкой) бегает за участ-никами игры, старается кого-нибудь из них оса-лить и приговаривает: «На тебе ляпку, отдай ее другому!». Новый водящий догоняет игроков и старается кому-то из них передать ляпку.

Вариант 2:

Водящий ловит участников игры и у пойманного спрашивает:

У кого был?

У бабки.

Что ел?

Оладки.

Кому отдал?

Пойманный называет по имени одного из участ-ников игры, и тот становится водящим. Игра по-вторяется.

6. «Хлибчик»

Дети делятся на пары и встают врассыпную. Ве-дущий - хлибчик (хлебец) - становится на некото-ром расстоянии от детей, у него нет пары. Он громко произносит:

Пеку, пеку хлибчик!

А выпечешь?

Выпеку!

А убежишь?

Посмотрю!

С этими словами дети и хлибчик бегают по залу (по площадке) врассыпную по одному. На коман-ду педагога «Пара!» быстро образуют пару, взяв-шись за руки. Тот ребенок, кому пары не хватило, становится хлибчиком. Игра повторяется.

7. «Мельница»

Играющие встают в круг, и каждый, не сходя с места, кружится. При этом все поют: Мели, мели, мельница! Жерновочки вертятся!

Мели, мели, засыпай, и в мешочки набивай!

Крутись, крутись, жернов!

Съеден хлеб наш черный,

Съеден белый хлебик.

Мели новый, мельник!

На последнем слове песни все должны остано-виться и стоять не шевелясь. Кто не сумеет вовре-мя остановиться, из игры выходит. Остальные по-вторяют песню и опять кружатся. Остается в кругу самый внимательный. Он и выигрывает.

8. «Капуста»

Рисуется круг - огород. В его центр играющие складывают кубанки, платки и другие вещи, обо-значающие капусту. Все участники игры стоят за кругом, а один, выбранный хозяином, садится ря-дом с капустой. Хозяин, показывая движениями воображаемую работу, поет:

Я на камушке сижу,

Лозу тешу,

Лозу тешу -

Плетень горожу,

Чтоб капусту не украли,

В огород не прибегали

Коза с козлятами,

Свинья с поросятами,

Утка с утятами,

Курица с цыплятами.

Играющие пытаются быстро забежать в огород, схватить капусту и убежать. Кого хозяин коснется рукой в огороде, тот в игре больше не участвует. Игрок, который больше всех унесет из огорода ка-пусты, объявляется победителем.

9. «Заря-заряница»

Один игрок (ребенок или взрослый) держит шест с прикрепленными на конце лентами. Каждый иг-рающий берется за ленту. Водящий стоит вне кру-га. Дети, держась за ленту, идут по кругу и поют:

Заря-заряница,

Казачка-девица

По полю ходила,

Ключи обронила.

Ключи золотые,

Ленты голубые.

Раз, два - не воронь,

А беги, как огонь!

С последними словами водящий дотрагивается до кого-нибудь из игроков, тот бросает ленту, они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, тот по-беждает, а неудачник становится водящим. Игра повторяется.

10. «Достань платок!»

Двое ведущих держат в поднятых руках шашки (игрушечные, на которых висят шали. Возле ве-дущих стоят по два мальчика. Под веселую музы-ку мальчики пляшут врассыпную по всему залу. С окончанием музыки бегут к своим ведущим и ста-раются снять с шашек шаль. Победитель с шалью подходит к девочке, кладет шаль ей на плечи и приглашает танцевать. Игра может проводиться с доступным количеством шашек и шалей. Шаль можно заменить кубанкой.

11. «Не займай (не тронь меня)»

В игре принимают участие 10-15 человек. Все участники игры кроме двух водящих, разбегаются по площадке. Водящие держат один другого за ру-ки. Они стараются поймать кого-либо из играю-щих. Игроки, убегая, кричат: «Не займай!» Пой-манным считается тот, вокруг кого ведущие со-мкнули руки, тогда этот игрок присоединяется к водящим. Теперь ловят трое, образовав одну цепь. Так цепь водящих постепенно увеличивается.

Когда все играющие окажутся в этой цепи игра кончается.

12. «Подсолнухи»

Игроки стоят в несколько рядов - это подсолну-хи. Один «земледелец» стоит в стороне и запоми-нает порядок построения. По команде ведущего - «солнышка», «земледелец» уходит. «Солнышко» меняет местами двух игроков. К началу считалки «земледелец» появляется перед «подсолнухами» и до конца считалки должен определить перемеще-ние. В это время «солнышко» ходит по кругу, куда переходит «солнышко» туда и поворачиваются лицом все «подсолнухи».

