Елена Дрофа
Курс «Православные ценности и их философское осмысление через анализ исторических источников»
▼ Скачать + Заказать документы
Курс «Православные ценности и их философское осмысление
через анализ исторических источников»
I. Пояснительная записка.
Публикация «Курс „Православные ценности и их философское осмысление через анализ исторических источников“» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Темочки
Обучение истории в старших классах нацелено на овладение учащимися основами знаний об историческом пути человечества, его социальном, духовном нравственном опыте, на развитие способностей обучающихся осмысливать события и явления действительности на основе исторического анализа.
Исторический источник, документ при этом должен быть не столько иллюстрацией исторических сюжетов, сколько основным объектом добывания исторических знаний. Поэтому преподавание в старших классах должно решать задачи формирования исторического познания навыком работы с документальным и справочным материалом.
Школьники должны научиться общим принципам постановки и решения познавательных проблем: методам исторического анализа (изучение исторических источников, гипотезы и доказательства в истории); выявлению предпосылок (анализировать условия, обосновывать поступки, выявлять причины); выявлению фактов, их объяснению, сопоставлению различных суждений, использованию внешкольных источников информации.
Курс предполагает приобретение учащимися устойчивого интереса и уважения к истории человечества и культуре, православным христианским идеям. Вырабатывается отношение к истории как к способу понимания современности; вырабатывает собственное отношение к историческим событиям.
Курс предполагает помочь учащимся анализировать конкретные ситуации; уметь видеть и решать проблемы, уметь выбирать решение, исходя из преставления о возможных последствиях.
Основная функция курса : формирование исторического мышления, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события; выстраивать свою авторскую версию событий, отвечающую данным исторической науки, умение анализировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения.
Цели курса :
1. Формирование у учащихся умений исследовательской деятельности при изучении исторических источников.
2. Осмысление учащимися христианских ценностей через изучение и анализ исторических документов.
3. Развитие способности к рефлексии, оценке собственных возможностей, готовности самостоятельно разрешать проблемы; приобретение навыков самоорганизации.
4. Развитие умения работать с историческими источниками.
Задачи курса :
1. Использование технологий развивающего обучения.
2. Применение активных методов и форм обучения.
3. Организация самостоятельной работы учащихся с первоисточниками.
4. Формирование у школьников установки на постоянное обновление и совершенствование знаний.
5. Формирование коммуникативной компетентности.
6. Личностное отношение учащихся к историческим событиям и фактам.
Отличительной особенностью предлагаемого курса является ее большая, по сравнению со школьной программой по истории, практическая направленность, установка на активную деятельность учащихся, способстующая духовно-нравственному развитию личности.
Курс рассчитан на 34 часов, для учащихся 9-11-х классов. Данный спецкурс предусматривает электронное приложение в помощь учителю
II. Содержание курса.
В процессе реализации спецкурса предполагается сочетание теоретических и практических занятий. Предлагается сочетание групповой и индивидуальной работ, приоритет отдается активной практической деятельности учащихся. Рекомендуется использование как общенаучных (дедуктивный, индуктивный, аналогия). Так и специфических исторических (анализ исторических источников, поиск причинно – следственных связей, интерпретация фактов с учетом конкретно – исторической ситуации) методов работы.
Общим итогом деятельности учащихся в рамках программы является создание мини проектов, творческих работ и представление их.
Общие методические рекомендации изучения курса.
1. В случае, если фактический материал уже знаком учащимся, то изучение спецкурса можно организовать следующим образом:
А) активизация знаний учащихся.
Что вы знаете о данном событии, исторической личности?
Б) заполнение таблицы
Знаем Хотим узнать Узнали
В) работа с документами, по вопросам.
Г) заполнение таблицы.
Д) вывод, который должен заключать идею о православном мировоззрении, об идеалах православия в преломлении русской истории.
2. 2. В случае, если фактический материал незнаком учащимся, то изучение спецкурса можно организовать следующим образом:
А) краткая историческая справка учителя.
Б) Работа с терминологией.
В) работа с документами, по вопросам.
Г) вывод, который должен заключать идею о православном мировоззрении, об идеалах православия в преломлении русской истории.
III.Тематическое планирование (34 часа)
№ п/п Название темы Виды занятий Количество часов
1. Введение. Святая Русь- Русь Православная. 1
2-4.
Теория исторического исследования. Специфика исторического источника. Теоретическое
3
Практика исторического исследования
5-7 Первые русские князья-носители православия. Анализ источников : «Повесть временных лет» (Похвала Ярославу Мудрому). «Поучение детям» Владимир Мономах. Практическое 3
8-10 Духовные искания русских священников.
Анализ источников : Илларион «Слова о законе и благодати", «Моление» Даниил Заточник
Феодосий Печерский Практическое 3
11-13 В годину суровых испытаний.
Анализ источников : «Слово о погибели Русской земли»
Русские летописи Сказание о Евпатии Коловрате.
Практическое 3
14-16 Победа русского духа.
Анализ источников : «Задонщина», Сказание о Мамаевом побоище,
Житие Сергия Радонежского. Практическое 3
17-20 Земной и духовный подвиг русских святых.
Анализ источников : Житие Александра Невского. Житие Дмитрия Донского.
Житие Сергия Радонежского
Практическое 4
21-25 Защита мини-проектов.
1.«Поучение детям» Владимира Мономаха как источник нравственности для современного человека.
2. Феодосий Печерский – основатель Киево-Печерской Лавры.
3. Подвиг русского человека в борьбе с войском Батыя.
4. Русские князья в борьбе против ордынских захватчиков.
5. Роль Русской Православной Церкви в борьбе с врагами.
5
26-28 Нил Сорский и Иосиф Волоцкий. Противоборство старцев.
Преподобный Максим Грек и его морально-нравственные взгляды. Житие преподобного Максима Грека. 3
29-32 Философские идеи П. Чаадаева и философское произведение «Письма о философии истории».
Славянофильство и западничество о путях развития России. Произведение «Записки о всемирной истории».
Философия В. С. Соловьева «Понятие о Боге», «Оправдание добра» и Н. А. Бердяева «Русская идея». 4
33-34 Защита мини-проектов.
Философия Ф. И. Тютчева, В. И. Даля, Н. М. Языкова.
Философия Соловьева.
Философия Бердяева. 2
IV. Учебно-методическое обеспечение
1. Рассказы русских летописей. М., Просвещение, 1993г.
2. Хрестоматия по истории СССР с древних времен до 1861 года. М., Высшая школа, 1987г.
3. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила оформления. ГОСТ 7.1. – 84.-Введ. 01.01.1986г. - М., 1984г.
4. Дереклеева Н. И. Научно-исследовательская работа в школе – М. : Вертум – М, 2001г.
5. Карпов Ю. А. Ярослав Мудрый. -М. ,2001.
6. Карпов Ю. А. Владимир Святой. -М., 1997.
7. Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества в XII - XIII вв. -М., 1993.
8. Чаадаев П. Я. Полное собрание сочинений и избранных писем: В 2 т. - М. : Наука, 1991.
9. .Баева Л. В., Карабущенко П. Л., Бойко П. Е. и др. Русская философия. - Астрахань, 2007.
10. Философская антропология / Спирин А. Д., Максюкова С. Б., Мякинников С. П. Человек и его потребности: Учебное пособие Кемерово, 2003
11. Бердяев Н. А. Русская идея. М., 2002
12. Житие преподобного Максима Грека
Интернет-ресурсы
https://www.hist.msu.ru/ER/sources.htm- исторические источники в Интернете.
https://www.shpl.ru- сайт Государственной публичной исторической библиотеки.
https://www.hrono.ru- исторический сайт «Хронос».