Ася Кузьмина
Леворукость и праворукость-два возможных варианта развития ребенка (консультация психолога)
▼ Скачать + Заказать документы
Данная консультация о непохожести левшей и правшей и о восприятии родителями этой особенности. Каждый ребенок – это индивидуальность со своими интересами, темпераментом, физическими особенностями. Он видит и спрашивает, запоминает, рисует, чувствует, мыслит.
Но, поскольку правшество принято считать "нормой", то родители, чаще всего радуется, когда ребенок «правильно» берет погремушку, ложку, чертит линии. А если ребенку все эти действия удобнее делать левой рукой, то возникает ряд вопросов, а иногда и необоснованных версий:
• Вдруг он это делает назло?
Публикация «Леворукость и праворукость-два возможных варианта развития ребенка (консультация психолога)» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
• Может это результат заболевания?
• Если в роду не было левшей, то как это "могло случиться" с моим ребенком?
• Когда уже начинать переучивать?
• Может ли ребенок причесываться (вырезать, шить, подметать) левой рукой, но научиться писать правой (как все) ?
Хорошо, что сегодня распространена информация об эмоциональных, интеллектуальных и волевых особенностях леворукого ребенка. Многие родители, приходя на консультацию к психологу, уже владеют информацией о том, что не следует «стараться» сделать левшу, «таким как все». Т. к. его уникальность - его достоинство.
Действительно, леворукость и праворукость – два возможных (и нормальных) варианта развития ребенка. Леворукость (как и праворукость) - это признак индивидуальной неповторимости и внешнее проявление асимметрии функционирования головного мозга.
Поэтому насильственное переучивание и негативное отношение к леворукости нарушает как физическое, так и психическое здоровье ребенка, ухудшает познавательный интерес, провоцирует возникновение невроза.
В системе образования основной мерой по созданию условий для воспитания и развития леворуких детей является отказ от насильственного переучивания на письмо правой рукой. Но в целом, развитие ребенка должно быть ориентировано на приспособление к праворукому миру и полное раскрытие их природных способностей.
Отдельно хочется акцентировать внимание на отношении членов семьи к леворукости ребенка.
Леворукий ребенок - часто причина тревог, волнений и споров в семье. Тактики воспитания родителей и родственников часто не только не согласованы, но и противоположны. Плохо, когда разные воспитательные позиции заставляют ребенка приспосабливаться к требованиям взрослых (а иногда и использовать конфликты взрослых для своей выгоды). Эта ситуация приводит к потере искренности и доверия между родителями и ребенком. Полезна ли эта ситуация? Нет! Когда ребенку предлагаются разные требования, он начинает хитрить, приспосабливаться, а взрослые акцентируют свое внимание не на развитии и воспитании, а на соревновании в правильности своих позиций. Поэтому в таких условиях проигрывают все члены семьи.
Кроме вышеописанной ситуации часто родители укоряют ребенка за левшество, как негативную особенность. Например, предъявляют чрезмерные претензии к качеству письма, ждут только отличных результатов от обучения. Своими командами и упреками они вызывают у ребенка протест, а не радость познания. Эта ситуация для ребенка так же становится хроническим испытанием, вызывает психическое напряжение.
Ребенок-левша не должен чувствовать негативное отношение к себе (это не только словесный упрек, но и тяжелые вздохи родителей, упоминание о бестолковости и неумелости). Он будет знать, что с ним "что то не так", запомнит, что он неумеха, у которого ничего не получается.
Родителям леворуких детей возможно предложить для ознакомления, а так же дальнейшего обсуждения и обмена опытом воспитания следующие рекомендации психолога:
• Не драматизируйте ситуацию. Помните, что леворукость и праворукость – два возможных (и нормальных) варианта развития ребенка. Поэтому не переучивайте левшу – дело не в руке, а в работе мозга.
• Будьте внимательны к левше, он от природы более эмоционален и раним. Типичные запросы к психологу от родителей леворукого ребенка – неусидчивость, невнимательность, повышенная возбудимость, раздражительность. Это часто проявление невротических расстройств вследствие непонимания родителями природы левшества (причины изложены выше).
• Требовательность при воспитании и обучении объедините с уважением к ребенку, а доброе отношение – с доверием к его силам и способностям. То есть, ребенок должен иметь право на ошибку и быть уверенным, что ошибки исправляются (а не караются). Строгость, критическое отношение к просчетам, оплошностям ребенка должно быть доброжелательным (без наказания, окрика, раздражения).
Вследствие того факта, что правши составляют большую часть человечества - они более изучены, понятны и приспособлены к этому миру. Но в непохожести левшей скрывается тайна их уникальных способностей и возможностей. Не старайтесь сделать левшу, таким как все! Признавайте за ребенком право быть индивидуальным!
Для консультации использованы материалы книги О. Шелопухо «Левша и правша» (ОЛМА Медиа групп, 2011)