Получи документы

Лего-конструирование для детей 3–4 лет

Галина Лифенко
Лего-конструирование для детей 3–4 лет

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«LEGO-КОНСТРУИРОВАНИЕ»

(программа ориентирована на детей второй младшей группы 3-4 года)

Срок реализации 1год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время происходит глобальный пересмотр принципов дошкольного образования. В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно - коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их уже сложно удивить. Развитие образовательного процесса идет по многим направлениям, затрагивая главным образом формирование личностных качеств дошкольника. Результатом образовательной деятельности ДОУ ныне считается не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребенком личностные качества: любознательность, активность, самостоятельность, ответственность и воспитанность.

Публикация «Лего-конструирование для детей 3–4 лет» размещена в разделах

Наблюдая за деятельностью дошкольников в детском саду, могу сказать, что конструирование является одной из самых любимых и занимаемых занятий для детей. Дети начинают заниматься LEGO-конструированием, как правило, со средней группы. В своей программе я бы хотела бы повысить интерес к конструированию и начать заниматься с детьми второй младшей группы (3-4 года).

Программа предназначена для проведения занятий дополнительной образовательной услуги «LEGO-конструирование», является модифицированной.

В основе модифицированной программы - следующие источники:

1. «LEGO-конструирование в ДОУ – шаг к техническому творчеству» И. А. Русских.

2. Авторская программа «Лего-конструирование в детском саду» Е. В. Фешиной.

Направленность дополнительной образовательной программы: техническая (техническое моделирование и конструирование) - расширение политехнического кругозора детей, развитие конструкторских способностей, формирование работы с различными инструментами, проектирование моделей и конструкций, образцов техники;

Цель программы: развитие конструкторских способностей детей.

Задачи:

Первое полугодие:

- учить называть детали лего-конструктора «Дупло» (кирпичик большой, поменьше, маленький, клювик, горка, мостик и др.);

- простейшему анализу сооруженных построек (выделять форму,

величину, цвет деталей);

- выполнять простейшую конструкцию в соответствии с заданными условиями (ворота для машин);

- сравнивать предметы по длине и ширине;

- обогащать речь словосочетаниями (дорожка красного цвета

длинная (широкая);

- конструировать по образцу и условиям;

- различать по цвету и форме;

- развивать зрительно-моторную координацию при соединении деталей конструктора, добиваться точности в процессе операционных действий.

Второе полугодие:

- познакомить с новыми деталями лего-конструктора «Дупло» (основа машины, полукруг, овал);

- учить воспроизводить в постройке знакомый предмет, находить его конструктивное решение;

- оформлять свой замысел путем предварительного называния будущей постройки;

- развивать и поддерживать замысел в процессе развертывания конструктивной деятельности, помогать его осуществлять;

- формировать умение использовать полученные знания в самостоятельных постройках по замыслу.

Новизна программызаключается в том, что дошкольники приобретают

элементарное представление в научно-технической направленности и впоследствии смогут использовать приобретенные знания для дальнейшего обучения и в жизни. LEGO -конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.

Актуальность программы:

- востребованность развития широкого кругозора у дошкольников начиная с раннего возраста и формирования предпосылок основ инженерного мышления;

- LEGO – конструирование позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры

- LEGO-технологии объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Педагогическая целесообразность. Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.

Принципы построения программы:

Доступность-предусматривает осуществление конструктивно-игровой

деятельности с LEGO с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.

Наглядность -обучение и воспитание предполагает как широкое использование зрительных ощущений, восприятий, образов,Последовательность – заключается в постепенном повышении требований в процессе конструктивной деятельности.

Систематичность - обучения и воспитания -достижение цели обеспечивается решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы: реализация программы осуществляется с использованием методических пособий, специально разработанных фирмой «LEGO» для преподавания технического конструирования на основе своих конструкторов. Настоящая дополнительная образовательная услуга предполагает использование образовательных конструкторов «LEGO-DUPLO», как инструмента для обучения дошкольников (3-4 года) конструированию.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: программа ориентирована на детей второй младшей группы (3-4 года).

Работа с особыми категориями детей : организация участия одаренных детей в дистанционных всероссийских олимпиадах и конкурсах по LEGO- конструированию.

Срок реализации дополнительной образовательной программы: программа рассчитана на 1 учебный год (36 занятий в год).

Формы и режим занятий: приработе по данной программе используется подгрупповая и индивидуальная форма работы. Группа детей до 5 человек. Занятия проводятся во второй половине дня, 15-20 минут, 1 раз в неделю. Таким образом, продолжительность занятий по конструированию соответствует СанПиН 2.4.1. 1249-03 к «Требованиям к организации режима дня и учебных занятий».

Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному,возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне. На занятиях используются три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу, а также дополнительные:

Конструирование по образцу —когда детям предлагают образцы построек и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий, основанных на подражании. Это важнейший этап обучения, где можно решать задачи, обеспечивающие переходы детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

Конструирование по условиям —образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).

Конструирование по замыслу - предполагает, что ребенок сам, без каких

- либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности малыша.

Дополнительные:

Конструирование по модели–в качестве образца предъявляют модель, скрывающую от ребёнка очертание отдельных её элементов. Дети должны воспроизвести модель из имеющихся у них строительных материалов. Таким образом, детям дают задачу, но не дают способа её решения. Постановка таких задач перед дошкольниками является достаточно эффективным средством для активизации их мышления. Конструирование по модели –разновидность конструирования по образцу.

Конструирование по теме -детям предлагается общая тематика конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы их выполнения. Эта достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу – с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определённой темой. Основная цель конструирования по заданной теме – актуализация и закрепление знаний и умений.

Ожидаемые результаты и способы их проверки: ожидаемыми результатами к концу учебного года является то, что дети должны знать:

1. правила безопасной работы;

2. основные компоненты конструктора «LEGO-DYPLO»;

3. виды соединений в конструкторе;

4. основные приемы конструирования;

дети должны уметь:

1. использовать готовые инструкции – схемы и поэтапно собирать модель

2. - различать и называть детали конструктора,

3. - выполнять постройку:

по образцу, по замыслу;

4. - находить конструктивные решения,

5. - использовать готовые постройки в игре,

6. -удерживать деталь щепотью, скреплять и разъединять детали конструктора;

7. - сосредоточиться;

8. - принимать участие в коллективной постройке, доводить задуманное до конца.

Результативность выполнения данной программы определяется с помощью устного опроса и наблюдения за ребенком. Все результаты заносятся в мониторинговую карту по LEGO-конструированию и оцениваются по трёхбалльному уровню- «низкий», «средний», «высокий» (см. приложение).

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

• Выставка моделейLEGO-DUPLO

• Открытое занятие для педагогов ДОУ и родителей.

• Дистанционные конкурсы и олимпиады

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ ДЕТЕЙ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ.

Месяц Тема Цели

Сентябрь Знакомство с конструктором LEGO-DUPLO Познакомить с LEGO-DUPLO (кирпичик, лапка, клювик, пластина и т. д.). Закреплять знание цвета и формы.

Знакомство с правилами безопасного поведения при работе с LEGO конструктором Познакомить с правилами, закрепить названия деталей лего.

Ворота для заборчика Учить выполнять простейшую конструкцию из LEGO-DUPLO ворота, устанавливать опоры и класть на них перекладину.

Пирамидка (башенка) Учить строить простейшие постройки. Формировать бережное отношение к конструктору.

Октябрь Здравствуй лес! Познакомить с некоторыми видами деревьев, растущих в лесу, научить различать деревья.

Мы в лесу построим дом Развивать творческое воображение. Учить подражать звукам и движениям персонажей (медведя, лисы, зайца). Учить строить дом из LEGO-DUPLO.

Разные домики Закреплять умение строить домики.

Конструирование по замыслу Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать содержание бедующей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность

Ноябрь Мебель для комнаты Развивать способность выделять в предметах их функциональные части. Учить анализировать образец.

Мебель для кухни Закреплять умение строить мебель. Запоминать название предметов мебели.

Печка Познакомить с русской печкой. Развивать воображение, фантазию. Учить строить печку из конструктора.

Конструирование по замыслу Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать содержание бедующей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Декабрь Утята в озере Учить внимательно слушать стихотворение. Строить из конструктора утят.

Волшебные рыбки Рассказать о рыбах. Учить строить рыб из конструктора.

Мостик через речку Учить строить мостик, точно соединять строительные детали

Конструирование по замыслу Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать содержание бедующей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Январь Построим загон для коров Закреплять понятия «высокий», «низкий». Учить выполнять задания по условию. Развивать творчество, воображение и фантазию.

Грузовая машина Учить создавать простейшую модель грузовой машины. Выделять основные части и детали.

Домик фермера Формировать обобщённые представления о домах. Учить сооружать постройки с перекрытиями, делать их прочными. Развивать умение выделять части (стены, пол, крыша, окно, дверь). Познакомить с понятием «фундамент»

Мельница Рассказать о мельнице. Развивать воображение и фантазию.

Февраль Машина с прицепом Учить строить машину с прицепом. Развивать навыки конструирования.

Пожарная машина Познакомить с профессией пожарного. Учить строить пожарную машину.

Кораблик Рассказать о кораблях. Учить строить более сложную постройку. Развивать внимание, навыки конструирования.

Конструирование по замыслу Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать содержание бедующей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Март Детская площадка Показать детскую площадку. Построить песочницу, лесенки

Горка для ребят Продолжать знакомить с детской площадкой, развивать память и наблюдательность.

Все работы хороши Познакомить с разными профессиями (врач, полицейский, дворник). Учить отличать их по внешнему виду. Воспитывать уважение к труду взрослых.

Конструирование по замыслу Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать содержание бедующей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Апрель Ракета Рассказать о космосе. Учить строить ракету.

Луноход Рассказать о луноходе. Учить строить из деталей конструктора

Космонавты Продолжать знакомить с космосом. Учить строить космонавтов из мелких деталей.

Конструирование по замыслу Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать содержание бедующей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Май Животные в зоопарке Рассказать о зоопарке. Учить строить утку, слона.

Вольер для тигров и львов Учить всем вместе строить одну поделку.

Крокодил Продолжать знакомить с зоопарком. Учить строить крокодила.

Конструирование по замыслу Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать содержание бедующей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

Форма занятий: занятия построены в форме разнообразных игровых, интегрированных, тематических занятий, чтобы избежать однообразия. Дети учатся конструировать «шаг за шагом».Такое обучение позволяет им продвинуться вперед в собственном темпе, стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи.

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Методы Приемы

Наглядный Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.

Информационно-рецептивный Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребенка.

Репродуктивный Воспроизводство знаний и способов деятельности

( форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу).

Практический Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.

Словестный Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных

вариантов моделей.

Проблемный Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов, самостоятельное их преобразование.

Игровой Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.

Частично-поисковый Решение проблемных задач с помощью педагога

В начале совместной деятельности с детми включаются серии свободных игр с использованием конструктора LEGO-DUPLO, чтобы удовлетворить желание ребенка потрогать, пощупать эти детали и просто поиграть с ними. Затем обязательно проводится пальчиковая гимнастика, физкультминутка с учетом темы совместной деятельности.

Техническое оснащение занятий и дидактический материал.

Компьютер с мультимедийным проектором для демонстрации материала.

Шкаф 1 шт. с контейнерамиLEGO-DUPLO, стол 3 шт., стул 6 шт., набор фигурок для обыгрывания построек Duplo -5 шт., наборы LEGO-DUPLO : детская площадка, профессии, жилой дом, мебель в доме, космос, зоопарк, ферма, пожарная часть, базовый набор 6шт., большая основа для строительства 6 шт. Иллюстрации: башенка, пирамидка, лес и деревья (дуб, ель, сосна, осина, ива, дом, город, мебель, печка, утка с утятами, рыбки, мостик, грузовой автомобиль, прицеп, мельница, пожарная машина, корабль, детская площадка, горка, люди различных профессий, космонавт, ракета, луноход, зоопарк, лев, крокодил. Аудиозаписи: звуки леса, звуки моря, песня крокодила Гены из м/ф «Крокодил Гена и Чебурашка». Стихи: И. Токмакова О деревьях. Игрушки: медведь, лиса, заяц, кукла. Макет: зоопарк. Инструкции и схемы по сборке.

Форма подведения итогов по каждой теме: контроль усвоения материала осуществляется по результатам создания детьми моделей, анализирования и обыгрывания готовой постройки.

Список литературы для педагогов

1. «От рождения до школы» Примернаяобщеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : Мозайка синтез, 2014.

2. Письмо «Министерство образования и науки Российской Федерации от 11.12.06 №06-1844». «Примерные требования к программам дополнительного образования детей для использования в практической работе».

3. СанПиН 2.4.1. 1249-03 к «Требованиям к организации режима дня и учебных занятий».

4. Русских И. А. «LEGO-конструирование в ДОУ – шаг к техническому творчеству»

5. Фешиной Е. В. «Лего-конструирование в детском саду».- Пособие для педагогов. М. : изд. Сфера, 2012г.

Интернет – ресурсы:

1.https://ulybkasad.ucoz.ru/programma/programma_lego_ulybka.pdf

Рекомендуемая литература для воспитанников и родителей

1. АлланБедфорд - Большая книга LEGO, 2014г.

Публикации по теме:

«Автомобильный парк». Конструирование из лего. Фотоотчет«Автомобильный парк». Конструирование из лего. Фотоотчет У меня конструктор Лего С ним могу я не скучать! Строю я дома, машины И Вам советую играть! Артур Давтян Несмотря на то, что сейчас карантин,.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

Лего-конструирование в средней группеЛего-конструирование в средней группе "Лего-конструирование" в средней группе. В нашем детском саду прошел конкурс на тему "Лего-конструирование", во всех возрастных группах.

Дошкольная лаборатория с детьми среднего дошкольного возраста. Конструирование из лего «Космическая станция»Дошкольная лаборатория с детьми среднего дошкольного возраста. Конструирование из лего «Космическая станция» Комплексное исследование и решения на основе исследования Людей всегда интересовал космос. Луна, находясь ближе всего к нашей планете,.

Фотоотчет «Лего-конструирование для детей»Фотоотчет «Лего-конструирование для детей» LEGO - конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. Основой.

Фотоотчёт «Конструирование из Лего» к Дню юного конструктора на МAAMФотоотчёт «Конструирование из Лего» к Дню юного конструктора на МAAM Современные дети предпочитают общению со сверстниками и любимой игрушкой компьютерные игры, которые негативно действуют на психику и развитие.

Фотоотчёт «Лего — конструирование с детьми дошкольного возраста»Фотоотчёт «Лего — конструирование с детьми дошкольного возраста» Конструирование из лего – конструктора полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольниковЛего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников «LEGO» - одна из самых известных и распространённых педагогических систем, которая позволяет применять детям в конструктивной деятельности.

Лего-конструирование в старшем дошкольном возрасте. Картотека игрЛего-конструирование в старшем дошкольном возрасте. Картотека игр В старшей группе роль ведущего берут на себя дети. В играх развиваются коллективизм, память, мышление. Дети учатся заниматься.

Конспект НОД по лего-конструированию во второй младшей группе ко Дню основания Лего «Транспорт»Конспект НОД по лего-конструированию во второй младшей группе ко Дню основания Лего «Транспорт» Цель: формировать у детей младшего дошкольного возраста конструктивные навыки в работе с лего-конструктором. Задачи: 1. Учить детей умению.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Лего-конструирование для детей 3–4 лет
Опубликовано: 5 сентября 2022 в 16:51
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД