Получи документы

Легоконструирование как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста

Ирина Петрова
Легоконструирование как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Легоконструирование как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста

Петрова И. С. педагог дополнительно образования;

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр технического творчества и профессионального обучения» Старооскольского городского округа

В статье автор описывает работу с ЛЕГО-конструктором, на примере своего опыта работы в детском саду а также показывают выбор новых эффективных средств, технологий и методов, которые помогут не только выявить и поддержать творческий потенциал детей, но и развить их интеллектуальные и творческие способности. Одним из таких средств являются игры с ЛЕГО-конструктором.

Публикация «Легоконструирование как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Ключевые слова: конструирование, дети, конструктор ЛЕГО, игра.

В современном мире, в век компьютеризации, который принес нам много полезного, но и забрал у наших детей все свободное время ЛЕГО-конструктор может стать настоящей палочкой выручалочкой для родителей и педагогов.

Хотелось бы сказать, что ЛЕГО конструктор учит детей самостоятельно творить руками, без помощи заданных компьютерных программ. И чем раньше родители и педагоги обратят внимание малышей на эту увлекательную игру, тем меньше риск возникновения зависимости от монитора, что сейчас уже вызывает серьёзную тревогу.

Давайте поразмышляем: Чем же полезны Лего конструкторы для детей?

В переводе с латыни «lego» означает «(я) собираю».

Мы часто слышим от родителей, да и сами видим наблюдая за своими детьми такую картину: у ребенка много игрушек, а он не играет с ними? Главная причина в том, что игрушки уже себя «исчерпали». Другое дело – конструктор. Из него можно построить куда больше игрушек. Тем более, ребенок создает сам, он уже творец, а не потребитель, который играет с тем, что ему дали.

Во первых совместные игры с конструктором ЛЕГО позволяют родителям и детям сблизиться. Ведь порой сами родители, подарившие конструктор своему ребёнку, с интересом и азартом изучают инструкцию, не жалея времени на собирание того или иного сооружения. Для дошкольника и школьника конструктор становится настоящим средством развития и обучения. С помощью конструктора легко и эффективно реализуются самые разные задачи.

Все мы видим, что Конструктор ЛЕГО самая развивающая игра в мире. Такой конструктор развивают фантазию, мышление и воображение. Благодаря игре с конструктором ЛЕГО можно воплотить в реальность любые фантазии и желания ребенка. Идея ЛЕГО конструктором заключается в том, чтобы через игру обогащать жизнь ребенка на всем пути его взросления.

ЛЕГО (от дат. Leg, Godt — «игра, удовольствие») — серии игрушек, представляющие собой наборы деталей для сборки и моделирования разнообразных предметов.

Давайте вспомним историю создания Лего конструктора. История ЛЕГО ведет свое начало с 1932 года, когда Оле Кирк Кристиансен основал в Дании компанию по производству товаров для повседневного обихода. Продукцию Оле делал из дерева, при этом изначально основную прибыль компании приносили лестницы и гладильные доски, спрос на которые резко упал в период мирового финансового кризиса. Основатель LEGO Оле Кирк Кристиансен был плотником, однажды заметил, что сын забирает из мастерской деревянные обрезки. И выяснил, что мальчик окрашивает их и меняется с другими детьми. Так в ассортименте фирмы появились деревянные игрушки, которые вскоре начали приносить больший доход, чем вся другая продукция. Искусственные пластические материалы в LEGO стали использовать после 1947 года.

Начав выпуск игрушек, Кристиансен начал искать название для своей компании. Он дал задание всем работникам фабрики предложить свой вариант названия. Предложений было много, но в итоге выбрали то, что придумал сам основатель – слово LEGO, которое происходило от двух других – Leg и Godt, которые вместе означают «играть хорошо». Несколькими годами позже основатель узнал, что сама фраза «LEGO» на латыни означает «я учусь» или «я складываю». Очевидно, что осознание этого серьезно повлияло на будущую историю компании.

А для нас взрослых - любовь к миру детства и любовь к конструктору ЛЕГО настолько велика, что мы не перестаем с нашими детьми играть и строить с конструктором ЛЕГО. Мы прекрасно видим, что конструирование – одно из самых любимых детских занятий, ведь оно является не только увлекательным, но и приносит большую пользу для развития детей.

На сегодняшний день особое внимание уделяют созданию условий для максимального раскрытия потенциальных возможностей каждого ребенка. С этой позиции считаем, что для развития детей важную роль в формировании творчества играют специфические виды детской деятельности, к которым относится и конструирование. Детское конструирование из-за его созидательной природы и соответствия интересам и потребностям дошкольника при определенной организации может носить подлинно творческий характер. Конструктивная деятельность детей например. Старшего дошкольного возраста усложняется и совершенствуется. От них добиваются хорошего качества выполнения сооружений, их учат создавать более сложные постройки. Особенно удобны для конструирования сооружений и сложных построек является конструктор «ЛЕГО». Таким образом, занятия и игры по ЛЕГО конструированию в дошкольном образовании являются актуальными всегда.

В современной практической педагогике накоплен немалый опыт по развитию мышления при помощи разных видов детской деятельности. Одной из эффективных, по мнению многих специалистов, является конструирование. ЛЕГО-конструирование специалисты относят к особому виду детской деятельности, к базовому виду творческой деятельности, в ходе которой у дошкольников развиваются все основные мыслительные процессы. Любой конструктор «ЛЕГО» обладает очень важными для развития ребёнка дошкольника возможностями [3, с. 98].

Конструктивная деятельность — это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению [4, с. 15]. Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания. Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, например можно изготовить танки, самолеты замки, изготовление игрушек из конструктора, а также башни, фрукты, различных животных, роботов и многие другие постройки. Их многообразие просто завораживает и притягивает как взрослых, а уж тем более наших детей. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой — в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки — для игры, поделки из ЛЕГО-конструктора могут служить, например, для подарка маме или брату или сестре и т. д., поэтому должны соответствовать своему назначению. Играя с ЛЕГО конструктором дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают конструкции по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют их основные структурные и функциональные признаки: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т. п.

Доказана эффективность использования конструктора ЛЕГО как средства развития логического мышления, развития мелкой моторики и воображения у детей дошкольного возраста. Проводя занятия по ЛЕГО конструированию мы используем образовательные конструкторы ЛЕГО, как инструмента для обучения дошкольников конструированию, моделированию на играх-занятиях с ЛЕГО. Легоконструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки универсальных учебных действий.

Легоконструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

В старших и подготовительных группах формирование умения планировать свою постройку при помощи ЛЕГО - конструктора становится приоритетным. Особое внимание уделяется развитию творческой фантазии детей : дети конструируют по воображению, по предложенной теме, а также применятся такая форма организации обучения как «конструирование по условиям» (предложенное Н. Н. Поддьяковым). Не давaя детям образца построек, рисунков и способов ее возведения, определяя лишь условия, которым постройка должна соответствовать. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается.

У детей развивaется конструктивное воображение, умение самостоятельно находить отдельные конструктивные решения; закрепляются навыки анализа объекта, выделения его составных частей на основе анализа постройки.

Юные конструкторы исследуют, какое влияние на поведение модели оказывает изменение ее конструкции: они заменяют детали, проводят испытания, оценивают ее возможности, придумывают сюжеты, сценарии и разыгрывают спектакли, применяя в них свои модели. Таким образом, постройки становятся более разнообразными и динамичными.

Рассмотрим еще какая неоценимая польза от ЛЕГО конструирования! Она заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность Легоконструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей на занятиях по легоконструированию, открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов. Все это нацелено не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. ЛЕГО-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки, настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.

А польза от игры в конструкторы для развития ребенка во многом зависит от того, как организован процесс этой игры. Меняя условия и правила игры, мы можем мягко направлять развитие ребенка в нужное русло: так шумному непоседе конструктор может привить усидчивость и аккуратность, а застенчивые дети могут найти отличный повод для общения со сверстниками.

В конструировании дети, создавая образы, не только (и не столько) отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, используя такой прием, как «нарушение» пропорций, а также цвет, фактуру, форму: веселый робот, корова, волк, прекрасный принц и т. п., что приводит, по выражению А. В. Запорожца, к «формированию своеобразных эмоциональных образов». [7, с. 21].

Для нас конструкторы ЛЕГО стали не только отличной игрушкой, но и учебным и творческим материалом для дошкольников и младших школьников. Варьирование идей и элементов создают практически неограниченные возможности для организации развивающих занятий для детей. Развитие детей посредством ЛЕГО-конструктора будет эффективно если будут подобраны наборы ЛЕГО-конструктора в соответствии с педагогическими принципами (доступность, последовательность, наглядность, вариативность).

ЛЕГО-конструирование является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников, ведь оно дает возможность воплотить в жизнь самые интересные и разнообразные фантазии, создать свой собственный неповторимый мир, проявить творческие способности. Созданные постройки, поделки дети используют в игре, в театрализованной деятельности, а также в качестве подарка, украшения помещений, участка и т. п., что приносит нашим ребятам большое удовлетворение. Детское конструирование тесно связано с игровой деятельностью. Дети сооружают постройки (гараж для машины, дом, рыцарский замок и т. п.) и играют с ними, неоднократно перестраивая их по ходу игры. При работе с ЛЕГО-конструкторами дети получают абсолютно разностороннее развитие. В этом случае у них активизируются всё, что связано с восприятием формы, осязанием, моторикой, пространственным мышлением, активно формируется и закрепляется облик успешного человека, человека – творца. [1, с. 32].

Мы уже не раз отмечали, что деятельность с конструктором считается многолюдной и увлекательной и раскрывает абсолютно новейшие возможности в формировании детей. Дети обучаются выдумывать модификации, чувствуя себе присутствие данном небольшими дизайнерами и конструкторами. Так интересно наблюдать, как дети играют с ЛЕГО – конструктором, подключая воображение. Они учатся не только воображать, но и создавать.

Работая ЛЕГО – конструктором, чтобы максимально заинтересовать, мы обращаем детей в созидательное олицетворение своей задумки в конкретную форму. Отдельные группы детей могут работать быстрее других, поэтому стоит продумать для них дополнительные задания. По завершении конструкторской деятельности мы предлагаем детям презентовать свою модель. Они могут продемонстрировать результат своей деятельности, рассказать о самых трудных, легких и интересных сторонах их деятельности. После этого детям предлагается свободное время для рефлексии, когда они могут поиграть со своей моделью, дополнить ее, создать проект совместно с другими детьми, применить свою модель в окружающей среде [2, с. 53].

ЛЕГО - конструирование успешно реализуется в различных видах детской деятельности: в образовательной деятельности в виде дополнительного наглядного и практического материала; в самостоятельной деятельности в виде ЛЕГО-игры, сюжетно ролевой или театрализованной игры, в которой используется вспомогательный материал; в совместной деятельности детей со взрослыми и сверстниками.

Конечно же мы не забудем сказать и про безопасность конструкторов ЛЕГО. Конструкторы ЛЕГО без острых углов и неприятных запахов. Продукция LEGO проходит несколько этапов испытаний на качество и безопасность, а также контроль химического состава материалов. На протяжении многих лет безопасность продукции хорошо оценивалась потребителями. Следует отметить, что, выбирать конструктор и правила игры с ним нужно в соответствии с возрастом ребенка.

В заключении мы хотим еще раз отметить, что конструктор ЛЕГО имеет множество преимуществ. Конструктором нельзя заменить все другие игрушки ребенка, но его рациональное использование оказывает позитивное влияние на развитие наших детей.

Таким образом, игры с конструктором ЛЕГО является мощнейшим стимулом развития внимания и памяти дошкольников, фантазии и воображения, логического и абстрактного мышления, творческой активности и дружелюбия. Обеспечивая условия для полноценной и разнообразной конструктивной деятельности, педагог стремится воспитывать не послушного исполнителя, а творца, помогая детям раскрыть свои аналитические способности и художественные таланты, почувствовать себя художниками и дизайнерами, развить ручные навыки и умения.

Игры с конструктором ЛЕГО не бывают скучными, ведь воображение и чувства ребенка безграничны и ты никогда не знаешь, как именно он решит играть и что построить с ЛЕГО и какую игровую ситуацию придумает.

Стройте с ЛЕГО, играйте в ЛЕГО и развивайтесь вместе с ЛЕГО!

Литература:

1. Барбашина, Г. Конструкторы Lego как полифункциональное и трансформируемое средство образовательной среды группы // Дошкольное воспитание. 2014. № 5. С. 84–91.

2. Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества [Текст]/ А. Н. Давидчук — М. : Гардарики, 2008. – 118 с.

3. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO) [Текст]/ Л. Г. Комарова – М. : «ЛИНКА – ПРЕСС», 2011.- 88 с.

4. Куцакова Л. В. Конструирование в детском саду. Москва-синтез, 2014. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. — Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.

5. Кузьмина Т. Наш ЛЕГО ЛЕНД [Текст]/ Т. Кузьмина // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 1. — С. 52-54.

6. Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное образование. 2008. № 17— 80 с.

7. Петрова И. А. LEGO -конструирование: развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание. 2007. № 10. С. 112-115.

Публикации по теме:

Игры на липучках — средство всестороннего развития детей дошкольного возрастаИгры на липучках — средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Альбомчики на липучках – это реально ноу-хау, маленькая революция в производстве развивающих пособий для ваших деток. Когда ребёнок прилепляет.

Сюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенкаСюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенка Сюжетно-ролевые игры в детском саду Среди других видов деятельности ребёнка-дошкольника игра является ведущей. Именно в ней наилучшим образом.

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Экран-трансформер как средство всестороннего развития детей дошкольного возрастаЭкран-трансформер как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Актуальность: Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать средства обучения, методы и формы организации работы с детьми,.

Бисероплетение как средство всестороннего развития детейБисероплетение как средство всестороннего развития детей Бисероплетение — это наилучший способ увлечь вашего ребенка занятием, развивающим детское воображение и фантазию. Наверное, всю пользу.

Лэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возрастаЛэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возраста Как хочется быть всегда в работе, в движении, в самообразовании. И декрет тому – мне не помеха. Как только мой маленький комочек засыпает,.

Оригами для всестороннего развития детей среднего дошкольного возраста. Мастер-класс «Бабочка» в технике оригамиОригами для всестороннего развития детей среднего дошкольного возраста. Мастер-класс «Бабочка» в технике оригами Искусство оригами знакомо каждому из нас с детства. Каждый взрослый, будучи ребёнком, делал кораблики, самолётики, лягушек, тюльпаны и.

Отчет по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка»Отчет по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка» В процессе работы с родителями, в беседах с детьми и взрослыми мы узнали, что на самом деле родители читают ребятам очень мало. В некоторых.

План работы по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников» Актуальность темы Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Проект «Спортивное ориентирование как средство всестороннего развития и оздоровления детей дошкольного возраста»Проект «Спортивное ориентирование как средство всестороннего развития и оздоровления детей дошкольного возраста» Содержание проекта Направление реализации проекта Современные модели организации дошкольного образования с учетом образовательных потребностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Легоконструирование как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 18 сентября 2022 в 15:37
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Легоконструирование как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Петрова (УИ 277651) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД