МААМ-картинки

Конспект занятия «Кукла тряпичная — игрушка отличная»

Лариса Николаевна Луценко
Конспект занятия «Кукла тряпичная — игрушка отличная»

ЦЕЛЬ: сформировать знания о старинном способе изготовления игрушек, прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества.

ЗАДАЧИ: научить мастерить тряпичную куклу-пеленашку бесшовным способом. Совершенствовать трудовые навыки: сворачивание, скручивание, завязывание, пеленание. Познакомить с историей и традициями игрушечного ремесла. Развивать тактильное восприятие, ловкость, аккуратность, координацию в системе «глаз-рука». Через игрушку познакомить с историей и традициями на Руси. Воспитывать эмоциональную отзывчивость и положительный настрой на данный вид деятельности.

Публикация «Конспект занятия „Кукла тряпичная — игрушка отличная“» размещена в разделах

МЕТОДЫ И ПРИЁ МЫ: игровой, сотворчество, художественное слово, беседа, индивидуальная проектированная деятельность, практическая работа, анализ конструкторских особенностей изделия.

АКТИВИЗИРОВАТЬ СЛОВАРЬ: рукодельница, безликая, безлицевая, бесшовная, тряпичная.

ОБОРУДОВАНИЕ: для показа детям кукла-пеленашка, технологическая карта «Кукла-пеленашка» в наглядно-методическом пособии И. А. Лыковой «Художественный труд в детском саду». Для каждого ребё нка: прямоугольные лоскуты для скрутки туловища куклы, по два лоскута цветной ткани для платка и пелёнки, прочные нитки для фиксации скрутки, тесьма или узкие ленточки для обвязывания пеленашки.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: экскурсия на выставку народной игрушки в городской краеведческий музей, беседа о старинных детских игрушках, пеленание кукол и других игрушек.

БАЗОВЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ:

1. Повязывание платка или косынки в мерке «на себя» или «на кукле».

2. Сворачивание в рулон полотенца, шарфика, ленты и других бытовых предметов различного размера разной плотности.

3. Завязывание шнурков на обуви, одежде.

4. Пеленание куклы (это упражнение с интересом выполняют как девочки, так и мальчики).

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЁ Й: провела мастер-класс с участием детей и родителей по изготовлению куклы-пеленашки.

Ход ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент

- Ребята, сегодня к нам пришли воспитатели из других групп детского сада, поздоровайтесь с гостями. Давайте покажем, что мы умеем.

2. Введение в тему.

- За окном зима, выпал снег, холодно, а я сейчас предлагаю вам вспомнить один тёплый летний денёк, когда мы с вами ходили на очень интересную экскурсию. Я предлагаю вам посмотреть на фотографии и вспомнить, как это было (демонстрация фото на экране).

3. Основная часть.

Сообщения детей:

1. Летом мы ходили на экскурсию в музей. Там была выставка самодельных кукол. Самодельные куклы - это такие куклы, которые не продаются в магазине, их взрослые для своих детей делают сами.

2. Раньше на Руси самодельные куклы делали из дерева, глины, соломы, ткани. Это могут быть свистульки, фигурки людей и животных. Особенно мне понравились тряпичные куклы. Там были куклы-обереги, куклы на счастье, игровые куклы.

3. У таких кукол не рисовали лицо, потому что считалось, что если у куклы есть глаза, то она может навредить ребёнку – сглазить его.

4. Куклы-обереги передавались от матери к дочери, спасали от беды, приносили в дом счастье.

4. Кукла на счастье. Считалось, что если носить такую куклу с собой – тебе будет сопутствовать успех, и ты найдёшь своё счастье.

5. Игровые куклы предназначались для забавы детям. В старину в русской деревне любимой игрушкой была кукла, сделанная из тряпок – тряпичная.

6. Куклам приписывались различные свойства. Считалось, что они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь вырастить хороший урожай.

- Да, действительно, в старину наши предки придумывали и мастерили таких кукол для своих детей. В то далёкое время в магазинах, конечно же, тоже продавались игрушки, но их было очень мало, и стоили они очень-очень дорого, и поэтому купить их своим детям могли только очень богатые люди, а все остальные ребятишки играли самодельными игрушками, но игры их от этого были только интереснее. Потому что, делая с большой любовью для ребёнка игрушку, родители вкладывали в неё всю свою душу.

Ребята, а вы хотите посмотреть, как жили наши прадедушки и прабабушки? (положительный ответ детей). Тогда давайте посмотрим (приглашаю детей в стилизованную крестьянскую избу, обустроенную в игровой части группы).

Показываю детям различные старинные предметы и объясняю их предназначение.

МОТИВАЦИЯ:

В тот момент, когда мы с детьми рассматриваем детскую колыбель, звучит запись детского плача.

- Ой, ребятки, а кто же это плачет? Давайте посмотрим (достаю из колыбели куклу в виде грудного младенца).

- Ребята вот кто плачет. Как же нам его успокоить? Может дать ему игрушку?

(поочерёдно «предлагаю» игрушки, стоящие здесь же: глиняные свистульки, игрушки из дерева и соломы, плач не прекращается).

- Что же нам делать? Кажется, я придумала!

(покачав, кладу куклу в колыбель)

- Ну вот, вроде бы, немного успокоился. Садитесь на стульчики, только тихо! Не разбудите малыша! (садятся за столы)

(показываю детям заранее изготовленную куклу-пеленашку)

- Посмотрите на эту куколку. Кого она вам напоминает? Эта куколка называется пеленашка. Раньше маленьких детей туго-туго, крепко-накрепко укутывали в пелёночку - пеленали. Отсюда и пошло название «пеленашка». Считалось, что ребёнка из-за пелёнок не замечают злые духи, которые могли обидеть малютку, навредить ему. Малыша называли пеленашкой, и куколку, которую клали в колыбель, где он спал, тоже называли пеленашкой.