13. «Штандер»

Играть нужно на улице, под открытым небом. Все играющие становятся в круг на расстоянии шага, а кто-то один берет мячик и становится в середину, которую обозначают камушком. Затем он бросает мяч высоко вверх и громко называет имя кого-то из игроков, кото-рый должен быстро выбежать в центр, чтобы поймать мяч. Подбрасывавший бежит на его место.

Бросать мяч надо повыше и точно вверх, чтобы мяч падал в пределах крута игроков. Тот, кого назвали, ло-вит брошенный мяч и становится в центр, чтобы опять подбросить мяч и назвать кого-то по имени. Но, если мяч поймать не удалось, и он упал на землю, то все иг-роки разбегаются в стороны, а ловивший как можно быстрее должен схватить мячик с земли, прибежать с ним в центр и крикнуть: «Штандер!» После этого иг-роки должны сразу остановиться. Водящий должен попасть в кого-нибудь мячом. Если попадет, то все опять разбегаются подальше от того, в кого попал мя-чик, а тот, подняв его с земли, сам кричит «Штандер!» Так игра и продолжается.

14. «Курень»

В разных концах зала ставятся три-четыре стула, на которых лежат шали. Дети образуют вокруг стульчиков круги по пять-десять человек. Под ве-селую музыку дети пляшут врассыпную по всему залу. С окончанием музыки бегут к своим стуль-ям, берут шаль и вытянутыми над головой руками натягивают ее (крыша).

15. «Кауны»

На одном конце площадки проводится черта. Это - «бахча» за чертой на расстоянии 2-3 шагов от нее - «шалаш сторожа». На противоположной стороне площадке обозначается линией «дом детей». Вы-бирается сторож. Остальные играющие - дети

Когда «сторож засыпает», дети направляются к бахче со словами: «Крадем, крадем кауны, деда не боимся! Дед нас палкой - мы его каталкой!».

Сторож просыпается, дети бегут «домой», а он их догоняет. Пойманного сторож отводит в сторо-ну шалаша.

16. «Утка и селезень»

Играющие становятся в круг. Один из них назы-вается селезнем, а другой уткой. Утка становится в круг, а селезень ловит ее. Играющие при этом по-ют:

Утка киря, по полю лета,

Поспевай, селезень, за ней.

Скорей, скорей!

Бо малы дети пищать,

Исты хотять!

Утку свободно пропускают, а селезня стараются задерживать. Если селезню удается поймать утку, то они встают в круг и выбирается новая пара, изображающая селезня и утку, и игра продолжает-ся.

17. «Трещотки»

Соревнуются две группы. Ведущий дает задание и следит за его выполнением. На каждую группу - 2 скороговорки. Каждый должен верно произнести по одной скороговорке. Если игрок не может про-изнести, то он выбывает. Побеждает та группа, ко-торая «переговорила» соперников.

«Пришел Прокоп, кипел укроп. Ушел Прокоп, кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, Так и без Прокопа кипел укроп».

«Раз дрова, два дрова, три дрова».

«В поле Поля полет просо, сорняки выносит Фрося».

18. «Звонок»

Составляется круг или замкнутая цепь; в круг входят двое играющих: один со звон-ком, а другой со жгутом. Последнему завязы-вают глаза, и он старается по звуку коло-кольчика настигнуть своего противника и ударить его жгутом. Цепь не позволяет игра-ющим далеко расходиться.

19. «Брыль» (шляпа соломенная)

В центре нарисован круг периметром 60 см. Все садятся за кругом. По команде «Солнце!» все за-крывают глаза. Ведущий любому надевает брыль на голову. По команде «Тень!» все открывают гла-за и стараются удержать участника с брылем на голове. Тот же старается забежать в круг.

20. «Коники»

Проводится как эстафета. У всех кони едут по свистку атамана наперегонки к плетню, на кото-ром висит шляпа. На пути - препятствия: ров, вода и т. д. Победит тот, кто первый возьмет шляпу.

21. «Тополек»

В игре участвуют: ведущий – «тополь», игроки - «пушинки», 3 игрока – «ветры». В центре площад-ки в кругу диаметром 2 метра стоит ведущий «то-поль», вокруг него кругами «пушинки», за кругом на любом расстоянии – ветры.

Ведущий:

«На Кубань пришла весна, распушила тополя! Тополиный пух кружится, но на землю не ложит-ся. Дуйте ветры с кручи сильные, могучие!»

