Лексическая работа по теме «Домашние животные и их детеныши весной»

НАТАЛЬЯ КРАВЕЦ
Лексическая работа по теме «Домашние животные и их детеныши весной»

Цель:

- продолжать расширять и систематизировать знания детей о домашних животных;

- учить употреблять в речи правильные формы названий детенышей домашних животных (образовывать слова с помощью суффиксов -енок, -онок, жеребенок);

- развивать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, отвечать на вопросы;

- продолжать формировать интерес к живой природе родного края;

- воспитывать доброе отношение к домашним животным, желание помочь;

- наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда.

Словарная работа:

СУЩ: кошка, кот, собака, корова, коза, лошадь, свинья, овца, бык, козёл, конь, кабан, баран, табун, стадо, отара, свора, котята, щенки, телята, жеребята, ягнята, поросята, кролик, крольчата, бурёнка.

ПРИЛ-ЫЕ: быстроногий, ловкий, неуклюжий, шустрый, игривый, заботливый, пушистый, гладкий, рогатый, свирепый, ласковый, злобный, упрямый, копытные, молочные, мясные, бодливые.

ГЛ-ЛЫ: мяукать, лаять, рычать, мычать, хрюкать, кормить, сторожить, охранять, ласкаться, кусаться, пастись, облизывать, разводить, резвиться, играть, пасти, визжать, доить, подковать, объездить.

Игра: «Скажи, какая?» (Прилагательные, характеризующие внешний вид).

Большая, маленькая, пушистая, пятнистая, породистая, крупная,

Игра: «Назови повадки» (Прилагательные характеризующие повадки животного).

Шустрая, быстрая, медлительная, неуклюжая, подвижная игривая, отважная,

Игра: «Скажи наоборот» (подбор антонимов)

Большая – маленькая, толстая – тонкая, длинная – короткая.

Игра: «Как передвигается?» (Активизация глагольного словаря)

Прыгает, бегает, ластится, ходит, бредёт, бежит, потягивается.

Игра: «Один – много (Образование существительных множественного числа от единственного)

Собака – собаки, щенок – щенки, пудель – пудели, овчарка – овчарки.

Игра: «Посчитай» (Согласование числительных с существительными в роде и числе)

Одна собака, две собаки, три собаки, четыре собаки, пять собак и т. д.

Игра: «Чья, Чей, Чьи?» (Притяжательные прилагательные)

Морда (чья) собачья, лапы (чьи) собачьи, хвост (чей)собачий и т. д.

Игра: «Сложные слова» Длинная шерсть – длинношёрстная, короткий хвост – короткохвостая, обвислые уши – вислоухая. Игра способствует развитию речи.

Загадки

Вместо хвостика – крючок,

Вместо носа – пятачок.

Пятачок дырявый,

А крючок вертлявый. (Поросенок)

По горам, по долам

Ходит шуба да кафтан (Овца)

Я умею чисто мыться

Не водой, а языком.

Мяу! Как мне часто снится

Блюдце с теплым молоком! (Кошка)

У неё рога, копыта,

И на всех глядит сердито,

Но добрей она щенка,

И нальёт нам молока. (Корова)

Защищать должна я дом.

Всё обнюхаю кругом.

Вас спасать я брошусь в реку,

Первый друг я человеку.

Лаю, если где-то драка,

Потому, что я — (Собака)

М-е-е!»- Ребяток кто зовёт?

Бородою кто трясёт?

У кого витые рожки

И как ягодки глаза?

Это к деткам по дорожке

Приближается… (коза).

Быстрее ветра я скачу,

''Цок-цок,'' – копытами стучу,

Я громко ''иго-го'' кричу,

Садись на спину – прокачу! (лошадка.)

Считалки.

Шел котик по лавочке -

Раздавал булавочки,

Шел по скамеечке -

Раздавал копеечки;

Кому десять, кому пять,

Выходи, тебе искать.

***

Шел баран

По крутым горам.

Вырвал травку,

Положил на лавку.

Кто травку возьмет,

Тот водить пойдет.

***

В речку овечка

Уронила колечко.

Кто колечко найдет,

Тот водить пойдет!

***

Котишка – проказник

Собрался на праздник:

Усы надушил,

Хвост распушил,

Взял с собою пять монет,

Будешь ты водить

Иль нет?

Стихи

«К домашним животным мы тех отнесем,

С которыми в тесном контакте живем:

Коровы и лошади, овцы и козы,

Мы их укрываем в тепле от мороза.

Их кормим и поим, коль надо – стрижем,

Их ласково гладим, всегда бережем.

Они к нам привязаны, очень послушны

И к голосу нашему неравнодушны

Они нам дают молоко и сметану,

Другие нас возят везде неустанно,

А третьи нам дом охраняют,

Еду от мышей сберегают. Л. Р. Парамоновой.

Домашние животные

Довольна корова своими телятами,

Овечка довольна своими ягнятами,

Кошка довольна своими котятами,

Кем же довольна свинья? Поросятами! .

Довольна коза своими козлятами,

А я довольна своими ребятами!

«Кто кем становится».

Жил-был маленький щенок.

Он подрос однако,

И теперь он не щенок –

Взрослая … (собака).

Жеребенок - с каждым днем

Подрастал и стал… (конем).

Бык, могучий великан,

В детстве был… (теленком).

Толстый увалень баран –

Толстеньким… (ягненком).

Этот важный кот пушок –

Маленьким … (котенком).

А отважный петушок –

Кро-о-хотным … (цыпленком).

А из маленьких утят

Вырастают… (утки)-

Специально для ребят,

Тех, кто любит шутки. А. Шибаева

Новые кроссовки.

Как у нашей кошки

На ногах сапожки.

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

Голубые тапки.

А козленок маленький

Обувает валенки.

А сыночек Вовка –

Новые кроссовки.

Вот так, вот так,

Новые кроссовки.

Н. Нищева.

Я видела чудо!

Я видела чудо! Я чудо видала!

У нашего дома лошадка стояла.

С копытами, с гривой, с косматым хвостом,

С телегой, оглоблями и хомутом!

Стояла лошадка, стояла живая,

Стояла тихонько и сено жевала

И сонно смотрела она на меня…

Счастливее не было этого дня!

Я быстро к лошадке к живой подбежала

И, хвост ей погладив, несмело сказала:

- Ах, как хорошо, что пришла ты сюда.

Останься, лошадка, у нас навсегда! В. Лунин.

Корова.

Мычит корова на лугу:

- Му-му-у!

Я молока вам дать могу:

- Му-му-у!

Хочу ребят я напоить:

- Му-му-у!

Его ребята будут пить:

- Му - у-у-у!

Коза.

В дверь вошло животное,

До того голодное.

Съело веник и метлу,

Съело коврик на полу,

Занавеску на окне

И картину на столе,

Со стола слизнула справку

И опять пошло на травку.

В. Берестов.

Кот

В доме кот не зря живет:

Службу день и ночь несет,

Даже если дремлет он,

Мышке снится страшный сон.

М. Садовский

Отчего собака лает?

Кто из вас, ребята, знает,

Отчего собака лает?

Чем собака не довольна:

Может, кто-то стукнул больно,

Может, лапу отдавили,

Может, кошки задразнили,

Может, ласки захотела,

Может быть, давно не ела,

Может быть, страшна ей вьюга,

Может, потеряла друга?

Отчего собака лает?

Может, голос проверяет?

Голос звонкий! Даже очень!

Может быть, сказать нам хочет:

- Посмотрите, умоляю,

Как же я прекрасно лаю! (Г. Чистякова)

Рассказы.

Бишка.

- А ну - ка, Бишка, прочти, что в книжке написано!

Понюхала собачка книжку, да и прочь пошла. «Не моё – говорит, - дело книги читать; я дом стерегу, по ночам не сплю, лаю, воров да волков пугаю, на охоту хожу, зайку слежу, уточек ищу, поноску тащу – будет с меня и этого». К. Д. Ушинский.

***

Собака шла по дощечке через реку, а в зубах несла мясо. Увидала она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несет, - она бросила свое мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а свое волною унесло. Осталась собака ни при чем. Л. Н. Толстой.

***

У Розки были щенки во дворе, на сене. Розка ушла. Дети пришли и взяли щенка и снесли на печку. Розка пришла, не нашла щенка и выла. После нашла щенка и выла подле печки. Дети сняли щенка и дали Розке. И Розка отнесла щенка во рту на место. Л. Н. Толстой.

***

Была драка между Жучкой и кошкой. Кошка стала, есть, а Жучка пришла. Кошка Жучку лапой за нос. Жучка Кошку за хвост. Кошка Жучке в глаза. Жучка Кошку за шею. Тетя шла мимо, несла ведро с водой и стала лить на кошку и Жучку водой. Л. Н. Толстой.

Собака.

У Шарика шуба густая, теплая – он всю зиму по морозу бегает. И дом у него без печки - просто собачья будка, а там соломка постелена, а ему не холодно. Шарик лает, колхозное добро стережет, злых людей да воров во двор не пускает, за это все его любят да сытно кормят. Е. Чарушин.

Васька.

Котичек-коток – серенький лобок. Ласков Вася, да хитер, лапки бархатные, коготок остер. У Васьки ушки чутки, усы длинны, шубка шелковая.

Ласкается кот, выгибается, хвостиком виляет, глазки закрывает, песенку поет,

а попалась мышка – не прогневайся! Глазки – то большие, лапки - то стальные, зубки – то кривые, коготки выпускные! К. Д. Ушинский.

***

Спала кошка на крыше, сжала лапки. Села подле кошки птичка. «Не сиди близко, птичка, кошки хитры». Л. Н. Толстой.

***

«Пожарная собака»

Один раз загорелся дом. Пожарные приехали к дому, с ними была собака по кличке Боб. К ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыму. Через пять минут он выбежал из дома, а в зубах за рубашку нёс девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива.

Пожарные ласкали собаку и осматривали её – не обгорела ли она; но Боб рвался в дом. Пожарные подумали, что в доме ещё есть что – нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем – то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она вынесла, то все расхохотались: она несла любимую куклу девочки. Л. Н. Толстой.

***

Два козлика.

Два упрямых козлика встретились однажды на узком бревне, переброшенном через ручей. Обоим разом перейти ручей было невозможно; приходилось которому – нибудь воротиться назад, дать дорогу другому и обождать.

- Уступи мне дорогу, - сказал один.

- Вот еще, поди-ка ты, какой важный барин! – отвечал другой. – Пяться назад; я первый взошел на мост.

- Нет, брат! Я гораздо постарше тебя годами, и мне уступить молокососу! Ни за что!

Тут оба, долго не думавши, столкнулись крепкими лбами, сцепились рогами и, упираясь тоненькими ножками в колоду, стали драться. Но колода была мокра: оба упрямца поскользнулись и полетели прямо в воду. К. Д. Ушинский.

***

Лошадка.

Конь храпит, ушами прядет, глазами поводит, удило грызет, шею словно лебедь, гнет, копытом землю роет. Грива на шее волной, сзади хвост трубой, меж ушей – челка, на ногах щетка; шерсть серебром отливает. Во рту удила, на спине седло, стремена золотые, подковки стальные.

- Садись и пошел! За тридевять земель, в тридесятое царство! Конь бежит, земля дрожит, из рта пена, из ноздрей пар валит. К. Д. Ушинский.

***

Баран.

Ух, какой круторогий да мягкий!Это хороший баран, не простой. У этого барана шерсть густая, волос тонкий – тонкий,Из его шерсти рукавицы вязать хорошо, фуфайки, чулки, носки, всю одежду можно

соткать и валенки сделать. И все будет теплое – претеплое. А таких баранов в колхозе целое стадо. (Е. Чарушин).

***

Лошадь.

Это конь молодой по лугам бегает, звонко ржет, копытами землю бьет. Никто его еще не оседлал, в телегу не запрягал. Растет он в колхозе, сил набирается. Его чистят да холят – для нового хозяина готовят. А хозяин – то будет хороший – нашей армии командир. Ведь такому коню не возы возить, не телегу тащить. Такому коню на врага скакать, впереди всех командира на себе нести. Е. Чарушин.

***

Корова.

Стоит пеструха на зеленом лугу, травку жует – пережевывает. Рога у Пеструхи крутые, бока толстые и вымя с молочком. Она хвостом помахивает – мух да слепней отгоняет. - А что тебе Пеструха вкуснее жевать – простую зеленую траву или разные цветочки? Может быть ромашку, может, синий василек, или мышиный горошек, или незабудку, или гвоздику, а может, колокольчик, а может, иван-да-марью?

- Поешь, поешь, Пеструха, повкуснее – молочко у тебя будет слаще. Придет доярка тебя доить – надоит полное ведро вкусного, сладкого молока. Е. Чарушин.

***

Коза.

Идет коза по улице, домой торопится. Дома ее хозяйка покормит, напоит. А если хозяйка замешкается, коза сама себе что-нибудь стащит. В сенях веник погложет, на кухне хлебца ухватит, в огороде рассады съест, в саду кору с яблони сдерет. Вот какая вороватая, озорная! А молочко у козы вкусное, пожалуй, еще вкуснее коровьего. Е. Чарушин.

Пословицы и поговорки

• Собака – друг человека.

• Не дразни собаку, так не укусит

• На мышку и кошка зверь.

• Добрый конь из воды вытащит, из огня вынесет!

• Он работает – как лошадь хорошая!

Скороговорки.

• Тише, мыши, тише, мыши,

Кот сидит и еле дышит.

• Кошка в окошке шапку шьет,

Мышка в сапожках избушку метет.

• Черной ночью, черный кот

Прыгнул в черный дымоход.

• Тише, мышки, не шумите,

Кошку Машку не будите.

• У киски в миске сливки скисли.

• Щеткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

• Два щенка, щека к щеке,

Грызли щетку в уголке.

• Наш Полкан попал в капкан.

• От топота копыт, пыль по полю летит.

• Был тупогуб тупопогубенький бычок,

У быка бела губа была тупа.

• Лезут козы в грозу в лозу -

Лозу козы в грозу грызут.

• Свинья тупорыла

Весь двор перерыла.

.Физминутка “Теленок”

Бу – бу – бу

(три прыжка на месте)

Я рогатый,

(сделать “рожки” из пальчиков)

Бу – бу – бу

(три прыжка на месте)

Я хвостатый,

(сделать “хвостик” из руки за спиной,

Бу – бу – бу

(три прыжка на месте)

Я ушастый,

(сделать “ушки” из ладошек)

Бу – бу – бу

(три прыжка на месте)

Очень страшный

(сделать “рожки” из пальчиков)

Бу – бу – бу

(три прыжка на месте)

Испугаю

(топают ногами)

Бу – бу – бу

(три прыжка на месте)

Забодаю

(“бодаются”).

Физминутка “Индюк”

Ходит по двору индюк

(Шаги на месте)

Среди уток и подруг.

Вдруг увидел он грача,

(Остановиться, удивленно посмотреть вниз)

Рассердился.

Сгоряча затопал,

(Потопать ногами)

Крыльями захлопал.

(Руками, словно крыльями, похлопать себя по бокам)

Весь раздулся, словно шар

(Сцепить округленные руки перед грудью)

Или медный самовар,

Затряс бородою

(Помотать головой)

Понесся стрелою.

(Бег на месте)

Пальчиковая гимнастика:

Здравствуй, красное солнышко, (руки поднять вверх)

Здравствуй, ветерок, (руки качать над головой)

Солнечные зайчики, (руки вытянуть перед собой)

Быстрый ручеек, (руки качать перед собой)

Здравствуй, спелая трава, (ладошки показать перед собой)

Здравствуй, шумная листва, (ладошки потереть друг о друга)

Здравствуйте, котята, (хлопнуть в ладоши перед собой)

Здравствуйте, щенята, (хлопнуть в ладоши сзади)

Всех приветствуем сейчас, (руки подняты вверх)

Очень рады видеть вас.

«Бобик»

Вот наш Бобик, славный пес.

(протягивают ладони вперед, поворачивают их вверх – вниз.)

Гав – гав – гав!

(хватательные движения пальцев, произносить слова)

Белый лобик, черный нос.

(показывают на себе)

Гав – гав – гав!

(хватательные движения пальцев, произносить слова)

Бобик, Бобик, лапку дай.

(протянуть руку вперед, ладонь вверх)

Сядь на коврик и не лай.

(погрозить пальцем) Тс – с -с

Динамическая пауза «На лугу».

На лужок пришли друзья:

Корова, кот, собака и свинья.

И барашек прибежал,

Он играть с друзьями стал.

Свинка громко хрюкает: «Хрю – хрю!»

Кошечка мяукает: Мяу!»

Собака звонко лает: «Ав!»

Друзей своих встречает.

Мычит корова громко,

Зовет к себе теленка: «Му!»

Родителям рекомендуется:

Рассмотрите с ребёнком изображения домашних животных - кошку, собаку, корову, лошадь, свинью, овцу.

Вспомните названия детенышей домашних зверей. Поговорите о том, чем они питаются, какую пользу приносят людям, почему они называются домашними;

Расскажите ребенку, как называются дома, которые человек строит для домашних зверей коровы – хлев, для овцы – овчарню, для собаки - конуру (будку) и т. д.)

Прочитайте стихи и рассказы о домашних зверях и питомцах;

Вспомнить загадки о домашних животных.

Развиваем речь:

Упражнение «Кто как голос подает?» Корова - «му-у» (мычит).Кошка- «мяу» (мяукает). Собака. Свинья. Лошадь.. Овца. .

Упражнение «У кого - кто?» У кошки - котенок (котята, у собаки - щенок (щенята, у овцы., у козы. ; у коровы., у лошади - …. Упражнение «Подбери признак» Кошка (какая)- ласковая, игривая, шаловливая, щенок (какой)., козленок (какой)., жеребята (какие)., телята (какие)-

Упражнение «Назови ласково» Кошка - кошечка, собака - собачка, свинья - свинка, и т. д.

Упражнение «Отвечай» У кого рога? У когомягкие лапки? У кого вымя? У кого щетина? У кого пятачок? Упражнение «Назови семью». Он - кот, она - кошка, детеныш (и)- котенок (котята). Он - конь, она - лошадь, детеныш (и)-жеребенок (жеребята). Он – баран, она – овца, детеныш (и) – ягненок (ягнята)

Упражнение «Кто где живет» Корова живет в коровнике (хлеву, свинья - в свинарнике, лошадь – в конюшне, собака – конуре (будке) И т. д.

Упражнение «Отгадай, кто это?» Сторожит, грызет, лает?. . Хрюкает, роет?. . Ржет, бегает, скачет? -. . Мяукает, лакает, царапается? -. Мычит,жует, ходит?.

Упражнение «Подбери действие» Кошка - лакает, мяукает, царапается, мурлычет, ласкается, облизывается. ; собака - сторожит, лает, кусает, охраняет, бросается, ласкается, воет, бегает. .

Развитие мышления, памяти, внимания:

Игра «Большие - маленькие» Рассмотрите картинки с изображениемдомашнихживотных. Кто самый высокий из домашнихживотных?Кто самый низкий?

Игра «Кто внимательный» Картинки с изображением домашних животных или игрушки. Поставь корову слева от поросенка, лошадь за козой, а овцу перед лошадью. Где оказалась коза? Кто находится после овцы? Игра «Послушай, запомни и повтори слова» Котёнок, козлёнок, жеребёнок, телёнок, ягнёнок. - Скажи, какое животное из ряда слов потерялся? Котенок, жеребенок, теленок, ягненок. - Послушай слова еще раз: котенок, козленок, жеребенок, теленок, ягненок, поросенок. - Какое новое слово появилось? (Поросенок)

Игра «Внимательно слушай и быстро отвечай» Кто кусается, а кто ласкается? (Собака, кошка) Кто усатый, а кто лохматый? (Кот, пес) Кто рогатый, а кто горбатый? (Козел, верблюд) Чей хвостик похож на комок, чей нос похож на пятачок? (Кролик, поросенок)

Игра «Четвертый лишний? Кошка, кролик, заяц, коза. Собака, волк, коза, свинья. Корова, лось, лошадь, овца

Публикации по теме:

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Домашние животные и их детеныши» "Домашние животные. Кошка" Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

Фотоотчет «Домашние животные и их детеныши»Фотоотчет «Домашние животные и их детеныши» В апреле мы провели непосредственную образовательную деятельность в первой младшей группе по формированию целостной картины мира по теме.

Конспект интегрированного занятия «Домашние животные и их детеныши» Цели: 1. Закрепить и уточнить знания детей о домашних животных и их детенышей; 2. Активизировать и расширять словарь по теме домашние животные.

Конспект занятия «Домашние животные и их детеныши» Программное содержание: 1. Образовательные (обучающие): учить детей различать взрослых животных и их детёнышей; способствовать воспитанию.

Конспект театрализованного занятия в старшей группе по теме «Домашние животные и их детеныши» Конспект театрализованного занятия в старшей группе. Цели: формировать элементарные представления о домашних животных и их детенышах. Знакомить.

Конспект ООД в первой младшей группе «Домашние животные и их детеныши» Краткосрочный проект Совместная деятельность педагога с детьми младшего возраста Тема: «Домашние животные и их детеныши». На основе.

НОД на тему «Домашние животные и их детеныши» Образовательная область: «Речевое развитие» (интеграция с образовательными областями «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное.

Открытое занятие на тему «Домашние животные и их детеныши» Занятие в средней группе. Воспитатель- Шубинина Наталья Михайловна «Домашние животные и их детеныши» Цель: Формирование компонентов устной.

Конспект занятия «Домашние животные и их детеныши» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №27 КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГ.

Занятие в первой младшей группе «Домашние животные и их детеныши» Целью данного занятия является расширение кругозора детей раннего возраста (2-3 г.) о домашних животных и их детенышах. Пополнить в активный.

Библиотека изображений:
  • Домашние животные
  • Домашние животные
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Лексическая работа по теме «Домашние животные и их детеныши весной»
Опубликовано: 4 мая 2017 в 21:04
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 октября День рождения первого в истории Музея игрушек

17 октября 1918 года в Москве был основан первый в истории государственный Музей игрушки. Своему появлению он обязан не столько государству, сколько одному-единственному человеку: художнику, искусствоведу...

17 октября. Выставка чайных домиков на МААМ

Чай появился в русской кухне относительно недавно, но быстро завоевал популярность и стал любимым напитком. В России он не только обязательный элемент повседневного и праздничного застолья, но и отдельная...

Выставка работ «Осенние фантазии»
Осень прекрасная пора, потому что именно в это время года можно увидеть буйство красок в природе. Также осень это очень творческое время года, когда можно...
Фотоотчет Осеннее развлечение в младшей группе «Осень в гости к нам пришла»
Цель: создание радостного, праздничного настроения у участников праздника. Формирование устойчивого интереса ко всем видам музыкальной деятельности,...
Дидактическая игра по патриотическому воспитанию «Символика родного города» для детей...
Цель: учить детей находить изображение флага и герба города Севастополя среди других изображений, определять на слух гимн города среди других песен....