Исследовательская работа по русскому языку учащейся 5 класса «Лексика современного подростка»

Елена Васильева
Исследовательская работа по русскому языку учащейся 5 класса «Лексика современного подростка»

Цель работы: проанализировать речь современного подростка, а также речь учащихся нашей школы.

Задачи исследования: 1. Определить содержание понятия «жаргон». 2. Проследить источники образования и причины использования жаргонизмов. 3. Определить группы жаргонизмов. 4. Провести анкетирование учащихся, чтобы выделить круг наиболее употребительных жаргонных слов, частотность и причины их употребления школьниками. 5. Составить словарь молодёжного жаргона, который включает в себя жаргонизмы, наиболее употребляемые подростками нашей школы, и дать лексическое значение каждого жаргонизма.

Гипотеза исследования: Отношение к жаргонной лексике должно быть отрицательным, так как она обедняет наш язык.

Использованные методы исследования: 1. Обзор литературы. 2. Проведение анкетирования. 3. Наблюдение. 4. Анализ анкет.

Лев Толстой писал: «Язык – душа нации». Самая естественная форма употребления языка – народная речь. Каждому человеку важно, чтобы собеседник его понял, чтобы не смеялся над ним, признал своим.

Наша лексикасостоит из двух групп:

1. Общеупотребительные слова (они понятны большей части народа)

2. Необщеупотребительные слова (они свойственны определенным социальным группам)

Ко II группе, т. е. к необщеупотребительным словам, относятся жаргонизмы. Жаргонизмы – это слова из жаргона, а жаргон – речь какой–нибудь социальной или иной объединённой общими интересами группы, содержащей много отличных от общего языка условных слов и выражений. Например, жаргон торговцев, воровской жаргон. Такое определение дает этим терминам толковый Словарь русского языка С. И. Ожегова. Меня заинтересовал сам факт наличия в нашем языке таких слов, которые считаются грубыми, вульгарными и далеко не литературными. Часто ли мы употребляем такие слова? Можно ли от них избавиться? Вот вопросы, на которые я хотел найти ответ.

Итак, жаргонизмы – это слова искусственного языка, понятного лишь определённому кругу людей, связанных между собой общими целями и интересами.

Жаргон делится на множество групп, каждой из которых присущи те или иные особенности.

Например: 1.Армейский жаргон: дембель, дед, салага, черпак,сундук (боцман). 2.Спортивный жаргон: Спартачи, финтить 3. Жаргон людей,связанных с музыкальной средой: музон, фанера 4.Жаргон байкеров: Косуха, харлей. и т. д.

Школьный жаргон можно отнести к молодёжному жаргону.

Исследования свидетельствуют о том, что носителями молодёжного жаргона сейчас являются лица от 6-7 (со времен начала учёбы в школы).

С точки зрения экспрессии, на мой взгляд, среди жаргонизмов, употребляемых школьниками,можно выделить группы:

1.Нейтральные: прикид, ящик, телик, комп, компик, сотик, сотыга, топить, засыпать, схлопотать пару, шпоры, плавать (это чаще имена существительные)

2.С юмором: хвост, махачка, батя, маман, в натуре

3.Грубые: обалдуй, жрать, кочан, лох, придурок, чмо, шмыга.

Последние в свою очередь характеризуют человеческие качества и являются оскорбительными. Поэтому их употребление должно быть строго ограниченным.

Также можно распределить жаргонизмы по группам.

1.Наименование людей по родству: предки, шнурки, братуха, сеструха, папан, маман.

2.Названия бытовой техники: телик, комп, сотик, сотыга, ящик, труба, дивидюк.

3.Оценка качеств характера: лох, тормоз, шестерка, стукач, редиска, чмо, бич, мышь, овца, дятел, козел.

4.Оценка качества дейсвий: клёво, прикольно, круто, ништяк, офигенно, угарно, отстойно, беспантово, лажово.

Какие же факторы влияют на появление жаргонов? В первую очередь, развитие сотовой телефонной связи, компьютерных технологий (мыло – e-mail; блохи – ошибки в программе и тд., современная музыкальная культура (свежак – новая музыка; название действий музыкантов – сбацатьитд., хобби и увлечения молодых людей (финтовать-играть в футбол, гонять финты).

А вот три основные причины, по моему мнению, употребления жаргонов молодежью. 1) Стремление молодых людей находиться с теми, кто тебя понимает. 2)Желание обособиться от остальной, взрослой части общества. 3)Дань возрасту, моде

Итак, я провела лингвистические исследования речи школьников.Цель анкетирования: 1) определить круг наиболее часто употребляемых жаргонизмов в речи; 2) определить мотивы употребления жаргонизмов в речи; 3) определить отношение школьников к жаргонным словам, употребляемым ими в собственной речи; 4) выявить наличие или отсутствие стремления обойтись без жаргонизмов.

Первая анкета.

1) Употребляете ли вы жаргонизмы?

2)Почему:

- хотите лучше выразить свои мыcли;

- не хотите отличаться от сверстников;

- боитесь быть осмеянным другими;

- не можете заменить жаргонизмы литературными словами;

- другие варианты.

3) Какие жаргонизмы Вы чаще всего употребляете?

4) Как Вы считаете в результате речь становится…

- лучше;

- хуже;

- затрудняюсь ответить

Всего было опрошено 50 человек: 100% используют жаргонные слова.

На вопрос: «Почему Вы их используете?» 15 человек (30%) ответили, что не хотят отличаться от сверстников, 28 человек (56 %) – хотят лучше и точнее выразить свои мысли, 5 человек (10 %) – не могут заменить жаргонизмы литературными словами и 2 человека (4 %) боятся быть осмеянными сверстниками.

Следующий вопрос: «Какие жаргонизмы Вы чаще всего употребляете?»

Я выбрала 44 жаргонизма, наиболее употребляемые подростками нашей школы.

Классный, клёвый- хороший,

Зашибись – хорошо или плохо (в зависимости по ситуации,

Круто, клево – хорошо,

Заколебать – надоесть,

Офонареть, офигеть, очуметь – удивиться,

Базарить – говорить,

Училка – учительница,

Стучать – рассказать что-то тайное,

Зубрить – выучить наизусть,

Борзеть – наглеть, мочить,

Бабки, капуста – деньги,

Дибилоид – неумный человек,

Комп – компьютер,

Клава – клавиатура,

Чмо – неприятный человек,

Чувак – парень,

Предки, шнурки – родители,

Хавчик – еда,

Накосячить – сделать ошибку,

Гнать – врать,

Отстой – плохо,

Прикольно – смешно,

Фигня – ерунда,

Фиолетово – все равно,

Наехать – угрожать,

Кинуть – обмануть,

Хайп - шумиха, ажиотаж,

Хейтер — недруг,

Чилить – отдыхать, ничего не делать,

Изи - легко, полегче,

Агриться – злиться, раздражаться,

Зашквар – позор, бред или что-то немодное,

Го – идём, давай,

Жиза — жизненно,

Шазамить — определить песню,

Гамать — играть,

Юзать — пользоваться,

Стримить — передавать данные (видео, звук) в реальном времени,

Ава – аватарка, картинка под именем пользователя,

Паль – подделка,

Поч – почему,

Баг – ошибка,

Фиксить – исправлять ошибки,

Стремно – стыдно, неловко.

И последний вопрос: «Становится ли речь лучше или хуже?» 69% считают, что лучше!

Проследив за жаргоном учащихся нашей школы, можно увидеть, что жаргон развивается по общим законам языка. Учащиеся средних классов в большей степени переосмысливают значение слов, придумывают их новое звучание, используют разные морфемы, считая, что придуманные ими слова более правильно и точно характеризуют предметы и явления, выражают эмоциональное отношение и оценку. Придумыванием и усовершенствованием активнее занимаются пятиклассники, старшеклассники же уже не придумывают.

Вторая анкета.

1) Когда Вы употребляете жаргонизмы?

Среди учащихся 5 – 9 классов 84% учащихся употребляют жаргонизмы только в общении со сверстниками. 16% школьников признается, что иногда в общении со взрослыми у них «прорываются» жаргонизмы.

2) Нужны ли жаргонизмы в речи? 64% школьников считают, что нужны иногда (в определенной ситуации); 25% - нужны обязательно; 7% считают, что вообще не нужны; 4% - не думали об этом.

Мои наблюдения и опросы показали, что многие учащиеся понимают, что употребление жаргонизмов должно быть уместным.

Третье исследование. Я провел опрос родителей. Всего было опрошено 40 человек. 1) Как вы относитесь к жаргонам в речи ваших детей? Положительно - 23%. Отрицательно - 77%. 2) Часто ли ваш ребенок употребляет в речи слова – паразиты? Да – 58%. Нет – 42%.

Вывод: в основном, родители отрицательно относятся к жаргонизмам.А еще: дети стараются не употреблять жаргоны при родителях.

Четвертый опрос. Меня заинтересовало отношение учителей к употреблению жаргонизмов. Опрошено 10 человек.Результаты следующие:

1. Как вы относитесь к жаргонизмам?

А) против их употребления – 0

Б) Допускаю употребление нейтральных жаргонизмов или жаргонизмов с юмором – 10

2. Как вы оцениваете современный молодёжный жаргон?

А) засоряет устную речь школьников – 10

Б) говорит о бедности словаря современности – 10

В) это присуще современной молодёжи – 10

Г) другое – 0

Таким образом, анализ ответов учащихся, родителей и учителей позволил мне сделать вывод о том, что основной причиной появления молодёжного жаргона является желание создать «свой» язык, организовать общение среди сверстников. По мнению ребят, на жаргоне легче высказаться, а также жаргонизмы помогают подросткам преодолеть недостаток в словарном запасе. На вопрос о том, смогли бы учащиеся обойтись без жаргона, большинство ответило положительно, а остальные об этом не задумывались.

Я пришла к выводу, что ребята видят и слышат жаргонизмы, знают литературные слова, их синонимы, но все равно употребляют их в речи, и зачастую необдуманно.

Выводы.

1)Появление новых жаргонов в речи (особенно нецензурных слов) вызывает тревогу;

2)Потребностью в общении и в творчестве, в стремлении выделиться среди друзей обосновывается появление новых жаргонов;

3) Наша речь (слава Богу) не является только жаргонной.

4) Жаргонная лексика отражает понимание жизни (как мы ее представляем, возрастных особенностей, потребностей, ценностей каждого;

5)Проведённый анализ показал, что жаргонизмы, которые активно используют современные школьники – своего рода протест против окружающей действительности. Язык ярче и сильнее, чем одежда, причёска, образ жизни, отражает внутреннее состояние школьников. Так молодые люди хотят выделиться из толпы;

6) Главной чертой молодёжного жаргона является эмоциональность, оценочность, но всё-таки следует помнить, что жаргон – это обеднённый, грубый заменитель настоящего языка. Жаргонизмы непонятны непосвящённым людям, это часто вызывает недоразумения;

7)Основными факторами, влияющими на появление новых жаргонизмов в речи учащихся, являются развитие сотовой телефонной связи, компьютерных технологий, современной музыки.

Я не ставил целью выяснить отношение к употреблению жаргонизмов наших родителей, но, думаю, они относятся лояльно к жаргонизмам с юмором и нейтральным; мои родители – люди молодого возраста и зачастую, сами не замечая, говорят на языке молодёжного сленга. И поэтому на вопрос «Можно ли избавиться от жаргонизмов?»я отвечаю: «Нет!», потому что мы живем в обществе, состоящем из разных социальных групп, не изолированных друг от друга, влияющих друг на друга, а язык является отражением всех общественных явлений, но бороться за чистоту русского языка – задача не только учителей - словесников, но и самих носителей его.

Не столь однозначно отрицательно нужно воспринимать молодежный жаргон.Единственное я знаю точно: бороться с засорением своего языка жаргонизмами надо обязательно.

Гипотеза (Отношение к жаргонной лексике должно быть отрицательным, так как она обедняет наш язык) не подтверждена. Оригинальность и стремление говорящего к творческому самовыражению и подражанию, правдивость и личное отношение, образность, эмоциональность и удручающая грубость, вульгарность, агрессия – все эти противоположные свойства одинаково проявляются в жаргонизмах. Отношение к жаргонным словам не может быть однозначным, так как они не только обедняют, но и обогащают нашу речь.

Список литературы.

1. К. С. Горбачевич – «Особенности молодёжного жаргона». //РЯШ. 2001г.

2. В. И. Даль – «Толковый словарь живого великорусского языка». Государственное издательство иностранных и национальных словарей. Москва. 1956 г.

3. А. С. Запесоцкий – «Эта непонятная молодёжь». Москва. 1998г

4. Интернет- ресурсы.

5. И. А. Стенин – «Словарь молодёжного жаргона». Воронеж. 2004г.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Индивидуальный проект по русскому языку «Жизнь и творчество М. В. Ломоносова» для 9 класса ПРОЕКТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «Жизнь и творчество М. В. Ломоносова» Руководитель проекта: Пурклова Наталья Сергеевна МБОУ «Золотонивская СШ».

Презентация «Исследовательская работа по русскому языку для учеников 6 класса» Работу можно использовать в русском языке при изучении разделов "Морфология" и "Лексика в 6 классе, а также при изучении творчества А. С.

Конкурсная работа учащейся 8 класса «И. К. Айвазовский — море и судьба» Министерство образования, науки и молодёжи Республики Крым Республиканский конкурс «Сердце, отданное людям: И. К. Айвазовский», посвященный.

Конкурсная работа учащейся 7 класса «Трагическая любовь А. А. Фета» Муниципальное казенное учреждение Отдел образования администрации города Армянска Республики Крым Муниципальный этап Республиканского конкурса.

Проектная работа учащейся 7 класса «Полимерная глина своими руками» «Полимерная глина своими руками» Авторы: Ещиганова Виктория 7 класс Руководитель: Макеева Наталья Ивановна Россия, Ханты-Мансийский.

Проектная работа по технологии учащейся 7 класса «Классические капкейки с белковым кремом»Проектная работа по технологии учащейся 7 класса «Классические капкейки с белковым кремом» .

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса индивидуального обучения на дому учащейся с ЗПР (вариант 7.2) Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку для 2 класса индивидуального обучения на дому учащегося с ЗПР (вариант 7.2) разработана.

Спецификация итоговой контрольной работы по русскому языку для 4 класса СПЕЦИФИКАЦИЯ ИТОГОВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 4 КЛАССА за 2016 -2017 уч. год Назначение контрольной работы Определить.

Тренажер по русскому языку для учащихся 5 класса с умственной отсталостью «Род имен существительных» В школе, в том числе и в коррекционной, большее значение приобретают электронные формы тестирования. В отличие от бумажных вариантов, электронные.

Библиотека изображений:
  • Наша армия
  • Наша армия
  • Наша армия
Автор публикации:
Исследовательская работа по русскому языку учащейся 5 класса «Лексика современного подростка»
Опубликовано: 2 апреля 2019 в 22:02
+29Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
29 октября. Праздник риса на МААМ

Очередной тематический день посвящен важному продукту питания, который мы часто видим на своем столе. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать ребенку о рисе и увлечь его...

29 октября. День народных противовирусных средств на МААМ

В этом году время повышенной опасности гриппа, которое наступает поздней осенью, дополнительно усугублено разгулом пандемии коронавируса. Поэтому особенно важно научить детей заботиться о своём здоровье....

Мастер-класс по конструированию из бумаги «Мальчики и девочки» с детьми средней группы
Цель: формировать у детей умение создавать из цветной бумаги образы мальчиков и девочек. Материал: желтая бумага 20х15 см, красная, оранжевая, синяя...
Сценарий развлечения «Письмо от Золотой Осени» для детей среднего дошкольного возраста
Дети под музыку входят в зал. Вед: Лето быстро пролетело, Ветерком прошелестело. Осень к нам в окно глядит, Частым дождичком стучит. Двери ветром...
Конспект интегрированного музыкального занятия «Осень» для детей старшего дошкольного...
Конспект интегрированного музыкального занятия "Осень"для детей старшего дошкольного возраста. Музыкальный руководитель-Л. Диканова. Цель: закрепление...