Татьяна Просветова
Лекция для воспитателей ДОУ «Взаимодействие с гиперактивным ребенком»
▼ Скачать + Заказать документы
«Взаимодействие с гиперактивным ребенком»
Цель: повысить уровень психологической компетенции педагогов, познакомить со способами предупреждения и коррекции гиперактивности у детей.
Гиперактивность. Никакая другая детская трудность не вызывает так много нареканий и жалоб родителей, воспитателей детских садов, учителей, как эта, весьма распространенная в дошкольном возрасте. Гиперактивность – совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развития ребенка невнимательностью, отвлекаемостью и импульсивностью. Первые проявления гиперактивности можно наблюдать в возрасте до 7 лет. Пики проявления данного синдрома совпадают с пиками психоречевого развития 6-7 лет. У мальчиков гиперактивное состояние отмечается, по крайней мере, в 4 раза чаще, чем у девочек.
Публикация «Лекция для воспитателей ДОУ „Взаимодействие с гиперактивным ребенком“» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
К подростковому возрасту повышенная двигательная активность, как правило, исчезает, а импульсивность и дефицит внимания остаются. Поведенческие нарушения сохраняются почти у 70% подростков имеющих больше шансов стать в дальнейшем хроническими алкоголиками или психически больными людьми. Однако обычно прогноз у гиперактивных детей благоприятный. По мере роста, взросления, а также комплексной коррекционной работы, проводимой настойчиво и последовательно с первых лет жизни ребенка, проявления синдрома будут преодолены.
Диагноз. Несмотря на то, что этой проблемой занимаются многие специалисты (педагоги, психологи, дефектологи, в настоящее время среди родителей и педагогов бытует мнение, что гиперактивность – это всего лишь поведенческая проблема, либо просто «распущенность» ребенка или результат неумелого воспитания. Причем чуть ли некаждого ребенка, проявляющего в группе детского сада или классе излишнюю подвижность и неусидчивость, взрослые причисляют к разряду гиперактивных детей. Такая поспешность в выводах далеко не всегда оправдана, так как синдром гиперактивности – это медецинский диагноз, право на постановку которого имеет только специалист. Педагог, приняв к сведению рекомендации специалистов (невролога, психолога, осуществляет процесс обучения ребенка, учитывая его индивидуальные особенности развития и поведения, семейную обстановку. А также крайне необходимо привлекать родителей ребенка. Совместно с ними разрабатывать стратегию взаимодействия и составлять индивидуальную программу развития такого ребенка (разъяснение причин возникновения гиперактивности).Только в случае подобного комплексного подхода происходит последовательное воспитание и обучение гиперактивного ребенка, что способствует реализации потенциала ребенка и снижению его эмоционального напряжения. Американские психологи разработали критерии выявления гиперактивного ребенка в группе, которые помогут в практической работе. Данные критерии оформлены в виде тестов. (Приложение 14. Критерии выявления гиперактивного ребенка)
Причины. Возникновения гиперактивности связывают с действием самых разнообразных факторов. Важнейшую роль играют те факторы которые сказываются на развитии головного мозга в период беременности, родов или младенчестве (осложнения, патология беременности – 85% случаев, соматические заболевания раннего возраста, инфекции, травмы, трудные или преждевременные роды). Другие возможные причины – наркомания у матери, прием токсических препаратов вовремя беременности, генетическая обусловленность. Именно минимальная мозговая дисфункция является причиной возникновения школьных проблем примерно половины неуспевающих учащихся. Хотя обычно гиперактивность сочетается с нормальным интеллектуальным развитием, возможны также случаи умственной отсталости, задержки психического развития, эмоциональных нарушений.
Особенности гиперактивного ребенка. Основные признаки гипердинамического синдрома – отвлекаемость внимания и двигательная расторможенность. Такой ребенок чрезвычайно подвижен, непоседлив и плохо себя ведет или плохо учится. Его руки и ноги в постоянном движении, он ерзает на стуле, не успокаивается ни на минуту и не способен концентрировать внимание на чем-то одном. Заинтересовавшись чем-то, он забывает о предыдущем и ни одно дело не доводит до конца. Он любопытен, но не любознателен, ибо любознательность предполагает некоторое постоянство интереса. Часто для них характерны агрессивное поведение и негативизм! гиперактивность нельзя отождествлять с агрессивностью).
Наблюдаются трудности восприятия и усвоения учебного материала, дефекты речи, трудности в формировании навыков чтения, письма и счета, легкие неврологические нарушения. Подобное состояние сопровождается нарушениями сна. Когда ребенок устает, гиперактивность усугубляется. Гиперактивный ребенок импульсивен, и никто не рискнет предсказать, что он сделает в следующий миг. Не знает этого и он сам. Действует он, не задумываясь о последствиях, хотя плохого не замышляет и сам искренне огорчается из-за происшествия. Легко переносят наказания, не помнит обиды, не держит зла, поминутно ссорится со сверстниками и тут же мирится. Это самый шумный ребенок в детском коллективе.
Лечение гиперактивного ребенка должно проводиться с учетом его индивидуальных особенностей. Может быть использовано только медикаментозное лечение или в сочетании с педагогической и психологической помощью. Специалисты утверждают, что некоторые дети с диагнозом «синдром гиперактивности» обладают достаточно высокими компенсаторными возможностями. Однако для включения компенсаторных механизмов необходимо наличие определенных условий. Прежде всего, ребенок должен развиваться в благоприятной (без интеллектуальных нагрузок, ровной эмоциональной атмосфере. Желательно, чтобы он обучался по специальной программе.
В работе с гиперактивными детьми используются три направления: во-первых, по отработке дефицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля); во-вторых, по отработке конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками; в-третьих, при необходимости должна осуществляться работа с гневом (пример, способы выражения гнева. Приложение 11).
При развитии дефицитарных функций коррекционную работу следует проводить поэтапно, начиная с развития одной отдельной функции (например, дефицита внимания или контроля поведения). Это связано с тем, что гиперактивному ребенку трудно быть одновременно и внимательными, и спокойным, и не импульсивным. Когда в процессе занятий будут достигнуты положительные результаты, можно переходить к тренировке одновременно двух функций, например контроля двигательной активности и дефицита внимания.
Первоначальная работа с гиперактивным ребенком должна осуществляться индивидуально. На этом этапе работы можно обучить ребенка не только слушать, но и слышать – понимать инструкции взрослого. Следующий этап – вовлечение ребенка в групповые виды деятельности (во взаимодействие со сверстниками) – тоже должен проходить постепенно. Сначала желательно включать ребенка в работу и игру с малой подгруппой детей (2-4 человека) и только после этого приглашать его участвовать в общегрупповых занятиях. Все занятия желательно проводить в занимательной для ребенка форме.
Рекомендации. Гиперактивные дети нуждаются в строгом режиме, и вся их деятельность должна носить максимально регулярный характер. Время приема пищи, выполнение домашних заданий и сна должно соответствовать распорядку дня.
Необходимо четко разграничивать целенаправленную активность и бесцельную подвижность. Нельзя сдерживать физическую подвижность такого ребенка, но его активность надо направлять и организовывать: если он бежит куда-то, то пусть это будет выполнением какого-то поручения. Нельзя пытаться воздействовать на ребенка строгими наказаниями в виде бесконечных ограничений, окриков, нотаций (ведь зачастую такого ребенка считают просто непослушным и невоспитанным) так как это противопоказано состоянию его нервной системе, которая неспособна справляться с подобной нагрузкой. Избегайте резких запретов, начинающихся со слов «нет», «нельзя». Скорее всего, он тут же отреагирует непослушанием, либо вербальной агрессией. Надо говорить сдержанно и дать ребенку возможность выбора.
Большую помощь могут оказать подвижные игры с правилами, спортивные занятия. Самое главное – подчинить его действия цели и приучить достигать ее (о том какие игры наиболее эффективные и какие правила необходимо соблюдать, играя с гиперактивными детьми, мы рассмотрим позже, примечание).
Включение в обучение игровых ситуаций – один из способов, способствующих эмоциональной стимуляции ребенка и более его успешному освоению знаний. Чтобы такие дети охотно занимались и добивались успеха там, где прежде терпели только неудачу, им нужна частая похвала, ободрение и особое внимание. Завышенные требования к таким детям и увеличение учебных нагрузок ведут к переутомляемости, снижению самоконтроля, капризам и отказу от учебы вовсе.
В старшем дошкольном возрасте гипердинамичного ребенка приучают к усидчивости. Когда он набегается и устанет, ему можно предложить заняться лепкой, рисованием, конструированием, причем нужно постараться, чтобы интерес к такому занятию побуждал ребенка довести начатое дело до конца. На первых порах требуется настойчивость взрослых. Постепенно усидчивость станет для него нормой и, поступив в школу, он сможет усидеть за партой весь урок.
Гиперактивный ребенок, как никто другой, требует чуткого отношения к нему взрослых, поскольку он очень эмоционален и раним. Зачастую снизить эмоциональное напряжение помогают приятные тактильные ощущения (поглаживание, массаж).
Помня об индивидуальных особенностях гиперактивных детей, целесообразно работать с ними в начале дня, а не вечером, уменьшить их рабочую нагрузку, делать перерывы в работе.
Перед началом работы (занятий, мероприятия) желательно провести индивидуальную беседу, заранее оговорив правила, за выполнение которых ребенок получает вознаграждение. Причем необходимо, чтобы задания были выполнимы для ребенка и физически и по времени. Их выполнение необходимо проконтролировать.
Если взрослый хочет добиться того, чтобы гиперактивный ребенок выполнял указания и просьбы, надо научиться давать инструкции для него. Инструкции ребенку должны быть очень четкими и краткими (не более 10 слов). В противном случае ребенок просто «выключиться» и не услышит вас. Не стоит давать несколько заданий сразу. В силу своей импульсивности ему трудно переключиться с одного вида деятельности на другой.
Гиперактивного ребенка необходимо чаще хвалить за успехи и достижения (так как такому ребенку делают огромное количество замечаний, в связи с эти страдает его самооценка, поощрять (например, выдавать жетоны, которые в течение дня менять на награды: право идти на прогулку в первой паре, дополнительное время для игры и т. д.).
Зачастую гиперактивные дети склонны к манипулированию родителями, воспитателями. Чтобы не допустить этого, взрослому надо помнить: в любой ситуации он должен сохранять спокойствие. Гиперактивным ребенком необходимо общаться мягко и спокойно. Если взрослый выполняет вместе с ним учебное задание, то желательно, чтобы не было криков, эмоционально приподнятого тона. Будучи чувствительным и восприимчивым, он скорее присоединиться к вашему настроению. Эмоции его захлестнут и станут препятствием для дальнейших успешных действий.
Усталость гиперактивный ребенок может проявлять в виде двигательного беспокойства, которое зачастую принимают за активность. Быстрое утомление приводит к нарастанию гиперактивности, от которой страдают сами дети и все окружающие. Поэтому, чтобы не допустить перевозбуждения, рекомендуется ограничить пребывания гиперактивных детей в местах скопления большого количества людей. По возможности надо оградить ребенка от длительных занятий на компьютере и от просмотра телевизионных передач, особенно способствующих его эмоциональному возбуждению.
Полезны спокойные прогулки перед сном, свежий воздух и размеренный шаг помогут успокоиться.
Родители, стремясь дать возможность своему ребенку израсходовать избыточную энергию, записывают в различные спортивные секции. К сожалению, это не всегда способствует успокоению ребенка (если во время пребывания ребенка в кружке он подвергается многочисленным наказаниям со стороны взрослого, то, скорее всего, это будет способствовать только нарастанию гиперактивности если секцию посещает большое количество людей и ребенок не взаимодействует с тренером один на один, то, очевидно, он вряд ли успокоится).
(Пример, открытое письмо гиперактивных детей к учителям + «скорая помощь» при работе с гиперактивным ребенком)
Примечание. При подборе игр (особенно подвижных) следует учитывать неумение гиперактивных детей длительное время подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкции. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу необходимо поэтапно (в качестве индивидуальной игры можно использовать игры «Разговор руками», «Археология», коллективные – «Дотронуться до», «Черепаха» и др.). Гиперактивные дети непоседливы, а их руки часто находятся в постоянном движении, поэтому, полезно обучить этих детей специальным играм, которые бы направили избыточную активность в нужное русло – пальчиковые игры.
Используемая литература:
К. К. Лютова, Г. Б. Монина тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб. : издательство «Речь», 2005. – 190 с., ил.
Практическая психология образования/Под ред. И. В. Дубровиной: учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. – М. : ТЦ «Сфера», 2000. – 528 с.