Личностно ориентированный подход к детям в процессе образовательной деятельности

Лана Фролова
Личностно ориентированный подход к детям в процессе образовательной деятельности

Личностно- ориентированный подход – это такой подход, где во главу угла ставится личность ребёнка, её самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.

Признание ребёнка главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно- ориентированная педагогика.

По теории А. В. Петровского мы отмечаем, что на смену устаревшей учебно-дисциплинарной модели образования личностно- ориентированная модель центрируется вокруг подхода к детям как полноправным партнёрам в условиях сотрудничества и отрицает манипулитивный подход к ним.

Считаем, что каждый ребёнок уникален в своей индивидуальности и имеет право развиваться в собственном темпе, по своей образовательной траектории. В нашей группе разные дети, с разным уровнем развития. При применении технологии делим воспитанников на условные группы с учётом типологических особенностей. При формировании групп мы учитываем личностное отношение воспитанников к окружающей действительности, степень усвоения программного материала, интерес к изучению нового материала, к личности воспитателя, особенности развития психических процессов. Применяем дидактический материал, различающийся по содержанию, объёму, сложности, методам и приёмам выполнения заданий.

Образование возвращается к формуле: «Учимся не для школы, а для жизни».

Модели личностно- ориентированного воспитания.

Детство – полноценный период жизни ребёнка со своей культурой, нормами;

Ребёнок – субъект, выбирающий свою траекторию развития;

Источник развития находится в самом ребёнке;

Ребёнок имеет право быть самим собой, прожить свою собственную жизнь и судьбу;

Главная ценность – личность и личностное достоинство каждого.

Целью воспитания являются:

Создание условий для личностного роста (становление человека как зрелой, свободной, ответственной, целостной, гибкой, конструктивной личности, неповторимой и уникальной).

Обеспечение возможности, ресурсов для максимального развития способностей и возможностей личности между ребёнком и педагогом преобладает диалогический стиль общения.

Принципы личностно- ориентированного подхода:

Принцип самоактуализации. В каждом ребёнке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление воспитанников к проявлению и развитию своих природных и социально-приобретённых возможностей.

Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования личности воспитанника – это главная задача социального учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребёнка, но и всячески содействовать его дальнейшему развитию.

Принцип субъективности. Следует помочь ребёнку стать подлинным субъектом жизнедеятельности группе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъективного опыта.

Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы ребёнок жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал с объективными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в группе.

Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности ребёнка. Благодаря творчеству, ребёнок выявляет свои способности, узнаёт о сильных сторонах своей личности.

Принцип доверия и поддержки. Вера в ребёнка, доверие ему, поддержка его устремлений к саморегуляции и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля, не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребёнка.

Правила личностно- ориентированного воспитания.

Выбирать только такие формы воспитательного процесса, которые не наносят ущерба здоровью воспитанников.

Строго, но доброжелательно и терпеливо осуждать плохие поступки воспитанника.

Поддерживать эмоциональное благополучие воспитанника.

Формировать положительную самооценку ребёнка.

Понимать, принимать, любить ребёнка доброй, но требовательной любовью.

Жить интересами, переживаниями ребёнка.

Следить за своим поведением, чтобы быть образцом для детей.

Искренне радоваться каждому успеху своего воспитанника.

Учитывать состояние и настроение воспитанника.

Направлять и развивать гуманистические тенденции в семье ребёнка.

НОД мы строим на основе модели личностно- ориентированного занятия.

Модель личностно- ориентированного занятия.

Первичная задача педагога: определить, чему я буду учить, что воспитывать, что развивать.

Создание проблемной ситуации. Возникновение состояния «хочу решить проблему» у ребёнка.

Совместное определение путей решения проблемы, выдвижение гипотез, предложений от детей.

Активизация субъектного опыта, его использование в процессе занятия.

Управление самостоятельным поиском.

Совместное подведение итогов.

Рекомендации к проведению НОД.

Важно знать уровень развития каждого ребёнка, учитывать его индивидуальные особенности, корректировать психологические состояния на протяжении НОД.

Использовать разнообразные формы и методы организации работы детей, позволяющие раскрыть содержание их субъектного опыта относительно предложенной темы (например, в своей работе мы используем следующие формы: игровые упражнения, развивающие игры, дидактические игры, беседы, игровые ситуации и т. д.)

Создать атмосферу заинтересованности каждого ребёнка.

Стимулировать детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий на занятии без боязни ошибиться, дать неправильный ответ.

Использовать различные сенсорные каналы при объяснении нового материала.

Поощрять стремление ребёнка, предлагать свой способ работы, анализировать в ходе НОД разные способы, предлагаемые детьми, отбирать и анализировать наиболее рациональные, отмечать и поддерживать оригинальные.

Применять задания, позволяющие ребёнку самому выбирать тип, вид и форму материала.

Создавать педагогические ситуации общения, позволяющие каждому ребёнку проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы.

Использовать парную и групповую работу для развития коммуникативных умений детей.

Проводить с детьми рефлексию НОД (обсуждать с детьми в конце НОД не только то, что мы узнали, но и то, что понравилось (не понравилось) и почему; чтобы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по-другому).

Анализировать не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление искать разные способы выполнения заданий.

Организуя личностно- ориентированный подход в НОД, необходимо помнить основную заповедь: воспитывать и обучать не вообще, а данного конкретного ребёнка, с учётом его особенностей, условий жизни, накопленного жизненного опыта. Ведь ребёнок будет активно мыслить, высказывать, досказывать и отстаивать своё мнение только тогда, когда он воспринимается педагогом как равноправный партнёр, когда не боится неправильных ответов, зная, что неправильный ответ – ступенька к новому знанию.

Таким образом, наша дальнейшая педагогическая деятельность ориентирована на индивидуальность ребёнка.

Личностные проявления детей средней группы МДОУ «Детский сад № 100» в НОД. Воспитатель: Степанова И. В.

Таблица

Список детей Личностные проявления детей Личностно ориентированный подход воспитателей

Баранкина Мария

Карпова Ульяна

Ушакова София

Поккина Варвара

Самохвалов Вадим

Джакубалиева Алина Проявляют особый интерес к НОД, активны, хорошо справляются с заданиями. Поддерживать и развивать интерес, давать усложнённые задания, предъявлять более высокие требования к их ответам.

Булина Виктория

Горбанёва Дарья

Зенкин Матвей

Минаков Роман

Миронихин Иван

Жукова Валерия

Мурзаев Александр

Скороходов Александр

Урядова Екатерина

Уварова Юлия

Фурсов Ярослав

18. Щербинин Владимир

Не проявляют внешне свою активность, но всегда внимательны, на вопросы отвечают правильно, но только по вызову, малоинициативны. Воспитывать уверенность в своих силах, поощрять начинания, развивать творческую инициативу, проводить личностно- ориентированный подход, давать поручения в процессе бытовой деятельности.

Петрова Татьяна

Мешковой Михаил Проявляют в НОД ложную активность, любят подсказывать, хотя и не знают ответа, ждут подсказки.

Воспитывать скромность, чаще вызывать, задавать вопросы, заставляющие думать.

Михайлов Сергей

Колесникова Екатерина Внимательно слушают, но ответить на поставленные вопросы не могут, предпочитают отмалчиваться, застенчивы, имеют пробелы в знаниях.

Проводить личностно- ориентированный подход по преодолению застенчивости, ликвидировать пробелы в знаниях.

Баркова Екатерина

Парфёнов игорь

Стукалин Даниил

Спиркин Илья

Крылосов Станислав Не проявляют интереса к НОД, не внимательны, не всегда могут ответить на вопрос воспитателя. Вскрыть причину такого поведения, проводить индивидуальную работу, широко использовать наглядность.

Личностно- ориентированный подход в НОД способствует раскрытию индивидуальных особенностей каждого ребёнка, который находит своё выражение в характере мыслительных процессов, запоминания, внимания, в проявлении инициативы, творчества, в том, что при усвоении нового материала каждый обнаруживает различные интересы и по разному использует свои знания.

При личностно- ориентированном подходе к детям, молчаливые, застенчивые, замкнутые, робкие, нерешительные – дети выявляют такие качества, которые за ними раньше и не замечались. Прежде всего они теряют именно молчаливость, а в дальнейшем становятся не менее активными, чем те, которые всегда отличались большой общительностью.

Для преодоления их молчаливости воспитатель прежде всего должен расположить их к себе, заботиться, чтобы они вошли в коллектив, имели товарищей, во время НОД надо задавать вопросы о том, что они уже хорошо усвоили, и постепенно переходить к новому, более трудному материалу.

Во время занятий мы используем игровые приёмы, которые также способствуют активности, произвольного внимания, преодолению нерешительности у робких, малоактивных, застенчивых детей.

Часто причиной активности и пассивности других детей в НОД бывает не правильная работа воспитателя. Если он старается вызывать только развитых, способных, активных детей, чтобы получить от них хорошие ответы, то по сути дела, он и работает только с этими детьми, укрепляя у них уверенность в своём превосходстве над другими, которые может перерасти в зазнайство.

Очень важен личностно- ориентированный подход к медлительным детям, воспитателю следует соблюдать терпение, не торопить с ответом, не прерывать, не вызывать их первыми, воспитывать уверенность, поощрять ответы.

Индивидуальными особенностями детей следует также руководствоваться и при рассаживании их на НОД, при определении каждому места за столом.

При этом нужно учитывать особенности их физического развития и своеобразие психического развития и поведения.

Если у ребёнка пониженный слух или зрение, то его обязательно нужно посадить ближе к воспитателю, чтобы он мог хорошо видеть и слышать его, а воспитатель всегда мог держать таких детей в поле зрения и вовремя прийти на помощь. Постоянного внимания воспитателя требуют и очень подвижные дети, непоседы их тоже следует посадить поближе. Недалеко от воспитателя должны сидеть молчаливые и пассивные ребята.

При рассаживании необходимо учитывать так же дружеские взаимоотношения детей, но всё-таки в первую очередь руководствоваться педагогическими целями, подбирать соседей по столу, исходя из возможностей их благотворного влияния друг на друга.

Имеет значение и правильная расстановка столов, здесь должна проявляться творческая инициатива воспитателя при условии соблюдения им требования удобства и целесообразности.

Личностно- ориентированный подход в НОД по теме: «Развитие речи».

При общении с детьми в быту, в играх в НОД, педагог непременно обнаруживает особенности их речевого развития: образность и выразительность или, наоборот, невыразительность языка; навыки связной речи или неумение связно выразить свою мысль, богатство или бедность словарного запаса; недостатки произношения отдельных звуков. Индивидуальный подход в НОД по развитию речи позволяет воспитателю исправить недостатки речевого развития детей.

Воспитателю необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, их темперамента, характера, отражающиеся в их поведении.

Очень важно выяснить отношение каждого ребёнка к процессу познания и степень его активности в работе. Воспитатель сразу может выделить группу детей, активно участвующих в НОД, проявляющих живой интерес к обучению, хорошо владеющих речью. Вместе с тем, заметны дети обнаруживающие безразличие к НОД, пассивность, нежелание думать. Обычно и речь у них плохо развита. Больше того, при внимательном рассмотрении активность некоторых оказывается только внешней, ложной, а пассивность других далеко не такой, как кажется. Некоторые воспитатели, оказываясь в «плену» повышенной активности отдельных детей, уделяют им слишком много времени в ущерб остальным. Другие, наоборот, всё внимание направляют на пассивных детей, считая, что активным не требуется особый подход. И те и другие не правы.

Безусловно, у активных детей нужно поддерживать и развивать интерес к НОД, инициативу, развивать их способности. Учитывая уровень их умственного развития и речи, надо давать им дополнительно усложнённые задания, составлять специально для них трудные вопросы. Можно предложить им исправлять речевые ошибки товарищей.

Иногда активность ребёнка на НОД бывает искусственной, если вызвана слишком лёгкими для него вопросами. В результате ребёнок неприученный думать, привыкает несерьёзно относиться к занятиям, у него развивается ложная самоуверенность.

Воспитателю к таким детям нужно проявлять личностно- ориентированный подход, воспитывать скромность, чаще вызывать, задавать вопросы заставляющие думать.

Пассивность детей в НОД может объясняться самыми различными причинами: физической ослабленностью, застенчивастью, связанной нередко с речевыми недостатками, неправильным воспитанием в семье. Воспитателю необходимо вскрыть причину такого поведения, проводить индивидуальную работу, широко использовать наглядность. Пассивных детей полезно чаще вызывать, заставлять их задумываться над своим ответом.

Бывают дети, которые внешне не проявляют активности, но, когда воспитатель спрашивает их, отвечают, и отвечают чаще всего правильно. Это застенчивые дети.

Воспитателю необходимо проводить личностно- ориентированный подход по преодолению застенчивости, ликвидировать пробелы в знаниях.

В своей практике мы используем здоровые сберегающие технологии.

Методы предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психогимнастика);

Упражнения на снятие нервного напряжения у детей (игры-релаксации);

Упражнение на развитие эмоциональной сферы;

Оздоровительная гимнастика;

Разные виды массажа и самомассажа;

Физкультминутки, динамические паузы;

Упражнения для глаз, дыхания, пальцев рук и т. д.

При подготовке к занятию придерживаемся следующего сочетания элементов современных образовательных технологий в структуре непосредственно - образовательной деятельности:

Этап НОД Варианты использования образовательных технологий Методы и приёмы:

Педагогика сотрудничества – совместная деятельность;

Здоровьесберегающий подход – психофизическая тренировка (элементы психогимнастики, настрой на занятие);

Сообщение темы НОД Проблемное обучение – создание проблемной ситуации;

Педагогика сотрудничества – работа в группах, парах;

Информационно-коммуникативные технологии – представление наглядного материала;

Работа по теме Индивидуальный и дифференцированный подход – индивидуальная, групповая работа;

Гуманно-личностная технология – создание ситуации успеха;

Развивающее обучение – задания на развитие интеллектуальных умений;

Игровые технологии – игровая ситуация;

Физкультминутка Здоровьесберегающий подход – динамические паузы, гимнастика для глаз, пальчиковая, дыхательная и другие;

Рефлексия Гуманно-личностная технология – создание ситуации успеха;

Здоровьесберегающий подход – «Я смогу…» «Я научился…» «Что не получилось?»

Публикации по теме:

Индивидуально-дифференцированный подход к детям раннего возраста при взаимодействии с родителями Первые годы жизни - начало формирования личности ребенка, многих ее сторон и качеств. Ни в один из последующих периодов ребенок не развивается.

Индивидуальный подход к воспитанникам младшего дошкольного возраста в процессе адаптации в детском саду Обобщение опыта воспитателя Бузановой Риммы Николаевны Ребенок, переходящий в новые условия жизни в дошкольной организации, переживает.

Воспитание познавательных интересов дошкольников через индивидуальный подход в процессе игровой деятельности Воспитание познавательных интересов дошкольников через индивидуальный подход в процессе игровой деятельности. Ребенку свойственно стремление.

Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности ДОО как основа ФГОС дошкольного образования Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому - и я научусь. Китайская мудрость Цель: совершенствование теоритической.

Личностно ориентированный подход к развитию и воспитанию дошкольников на занятии и в повседневной жизни Позитив – это мой жизненный настрой! С ним иду по жизни я за ручку! Позитив – есть образ жизни мой. Мысли помогает мне собрать он в кучку. Личностно.

Консультация «Личностно ориентированный подход в воспитании и обучении» Современная система дошкольного образования в России развивается, как вариативная, что достигается прежде всего за счет многообразия образовательных.

Отчет по самообразованию «Личностно ориентированный подход в воспитании дошкольников» Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников. Всякий ребенок в известной мере есть гений, и всякий гений в известной мере.

Проектирование непосредственной образовательной деятельности «Агния Львовна Барто — детям» Краткосрочный проект. Срок выполнения: 4 недели (октябрь) Тип проекта: познавательно-творческий. Участники проекта: воспитатель, дети.

Личностно-деятельностный подход в инклюзивном образовании В последнее время предлагается все больше инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями.

Здоровьесберегающий подход в процессе адаптации (из опыта работы) Адаптация - это процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды каждому человеку попавшему в новую непривычную обстановку требуется.

Библиотека изображений:
  • Математика
  • Наша армия
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Личностно ориентированный подход к детям в процессе образовательной деятельности
Опубликовано: 25 марта 2016 в 09:06
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация для родителей «Организация оздоровительного отдыха для ребенка...
Выбор базы отдыха Не секрет, многие родители, планируя отпуск с ребенком, руководствуются своими личными интересами. Например, летят на пару недель в...
Урок технологии «Орнамент в хакасском национальном костюме»
Урок технологии по теме: "Орнамент в хакасском национальном костюме". Цели. • Ознакомить учащихся с национальным орнаментом, его историей и применением....
Фотоотчёт о развлечении в детском саду «Здравствуй, Лето»
Что такое лето? Это много света, Это поле, это лес, Это тысячи чудес, Это в небе облака, Это быстрая река, Это яркие цветы, Это синь высоты. (...
Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения, через...
Тема самообразования: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения, через ознакомление с правилами дорожного движения! » за...
Занятие по ОБЖ «Опасные предметы»
Цель: Дать детям знания о том, что существует много предметов , которыми надо уметь пользоваться, и что они должны храниться в специальных отведенных местах....