Алеся Ермолаева
Лепка в детском саду в старшей группе (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок с 4 лет уже может сказать, что он будет лепить, хотя этот замысел вначале еще неустойчив. У детей появляется определенный интерес к результату и процессу усвоения навыка, они начинают понимать, что от этого зависит выполнение работы, а если ребенок не смог выполнить задание, это его огорчает. Значительно возрастает работоспособность детей, возможность заниматься в коллективе, подчинять свои желания требованиям взрослых. Большое внимание я уделяю формированию самостоятельного замысла. Дети должны лепить самостоятельно, не только используя ту тематику, над которой они работали с воспитателем, но и придумывать свою, отражающую образы окружающего мира.
Публикация «Лепка в детском саду в старшей группе (из опыта работы)» размещена в разделах
- Лепка. Все материалы по лепке
- Опыт работы, практика
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Старшая группа
- Темочки
Основное значение придаю работе над техническими навыками лепки. Дети закрепляют и уточняют технические приемы, полученные в предыдущих группах и овладевают новыми. Значительное внимание я уделяю работе над произвольностью и качеством движения. Для получения различной формы предметов необходима разнообразная сила нажима, вдавливания, раскатывания, сплющивания, оттягивания.
Продолжаю работу по формированию у детей эстетического восприятия, умения видеть и чувствовать красоту форм окружающих предметов, их пропорции. Учу детей оценивать созданные работы, высказывать свои элементарные суждения. Так при изображении любого предмета я предлагаю детям украсить этот предмет узором.
Осень – благоприятное время для знакомства с богатством растительного мира, его красотой, плодами, которые своими формами, красками и разнообразием вызывают у детей радостные эстетические чувства, желание изобразить их. Первым занятием по лепке стараюсь провести занятие по замыслу детей. Оно дает мне возможность выяснить уровень умений каждого воспитанника и в соответствии с этим построить дальнейшую работу. Зимние месяцы связаны с радостным новогодним праздником. Дети получают много незабываемых впечатлений и эмоциональных переживаний, связанных и елкой, Дедом Морозом, Снегурочкой, игрушками, которые вдруг ожили и закружились в новогоднем хороводе. Но чтобы дети сумели передать свои впечатления в лепке, я стараюсь их познакомить с такими геометрическими формами, как шар, конус, диск, с новыми изобразительными и техническими навыками, способами создания образа.
Занятия по лепке, я считаю, должны быть тесно связаны с занятиями по ознакомлению с окружающим, с наблюдениями за живыми объектами. Перед занятиями лепкой во время прогулок, наблюдений я организовываю целенаправленное рассматривание объектов, обращаю внимание на основную форму предметов, их характерные детали, а также провожу дидактические игры, специальные занятия, знакомящие детей с сенсорными качествами предметов. Ребята заранее знакомятся со скульптурой, игрушками, которые они будут лепить. Предварительная работа по обогащению детского опыта имеет огромное влияние на последующий процесс лепки.
Для того чтобы привлечь внимание ребят к заданию, вызвать у них интерес к работе, я считаю, что воспитатель должен быть и сам увлечен, заинтересован, эмоционален при объяснении. Я по-прежнему использую элементы игры, игровые действия, чтобы заинтересовать детей, вызвать у них желание изобразить предмет.
Вашему вниманию я хочу представить краткий примерный конспект НОД в старшей группе «Забавные зверюшки».
Задачи. Вызвать у детей желание лепить знакомых им зверей: зайца, мышку, птичку, рыбку и т. д. Развивать самостоятельность, воспитывать интерес к сюжетным композициям, учить творчески создавать их. Упражнять в технических и изобразительных навыках лепки животных.
Оборудование. Глина (цветной пластилин, дощечки, стеки, большая кругла доска в виде арены цирка.
Методические указания. В течение двух месяцев дети лепили животных. Перед занятием воспитатель устраивает выставку игрушек-животных, которых он использовал в качестве образцов на предыдущих занятиях, и предлагает детям несколько новых скульптурок или игрушек, составленных в забавные композиции, например: зайчик с барабаном, цыпленок поет песню, мышка летит на самолете и т. д. Перед посещением выставки он говорит детям, что сегодня будет интересное занятие – лепка забавных зверюшек. «Мы уже умеем лепить и птичек, и рыбок, и мышек, и цыплят, - говорит воспитатель, - а сегодня вы увидите, как эти зверюшки выступают в цирке, какие номера они выполняют».
Все вместе рассматривают композиции, обсуждают их. Педагог предлагает подумать над тем, что можно слепить. На занятии воспитатель уже знает, что задумал каждый ребенок, и только напоминает, как сделать композицию интересной, чтобы позы зверюшек были удачными. Можно предложить каждому лепить животное отдельно, а вместе с товарищем придумать, что делают зверюшки, как они вместе выступают в цирке. В процессе занятия педагог помогает детям советом, напоминает приемы изображения, некоторым подсказывает композицию.
В конце занятия он предлагает оставить работы на дощечки, осторожно обойти столы и посмотреть, кто и как справился с заданием. Воспитатель отмечает интересные замыслы, потом предлагает составить работу на одну большую доску и говорит, что своих забавных зверюшек дети покажут родителям и расскажут о них, можно отнести вместе с детьми работы в соседнюю группу и обсудить там.