После этих слов налетают «ветры» и «уносят» (т. е. ловят) «пушинки». «Пушинки» устремляются в круг к «тополю». В кругу они недосягаемы. Пойманные пушинки становятся «ветрами». Вы-игрывают те, кто остался возле тополя.

22. «Перетягивание»

Мелом обозначается центр площадки. По обе стороны площадки на расстоянии 5 м наносятся линии, за которыми в колонну по одному выстра-иваются две команды игроков.

По сигналу каждая группа, повернувшись боком, идет навстречу друг другу. Сцепившись согнуты-ми в локтях руками, игроки каждой команды тя-нут в свою сторону, стараясь нарушить цепь про-тивника, т. е. Перетянуть соперника за заранее обусловленную линию. Кто перетянул, тот и вы-игрывает.

Дети не должны умышленно разрывать руки, мешать другим, вызывать падение игроков.

23. «Стадо»

Играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные - овцы. Дом волка в лесу, а у овец - два дома на противоположных концах площадки. Ов-цы громко зовут пастуха: «Пастушок, пастушок, заиграй в рожок! Трава мягкая, роса сладкая. Гони стадо в поле, погулять на воле!»

Пастух выгоняет овец, они ходят, бегают, пры-гают, щиплют травку. По сигналу «Волк» - все ов-цы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух защищает овец. Кого волк пой-мал, выходит из игры.

24. «Баба Яга»

В центре зала стоит Баба Яга, в руках у нее поме-ло (веточка). Дети двигаются по кругу и пригова-ривают:

Бабка Ежка, костяная ножка,

С печки упала, ножку сломала!

А потом и говорит: «У меня нога болит!»

Пошла на улицу - раздавила курицу,

Пошла на базар - раздавила самовар,

Вышла на лужайку - испугала зайку!

Дети разбегаются, а Баба Яга, прыгая на одной ноге, пытается осалить детей своим помелом. Ба-бой Ягой становится тот, кого водящий перенесет в круг.

25. «Передай подкову»

На Кубани есть поверье старинное: «Кто найдет подкову, тому она счастье принесет». Звучит му-зыка, дети стоят в круге и под музыку передают подкову друг другу. Как только музыка замолкает, тот у кого осталась подкова в руках, выходит в круг и танцует.

26. «Заплетайся плетень»

Выбирается водящий, который должен выйти в другую комнату или отвернуться от остальных играющих, чтобы не видеть их действий. Играющие образуют «плетень» — замкнутый руками круг.

Кто-либо из участников хоровода проходит под руками детей противоположной стороны круга, затягивая за собой остальных, и так — до полного «заплетения», запутывания.

Затем играющие зовут водящего, который должен распу-тать хоровод. Причем соединенные руки игроков должны находиться в правильном (не ломаном) соединении.

Публикации по теме:

Картотека подвижных игр по ПДД 1 Подвижная игра «Угадай знак» Подготовка к игре: Все изученные знаки расставляют на расстоянии друг от друга. Атрибуты: Набор дорожных.

Картотека подвижных игр Игры на ориентирование в пространстве. (ориентировка в пространстве) Цель: Учить ориентироваться в пространстве с завязанными глазами,.

Картотека подвижных игр Игры на ориентирование в пространстве. Принеси предмет. (ориентироваться в пространстве) Цель: Научить детей придерживаться указанного воспитателем.

Картотека подвижных игр «Иголка, нитка и узелок». Ход игры: Игроки становятся в круг и берутся за руки. Считалкой выбирают «Иголку», «Нитку» и «Узелок». Герои.

Картотека подвижных игр Подвижные игры имеют огромное значение в жизни ребенка, так как представляют собой незаменимое средство получения ребенком знаний и представлений.

Картотека подвижных игр народов России Русская народная игра: Гуси-лебеди Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные — гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом,.

Картотека подвижных игр с мячом Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Тарасинский детский сад» Картотека подвижных игр с мячом.

Картотека подвижных игр в младшей группе Картотека подвижных игр в младшей группе «Поезд» Цель. Учить детей ходить и бегать друг за другом небольшими группками, сначала держась.

Картотека подвижных игр в старшей группе «Ловишки с ленточками» Цель: упражнять в быстром беге с увёртыванием, в ориентировке в пространстве; развивать ловкость, умение быстро.

Картотека подвижных игр «Светофор» Чертим или оговариваем поле игровое. Это будет дорога. За чертой поля стоят ребята. В середине дороги стоит светофор (ведущий).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека подвижных игр «Кубанские забавы»
Опубликовано: 9 сентября 2018 в 22:40
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД