Папки-передвижки

Культура поведения детей дошкольного возраста и ее воспитание

Ксения Снитко
Культура поведения детей дошкольного возраста и ее воспитание
▼ Скачать + Заказать документы

Культура поведения детей дошкольного возраста и ее воспитание.

1. Введение…. 1

2. Понятие культуры поведения детей дошкольного возраста и необходимость её воспитания…. 2

3. Важнейшие педагогические подходы к воспитанию культуры поведения детей в детском саду…. 5

4. Заключение… 6

5. Литература…. 7

Введение.

Публикация «Культура поведения детей дошкольного возраста и ее воспитание» размещена в разделах

Дошкольное детство – важнейший период нравственного развития личности. Одним из направлений нравственного развития ребенка является воспитание культуры поведения. Формирование основ культуры поведения начинается с самых первых лет жизни ребенка. Он, подражая взрослому, начинает осваивать основные нормы общения. К старшему дошкольному возрасту у ребенка могут вырабатываться достаточно устойчивые формы поведения и отношения к окружающему в соответствии с усвоенными моральными нормами и правилами. В благоприятных условиях общественного и семейного воспитания у ребенка старшего дошкольного возраста отчетливо проявляется чувство привязанности к сверстникам, учителю, детскому саду. Дети дружелюбны с окружающими, легко вступают в общение, добры, чутки, внимательны к замечаниям взрослых, способны остро их переживать. Они с радостью воспринимают одобрение своих действий и выражают готовность работать еще лучше. Характерной особенностью детей старшего дошкольного возраста является формирующаяся у них социальная направленность. Оно проявляется и в реальных отношениях детей, и в их высказываниях, и в оценке действий сверстников, и в общей направленности совместной деятельности всех членов детского коллектива. У детей этого возраста начинает формироваться общественное мнение, на которое педагог может в определенной степени опираться. Дети могут осуждать поведение сверстников – их корыстные действия, недобросовестное отношение к делу – и выражать одобрение хорошему поведению друга.

В то же время нравственные проявления детей старшего дошкольного возраста характеризуются неравномерностью и неустойчивостью. Различное поведение детей зачастую зависит от их эмоционального состояния и индивидуальных особенностей, что требует от педагога использования разнообразных методов и приемов воспитания, более тонкого их применения. Совокупность умений и навыков позволяет поддерживать общий порядок в распорядке дня, быте семьи, дома, в установлении правильных взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками. Эти навыки связаны с личной чистотой и опрятностью, чистотой одежды, обуви; с культурой питания (поведение за столом, умение пользоваться столовыми приборами); с культурой поведения со взрослыми и со сверстниками (дома, во дворе, на улице, в общественных местах, в деревне); с культурой игры, обучения, выполнения трудовых обязанностей; с культурой речи (форма обращения, культура словарного запаса, тон, темп речи). В процессе формирования культуры поведения детей старшего дошкольного возраста одновременно участвуют и образовательное учреждение, и семья. Воспитание культуры поведения требует обязательной связи с воспитанием детей в семье и координации усилий педагога и родителей. Педагогам очень важно найти методы, позволяющие установить тесные контакты с семьей, чтобы обеспечить единство в воспитании культуры поведения.

Понятие о культуре поведения дошкольников и необходимости ее воспитания.

Понятие культуры поведения дошкольника можно определить как совокупность устойчивых форм повседневного поведения, полезных для общества в повседневной жизни, общении, различных видах деятельности. Культура деятельности – проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, при выполнении рабочих заданий. Формировать у ребенка культуру деятельности – значит прививать ему умение содержать в порядке место, где он работает, учится, играет: привычку доводить начатое дело до конца, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам. Дети старшего дошкольного возраста должны научиться готовить все необходимое для занятий, работы, подбирать игрушки в соответствии с планом игры. Важным показателем культуры деятельности является естественная тяга к интересной, осмысленной деятельности и умение ценить время. В этом возрасте ребенок учится регулировать свою деятельность, отдых, быстро и организованно выполнять гигиенические процедуры и т. д. Это будет хорошей основой для развития у него навыков эффективной организации труда. Для определения достигнутого развития культуры труда можно использовать такие показатели, как способность и желание ребенка работать, интерес к выполняемой работе, понимание ее цели и разумного смысла; активность, самостоятельность; проявление волевых усилий в достижении необходимого результата; взаимопомощь в коллективной работе. Культура общения – предусматривает соблюдение ребенком норм при общении со взрослыми и сверстниками, основанное на уважении и доброжелательности, использовании соответствующей лексики и норм обращения, а также вежливое обращение в общественных местах и повседневной жизни. Культура общения предполагает не только поступать правильно, но и воздерживаться от действий и слов, неуместных в данной ситуации. Ребенка необходимо научить замечать состояния других людей. Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Культура речи предполагает наличие у дошкольника достаточного словарного запаса и умения тактично говорить, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх и во многом предотвращает конфликты между ними. Культурно-гигиенические навыки являются важной частью культуры поведения. Необходимость поддержания чистоты лица, рук, тела, прически, одежды, обуви диктуется не только гигиеническими требованиями, но и нормами человеческих отношений. Культуру питания часто называют гигиеническими навыками, однако ее значение заключается не только в удовлетворении физиологических потребностей. Это имеет этический смысл, поскольку поведение за столом основано на уважении к людям, сидящим рядом с вами, а также к тем, кто готовил еду. Уже в раннем возрасте внедрение режима создает определенные предпосылки для понимания того, что действия, связанные с режимом, необходимо совершать в определенной последовательности и в правильном темпе. Вот почему, если говорить о правилах поведения, необходимо, прежде всего, приучать ребенка соблюдать требования режима (садиться за стол, чтобы поесть, прививать ему навыки ухода за собой. (принимать пищу самостоятельно, мыть руки перед едой, самостоятельно снимать одежду перед сном, аккуратно развешивать ее на стуле возле кровати). При этом не только развиваются важные практические навыки, но и меняется характер взаимоотношений детей и взрослых. Ребенок, ранее освободившийся от ежеминутной опеки взрослых, чувствует себя увереннее, смелее вступает в общение с другими детьми, выражает желание помочь сверстнику в том, чему он сам только что научился. Все действия детей с высоким уровнем самостоятельности более упорядочены и организованы. Такие дети начинают свободнее играть и легче усваивают простые правила общих игр. В старшем дошкольном возрасте значительную роль играют напоминания, поощрение усилий ребенка, его стремление самостоятельно помогать другим. Формируются первые дружеские отношения и привязанности детей, на этой основе успешно формируются навыки вежливости, организованности поведения, культуры речи. Мы учитываем особую чувствительность детей – дошкольников – поэтому важно, чтобы они видели положительные примеры. На старшем этапе дошкольного возраста усвоение детьми правил поведения обеспечивает развитие организованности. А ведь это один из важнейших показателей готовности к школьному обучению: будущему ученику предстоит выполнять учебные обязанности, рационально работать на уроке, под руководством учителя и самостоятельно, дома. Ребенок становится не только исполнителем требований взрослых, обращенных к нему или группе детей, он начинает предъявлять требования к себе и другим детям.

Важнейшие педагогические подходы к развитию культуры поведения детей в детском саду.

Рассмотрев основные составляющие культуры поведения, мы определим, в чем необходимость прививать и воспитывать ее у ребенка. Продолжая развивать в старшем дошкольном возрасте культуру поведения, заложенную в раннем возрасте, родители и воспитатели должны помнить, что ребенок в этом возрасте готовится к новому этапу своей жизни - школьному обучению. Поэтому на них лежит большая ответственность в развитии у детей поведенческих навыков, сознательного, активного отношения к порученному делу, товарищества. Взрослые с детства должны прививать детям чуткость, отзывчивость, готовность помочь друг другу. «Если другу трудно, помоги ему», «Если тебе трудно, попроси помощи» — вот правила, которым дети должны следовать в повседневной жизни. Не забывайте еще одно ценнейшее правило, общее для всех: «Нужно поздороваться со всеми, кого вы увидели в этот день впервые». Имеет значение и то, как дети говорят «Здравствуйте» или «Доброе утро», ведь внешняя форма вежливости выражает уважение и доброжелательное отношение к окружающим. Одни здороваются охотно и приветливо, другие только после напоминания, третьи вообще не здороваются или здороваются неохотно. Однако не каждый случай негостеприимства следует рассматривать как проявление невежливости. Воспитывать в детях любовь и привычку к труду, следуя воспитательному правилу «Не делай за ребенка того, что он может сделать сам». Делая что-то для ребенка, взрослые думают, что помогают ему. Но на самом деле они лишь мешают развитию у него полезных навыков, мешают его самостоятельности и той радости, которую проявления самостоятельности приносят детям. Когда ребенок овладевает правилами культурного поведения, это способствует формированию прочных нравственных привычек, помогает формированию взаимоотношений со сверстниками, развитию организованности поведения. Правила задают направление деятельности и по мере усвоения становятся необходимыми самому ребенку: он начинает на них опираться.

Заключение

Таким образом, в дошкольном возрасте необходимо совместными усилиями родителей и педагогов формировать у детей такие качества, как нормально развитые гордость, стыд, совесть, основы долга. Однако некоторые педагоги, работающие с дошкольниками, часто допускают ошибку, считая, что это должны делать только родители. В отношениях с близкими сущностью нравственных норм является умение ребенка заботиться о близких, проявлять чуткость, сочувствие, тактичность, оказывать им практическую помощь. В отношениях со сверстниками это умение учитывать и принимать позицию другого, уважать чужое мнение, проявлять готовность к сотрудничеству, оказывать помощь и поддержку. В отношениях с людьми в общественных местах нравственные нормы связаны с формированием у ребенка элементарного уважения к другим, умения спокойно принимать разумные требования взрослых, проявлять тактичность, вежливость, оказывать практическую помощь тем, кто в ней нуждается. Отношение к себе (нравственная саморегуляция) возникает в результате требований, которые ребенок способен предъявить к собственной культуре. Здесь в содержание моральных норм входят: адекватная самооценка, формирование совести, долга, ответственности, умение заботиться о себе, наличие навыков самоорганизации и самоконтроля. Общение с семьей является необходимым условием сохранения единства требований и преемственности воспитания. Общая цель семьи и детского сада – воспитанный, культурный и образованный человек. Вся жизнь ребенка, как и любого взрослого, связана с правилами поведения, и от правильности поведения зависят его личное благополучие, общение со сверстниками и взрослыми.

Литература

1. Ермолин А. А. На службе у детства. Основы, создание и функционирование воспитательной системы «Новая цивилизация» /А. А. Ермолин, А. С. Прутченков и др. Москва: Народное образование, 2004. 300 с.

2. Землянухина Т. М. Особенности общения и любознательности у воспитанников закрытых детских учреждений в раннем возрасте // Лишенные родительского попечительства / Ред. -сост. В. С. Мухина. М. : Просвещение, 1991. 223 с

3. Кагермазова Л. Ц. Возрастная психология. Электронный учебник. URL : https://log-in.ru/books/author/kagermazova-l-cs/ (дата обращения 18.05.2018).

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«У Солнышка в гостях». Занятие по программе «Русская народная культура» для детей младшего дошкольного возраста«У Солнышка в гостях». Занятие по программе «Русская народная культура» для детей младшего дошкольного возраста Цель: вызвать радостные эмоции у детей от приобщения к русской народной культуре, развивать связную речь, память детей, Формировать умение.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

НОД «Культура поведения в гостях. Беседа о чае»НОД «Культура поведения в гостях. Беседа о чае» Цель: формировать у детей навыки культурного поведения в гостях Задачи: развивающие: -развивать у детей познавательный интерес к культуре.

Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД»Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД» Проект "Эта опасная дорога" Пояснительная записка. С каждым годом на наших автодорогах появляется все больше и больше автомобилей. Чтобы.

Сценарий летнего развлечения для детей старшего дошкольного возраста «День рождения комара» (культура народов Севера)Сценарий летнего развлечения для детей старшего дошкольного возраста «День рождения комара» (культура народов Севера) Развлечение для детей старшего дошкольного возраста с региональным компонентом «День рождение комара» Цель: Приобщение детей к традиционной.

Спортивный досуг для детей старшего дошкольного возраста «Правила поведения при пожаре» «Правила поведения при пожаре» Цель: Учить детей предвидеть и распознавать опасности, угрожающие их жизни, по возможности избегать их; воспитывать.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста»Консультация «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста» Каждый родитель желает, что бы его ребёнок вырос вежливым, порядочным человеком. Правила хорошего тона следует прививать детям с раннего.

Воспитание у детей навыков безопасного поведения на дорогеВоспитание у детей навыков безопасного поведения на дороге То, что среди всех участников дорожного движения самый подвижный и непредсказуемый – это ребёнок, является неоспоримым фактом. Привить детям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Культура поведения детей дошкольного возраста и ее воспитание
Опубликовано: 29 февраля 2024 в 07:40
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Культура поведения детей дошкольного возраста и ее воспитание» (включая файлы) размещена пользователем Ксения Снитко (УИ 1415157) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД