Татьяна Польщикова
Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия родителей и детей, как основной принцип ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Польщикова Татьяна Михайловна
МДОУ ЦРР-детский сад «Сказка»
п. Ивня Белгородская область
Аннотация: Материал адресован администрации и педагогам, работающим в инклюзивном образовательном пространстве. В статье рассматривается содержательные и организационные подходы инклюзивного образования, а также методы, приемы и технологии обучения детей с ОВЗ.
Ключевые слова:
Инклюзивное образование, ограниченные возможности здоровья, адаптированная образовательная программа, адаптированная образовательная среда, психолого-педагогическое сопровождение.
Публикация «Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия родителей и детей, как основной принцип ФГОС ДО» размещена в разделах
- Гуманизация. Гуманистический подход в воспитании
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
В Конституции РФ, в законодательстве РФ, в Конвенции ООН о правах ребенка, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) заложен принцип личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых и детей. В соответствии с этим, организация учебно-воспитательного процесса с детьми должна обеспечивать личностно-развивающее воздействие.
Все специалисты по дошкольному образованию, которые работают с детьми дошкольного возраста, обязаны использовать в своей работе только те обучающие средства, которые оказывают положительное влияние на личностное развитие детей. Недопустимо применять в работе с детьми неадекватные их возрасту формы и методы, не способствующие личностному развитию.
На практике педагоги иногда используют те средства, которые никак не влияют на личностное развитие дошкольников. Например, вместо игрового интегрированного занятия проводят комплексный урок, на котором дети поднимают руки, как в школе, встают при ответе, проводят физминутки. Каков коэффициент полезного действия этих действий с точки зрения личностного развития? Практически никакого. На самом деле это демонстрация «дрессированности» детей.
Такие формы организации учебно-воспитательной работы с дошкольниками противоречат рекомендации Стандарта о построении образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок выбирает содержание своего образования в форме творческой активности. Для взрослых, не имеющих специального дошкольного образования это просто набор слов. А профессионал должен из своего обширного арсенала методов и приемов выбирать оптимальные средства, способствующие проявлению творческой активности и в каждом конкретном случае с одним и тем же ребенком их надо варьировать. Считается организационной ошибкой, если педагог применяет более одного раза один и тот же метод.
Гуманистический характер взаимодействия с детьми предполагает наличие гуманного информационного материала. Нежелательно знакомить дошкольников с негативными проявлениями таких персонажей, как разбойники, Бармалей, Кощей Бессмертный и т. д. Что гуманного из их действий могут почерпнуть дети в дошкольном возрасте? Перед ними должен быть достойный пример для подражания.
Практика подтверждает: все, что дети увидят, услышат и узнают, они трансформируют в игру, чаще всего бессознательно упражняясь в словах и действиях. Учитывая решающее влияние на становление характера в дошкольный период, существует опасность формирования стереотипов неправильного поведения. Ведь дети все воспринимают, как правило, которое не просто можно, но и должно выполнять.
Кроме того, дети дошкольного возраста очень ранимы. Предпочтительно использовать в работе с ними более щадящие средства воздействия. В народе говорят: «Каков ребенок в игре, таков человек в жизни». Зачем обществу нужны граждане с характерами отрицательных героев? В школьном возрасте дети уже будут готовы правильно воспринимать проявления этих героев. К школьному возрасту уже будут сформированы этические нормативы и негативных последствий для своего характера от этой информации не будет.
При этом не целесообразно доводить до сведения детей информацию, не соответствующей «зоне ближайшего развития» согласно принципу возрастной адекватности, прописанного в Стандарте дошкольного образования.
Сейчас мы говорим о здоровых детях. Но особое внимание в ДО уделяется работе с детьми, имеющими некоторые отклонения, так называемые дети с ОВЗ.
Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик
• от практически нормально развивающихся, но испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы;
• от ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования.
Вследствие неоднородности состава группы, диапазон различий в уровне содержания должен быть максимально широким. Т. е для каждой категории и внутри каждой категории требуется дифференциация стандарта.
Требования времени ввели в ДО инклюзивное образование. Именно на нем мы и остановимся более подробно.
Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. Задачей инклюзивного образования является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к детям с ограниченными возможностями здоровья. В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии.
Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях базируется на компетентности педагога, на умении очень тонко и правильно выбрать ту грань общения не только с такими детьми, но и с их родителями, что порой гораздо труднее сделать.
В практике многим родителям приходится объяснять, что такое комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации, рассказывать о применении современных технологий психолого-педагогического сопровождения. В индивидуальных беседах с родителями детей с ОВЗ приходится доносить о том, что такое адаптивная развивающая среда, какие возможности есть у дошкольников в ДО по вопросу обеспечения их комфортного доступа в образовательном пространстве. При грамотно поставленной работе в данном направлении у всех дошкольников развивается инклюзивная культура, они бережнее относятся к детям, не совсем здоровым, не совсем таким, как они сами. Обо всем об этом компетентный педагог грамотно преподнесёт родителям нужную им информацию, он не ранит своей консультацией обеспокоенную маму, а наоборот, постарается её успокоить, объяснить, что ребёнку её здесь очень комфортно, он многому уже научился, его здесь не обижают, а помогают, играют с ним.
У большинства детей с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к образовательной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе педагога. Для активизации деятельности воспитанников с ОВЗ можно использовать следующие активные методы, приё мы и технологии обучения:
1. Использование наглядности и зрительных стимулов (смена вида деятельности в ходе НОД, развитие зрительного восприятия, внимания и памяти).
2. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний дошкольников, выявления пробелов в пройденном материале.
3. Деление крупного материала на мелкие, связанные между собой части (составление алгоритма).
4. Внедрение современных компьютерных технологий в дошкольную практику позволяет сделать работу воспитателя более продуктивной и эффективной.
5. Использование сюрпризных моментов
Родители являются полноправными участниками воспитательно- образовательного процесса. Они должны иметь всю информацию о том, какое психологическое и педагогическое воздействие оказывается на их ребёнка в ДОУ. Вовлечение родителей в коррекционно- педагогическое воздействие влечёт за собой рост их активности, повышение педагогической компетентности, а так-же меняет характер отношений родителей к ребёнку и его особенностям. Логопедическая практика показывает, что осознанное включение родителей в совместный с учителем- логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить его эффективность.
Организация работы в ДОУ с детьми с ОВЗ предполагает:
• разработка рекомендаций для родителей в соответствие с индивидуальными особенностями их ребёнка;
• проведение консультаций, тренингов, практикумов по реализации коррекционно-развивающих задач;
• проведение открытых занятий;
• работа с детско-родительская парой.
Вышеизложенная система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ обеспечивает личностно-развивающий гуманистический характер взаимоотношений между ДО и родителями.
Литература:
Гуменная Г. С. Изучение коллективной деятельности детей с недоразвитием речи: Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. — М, 1991.
Жукова Н. С., Филичева Т. Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. — М, 1973