Давайте положим нашу куколку в колыбельку, пусть она охраняет сон малютки.

(кладу куклу в колыбель, слышится детский смех)

- Вот видите, ребята, как обрадовался наш малыш!

Ребята, давайте с вами изготовим кукол-пелнашек.

Но прежде чем мы возьмёмся за дело, необходимо разогреть наши пальчики, чтобы они стали послушными и ловкими.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА:

На большом диване вряд

Куклы разные сидят

(хлопки в ладоши)

Два медведя, Буратино

И весёлый Чиполино

И котёнок, и слонёнок –

Раз, два, три, четыре, пять –

Помогаем мы сегодня

Все игрушки сосчитать!

(поочерёдное загибание пальцев)

- Ну, вот мы и готовы.

Кукла просто загляденье

Детям всем на удивленье!

Коль хотите научиться

Эту куклу мастерить,

Вам придётся не лениться

И старанье приложить.

(далее педагог показывает и поясняет детям технлогию изготовления куклы-пеленашки)

ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ ДЕТЬМИ (пока дети выполняют работу, звучит спокойная народная мелодия).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

- Ребята, пока вы трудились, немного устали. Давайте отдохнём – проведём физкультминутку.

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеет тоже –

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим.

А теперь, ребята, встали

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

- А теперь давайте с вами посмотрим, какие же у нас получились пеленашки?

(анализ детьми работ сверстников).

- Чем мы сегодня занимались? (ответы детей)

- Что нового узнали? (ответы детей)

- Да, ребята, куклы у нас получились замечательные. Мне очень понравилось, как вы отвечали на вопросы, мастерили пеленашек. Отлично справились с заданием (перечисляю, хорошо поработали (перечисляю, неплохо смастерили кукол (перечисляю)

- А теперь давайте убаюкаем наших кукол.

(дети выхолят с пеленашками и читают стихи)

1. Свою куклу я качаю, спать укладываю,

Чтобы кукла не скучала, байки складываю.

Потом песню пропою ей тихо, ласково,

Да поправлю одеяльце ей атласное.

2. Спи, усни, моя подружка, без забот-хлопот,

За окном на небе звёзды водят хоровод.

Нам с тобой не будет скучно до утра,

Сказки ждут нас в снах чудесных, спать пора.

3. Потеплей укутаю куколку мою

«Баю-баю, баюшки», песенку спою

«Спи, моя красавица, спи, моя хорошая

Будет тебе платьице, новое – в горошину!

3. Куколка любимая, я тебя люблю!

Перед сном я для тебя песенку спою.

Баю-баюшки-баю, спать укладываю,

Спать укладываю, приговариваю:

«Ты, собачка, не лай!

Мою куклу не пугай.

Баю - бай, баю-бай!»

- А теперь давайте отнесём наших кукол-пеленашек в спальню и положим в кроватки, и они будут оберегать вас во сне.

Публикации по теме:

Фотоэтюд «Тряпичная кукла моего детства»Фотоэтюд «Тряпичная кукла моего детства» Фотоотчет "Тряпичная кукла моего детства" У каждого из нас в детстве была своя любимая игрушка. У меня это моя тряпичная кукла. Это.

Конспект открытого занятия в старшей группе «Русская тряпичная кукла»Конспект открытого занятия в старшей группе «Русская тряпичная кукла» Конспект открытого занятия в старшей группе. Тема «Русская тряпичная кукла» Цель: • Познакомить с историей возникновения тряпичной куклы,.

Мастер-класс «Народная тряпичная кукла»Мастер-класс «Народная тряпичная кукла» .

Мастер-класс «Народная тряпичная кукла «Хороводница»Мастер-класс «Народная тряпичная кукла «Хороводница» Русская народная тряпичная кукла Хороводница очень веселая и забавная игрушка. И сделать ее своими руками несложно. Вполне справятся дети.

Мастер-класс «Традиционная национальная тряпичная кукла-закрутка» Цель мастер класса: Извлечение красоты из обычных, казалось бы, бросовых обрезков, лоскутков кромок материи. Задачи мастер класса: 1. Научить.

Мастер-класс «Тряпичная народная кукла «Благополучница»Мастер-класс «Тряпичная народная кукла «Благополучница» Цель: продолжать знакомить с историей создания тряпичных кукол на Руси и применения их в повседневной жизни наших предков; развивать художественные.

Проект на тему «Тряпичная кукла» Цель проекта: - прививать интерес и любовь детей к тряпичной кукле как виду народного художественного творчества; - создание образовательной.

Совместная деятельность воспитателя с детьми «Русская тряпичная кукла» Цель: Возрождение исконно русских семейных традиций через совместное творчество детей и взрослых. Задачи: 1. Продолжать знакомить с историей.

Создание мини-музея «Тряпичная кукла»Создание мини-музея «Тряпичная кукла» Добрый день, коллеги! Хочу рассказать о проекте по созданию в группе мини - музея "Тряпичная кукла". Цель:Формирование у детей дошкольного.

Мастер-класс для воспитателей «Народная кукла как средство приобщения к народной культуре. Тряпичная кукла «Колокольчик»Мастер-класс для воспитателей «Народная кукла как средство приобщения к народной культуре. Тряпичная кукла «Колокольчик» Конспект мастер-класса для воспитателей. Народная кукла, как средство приобщения к народной культуре. Тряпичная кукла «Колокольчик». Назначение:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Кукла тряпичная — игрушка отличная»
Опубликовано: 6 февраля 2019 в 18:59
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД