Махина Татьяна
Интегрированное занятие «Лес — это богатство. Правила поведения в лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД «Лес наше богатство. Правила поведения в лесу»
Автор: Махина Татьяна Григорьевна, воспитатель детского сада МБОУ ДСКВ №5 станица Ясенская Краснодарского края
Интеграция образовательных областей:«Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация».
Публикация «Интегрированное занятие „Лес — это богатство, Правила поведения в лесу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Правила поведения в лесу. Конспекты занятий
- Правила поведения в природе
- Темочки
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы
Цели: Раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей. Учить быть осторожными в лесу. Формировать у детей нормы поведения в природе. Закрепить знания детей о лесе, как природном сообществе Воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи:
Образовательные:
- уточнить и расширить представления детей о природе, о многообразии окружающего мира, о лесе, о разнообразии деревьев;
- раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное значение природы.
- дать знания о пользе деревьев и кустарников для жизни на Земле;
- поощрять попытки детей делиться разнообразными впечатлениями, строить высказывание
Развивающие:
- развивать познавательный интерес, понимание того, что человек -
часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что
в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды;
Воспитательные:
- воспитывать желание беречь и охранять окружающую среду,
Способствовать развитию чуткости и восприятие красоты окружающего мира.
- формировать нормы поведения в природе
Материал и оборудование: Аудиозапись «Птичьи голоса»; Красная книга России; персонаж из сказки «Старичок - лесовичок»; корзина с семенами, плодами, шишками; текст стихов С. Никулиной «Русский лес»; картины с пейзажами леса; карточки с
изображением поведения человека в лесу; презентация к образовательной деятельности. Применение современных образовательных технологий:
- здоровьесберегающие (динамическая пауза с элементами
-дыхательной гимнастики, элементы психогимнастики);
- информационно-коммуникативные (презентация) .
НОД
Воспитатель. - Ребята, давайте возьмем друг друга за руки и поздороваемся. Дети. - Здравствуйте! Воспитатель. - А как еще можно поздороваться? Дети. - Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Воспитатель. - Какое у вас настроение? (хорошее, замечательное, восхитительное). - Как это можно выразить, используя жест (показ одного большого пальца –«класс»). Воспитатель. - И у меня тоже хорошее настроение. Давайте передадим его друг другу и пусть у каждого будет хорошее настроение.
Воспитатель. - Послушайте загадку.
Весной веселит, летом холодит,
Грибами, ягодами одаривает.
Осенью умирает, весной оживает. (Лес)
Воспитатель. - Что такое лес?
Ответы детей.
Воспитатель: Нас с вами сегодня пригласил в гости Старичок-Лесовичок. - Давайте, отправимся в лес и узнаем, какие деревья там растут. Лесовичок прислал свой волшебный посошок, я дотронусь до вас и мы окажемся в лесу. Нужно закрыть глаза и внимательно прислушаться. (воспитатель дотрагивается до детей, звучит запись «Птичьи голоса»
Воспитатель: - Раз, два, повернитесь и в лесу вы очутитесь.
Воспитатель. Прислушайтесь, присмотритесь: кругом в лесу кипит жизнь. Вон муравей тащит соломинку, вон пестрая птица промелькнула и скрылась в ветвях деревьев. А вон белка рыжим огоньком мелькнула на стволе сосны. Много интересного в лесу, нужно только уметь наблюдать и лес откроет вам свои тайны. Лес – это целый мир! В нем обитает множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Лес называют природным сообществом.
- Почему его так называют?
- Что значит лес для нас с вами?
- Почему в лесу так легко дышится?
- Как и чем очищается воздух в лесу?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Послушайте стихотворение С. Никулиной «Русский лес»
- Нет ничего милее, бродить и думать здесь
Излечит, обогреет, накормит русский лес.
А будет жажда мучить- то мне лесовичок
Средь зарослей колючих, покажет родничок.
Воспитатель: Лес – это много деревьев, кустарников, цветов, растений. Давайте сравним деревья с людьми и найдем, что общего у человека и у дерева.
-Похожи деревья на людей. Чем?
Дети. (похожи они живые)
-У человека есть туловище, а что вместо туловища есть у дерева?
Дети. (ствол)
-У человека есть руки. А у дерева?
Дети. (ветви)
-У человека есть ноги. А у дерева
Дети. (корни)
-Для чего человеку туловище?
Дети. (на нем растут руки, ноги, голова.)
-Для чего человеку ствол?
Дети. (на нем растут ветви, корни)
-Для чего человеку руки?
Дети. (чтобы работать, писать, держать)
- Для чего дереву ветви, листья?
Дети (чтобы на ветвях росли листья, от листьев идет чистый воздух и все дышат)
-Для чего человеку ноги?
Дети (чтобы ходить, бегать, стоять)
-Для чего дереву корни?
Дети (чтобы хорошо стоять на земле, не падать)
Воспитатель: Вот видите как много у нас с деревьями общего. Человек рождается, растет, стареет и дерево тоже растет, стареет,а главное и человек, и дерево живые существа.
Воспитатель: Ой-оо-ой-ой, какой подул сильный ветер и закружил листья в воздухе. Давайте и мы покружимся вместе с листочками.
-Листья, листочки тихо кружатся. (кружатся руки в сторону).
Листья нам под ноги тихо ложатся. (приседают)
И под ногами шуршат, шелестят. (движения руками вправо, влево)
Будто опять закружится хотят. (поднимаются, кружатся).
Воспитатель: Дети, чем является лес для человека?
Дети. (лес это место отдыха, человек очень любит отдыхать и ходить в лесу)
Воспитатель: Почему лес называют лесной аптекой
? Дети. (в лесу много лекарственных растений, даже воздух лечит)
Воспитатель: Что дает человеку лес?
Дети. (Грибы, ягоды, орехи, строительный материал).
Воспитатель. Вспомните ребята, что делали люди в старину из дерева?
Дети. (И дома рубили, и посуду вырезали, лодки строили, игрушки для детей делали).
Воспитатель. Как вы думаете, какие предметы из дерева делать нельзя?
Дети называют.
Воспитатель. А как лес может обогреть человека?
Дети (Человек дровами обогревает дом, а дрова- это деревья, которые росли в лесу).
Воспитатель. Посмотрите вокруг, что ещё вы видите?
Дети. (Цветы, кусты, грибы).
Воспитатель. Чем для них является лес?
Дети. (Это их дом).
Воспитатель: Правильно ребята. Лес-это дом для растений, животных, грибов. Дети, а вы знаете, что многие растения становятся редкими в нашей природе. Это из-за того, что люди рвут, совсем не жалея, срывая красивые цветы, мы лишаем их будущих плодов. Сорванные растения быстро вянут и тогда они не радуют их быстро выбрасывают. Лучше любоваться цветами и растениями не срывая и не ломая.
Воспитатель: Кто слышал про «Красную книгу»? Что это за книга?
Многие виды редких животных взяты под охрану, а растения и животные, занесенные в Красную книгу, находятся под особой охраной.
Воспитатель: Если в лесу находят маленького ежонка, зайчонка, бельчонка. Можно брать их домой? Дети: (нет, все хотят жить дома. А лес их дом).
Воспитатель: А если бы мы увидели гриб-мухомор, надо его растаптывать? Дети: (нет нельзя, животные им лечатся, как мы лечимся лекарствами.
Воспитатель: Что нужно сделать, когда отдохнули в лесу, поели принесенные с собой продукты и стали собираться домой?
Дети: (убрать за собой мусор, пакеты, пустые банки)
Воспитатель: А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? (нет
по вине человека возникают экологические проблемы леса).
Воспитатель: Кто слышал про «Красную книгу»? Что это за книга?
Многие виды редких животных взяты под охрану, а растения и животные, занесенные в Красную книгу, находятся под особой охраной. Ведь этих животных можно теперь увидеть только в ней на картинке. Все эти животные взяты под особую охрану и защиту, ведь они могут исчезнуть навсегда, если мы их не будем беречь и охранять. (Рассматривают иллюстрации в «Красной книге»)
Воспитатель: Для этого нужно правильно вести себя в природе.
Дидактическая игра: «Помоги лесу» (дети собирают карточки, что нельзя делать в лесу)
Воспитатель: Молодцы, ребята, теперь я вижу, что вы настоящие друзья леса. А вот Лесовичок приготовил для нас сюрприз – корзиночку. А что же здесь?
Дидактическая игра: «Узнай по листьям дерево»
У клена листья (кленовые)
У березы….(березовые)
Удуба. У рябины… Улипы… У ясеня…
Воспитатель: Человек должен заботится о лесе и его лесных жителях. Бережно относится к природе и всему живому на нашей планете. За что лес мог бы нам сказать спасибо?
Дети: (Если мы не будем рвать листья, ломать ветки, бросать мусор, разорять гнезда птиц. Не будем разрушать муравейники, шуметь в лесу, рвать много цветов. Не будем убивать птиц и зверей, ловить бабочек. Будем подкармливать птиц и зверей).
Воспитатель: За что лес может сердиться на нас?
Дети: (Если мы не кормим птиц, не очищаем лес от мусора, разоряем гнезда, муравейники, шумим в лесу).
Воспитатель: Мы должны оказывать помощь природе. Лес - это дом для растений, птиц, животных, поэтому его надо беречь и охранять. Человек может многое, но он и сам часть природы. Погубив окружающую природу, человек и сам не сможет выжить. Подумайте об этом, человеку нужно дружить с природой, чтобы она была вашим другом.
Кто знает пословицы о дружбе?
Дети: -Человек без друга, что дерево без корней.
-Новых друзей наживай, а старых не забывай.
-Помогай другу везде, не оставляй его в беде.
Я предлагаю вам нарисовать для Лесовичка в подарок лесную полянку с лесными жителями.