Мария Чуварова
Лайфхаки проектирования предметно-пространственной развивающей среды.
▼ Скачать + Заказать документы
Стандарт дошкольного образования – это совершенно новый документ, связанный с поддержкой разнообразия детства» - А. Г. Асмолов. Так и мы стараемся разнообразить детство наших детей, ведь направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены.
Публикация «Лайфхаки проектирования предметно-пространственной развивающей среды,» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» сентябрь 2017
Как организовать развивающую предметно-пространственную среду, способствующую гармоничному развитию ребенка? Какая методология дошкольного воспитания может помочь сформировать Человека XXI века?
Внедрение ФГОС ДО, повышение квалификации нацелило нас, подтолкнуло на развитие изменений в РППС, чтобы ребенку было комфортно. В связи с этим в группе произошли глобальные изменения.
Как театр начинается с раздевалки, так и наша группа начинается со входа в нее, где написано «Заходи у нас все можно: ошибаться, играть, фантазировать, выдумывать, думать, сомневаться.
Раздевалку в этой группе оформили в виде «говорящих стен». На стене для родителей «Новости дня» ежедневно меняется информация, где кратко перечисляются основные интересные события, происходящие в группе за день. На стене для детей «Мое настроение» дети, приходя в детский сад (и уходя домой, выбирают для себя подходящую картинку (эмоцию, соответствующую их настроению.
Вход в группу оформлен в виде Тульского кремля, где в дальнейшем будут помещены не только достопримечательности города, но и семейные фотографии.
Пространство группы спланировали и разделили на центры активности, приближенные к интересам ребенка и так, чтобы дети могли делать самостоятельный выбор.
Зачем же нужно разделять пространство на центры активности? В чем же их отличие от традиционных для детского сада уголков и зон?
Основное и главное отличие в том, что в центрах активности есть организованная деятельность детей. Это связано с содержанием и наполняемостью развивающей среды, которую педагоги создают и ежедневно используют в группе. Воспитатели постоянно анализируют и критически осмысливают организацию группового пространства.
Сначала у педагогов возникало ощущение, что они «так всегда и делали». Но сравнивая новое с привычным, воспитатели поняли, как среда,окружающая детей, влияет на их поведение. Ведь нередко дети не могли найти себе занятие,уныло повторяли одни и те же виды деятельности, бегали по группе и шумели, полагались на взрослых в выборе материалов для занятий. В настоящий же момент помещение группы разделено на так называемые центры активности (небольшие субпространства, в каждом из которых находится достаточное количество различных материалов для исследования и игры. Материалы заменяются по мере того, как дети приобретают новые навыки, знания, как появляются новые интересы. Материалы подталкивают детей к самостоятельным исследованиям, уча использовать нестандартный и творческий подход.
Центры активности стимулируют:
- активную познавательную деятельность,
- выбор,
- сотрудничество,
- ответственность,
- творчество,
- самооценку,
- решение проблем.
Современные дети – любознательные, спонтанные, конкретно мыслящие, стремящиеся получить доступ к миру взрослых.
Так вот развитие таких качеств, как представление о предметах и явлениях окружающего мира, развитие творческого начала, креативности, умение решать проблемы, умение взаимодействовать с людьми и осваивать модели поведения подтолкнули нас на создание центра сюжетно-ролевой игры на специальном и обособленном месте, где сосредоточено оборудование для развития самых разных игр.
Также этот центр перекликается с центром драматизации, оборудование которого используется для инсценировки русских народных сказок, разыгрывания литературных произведений средствами кукольного и пальчикового театра непосредственно детьми.
Создание центра искусства в настоящее время выполняет разные функции, прежде всего, способствуя развитию креативности, любознательности, воображения и инициативы детей. Помимо разнообразного материала, используемого в центре, родители сшили специальное панно с кармашками, для размещения необходимого оборудования.
Организованный центр воды и песка– настоящий подарок для детей, где дети могут экспериментировать, классифицировать плавающие и тонущие предметы, проводить исследования, развивают позитивное социальное взаимодействие, учатся договариваться. Оснастили центр необходимым оборудованием и перенесли в умывальную комнату (к ближайшему источнику воды и возможности ее слива).
Что касается 3-х ярусных кроватей в игровой комнате, которые были расположены не очень удобно и групповое пространство использовалось нерационально, переставили их так, чтобы можно было активно использовать боковые стенки и крышки кроватей, на которых появились полезные «работающие» стенды – это «Дни недели», «Части суток», «Времена года». Благодаря передвижке кроватей появился центр уединения, который стал ключевым моментом и нестандартным решение при организации РППС. В центре уединения можно посидеть на мягкой подушке, поиграть в любимую игрушку, полистать семейный фотоальбом, и если вдруг взгрустнется поплакаться в «подушку-плакушку» и т. д.
С помощью родителей, которые друзья и помощники, в группе появилась прекрасная сцена, где проходят концертные выступлениядля куколи детей младшего дошкольного возраста.
Оформили «Литературный центр» - самый главный из всех центров активности, так как главный ключ к этому миру – это речь, а проблема речевого развития на сегодняшний день стоит особо актуально. В нем осуществляется внимательный и ответственный подбор воспитателями материалов, которые способствуют развитию естественного стремления детей к постоянному речевому общению, развитию уверенной связной речи и обогащению словаря.
Спроектировали Центр конструирования и строительства, так как строительство – важнейшая деятельность для развития детей во многих отношениях, включая речь, социальные навыки, математическое и научное мышление и представление о социальном окружении.
Важный атрибут групповой жизни – «Доска выбора», с помощью которой дети обозначают свой выбор центра активности. Это стенд в виде круга, на который дети помещают прищепки, тем самым обозначая свой выбор. Работа в каждом из центров активности способствует комплексному развитию детей во всех образовательных областях, обеспечивающемуся в контексте сотрудничества и содействия детей и педагогов.
Благодаря правильно организованным центрам активности появляются новые роли. Педагог выступает в роли наблюдателя, фасилитатора, путеводителя к знаниям, партнера, организатора. Воспитанник - мыслитель, деятель, организатор, исследователь, партнер.
Все материалы для игр и занятий хранятся в доступном для детей месте, на доступной высоте и педагоги соблюдают принцип открытости, сменяемости и личной ориентированности.