Получи документы

Курс «Православные ценности и их философское осмысление через анализ исторических источников»

Елена Дрофа
Курс «Православные ценности и их философское осмысление через анализ исторических источников»
▼ Скачать + Заказать документы

Курс «Православные ценности и их философское осмысление

через анализ исторических источников»

I. Пояснительная записка.

Публикация «Курс „Православные ценности и их философское осмысление через анализ исторических источников“» размещена в разделах

Обучение истории в старших классах нацелено на овладение учащимися основами знаний об историческом пути человечества, его социальном, духовном нравственном опыте, на развитие способностей обучающихся осмысливать события и явления действительности на основе исторического анализа.

Исторический источник, документ при этом должен быть не столько иллюстрацией исторических сюжетов, сколько основным объектом добывания исторических знаний. Поэтому преподавание в старших классах должно решать задачи формирования исторического познания навыком работы с документальным и справочным материалом.

Школьники должны научиться общим принципам постановки и решения познавательных проблем: методам исторического анализа (изучение исторических источников, гипотезы и доказательства в истории); выявлению предпосылок (анализировать условия, обосновывать поступки, выявлять причины); выявлению фактов, их объяснению, сопоставлению различных суждений, использованию внешкольных источников информации.

Курс предполагает приобретение учащимися устойчивого интереса и уважения к истории человечества и культуре, православным христианским идеям. Вырабатывается отношение к истории как к способу понимания современности; вырабатывает собственное отношение к историческим событиям.

Курс предполагает помочь учащимся анализировать конкретные ситуации; уметь видеть и решать проблемы, уметь выбирать решение, исходя из преставления о возможных последствиях.

Основная функция курса : формирование исторического мышления, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события; выстраивать свою авторскую версию событий, отвечающую данным исторической науки, умение анализировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения.

Цели курса :

1. Формирование у учащихся умений исследовательской деятельности при изучении исторических источников.

2. Осмысление учащимися христианских ценностей через изучение и анализ исторических документов.

3. Развитие способности к рефлексии, оценке собственных возможностей, готовности самостоятельно разрешать проблемы; приобретение навыков самоорганизации.

4. Развитие умения работать с историческими источниками.

Задачи курса :

1. Использование технологий развивающего обучения.

2. Применение активных методов и форм обучения.

3. Организация самостоятельной работы учащихся с первоисточниками.

4. Формирование у школьников установки на постоянное обновление и совершенствование знаний.

5. Формирование коммуникативной компетентности.

6. Личностное отношение учащихся к историческим событиям и фактам.

Отличительной особенностью предлагаемого курса является ее большая, по сравнению со школьной программой по истории, практическая направленность, установка на активную деятельность учащихся, способстующая духовно-нравственному развитию личности.

Курс рассчитан на 34 часов, для учащихся 9-11-х классов. Данный спецкурс предусматривает электронное приложение в помощь учителю

II. Содержание курса.

В процессе реализации спецкурса предполагается сочетание теоретических и практических занятий. Предлагается сочетание групповой и индивидуальной работ, приоритет отдается активной практической деятельности учащихся. Рекомендуется использование как общенаучных (дедуктивный, индуктивный, аналогия). Так и специфических исторических (анализ исторических источников, поиск причинно – следственных связей, интерпретация фактов с учетом конкретно – исторической ситуации) методов работы.

Общим итогом деятельности учащихся в рамках программы является создание мини проектов, творческих работ и представление их.

Общие методические рекомендации изучения курса.

1. В случае, если фактический материал уже знаком учащимся, то изучение спецкурса можно организовать следующим образом:

А) активизация знаний учащихся.

Что вы знаете о данном событии, исторической личности?

Б) заполнение таблицы

Знаем Хотим узнать Узнали

В) работа с документами, по вопросам.

Г) заполнение таблицы.

Д) вывод, который должен заключать идею о православном мировоззрении, об идеалах православия в преломлении русской истории.

2. 2. В случае, если фактический материал незнаком учащимся, то изучение спецкурса можно организовать следующим образом:

А) краткая историческая справка учителя.

Б) Работа с терминологией.

В) работа с документами, по вопросам.

Г) вывод, который должен заключать идею о православном мировоззрении, об идеалах православия в преломлении русской истории.

III.Тематическое планирование (34 часа)

№ п/п Название темы Виды занятий Количество часов

1. Введение. Святая Русь- Русь Православная. 1

2-4.

Теория исторического исследования. Специфика исторического источника. Теоретическое

3

Практика исторического исследования

5-7 Первые русские князья-носители православия. Анализ источников : «Повесть временных лет» (Похвала Ярославу Мудрому). «Поучение детям» Владимир Мономах. Практическое 3

8-10 Духовные искания русских священников.

Анализ источников : Илларион «Слова о законе и благодати", «Моление» Даниил Заточник

Феодосий Печерский Практическое 3

11-13 В годину суровых испытаний.

Анализ источников : «Слово о погибели Русской земли»

Русские летописи Сказание о Евпатии Коловрате.

Практическое 3

14-16 Победа русского духа.

Анализ источников : «Задонщина», Сказание о Мамаевом побоище,

Житие Сергия Радонежского. Практическое 3

17-20 Земной и духовный подвиг русских святых.

Анализ источников : Житие Александра Невского. Житие Дмитрия Донского.

Житие Сергия Радонежского

Практическое 4

21-25 Защита мини-проектов.

1.«Поучение детям» Владимира Мономаха как источник нравственности для современного человека.

2. Феодосий Печерский – основатель Киево-Печерской Лавры.

3. Подвиг русского человека в борьбе с войском Батыя.

4. Русские князья в борьбе против ордынских захватчиков.

5. Роль Русской Православной Церкви в борьбе с врагами.

5

26-28 Нил Сорский и Иосиф Волоцкий. Противоборство старцев.

Преподобный Максим Грек и его морально-нравственные взгляды. Житие преподобного Максима Грека. 3

29-32 Философские идеи П. Чаадаева и философское произведение «Письма о философии истории».

Славянофильство и западничество о путях развития России. Произведение «Записки о всемирной истории».

Философия В. С. Соловьева «Понятие о Боге», «Оправдание добра» и Н. А. Бердяева «Русская идея». 4

33-34 Защита мини-проектов.

Философия Ф. И. Тютчева, В. И. Даля, Н. М. Языкова.

Философия Соловьева.

Философия Бердяева. 2

IV. Учебно-методическое обеспечение

1. Рассказы русских летописей. М., Просвещение, 1993г.

2. Хрестоматия по истории СССР с древних времен до 1861 года. М., Высшая школа, 1987г.

3. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила оформления. ГОСТ 7.1. – 84.-Введ. 01.01.1986г. - М., 1984г.

4. Дереклеева Н. И. Научно-исследовательская работа в школе – М. : Вертум – М, 2001г.

5. Карпов Ю. А. Ярослав Мудрый. -М. ,2001.

6. Карпов Ю. А. Владимир Святой. -М., 1997.

7. Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества в XII - XIII вв. -М., 1993.

8. Чаадаев П. Я. Полное собрание сочинений и избранных писем: В 2 т. - М. : Наука, 1991.

9. .Баева Л. В., Карабущенко П. Л., Бойко П. Е. и др. Русская философия. - Астрахань, 2007.

10. Философская антропология / Спирин А. Д., Максюкова С. Б., Мякинников С. П. Человек и его потребности: Учебное пособие Кемерово, 2003

11. Бердяев Н. А. Русская идея. М., 2002

12. Житие преподобного Максима Грека

Интернет-ресурсы

https://www.hist.msu.ru/ER/sources.htm- исторические источники в Интернете.

https://www.shpl.ru- сайт Государственной публичной исторической библиотеки.

https://www.hrono.ru- исторический сайт «Хронос».

Публикации по теме:

День памятников и исторических мест. Презентация «Путешествие по городу Санкт-Петербургу» Девизом Международного дня памятников и исторических мест стали слова: «Сохраним нашу историческую родину». Праздник отмечается в мире.

Презентация «Православные праздники как средство духовно-нравственного воспитания детей» Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск возрождения России особенно актуально, так как общество и.

Анализ итоговой диагностики «Развитие двигательных качеств через систему работы с тренажерами»Анализ итоговой диагностики «Развитие двигательных качеств через систему работы с тренажерами» Анализ итоговой диагностики «Развитие двигательных качеств, потребностей в ежедневной двигательной активности, осознанного отношения к.

Дидактическая игра «Православные праздники»Дидактическая игра «Православные праздники» Дидактическая игра «Православные праздники» Цель: формирование представлений детей о значении и традициях православных праздников. Задачи:.

Формирование навыков через сюжетно-ролевые игры. Получение навыков и анализ эффективности у ребёнка в первой младшей группе “Кукла Маша у нас в гостях”. • закрепить знание детей о чайной посуде (чашка, блюдце, чайная ложка, чайник, заварник, сахарница); • формировать.

Эссе учителя начальных классов «Я — учитель, или Осмысление собственного «Я»: взгляд со стороны и из глубин учительской души» КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ» Учителя начальных классов МОУ «СОШ ЗАТО Михайловский» Гарьковой Татьяны Алексеевны Я – учитель, или Осмысление.

Конспект литературных источников «Элементарная исследовательская деятельность в экологическом образовании дошкольников» Элементарная исследовательская деятельность в экологическом образовании дошкольников. Серебрякова Татьяна Александровна подчеркивала, что.

Педагогический проект «Православные традиции русского народа» Воспитатель: Клинкова Е. А. Проект рассчитан на работу с детьми 6 – 7 лет. Вид проекта: познавательно – исследовательский. Продолжительность.

Проект «Использование культурно-исторических традиций казачества» Работая по теме " Приобщение старших дошкольников к культурно- историческим традициям казачества", наш коллектив старается создать систему.

Проект «Православные традиции семьи» Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение Детский сад №10 муниципального образования Крыловский район ПРОЕКТ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Курс «Православные ценности и их философское осмысление через анализ исторических источников»
Опубликовано: 26 февраля 2018 в 08:39
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Курс «Православные ценности и их философское осмысление через анализ исторических источников»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Дрофа (УИ 985149) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД