Айгуль Серкалиевна Быкова
Задания и упражнения по лексической теме «Игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: ИГРУШКИ
1. Словарь и словообразование
1. Предметный словарь: игрушки, пирамидка, волчок, матрешка, неваляшка, погремушка, кубики, конструктор, машина, кораблик, само-лет, фабрика, магазин, обруч, мяч, шар.
2. Глагольный словарь: прыгать, катать, вращать, играть, надувать, складывать, строить, убирать, разбрасывать, делиться.
3. Словарь признаков: игрушечный, любимый, мягкий, маленький, большой, стеклянный, железный, пластмассовый, резиновый, деревянный, глиняный, круглый, овальный, квадратный, прямоугольный, плюшевый.
Публикация «Задания и упражнения по лексической теме „Игрушки“» размещена в разделах
4. Словарь наречий: интересно, много, мало, тихо, шумно, весело, дружно.
5. Антонимы: большой - маленький, мало - много, крупный - мелкий, яркий – блеклый, мягкий - жесткий.
6. Синонимы: юла - волчок.
7. Словообразование:
1) прилагательных от существительных (фабрика - фабричный);
2) приставочных глаголов (уехал, объехал);
3) существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
8. Подбор родственных слов: машина, кукла, игра.
9. Многозначность: юла, конструктор.
2. Грамматический строй
1. Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку.
Согласование существительных и прилагательных: мяч — большой.
2. Образование множественного числа существительных. Шар - шары.
3. Согласование числительных, местоимений. наречий с существительными. Одна матрешка; моя кукла; много мячей.
4. Предложно-падежное управление. (Родительный, Дательный, Творительный, Предложный падежи.)
— Из чего сделаны игрушки? (Предлог «из» : из пластмассы).
— Игрушечная мастерская (предлог «без» : машина без колеса).
— Кому подарили? (подарили Ване, маме).
— С чем играют? (предлог «с» : с машинкой, с мячом).
— Убери игрушки (предлоги «в», «на» : в ящик, на полку).
3. Развитие психических функций
1. Загадки.
2. Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»).
3. Классификация: пластмассовые, железные, резиновые игрушки.
4. Игры на восприятие цвета, формы, размера:
— Узнай изображения по контуру.
— Чудесный мешочек.
— Что изменилось?
— Узнай предмет по его части (кабина - машинка, колечко - пирамидка).
5. Проблемные вопросы:
— Почему взрослые не играют в игрушки?
— Почему так называют: неваляшка, грузовик, скакалка.
6. 4-й лишний:
— игрушки - нет;
— круглые игрушки - нет;
— деревянные игрушки - нет.
7. Объясни значение выражений: крутиться, как юла.
4. Связная речь
1. Загадки-описания.
2. Описательные рассказы.
3. Сравнительно-описательные рассказы.
4. Рассказы по темам:
— Моя любимая игрушка.
— Сказка о любой игрушке.
— Как ты играешь куклой, машинкой?
— Поиграем в дочки-матери.
— Как сделать кораблик?
— Если бы я был мячиком.
5. Коррекционные упражнения
1. Релаксация. Мимические упражнения.
Упражнение на расслабление «Заводные игрушки».
Дети, сейчас вы превратитесь в заводные игрушки. Вокруг себя повернись, в куклу Машу превратись. Дети изображают куклу, пляшущего медвежонка, зайку, играющего на барабане, и веселого Петрушку. Заводная кукла сломалась. Дети застывают в определенной позе. Почувствуйте напряжение. А сейчас покажите, как вы умеете расслабляться. Сначала уроните голову, потом правую руку, левую руку, затем – туловище. Вам очень жалко куклу, покажите, как вы огорчены. Папа починил куклу. И вы очень рады. Покажите, как вы радуетесь.
2. Развитие длительного плавного выдоха.
Игра «Пароходы». На высоком столе стоит таз с водой. Дети встают вокруг стола, опускают в воду бумажные кораблики. Необходимо, чтобы парус кораблика находился на уровне рта ребенка. По команде логопеда дети набирают воздух через нос и начинают медленно и плавно дуть на парус своего кораблика. Логопед следит, чтобы дети не поднимали плечи, дули, держа губы трубочкой, не раздувая щек. (3-5 вдохов и выдохов)
3. Преодоление твердой атаки гласных.
Упражнение «Укачаем куклу». Дети стоят, спины прямые; держат кукол. Логопед показывает, как нужно укачивать куклу, протяжно, на мягкой атаке распевая: «А-а-а». (Повторяем 3-5 раз).
4. Развитие мелкой моторики.
Статические упражнения : «домик», «флажок», «шарик».
Пальчиковая гимнастика «Весёлый оркестр».
Кот играет на баяне,
Зайка наш на барабане,
Ну а мишка на трубе
Поиграть спешит тебе.
Если станешь помогать,
Будем вместе мы играть. Имитировать игру на разных музыкальных инструментах.
Графические упражнения : «Нарисуй ниточки к воздушным шарикам» (соотнесение по цвету, прямые и волнистые линии, закрашивание)
Спички и палочки: «Флажок», «Рыбка», «Качели», «Звёздочка».
5. Координация речи и движения, развитие общей моторики.
Физминутка «Мячик»
Раз, два, прыгай, мячик.
Раз, два, и мы поскачем.
Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики. Взмахи правой ладонью, как бы удары по мячу.
Ритмичные прыжки на носочках, руки на поясе.