vera
Легоконструирование как один из важных элементов дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
ЛЕГО - КОНСТРУИРОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ ВАЖНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Батракова Вера Викторовна
«Многие детские игры –
подражание серьезной
деятельности взрослых.»
Януш Корчак
Аннотация.
Конструирование является одним из самых часто встречающихся видов развития мелкой моторики, а также речи, мышления, воображения, внимания, памяти, интеллекта у детей.
Публикация «Легоконструирование как один из важных элементов дошкольного образования» размещена в разделах
Сегодня ЛЕГО конструкторы повсеместно можно видеть в детских садах, в некоторых заведениях предусмотрены целые "ЛЕГО"-комнаты. Освоение ЛЕГО конструктором не должно быть спонтанным, его использование должно быть целенаправленным. Воспитательно-образовательная деятельность педагога должна быть основана на четкой стратегии относительно использования этого конструктора.
Ключевые слова: лего-конструирование, дошкольные учреждения, дети
дошкольного возраста, обучение и развитие ребенка
Дети дошкольного возраста могут общаться на одном языке — языке игры. Игра помогает им понять сложный, разнообразный мир, в котором они растут. В играх дети развивают свои естественные задатки — воображение, мышление, ловкость, эмоции, интеллект, общение.
У детей за последнее время стало появляться всё больше и больше новых познавательных интересов. Первое, с чем сталкивается ребёнок младшего дошкольного возраста, попадая в группу — это предметно-развивающая среда. В группе должно находиться множество различных игр и игровых центров для всестороннего развития детей в свободном доступе.
Актуальность введения лего-конструирования в образовательный процесс дошкольных образовательных организаций обусловлена созданием развивающей предметно-пространственной среды, ориентированной на овладение детьми способами усвоения знаний на основе системно-деятельностного подхода.
Это означает, что для развития детей необходимо организовать содержательную деятельность в структурированной развивающей предметно-пространственной среде детского сада. Такую стратегию обучения возможно реализовать в образовательной среде лего Education [1].
Конструкторы лего представляют собой яркий, трансформируемый и полифункциональный материал, дающий колоссальный простор для познавательно-исследовательской, социально-коммуникативной и игровой деятельности дошкольников. К преимуществам следует так же отнести безопасность, высокую прочность деталей и готовых изделий, мобильность игрушек, их удобный размер.
Лего-конструирование обеспечивает возможности для общения и совместной деятельности детей и взрослых, помогает развивать двигательную активность ребёнка в соответствии с требованиями к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, включающими необходимость создания насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, безопасной и доступной образовательной среды с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития детей [2].
Наборы лего в силу своей педагогической универсальности оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками.
Использование разнообразных тематических наборов лего позволяет в полной мере обеспечить поддержку детской инициативы и самостоятельности детей, а также создает широкие возможности для выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.
В отличие от обычных традиционных наборов для детского конструирования, применяемых в детских садах, ЛЕГО-конструктор способствует не только поддержанию свободной самостоятельной игры детей, но и стимулирует желание к исследованиям, интерес к творчеству. Это универсальные конструкторы, которые в форме познавательной игры позволяют рождать новые идеи, воплощать в реальность свои задумки; самостоятельно решать поставленную задачу, видеть продукт совей деятельности, изменяя и совершенствуя игровую обстановку, создавать пространства, в которых можно с удовольствием играть.
При практическом знакомстве детей дошкольного возраста с конструктором лего используются различные методы и приемы организации детской деятельности:
• Наглядный - рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по форме, размеру, цвету, способы удержания их в руке или на столе. Просмотр фрагментов мультипликационных и учебных фильмов, обучающих презентаций, рассматривание схем, таблиц, иллюстраций, дидактические игры, организация выставок, личный пример взрослых.
• Информационно-рецептивный - обследование ЛЕГО деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними. Совместная деятельность педагога и ребёнка.
• Практический - использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы. Проекты, игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками, обыгрывание постройки, моделирование ситуации, конкурсы, физ. минутки.
• Репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности ( форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу).
• Словесный - краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей. Чтение художественной литературы, загадки, пословицы, беседы, дискуссии, моделирование ситуации.
• Игровой - использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.
• Частично-поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога [4].
Чем же может быть полезна игра в ЛЕГО для детей дошкольного возраста? Играя в него, дети:
– Расширяют свои представления об окружающем мире — об архитектуре, транспорте, ландшафте.
– Развивают мелкую моторику рук стимулирующие в будущем общее речевое развитие и умственные способности.
– Учатся правильно и быстро ориентироваться в пространстве.
– Развивают внимание, способность сосредоточиться, память, мышление.
– Учатся воображать, фантазировать, творчески мыслить.
– Овладевают умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое.
– Учатся общаться друг с другом, устраивать совместные игры, уважать свой и чужой труд.
Работа с конструкторами ЛЕГО позволяет детям в форме познавательной игры узнать много всего важного и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки.
Существуют несколько видов лего, которые классифицируются следующим образом :
• По возрасту. Для детей определенного возраста созданы различные серии лего. Например, для детей от 1 года до 3 лет детали в таких сериях крупные и яркие. Конструкторы для детей постарше (6-7 лет) отличаются количеством деталей и сложностью работы.
• По половому различию. Для мальчиков в наборы входят конструкторы машин, самолетов, роботов; для девочек же это животные, магазины, куклы и принцессы.
• По виду материала. Существуют разнообразные детали, созданные при помощи как мягких, так и твердых материалов [3].
Немаловажную роль играет заинтересованное отношение родителей. В современном мире практически в каждой семье имеется конструктор ЛЕГО, но он не используется как развивающий материал. Чтобы раскрыть родителям возможности ЛЕГО-конструирования, важно использовать разнообразные формы работы : консультации, семинары-практикумы, открытые занятия для родителей т. д.
Подводя итог всему вышесказанному, можно смело утверждать, что лего-конструирование является отличным средством для интеллектуального развития дошкольников. Данный вид деятельности позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре). Лего-конструирование формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и творчества. Объединение игры с исследовательской и экспериментальной деятельностью предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир.
Литература
1. Лунина М. С. Центр лего-конструирования в детском саду как особое образовательное пространство развития детей младшего дошкольного возраста. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL : https://moluch.ru/archive/257/58940/
2. Лего-конструирование. Актуальность ЛЕГО конструирования в современном детском саду. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL : https://dohcolonoc.ru/cons/11562-aktualnost-lego-konstruirovaniya-v-detskom-sadu.html
3. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью лего. М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003 – 104 с.
4. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. М. : Академия, 2002 - 192с.